Курсовая работа на тему: ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Гаплевская Галина Федоровна

Курсовая работа по предмету: Методика преподавания интегративного курса "окружающий мир" в начальных классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А.П. ЧЕХОВА (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

Факультет педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования

Кафедра естествознания и безопасности жизнедеятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Выполнила студентка

Группы НОZ-432                                                                       Г.Ф.Андриенко

Направление подготовки

«Педагогическое образование

Профиль «Начальное образование»

Научный руководитель

канд. пед. наук, доц.                                                                    В. А. Панова

Дата сдачи «___» __________2018г.

Дата защиты «___» __________2018г.

Оценка ________________

Таганрог

2018

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….…3

Глава 1. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке…………………………5

  1. Особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках....……..…5
  2.  Виды самостоятельной работы на уроках……………………………………………..8

Глава 2. Применение самостоятельной работы на уроках атив курса «Окружающий мир»…………………………………....…………………………..…….…….14

2.1. Самостоятельная работа учащихся с научным материалом в рамках УМК «Школа России»………………………………………………………………………………………….14

2.2. Возможность применения самостоятельной работы на уроах интегративного курса «Окружающий мир»……………………….………….…………………………………….….17

Заключение…………………………………………………………………………………...…19

Список литературы…………………………………………………………………………..…21

Приложения…………………………………………………………………………………..…23

Введение

Актуальность. Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся - одна из актуальных задач современного образования, а привитие учащимся навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных способностей с помощью внедрения самостоятельных работ в процесс обучения окружающего мира. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у них умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Немаловажным является и формирование навыков самостоятельного умственного труда. Это тем более важно, что, какие бы знания и в каком объеме не получали обучаемые, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Выход в решении задачи - научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы [14, 42].

Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами [4, 56].

Значительный вклад в развитие проблемы самостоятельных работ в теории преподавания «Окружающего мира» внесли видные методисты А .Я. Герд, Л.Н. Никонова, К.П. Ягодовский, Б.Е. Райков, Н.К. Крупская, А.Н. Бекетов, З.А.Клепинина, М.Н.Скаткин, Л.Ф.Мельчаков, П. А Завитаев, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилова, П.И. Боровицкий, В.А. Тетюрев, И.Д. Зверев, Г.Н.Аквилева, Р.А.Петросова, А.В.Миронов, В.М.Пакулова, Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян. [9,185]

Воспитание самостоятельности и развитие познавательных интересов учащихся на занятиях окружающего мира в малокомплектной школе при помощи самостоятельных работ явилось проблемой нашего исследования.

Объектом исследования является самостоятельная работа в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир».

Предметом исследования является процесс использования самостоятельных работ на уроках интегративного курса «Окружающий мир».

Цель  исследования – рассмотреть возможности использования самостоятельной работыпри изучении интегративного урока курса «Окружающий мир»

Задачи  исследования:

  1. Провести анализ психолого-педагогической научной литературы.
  2. Рассмотреть виды самостоятельной  работы на уроках;
  3. Обобщить опыт педагогов по проблеме исследования
  4. Проанализировать учебно-методические комплекты интегративного курса «Окружающий мир».
  5. Разработать и проанализировать  урок интегративного курса «Окружающий мир».

В работе применялись следующие методы исследования: теоретические (работа с информационными источниками), анализ литературных данных и практического опыта в процессе обучения интегративного курса «Окружающий мир», эмипирические (наблюдение за обучающимися), анкетирование, педагогический эксперимент, анализ результатов эксперимента.


Глава 1. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке

  1. Особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках

Формирование , личности,  востребована и может  в любой сфере , всегда рассматривалось как  из основных  образования.

В  разрабатываемых теоретико-концептуальных  развитие  личности Б. Г. Ананьев [1, и С. Л. Рубинштейн [12,2] связывали с  формирования интереса  к той или иной .

Дальнейшее развитие  развития самостоятельной  в учебно-воспитательном  происходит в 50 – 70- ХХ века и связано с  педагогов: Б. П. Есипова , Л. С. , В. И. Селиванова. Эти ученые , что самостоятельность  целостным качеством , представляющим единство , эмоционального и волевого . Тем самым  разработка идей,  на предыдущих исторических  становления педагогики. Средства развития самостоятельности, в  самостоятельная работа, по Б. П. , направлены на организацию  преподавания с  конкретных возможностей  к самостоятельному познанию в  созданных для этого  [13, 70].

