Здесь новый уровень Общения людей, з

Вознюк Наталия Геннадиевна

Здесь новый уровень

                                                                                                                 Общения людей,

                                                                                                          здесь душа с

                                                                                                                душою говорит.

В.Крупин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Здесь новый уровень 21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок нравственности по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор».

Здесь новый уровень

                                                                                                                 Общения людей,

                                                                                                          здесь душа с

                                                                                                                душою говорит.

В.Крупин.

В наш век компьютеров, планшетов, сотовой связи, Интернета многие ученики стали меньше читать. Книги в бумажном варианте нередко утрачивают для ребят свою ценность. Не все стараются уединиться, чтобы один на один с героем читаемого рассказа поразмышлять, понять идейное содержание, тему. Поэтому вся нагрузка зачастую ложиться на обычные уроки, факультативы. И учитель старается подбирать такие небольшие сюжеты произведений для анализа, чтобы увлечь, успеть за урок – два перечитать, чтобы в них были не только близкие возрасту учеников герои, но и понятные, важные для современности проблемы.

Злободневные проблемы я вижу в творчестве Валентина Григорьевича Распутина. Знакомя с произведениями писателя, обращаю внимание ребят на его редкий дар – способность к глубинному восприятию мира. Это «вчувствование», «вдумывание». Это, значит, он вызывает потребность размышлять над сложными нравственными проблемами. Распутин учит беречь чувство общности отдельного человека со всеми людьми. Писатель приводит к пониманию, что стоять твердо на земле нельзя без близости к деяниям и судьбам предков, без постижения своей ответственности за происходящее вокруг.

Используя презентацию, даю обзор произведений Виктора Григорьевича «Прощание с Матерой», «Живи и помни», « Пожар». Слушаю краткие отзывы от подготовленных учеников. Делаю вывод – сюжеты данных произведений  воздействуют на эмоциональную способность читателя-ученика. Боль и тоска в душе после прочтения. Распутин как бы дает возможность додумать, дочувствовать, ответить самостоятельно на «важные вопросы» жизни.

Раздав тексты рассказа «Женский разговор», сама читаю. Подготовленные ученики-старшеклассники комментируют отдельные эпизоды.  Наблюдаю за ребятами и делаю вывод: захватил сюжет. После прочтения самые сильные ученики сразу  называют проблему – взаимоотношения старшего поколения с молодежью. Распутин не зря выбрал главными героями внучку и бабушку. Хотя, по словам писателя, его упрекали «в том, что старухи якобы слишком умничают, всегда хотелось ответить: да знаете ли вы наших деревенских стариков? Нет, вы их не знаете. Наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и Боге, они не распылили и не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям». Объясняю, что на примере двух людей, двух миров ученики должны почувствовать разницу в восприятии и познании жизни, различия в воспитании, поведении.

Спрашиваю, какой роман композиционно напоминает рассказ. Делаем вывод: это произведение И.С.Тургенева «Отцы и дети». В нем те же отношения между людьми разных поколений, те же разногласия в выборе идеала. «Детям» обычно чуждо не только  мнение старших, но и их советы. Молодые люди, злоупотребляя своей свободой, часто избирают неверный путь.

Один из учеников пересказывает, что случилось с Викой. Девушка вела разгульный образ жизни. Ей 16 лет. Родители сделали все, чтобы прервать отношения дочери с сомнительной компанией и отправили «на перевоспитание» к бабушке Наталье в деревню. Подвожу к выводу: проблема безнравственности молодежи одна из важных сегодня.

- Как устоять от соблазнов? Как поступить, если беда случилась?

Ученики, отвечая на эти вопросы, сами говорят, что для решения непростых задач порой опираются на ложные идеалы и подстраиваются под них. А результаты часто бывают плачевными.

Стремление быть лучше других, быть более современной погубило внучку. Мы не знаем, как все произошло. Об этом в рассказе ни слова. Наверное, не было любви, не о чем говорить. По-разному воспринимают любовь Вика и ее бабушка. Для внучки – это раскованность в поведении, желание стать независимой женщиной. Любовь – это поцелуи, объятия, красивые слова, страсть. Для Натальи же ценно и важно понимание, доверие, просто уважение, чувство необходимости влюбленных друг другу.

«Сегодня, наверное, странно для некоторых звучат слова бабушки:  « Я всю себя сохранила для него одного, моего единственного»», - спрашиваю я у учеников. Сначала поднимается рука, другая, за ними еще. Формируем достойные внимания суждения:

  1. Растрачивать себя физически и духовно на мимолетные увлечения – это не значит жить правильно и достойно.
  2. Суть настоящего чувства заключается во взаимном понимании.

