психолого-педагогическая диагностика

Безуглая Татьяна Искандеровна

В презентации представлены определения, виды психолого-педагогической диагностики, а также способы ее использования в деятельности педагогов и специалистов дошколльных образовательных организаций.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическая диагностика

Слайд 2

Определение понятий Психологическая диагностика - отрасль психологического знания предназначенная для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических особенностей человека, а также для выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Педагогическая диагностика - механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс и определяются результаты деятельности ученика и учителя.

Слайд 3

Цели: - постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач с использованием особого инструментария – психодиагностических методик. - оптимизация процесса обучения, определение результатов деятельности участников педагогического процесса.

Слайд 4

Области практического использования психологической диагностики 1) Образовательные учреждения. 2) Медицинские учреждения. 3) Психологическое консультирование. 4) Трудовая деятельность. 5) Судебно-психологическая экспертиза.

Слайд 5

Классификация психодиагностических методов Малоформализованные Наблюдение Психологическое интервью (беседа) Контент-анализ (анализ продуктов деятельности) Строго формализованные Тесты Опросники Методики проективной техники Психофизиологические методики Метод экспертной оценки

Слайд 6

Метод научного наблюдения характеризуется: - постановкой проблемы; - выбором ситуаций для наблюдения; - определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения; - разработанной системой фиксации и интерпретации результатов.

Слайд 7

Цель Наблюдения Поисковое наблюдение проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы, выполняет наиболее полное описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений. Конкретное (исследующее, выбирающее) наблюдение предполагает отбор только нужных фактов и явлений

Слайд 8

Виды Наблюдения 1. Наблюдения хронологические: лонгитюдные или продольные - проводятся в течение длительного времени, обычно несколько лет, и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения; периодические - проводятся в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени; единичные , (однократные) - представлены в виде описания отдельно взятой ситуации. 2. В зависимости от ситуации наблюдения : полевые - естественные для жизни наблюдаемые ситуации; лабораторные - объект наблюдается в искусственно созданных условиях; спровоцированные в естественных условиях . 3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту: открытое или скрытое (например, через стекло Гезелла); наблюдение со стороны и включенное (исследователь является членом группы, полноправным ее участником).

Слайд 9

Метод Беседа - сбор первичных данных на основе вербальной коммуникации Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). Формы интервью • свободное - беседа по общей программе без строгой детализации вопросов; • стандартизованное - имеет детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов; • частично стандартизованное – имеет строго разработанную стратегию и более свободную тактику.

Слайд 10

Виды интервью Диагностическое интервью - это метод получения информации общего содержания, который направлен на изучение свойств личности, характера, различных аспектов поведения человека. Клиническое интервью - это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

Слайд 11

Метод Контент-анализа - количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понимаются: понятием «документальный источник» а) письма: б) автобиографии; в) дневники; г) фотографии; д ) записи на кино- и видеопленке; е) творческие результаты в разных видах искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.).

Слайд 12

Классификация тестов По форме психологического тестирования Индивидуальные тесты – взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Групповые тесты – позволяют одновременно проводить испытания очень большой группой людей.

Слайд 13

Классификация тестов По форме ответов Устные тесты – чаще бывают индивидуальными Письменные тесты – применимы в группе

Слайд 14

Классификация тестов По используемому материалу 1. Бланковые тесты представлены в виде отдельных бланков и тетрадей, брошюр, в которых содержатся: - инструкция по применению - примеры решения - задания - графы для ответов. 2. Предметные тесты - материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств. Наиболее известные: 3. Аппаратурные тесты – требуют применения специальных технических средств или специального оборудования. 4. Компьютерные тесты – автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ.

Слайд 15

Классификация тестов По характеру стимульного материла Вербальные тесты - основным содержанием в них являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Невербальные тесты – тестовый материал представлен в наглядной форме (картинки, чертежи, графические изображений и т.п.). Выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции .

Слайд 16

Классификация тестов По содержанию психологического тестирования 1. Тесты интеллекта предназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развития человека По форме тесты интеллекта могут быть: - групповыми; - индивидуальными; - устными; - письменными; - бланковыми; - предметными; - компьютерными.

Слайд 17

Классификация тестов По содержанию психологического тестирования Тесты способностей предназначены для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях – математике, технике, литературе, в разнообразных видах художественной деятельности. Общие способности обеспечивают овладение разными видами занятий и умений, которые реализуются во многих видах деятельности. Специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности. По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.).

Слайд 18

Классификация тестов По содержанию психологического тестирования Тесты личности направлены на оценку эмоционально – волевых компонентов психической деятельности – мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также особенностей поведения индивида в различных ситуациях. Тесты действия представляют собой относительно простые, четко структурированные процедуры, в которых возможен правильный ответ, например тест ригидности. Тесты достижений или тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной), предназначены для оценки степени продвинутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком соответствующего обучения, общей профессиональной подготовки. Тесты достижений измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида стандартный набор воздействий.

Слайд 19

Опросники - группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений, и предназначены для получения ответов обследуемого По содержанию опросники могут быть подразделены на: - опросники черт личности - опросники типологические - опросники мотивов - опросники интересов - опросники ценностей - опросники установок.

Слайд 20

Проективные тесты (техники) – группа методик, предназначенных для диагностики личности, с использованием в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Группы проективных методик: - методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла; - методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого; - методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации; - методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории; - методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях; - методики изучения экспрессии: рисование на свободную или задуманную тему; - методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Слайд 21

Психофизиологические методики используются для диагностики природных особенностей человека, обусловленных основными свойствами его нервной системы. По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными .

Слайд 22

Функции педагогической диагностики аналитическую – выявляет причинно-следственные связи в образовательно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения; собственно диагностическое – способствует изучению уровня обученности, воспитанности и развития ученика, а также уровня профессиональной компетентности учителя; оценочную – предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического процесса; коррекционную – направлена на исправление (изменение) действий учителя и ученика с целью устранения негативных последствий обучения; ориентационную – предусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей; информационную – нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.

Слайд 23

Функции позволяют сконструировать комплекс диагностик с учетом принципов гуманизации, изучения обучающихся в деятельности, в динамике 1. Диагностика общего состояния учебного процесса в классе. 2. Диагностика общего физического развития школьника 3. Диагностика определения зон актуального и ближайшего развития. 4. Диагностика определения уровня обученности. 5. Диагностика социального развития школьника 6. Диагностика в профориентационной работе . 7. Диагностика воспитательной возможности классного коллектива. 8. Диагностика воспитательного потенциала семьи 9. Диагностика определения уровня усвоения системы знаний. 10. Определение уровня готовности школьников к самостоятельной работе