В  это положение получает итие в работах М. А. , И. Я. Лернера. Следует , что рассматриваемый  60-80 годов  реформацией педагогической  в систему развивающего , т.к. прежняя  система не приводила к  индивидуальных способностей . Прогрессивные педагоги,  традиционную  обучения, основанную на  готовых знаний , пересматривают методы . Начиная с  60-ых И. Я. Лернер  использовать методы,  в учебном процессе  уровень  деятельности учащихся от  к исследовательской, корректируют  учебного материала,  формулируют  «обновленной школы». По  становления развивающей  обучения происходят  изменения в  сущности самостоятельности. Все  внимание уделяется  компоненту в деятельности . Направление  смещается с организации  деятельности на процесс  ученика, с учетом его  и возможностей,  ученых по поводу , что следует понимать под  «самостоятельность». В данное  учёные  вкладывать несколько  содержание. [7,82]

Так, М. А. Данилов  самостоятельность как одну из  личности:  и умение самостоятельно ; способность ориентироваться в  ситуации, найти  подход к  задаче; желание не  понять усваиваемые , но и способы их добывания;  собственных » Следует обратить , что здесь термин «» выступает в единстве  учения: , уметь, стремиться,  способным к практическому [7, 43].

Самостоятельность – очень многообразный и психологически непростой феномен. Попробуем более точно определить, что же на самом деле входит в понятие самостоятельности.

В толковом словаре русского языка  В. Даля мы находим следующее определение: «Самостоятельность – работа, осуществляемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи» [6, 163].

В книге «Педагогическая энциклопедия» самостоятельность трактуется как «одно из свойств личности» и «характеризуется двумя факторами: во-первых, совокупностью средств – знаний, умений и навыков, которыми обладает личность; во-вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также осуществляе-мыми в процессе деятельности связями с другими людьми» [13, 56].

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предполагает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных решений. В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений [2,41].

Организация учебной деятельности младших школьников включает наряду с классной ещё домашнюю, внеклассную и самостоятельную виды работ по учебному предмету. Самостоятельная работа учащихсяявляетсяосновнымвидом деятельности на уроках.

По мнению Л.С. Выготского, самостоятельная работа школьника является следствием правильно организованной учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное во время, в кружках и на факультативах.

Во-вторых, самостоятельная работа это понятие обширнее, чем домашняя работа, предполагающая выполнение задач, данных учителем в классе, которые направленны на подготовку к следующему уроку.

В-третьих, самостоятельная работа - это высшая форма его учебной деятельности, форма самообразования, связанная с его работой в классе. [4, с.243]

Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий, её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.  

Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает выяснить способности учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приёмами самостоятельной работы как ясное представление цели работы её выполнение, проверка, исправление ошибок. При правильной методике организации проведения самостоятельных работ активируется умственная деятельность детей. Если детям прививать навыки выполнения самостоятельной работы и использовать на уроках различные её виды, то у детей вырабатывается самостоятельность и развивается мышление, они стремятся выполнять более трудные задания. [13, 96]

Самостоятельная работа стимулирует  учащихся к познавательной деятельности, поскольку при её выполнении школьники анализируют непосредственно предметы и отвлекаются от внешних раздражителей. Чем интереснее основной вопрос полученного задания для изучения и разнообразнее варианты его решения, тем сильнее активизируется внимание, тем более устойчивой становится познавательнойдеятельности. Это позволяет учащимся не только найти правильный ответ на поставленный учителем вопрос, но и обобщить проведённый сравнительный анализ, сформулировать выводы, то есть довести самостоятельную работу до логического конца. Элементы исследования, включённые в содержание задач, значительно повышают уровень самостоятельной работы, выполняемой учащимися. [11,1]

Особенности самостоятельной работы учащихся, могут быть сопоставлены в его классной, домашней, внеклассной (внешкольной) работе, то есть со всеми видами его урочной и внеурочной деятельности. Очевидно, что все они образуют определённую последовательность, представленную с одной стороны, классной, а с другой самостоятельной работой младшего школьника как высшей формой самоорганизации учебной деятельности. Анализ видов учебной работы показывает, что самостоятельная работа как деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью ученика, самоконтролем, собственным режимом работы, свободой выбора места и времени её выполнения.[3, 25]

Специальная программа обучения самостоятельной работе должна включать:диагностирование своей учебной познавательной потребности в расширении, углублении совокупности знаний, полученных в школе;определение своих интеллектуальных, личностных и физических возможностей;определение цели самостоятельной работы,;самостоятельный выбор учениками объекта исследования и обоснование этого выбора для себя;разработку конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы. Хорошо, если работа с учителем во внеурочное время может служить образцом составления такой программы;определение формы и времени самоконтроля.