Вслушиваемся в разговор бабушки и внучки. О чем они спорят? О любви, о предназначении женщины, о жизненной правде. О чем сетует бабушка? Зачитываем ответ из текста. «Все вокруг перекошено, запущено, перекручено».

- Что имела в виду бабушка? Вероятно, нравственные устои общества.

«Затаенная», «тихоомутная» Вика вначале слушать не хочет бабушкину правду, мечтает уехать, жить «по-современному»: без оглядки, не думая о будущем. Внучкина правда «разбивается», как корабль о рифы, сталкиваясь с вопросами старой, умудренной жизненным опытом Натальи:

- Сейчас важно, чтобы женщина была лидер.

-  Это кто ж такая? — Наталья от удивления стала подскребаться к подушке и облокотилась на нее, чтобы лучше видеть и слышать Вику.

-  Не знаешь, кто такая лидер? Ну, бабушка, тебе хоть снова жить начинай. Лидер — это она ни от кого не зависит, а от нее все зависят. Все бегают за ней, обойтись без нее не могут.

— А живет-то она со своим мужиком, нет? — Все равно ничего не понять, но хоть это-то понять Наталье надо было.

Вика споткнулась в растерянности:

— Когда-ка-ак… Это не обязательно.

— Ну, прямо совсем полная воля. Как у собак. Господи! — просто, как через стенку, обратилась Наталья, не натягивая голоса. — Ох-ох-ох тут у нас. Прямо ох-ох-ох…

Обращаю внимание на последние слова диалога. Они настораживают учеников, производят на многих ошеломляющее воздействие. Ведь грубое сравнение, произнесенное простой крестьянкой, правдиво.

Спрашиваю, как они охарактеризуют речь бабушки. Ученики высказываются.

  1. Речь Натальи поэтичная, красивая. Это заметно в словах: « А как иначе: все честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженек, для тебя налита. Для тебя взросла, всюю себя по капельке, по зернышку для тебя сневестила. Потронься: какая лаская, да чистая, да звонкая, без единой без трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая! Божья сласть, по благословению. Свой, он и есть свой. И запах свой, и голос, и приласка не грубая, как раз по тебе. Все у него для тебя приготовлено, нигде не растеряно. А у тебя для него. Все так приготовлено, чтоб перелиться друг в дружку, засладить, заквасить собой на всю жизню».
  2. Рассказ бабушки –это урок и для Вики, и для каждой современной девушки.
  3. Старая женщина переживает за судьбу внучки, поэтому для убедительности раскрывает перед ней душу. Вика должна уехать с измененными идеалами.

Наталья сострадает, вопрошая внучку: «Еройство у тебя было, али грех? Как ты сама на себя смотришь?»

Замечаем, что девушка вначале говорит с раздражением, потом с отвлечением, задумываясь.

Делаем вывод о том, какой надо быть женщиной, и отвечаем, что, прежде всего, любимой. Любовь даст силы. Значит, все трудности преодолеешь. Именно это начала понимать притихшая Вика. Значит, женский разговор состоялся. Он  произошел только через два месяца после приезда внучки к бабушке, но оказался нужным и важным, своевременным. Начался вечером, а закончился глубокой ночью. Казалось, вся природа замерла, вслушиваясь в неторопливые речи Натальи. Зимний пейзаж навевает покой и отдохновение. Самое подходящее время для разговора по душам. Природа как бы вздыхает в такт с рассказом старухи, вспоминает с ней эпизоды из прошлого и заставляет вновь окунуться в него.

- Предлагаю вспомнить факты из прошлого Натальи, характеризующие ее женственность, порядочность, нравственность.

  1. Вышла замуж невенчанной и сожалела всю жизнь. Жила в любви и согласии с мужем.
  2. Было двое детей. Муж погиб на фронте.
  3. Муж, умирая, наказал израненному другу заменить себя в семье. Долго Наталья  не соглашалась. Потом поняла, пожалела: «Без нее он долго не протянет»

Вывод: это свойственно было женщинам старшего поколения. Бабушка Наталья- мудрая женщина, в ней и достоинство, и духовная чистота, и твердость, и настоящая женственность.

«…Любовь сама по себе есть величайшее счастье изо всех доступных человеку, но сама по себе она не наслаждение, не удовольствие, не успокоение, а величайшее из обязательств человека, мобилизующее все его мировые задачи..» (зачитываю прекрасное изречение из книги Алексея Алексеевича Ухтомского «Интуиция совести».)

Стоит добавить, что совесть не давала права В.Распутину молчать о современном отношении к женщине, семье, вековым традициям. Неудивительно, что маленький по объему рассказ «Женский разговор» вместил огромное количество материала для размышления, явился уроком нравственности для современной молодежи.