Целесообразно, чтобы форму контроля ученик выбирал исходя из конкретного вида работы (проект, доклад, сочиннение и др.), чтобы результаты работы были личностно значимыми и для него, и для других[15, 1.2]. Работу ученик осуществляет сам, по собственной инициативе, без помощи учителя.

Как известно, первое требование сводится к тому, что внеклассная работа может только углублять, расширять и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроке, но не имеет основной целью сообщение новых знаний, умений и навыков. Вторым требованием является овладение самими формами, процессом и материалом работы. Третье фиксирует необходимость меж предметных связей. Важными требованиями являются также добровольность и активность учащихся в этой работе, массовость как форма организации.[15, 1]

Часто у учащихся формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет. Здесь увлекательным должно быть именно овладение новым материалом, а не только и не столько форма организации. Конечно, нельзя рассчитывать на то, что такой самостоятельной работой будут заниматься все, но создание условий и предпосылок для заинтересованных в этом учеников является проявлением развивающего обучения в полном смысле этого слова.[5, 59]

Для успешного развития личности обучение должно включать проблемные ситуации, в условиях которых учащиеся самостоятельно или с помощью учителя решают поставленные задачи программного материала.

Проблемным в дидактике называется такое обучение, при котором усвоение знаний и формирование интеллектуальных умений происходит в процессе самостоятельного решения учащимися системы задач-проблем под общим руководством учителя. При таком обучении в структуре познавательной деятельности должна лежать важная психологическая закономерность -проблемный характер мышления.[2, 205]

Закономерности развития умственной деятельности образуют психологическую основу познавательного поиска в обучении. В самостоятельной деятельности младших школьников важным компонентом являются мотивы обучения. Им уделяется большое внимание в психологических и дидактических исследованиях, которые ведут, в основном, в двух направлениях.

Первое - это работы, которые непосредственно анализируют мотивы обучения школьников разного возраста, структуру механизмов действия мотивов, динамику их развития и пути формирования полноценных мотивационных комплексов.

Второе направление - это исследование проблем развития активности и самостоятельности школьников в процессе обучения, расширение положительных мотивационных факторов познавательной деятельности, связанных с явлениями социального и личного характера [3,52].

1.2. Виды  работы на уроках

Самостоятельные работы  занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. На уроке учащиеся должнытрудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику - еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.[13,69]

Типы самостоятельных работ :

  1. Самостоятельная работа по образцу (алгоритму): 1)репродуктивный метод (навык выполнения); 2)сделай как я.
  2. Самостоятельная работа с модификацией алгоритма в изменённой ситуации: конструктивный метод (повышенный уровень) переноса знаний в необычную ситуацию
  3. Самостоятельная работа по переносу нескольких известных способов и их комбинированию: частично-поисковый метод
  4. Самостоятельная работа по созданию нового способа решения проблемной задачи - исследовательский метод [6, 72].

Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:

1. По методу самостоятельной работы учащихся:наблюдение;упражнение;работа с текстом учебника.

2.  По звеньям учебного процесса:        задания на восприятие с целью изучения нового материала;задания на применение знаний и формирование умений;задания на закрепление и повторение учебного материала;задания на обобщение учебного материала.

3. По характеру познавательной деятельности: воспроизводящий по образцу;реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.

4. По характеру руководства:подробные инструкции;краткие инструкции.

5. По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:индивидуальные;фронтальные;групповые;парные.[21, 43]

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

1.Работа с книгой ( рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками).

2.Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения).

3.Решение задач и выполнение практических работ.

4.Различные проверочные  самостоятельные работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы).

5.Доклады и рефераты.

6.Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и экскурсиях.

7.Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

8.Техническое моделирование и конструирование.

9. Проекты.[14, 3]

При составлении календарно-тематического планирования , учителю необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении каждой темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки проведения опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.[19]

По цели применения самостоятельные работы могут быть:обучающими;тренировочными;закрепляющими;повторительными;развивающими;творческими;контрольными.

Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала с целью развития интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика во время процесса обучения. [2, 158]

Целью обучающих самостоятельных работ является задача доведения до сознания учащихся содержания нового понятия, раскрытие его главных свойств, признаков, связь с ранее излагаемым материалом. Эти работы проводятся при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового материала, когда знания учащихся непрочны. Эти работы надо составлять так, чтобы задания были репродуктивного характера, выполнение которых выработке основных умений и навыков, необходимых для изучения новых. Конечно, этот вид самостоятельной работы мало способствует умственному развитию детей, но она очень необходима, т.к. создаёт базу для дальнейшего изучения материала и, таким образом, способствует более высокому уровню обучения. На начальном этапе формирования знаний можно разрешить учащимся в ходе самостоятельной работы пользоваться учебником, записями в тетрадях, таблицами и т.п., что создаёт благоприятный климат особенно для слабых учащихся.

Тренировочные самостоятельные работы должны включать однотипные примеры и задачи, которые содержат существительные признаки и свойства данного определения, правила. Выполняя данные работы, учащиеся вырабатывают определённые навыки и умения.

При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся ещё необходима помощь учителя. После проверки, выявив потенциальные ошибки, учитель работает со слабоуспевающими учениками, помогая им преодолевать имеющиеся проблемы, средние и сильные учащиеся повышают свой уровень знаний.

К закрепляющим работам можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Эти работы показывают, насколько прочно и осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки работ данного вида учитель определяет, нужно ли ещё работать над данной темой. [11, 5]

Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние работы по составлению докладов на определённые темы, подготовка к олимпиадам, сочинение игр, сказок, презентаций и т.п.

Особое место среди самостоятельных работ занимает контрольная работа. Создание соответствующей системы контроля – необходимое условие достижения планируемых результатов обучения.По существу, разработка должна быть одной из основных форм фиксирования целей обучения, в том числе и минимальных.

Поэтому, во-первых, задания различных вариантов должны быть равноценными по содержанию и объёму работы;во-вторых, задания должны отрабатывать основные навыки;в-третьих, задания должны обеспечивать достоверную проверку уровня обучения;в-четвёртых, нельзя ограничивать только обязательным уровнем, необходимо постоянно стимулировать деятельность учащихся, задания должны позволять дифференцировать уровень подготовки учащихся. [14,1.2]

Целесообразно, используя в имеющиеся в литературе контрольные работы, составлять для каждого класса контрольную работу в нескольких вариантах по разным уровням, которые учитывают статус. Смысл контрольных работ заключается в самостоятельном выполнении заданий после изучения определённой темы с целью выявления глубины полученных учащимися знаний и умений, творческого их применения.[14,1]

Таким образом, технология системы самостоятельной работы даёт возможность дифференцировать обучение. Давая классу разноуровневые самостоятельные задания в зависимости от подготовленности учащихся, учитель имеет возможность варьировать для каждой группы учеников и даже для отдельных учащихся учебную нагрузку, предполагая посильные задания. Этим создаётся доброжелательный психологический микроклимат в классе, положительная мотивация к учению.

Учителю необходимо знать следующие особенности самостоятельных работ: их надо составлять, учитывая возрастные особенности младших школьников, работы могут включать задания непродуктивного характера, проверять работы немедленно и не ставить за них плохих оценок.

В результате самостоятельнойдеятельности ученики осознают необходимость учения, учатся самостоятельно находить и анализировать свои ошибки, оценивают уровень знаний, развивают свои способности, начинают творчески относиться к труду.    

Глава 2. Практическое исследование по вопросу применения самостоятельной работы на урокахатив курса «Окружающий мир»

2.1. Самостоятельная работа учащихся с научным материалом в рамках УМК «Школа России»

Как известно,  целый ряд образовательных  для работы в . Каждая школа  определяет по какой  будут учиться . Раcсмотрим  из программ интегративного курса «Окружающий мир» - «Школа России», которая является национальной программой , определим виды заданий для самостоятельной работы. [12,4]

Рассмотренная нами  отличается  учебного материала,  его представления и методов  на максимальное включение  в учебную . Это отражено и в новом  оформлении комплекта, и в  заданий, и включении в  рубрик: « проекты», «Странички для », «Выскажи свое », «Что узнали.научились», « себя и оценим  достижения» и т.д.[23]

В обновленных выполнен современных  к тематическому , и те виды учебной самостоятельной , которые более  для достижения личностных,  и предметных  обучения.[17,3]

Система  «Школа России»  значительным воспитательным , поэтому  реализует подходы,  в «Концепции духовно-нравственного  и воспитания личности  России»,  одной из методологических  ФГОС НОО. Подтверждением  служат целевые , заложенные в  концепции системы « России» и программах по  предметам для начальной .[23]

Одним из  положений стандарта  ориентация содержания  на формирование семейных , культурного,  и нравственного богатства  народа.

Эта задача  средствами всех  предметов,  которых особое  занимает интегративный курс « мир» А. А. Плешакова, где  семейных  является одной из  задач. Особенность  состоит в том, что познание  мира ется как проект,  осуществляется через  деятельность взрослого и  в семье. В  этой деят в комплект включены слe книги: «Зелёные », атлас-определитель «От до неба» и т.п.

К важным  образования в начальной  ФГОС относит  УУД, как основы  учиться.[20]

В этой  структура и содержание  системы и каждого  направлены как на  различных видов  учащихся, так и на использование  методов и технологий  педагогами.

В  учебников интегративного курса «Окружающий мир»  специальная система , позволяющая ученику самостоятельно, и  выходить за программного материала в  других источников .[23]

А теперь, обратимся к урокам интегративного курса «Окружающий мир». Все мы знаем, что важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, позволяющих продолжить образование в основной школе; развитие способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для личностного прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей нашего общества. Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.[16, 3.2]

Интегративный курс «Окружающий мир» представляет школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как элементов единого мира. Основные содержательные линии предмета интегративного курса «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество»

На уроках  интегративного курса «Окружающий мир» учащиеся учатся самостоятельно:

  1. Пересказывать и понимать тексты;
  2. Oписывать (сезонные изменения в природе, внешний вид, характерные особенности животных, климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей);
  3. Xарактеризовать  (признаки времён года, особенности растений и животных, свойства полезных ископаемых, состав роль почвы в природе, условия необходимые для жизни растений, природные сообщества, способы питания,  размножения и условия необходимые для жизни животных, влияние человека на природные сообщества, основные функции систем органов человеческого тела, правила оказания первой помощи, особенности звёзд и планет, формы земной поверхности и водоёмов своей местности);
  4. Изучать (связи жизнедеятельности растений, животных и времён года);
  5. Проводить групповые наблюдения во время экскурсий;
  6. Pазличать, сравнивать (растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями, природные объекты и изделия, изученные полезные ископаемые, деревья, кустарники и травы, дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, день, ночь, времена года, разные формы земной поверхности, разные формы водоёмов, формы поведения допустимые и недопустимые в школе и общественных местах, твёрдые тела, жидкости и газы);
  7. Группировать объекты природы по признакам (домашние – дикие, культурные – дикорастущие, живая – неживая природа);
  8. Анализировать (примеры использования человеком богатств природы, влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы, ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге);
  9. Обсуждать в группах; объяснять, оценивать;
  10. Наблюдать (объекты и явления природы, простейшие опыты по изучению воздуха, природных ископаемых,   погоду); приводить примеры веществ, описывать их;
  11. Измерять температуру воздуха, тела;
  12. Определять часть цветкового растения; Выращивать растения;
  13.  Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информаций;
  14. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите, ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, формы поверхности из песка, глины или пластилина, ситуации вызова экстренной помощи по телефону, ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов;
  15.  Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); ориентироваться; Находить географические объекты на карте;
  16. Объяснять движение Земли, относительно Солнца и его связь между сменой дня и ночи, основные  правила обращения с газом, электричеством, водой, влияние человека на природу природных зон;
  17.  Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях, составлять родословное дерево семьи.[23]

Проанализировав программу «Школа России» по «Окружающему », мы видим, что содержание  направлено на то, что  самостоятельно получает сведения об мире, природе; на  связи между явлениями , помогает осмыслить  развития окружающего ; необходимость и целесообразность  отношения к .

2.2. Возможность применения самостоятельной работы на уроах интегративного курса «Окружающий мир»

Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником [22,125].

Самостоятельная работа является необходимым этапом изучения любой темы. Трудно переоценить значение самостоятельной работы учащихся, потому как без нее невозможен процесс овладения знаниями на различных этапах урока при изучении нового материала, его усвоения  и закрепления.

Для определения эффективности применения самостоятелной работы на уроках.Мы разработали урок интегративного курса «Окружающий мир», для 1 класса по традиционной программе обучения «Школа России».(см. Приложение 1)

Темой урока мы определили «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?».

На первом этапе урока (Организационный момент) учащиеся самостоятельно проверяют готовность к уроку, что способствует формированию навыкам самообслуживания и самоконтроля.

На втором этапе, при постановке проблемы урока, учащиеся, опираясь на прочитанную тему урока, самостоятельно определяют цели данного урока.Такой вид деятельности помогает развиваать умения устанавливать связь между целью учебной деятельности, её мотивом и результатом.

На третьем этапе урока, актуализации знаний, учащиеся участвуют во фронтальном опросе. Такая форма работы способствует развитию умения работать в коллективе. Самостоятельно заполняют карточки. (см. Приложение 2). Как правило, работа по карточкам помогает младшим школьникам в формировании навыка самоконтроля и самооценки результата.

На четвертом (основном) этапе урока, при изучении нового материала, учащиеся работают с учебником «Окружающий мир» А. А. Плешакова, рассматривают иллюстрационный материал по теме урока, стороят логические предположения, выссказывания о том, как правильно вести себя в лесу на примере героев иллюстраций. Продолжают самостоятельно выполнять задания по карточкам, а так же в рабочих тетрадях на печатной основе. Проводимые формы самостоятельной работы на данном этапе развивают навыки самоконтроля деятельности, а так же формирут логическое мышление.

В конце урока нами была проведена рефлексия, где учащиеся выполнялианализ своей деятельности на всех этапах  урока. Самоконтроль деятельности позволяет развивать умения адекватно видеть собственные возможности и давать им соответствующую оценку.

При подведении итогов, учащиеся, как правило не выполняют ни какой самостоятельной работы, потому что на этом этапе урока итоги подводит учитель.

Таким , мы выяснили, что учебно-методический  «Школа P» реализует  лучшие ции Отечественного образования и пp практиками образовательного  инновации.пoэтому она пoзволяет высоких результатов, сo задачам современного обрa, является  востребованной школами и пoнятнойдля самостоятельного изучения материала учащимися.

Нами был разработан урок интегративного курса «Окружающий мир» в 1-в классе, в котором мы выявили эффективное использование на уроке различных форм самостоятельной работы. Данные виды уроков значительно облегчают условия современного обучения младших школьников.

Заключение

Итак, самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Самостоятельная работа является средством вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. Формируемая в каждом конкретном типе и виде самостоятельной работы, позволяет включать учащихся в управляемую познавательную деятельность. Следовательно, самостоятельную работу правомерно рассматривать как средство организации и выполнения учащимися определенной деятельности в соответствии с поставленной целью.

 примером учебной , предполагающей установление  типов и видов  связей и самостоятельную деятельность в начальных , является интегративный курс «Окружающий мир».Содержание этого  может  собой органическое  естественного, гуманитарного и  циклов. Установление  связей с  различных направлений  формировать целостную мира, мировоззрение .

В нашей  работе мы рассмотрели з самостоятельной  работы в  изучения интегративного  «Окружающий ». Для изучения данной мы выполнили следующие :

В Главе 1 мы изучили  организации  работ на уроках и  их классификацию.На основе теоретической части можно сделать  вывод, что орг самостоятельной работы это  средств, форм и методов, которые развиваютпознавательную активность. В процессе управления  деятельностью не последнее  принадлежит педагогу, так как он  прямое ( косвенное) участие в педагогического процесса. Учитель может индивидуально  вид самостоятельной на уроке. Так же мы рассмотрели педагогический передовых педагогов,  отвечает на: «Что такое самостоятельная?».

Во второй главе мы рассмотрели учебные пособия по нитегративному курсу «Окружающий мир» образовательной программы «Школа России».  В ходе рассмотрения учебных пособий, мы выявили, что в данной методической литературе все задания направлены на самостоятельного подхода к  знаний. А, р в учебнике, система  и заданий моделирует ные виды деятельности,  «проживает» , - в интеллектуальной сфере (, сравнение, абстрагирование, , поиск решений),  (оценочной, ), практической, коммуникативной ( во фронтальной классной , общих дискуссиях,  с учителем,  в группах, защита  разработанного проекта,  с одноклассниками).  Следует , что большое в самостоятельной деятельности  организация непосредственных  окружающих природных , объектов,  с историческими и культурными . И, учебник выполняет  руководства познавательной  учащихся.

Для того чтобы выявить эффективность применения самостоятельных работ на уроках интегративного курса «Окружающий мир» мы разработали конспект урока. Данная разработка и проведение урока показали, что применяя разные виды и формы самостоятельной работы повышают мотивацию к обучению и формируют у учащихся навыки самостоятельной деятельности, самоконтроля, адекватной самооценки.

Список литературы

  1. Ананьев, Б. Г.  психологические труды: в 2 т. / Б. Г. . – М.: Просвещение, 2007. – 312 с.
  2. Анисимов, В. В. Общие основы педагогики:Учеб.для вузов /В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. – М. : Просвещение, 2006. – 574 с.
  3. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся [Текст]/ В.К. Буряк. - М.: Просвещение, 1984.-56с.
  4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2006. - 512 с
  5. , Г. Воспитание  / Г. Гаврилычева // Воспитание . – 2008. – № 6. – С. 33-38
  6. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2015. 896 с
  7. , М. А. Воспитание у школьников  и творческой в процессе обучения / М. А. . – М.: Просвещение, 2008. – 82 с
  8. , Ю. Н. Психологические основы  как свойства  / Ю. Н. Дмитриева // Ученые . – М.: МГУ, 2004. –657 с.
  9.  З.А., Аквилева Г.Н. Методика  предмета « мир». - М.: Академия,  -336 с.
  10. Козина, Е.Ф.  преподавания естествознания: . пособие для . высш. пед. учеб.  / Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян. - М.:  центр «Академия»,  - 496с.
  11.  А. В. Методика изучения  мира в начальных : учеб.пособие для  /А. В. Миронов.- М.:  общество России, с.
  12. Официальные сайты  образования и науки  Федерации - (раздел «Стандарты.программы обучения»), 2.  -www.mpgu.edu (раздел «. Программы  »), 3. Школ и персональные  начальных классов,  (преподавателей биологии,  Отечества и ;
  13. Педагогическая энциклопедия / Под ред. Б. М. Бим-Бад, М. М. Безрукий, В. А.  и др. – М.: Большая Российская , 2002. – 528 с.
  14. , П. И. Самостоятельная познавательная  школьников в обучении / П. И. . – М.: Просвещение, 2001. – 124 с.
  15. , С. Л. Основы  психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: , 2008. – 628 с.
  16. Сайты  (www.1september.edu, www.RG.ru, ), 2. УМК (www.school2100.ru, , www.ouro.ru, www.sooro.ru, ); 3. www.razumniki.ru; 4.www.shkolnymir.info
  17.  Л.А. Экологическое Семенова Н.А.  основы и  преподавания интегративного  «Окружающий мир» » [Электронный ] – Режим доступа: http://koi.tspu.ru/koi_books/semenova/
  18.  младших  [Электронный ресурс] -  доступа: http://www.pandia.ru/text/77/197/87726.
  19. Чему : какие знания об мире  для младшего школьника  / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе //  школа - Первое . - 2016. - № 19. -С.
  20. Федеральный государственный  начального общего  / М-во образования и Рос. Федерации. - М. :, 2015. - 33с.
  21. Чудинова Е.В.,. Букварѐва Е.Н.  преподавания курса « мир». 3 класс:  для учителя - М.: , 2013.- 141с.
  22. , Д.Г. Организация самостоятельной  учащихся / Д.Г. Ямалтдинова//  школа. –  – №2. – 265 с.
  23. УМК «Школа России» http://www.school-russia.prosv.ru

Приложения

 1

Методическая разработка  интегративного курса «Окружающий мир»

Тема: «Почему в лесу мы  соблюдать » . 1 класс

Цель урока: сформировать понятие об одном из основных правил – соблюдении тишины в лесу.

Задачи:

  1. Сформировать элементарные представления о лесе как о экосистеме.
  2. Дать знания о некоторых взаимосвязях в живой и неживой природе.
  3. Дать знания о некоторых повадках животных.
  4. Создать условия для осознания одного из основных экологических правил – соблюдение тишины в лесу.

Оборудование

  1. ПК с подключенной интерактивной доской или проектором
  2. Презентация PowerPoint с включением аудио- и видеофрагментов
  3. Карточка с заданиями (приложение 2).

      4. Карточки с текстами для работы в парах (приложение 3).

      5. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. 2 часть. – М: «Просвещение», 2017.

      6. Стихотворение Г.С. Томашевской «Тишина в лесу».

Ход урока:

Этапы

Содержание

  1. Организационный момент

а) Приветствие.

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

б) Проверка готовности к уроку.

— Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. 

— Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.

  1. Целеполагание, постановка проблемы

- Откройте учебник на с. 48 – 49. Авторы учебника ставят перед вами новую проблему. Прочитайте тему сегодняшнего урока. Давайте поставим перед собой цели, которые сегодня на уроке будем воплощать в жизнь

  1. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, как мы слышим звуки?

- Знаете ли вы, что слуху животных можно только позавидовать. Коты, например, слышат в три раза лучше, чем человек. Еще бы! Ведьчтобы поймать мышку, часто приходится ориентироваться только на ее тоненький писк. Уши кошки всегда наготове. Они вращаются от наименьшего шороха независимо друг от друга, даже если кажется, что их владелец крепко спит. Кроме того, еще более острымслухоб обладают зайцы.

- Где живут зайцы?

- Верно, в лесу. (Слайд с изображением леса)

- На партах лежат карточки. Давайте прочитаем и заполним 1 вопрос.

  1. Работа по теме урока. Изучение материала

Жизнь растений леса имеет свои особенности. Растения в лесу расположены ярусами, которые можно сравнить с этажами. Верхний, первый ярус представлен основными деревьями первой степени значимости (ель, сосна, дуб).Второй ярус сформирован деревьями второй величины (черемуха, рябина, яблоня).Третий ярус состоит из кустарников, например, шиповника, лещины, калины, бересклета.

Четвертый ярус – это травянистый покров, а пятый – мхи и лишайники. Доступ света к растениям различных ярусов неодинаков.

- Давайте с вами самостоятельно заполним определение: Что такое лес.

-Прослушайте аудиозапись. Какие звуки леса вы услышали?

- Рассмотрите картинку на с. 49. Давайте предположим, к чему может привести такое поведение детей в лесу?  

-Прослушаем пояснение, которое дают авторы учебника (видеофрагмент).

- Возьмите в руки цветные карандаши. Отметьте в карточках зеленым карандашом звуки, которые создают «музыку леса», красным- которые ее нарушают.

Физминутка

- Дружно встанем. Давайте выполним движения, о которых говорится в стихотворении.

Мы заходим с вами в лес  (Дети маршируют на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес!  (Удивились, развели руками.)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.  (Раз, два, три.)

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем прыжков.  (Раз, два, три ...)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лесу обхитрим,

На носочках убежим.  (Бег на носочках.)

Всё вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

IV. (продолжение) Работа по теме урока. Изучение материала

- Откройте с.34 рабочих тетрадей на печатной основе. Прочитайте задание. Обсудите в парах. Почему разбегаются и разлетаются животные?

- Давайте рассмотрим задание 2. Прочитайте задание. Выполните работу самостоятельно.

- Выполним задание 4 в карточке.

  1. Рефлексия

- Что узнали нового сегодня на уроке?

- Что понравилось больше всего?

-Как вы думаете, правильно ли мы ответили на вопросы карточки?

  1. Подведение итогов урока

- Словесная форма одобрения работы учащихся на уроке.

Приложение 2

Карточка с заданиями для учащихся

«Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?»

1. Напиши, что или кто может жить в лесу.

______________________________________________________

2. Дополни определение:

ЛЕС – это ________________, ____________________________ и __________________________, взаимосвязанные между собой и влияющие друг на друга.

3. Подчеркни зеленым карандашом, какие звуки могут создавать «музыку леса», красным – которые ее нарушают.

Пение птиц, шум машин, плеск ручья, шум ветра, музыка, шум дождя, разговор людей.

4. Напиши, что необходимо для того, чтобы не нарушить жизнь животных в лесу, чтобы понаблюдать за природой, чтобы послушать «музыку» леса.

______________________________________________________

Приложение 3

Тексты для учащихся

… Дрозды очень болезненно относятся к появлению вблизи их гнезда человека. Потревоженные птицы нередко бросают гнездо, даже если яйца насиживали уже несколько дней. В каком-нибудь другом месте они построят новое гнездо, но в нем будет меньше яиц. А будущие птенцы уже никогда не вылупятся.

… Выбираясь из норы, мать-крольчиха закапывает вход, чтоб никто не потревожил маленьких крольчат. Возвращается она к дому очень осторожно, долго принюхиваясь и вслушиваясь в окружающие звуки: вдруг какой-нибудь хищник вышел на охоту? Почуя опасность, мать убежит подальше от норы, а вернется совсем не скоро.