Мастер-класс на тему: "Инновационно- коммуникативные технологии в психокоррекции детей с ОВЗ (в соответствии с требованиями ФГОС)"

Малютина Олеся Юрьевна

Мастер-класс направлен на формирование профессиональных навыков использования ИКТ (интерактивный стол) в работе специального педагога, развитие творческого потенциала личности, воображения, ассоциативного мышления педагогов, воспитание активной позиции педагогов в использовании методов интерактивной стимуляции в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии, на формирование практических навыков вариативности использования ИКТ. В ходе работы с участниками мастер-класса используются такие методы работы, как мини-лекция, дискуссии, практическая работа в парах и группах. Определяется важность использования ИКТ в современной системе образования (в соответствии с ФГОС), вариативность интерактивных столов. Рассматриваются возможности их использования с различными категориями детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс в сенсорной комнате для учителей-дефектологов

Тема : «Инновационно- коммуникативные технологии в психокоррекции  детей с ОВЗ (в соответствии с требованиями ФГОС)»

Задачи:

1.Формирование профессиональных навыков использования ИКТ (интерактивный стол) в работе специального педагога.

2.Развитие творческого потенциала личности, воображения, ассоциативного мышления педагогов.

3.Воспитание активной позиции педагогов в использовании методов интерактивной стимуляции в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии.

4.Формирование практических навыков вариативности использования ИКТ.

План мастер-класса:

  1. Мини лекция по теме мастер-класса.
  2. Практическая работа с обзором основных функций интерактивного стола.
  3. Творческая разработка и проведение участникам игр с использованием интерактивных технологий (работа в парах, в группах).
  4. Заключительная часть. Рефлексия.

Ход работы:

  1. Мини лекция по теме мастер-класса.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) стали необходимым элементом прогрессивной педагогической деятельности. Современный ФГОС требует от педагога не только высокого уровня знания своего предмета, но и грамотного использования информационно-коммуникативных технологий. Соответственно возникают требования к ИКТ-компетентности педагога – использованию различных информационных инструментов и эффективное применение их в педагогической деятельности. В школах и детских садах активно внедряются и показывают свою высокую эффективность в использовании такие интерактивные технологии, как интерактивные доски, интерактивные столы и интерактивные панели.

Современные дети являются представителями нового «цифрового поколения», они прекрасно знакомы с техникой, легко изучают новые технологии и подчас работа с интерактивными столами оказывается для них намного легче, чем классическое обучение с учебником и тетрадью. Особенно актуальна данная ситуация в младших возрастных группах.

Коммуникационные технологии - определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

Интерактивные столы могут быть разной технической характеристики, разных размеров и разных возможностей. Но в современный век компьютеризации они гармонично вписываются в уклад педагогической жизни образовательных учреждений, имея свои важные преимущества.

А) Разные варианты интерактивных столов (слайд-шоу)

Основные характеристики интерактивных столов: размер, разрешение экрана, процессор, объем памяти и размер жесткого диска, операционная система, материал корпуса.

Б) Функции интерактивного стола (дискуссия): развитие и формирование коммуникативных умений, моторных функций, познавательных процессов, личностных и нравственных качеств, креативности, подготовка к школе, ориентировка в пространстве, математика и другие предметы познания и развития…

В) Плюсы и минусы интерактивного стола  (работа в двух группах, защита своих проектов). Плюсы: повышает интерес и мотивацию к познанию; формирует усидчивость, стремление к результату, стимулирует творческое воображение, облегчает процесс обучения (демонстрация заката, прибоя…), содействует развитию исследовательских качеств, учит работать в группе (столы в 2-4- касаний на экране), возможность диверсификации задач для детей с разными возможностями, сокращение материальных расходов на обучение и т.д. Минусы: визуальность материала без объемного обследования, подача только на горизонтальной плоскости, стоимость самого оборудования, ограниченность количества участников в группе в зависимости от размеров стола, требования к подготовке педагога… вывод: минусы не перевешивают плюсы, стол должен активно использоваться (со всеми его преимуществами) как один из вариантов технологий в общей системе психолого-педагогического процесса.

Г) Сфера использования интерактивного стола (обозначение основных задач каждого профиля педагога): логопедия, педагогика, психология, воспитание, свободная деятельность, кружковая работа…

Д) Особенности использования интерактивного стола в работе с детьми с ОВЗ: при нарушениях зрения, слуха, двигательных функций, нарушениях эмоционально-волевой сферы, речи, ЗПР, интеллектуальных нарушениях. Противопоказаний в использовании стола нет, есть преимущества.

  1. Практическая работа с обзором основных функций интерактивного стола. Обзор основных программ и возможностей стола (приложения для Android и  Windows):  образовательные программы (чтение, счёт, география, история, моторика, сенсорика, познавательные процессы, коммуникативные игры…), рисовалки, графические редакторы, музыкальные игры, интернет сайты, игры с громкоговорителем, интернет-книги. Игры и упражнения проигрываются, отмечаются их оформление, возможности групповой и индивидуальной работы,  задачи.
  2. Творческий обзор участниками игр с использованием интерактивных технологий (работа в парах, в группах). Участники по своему педагогическому профилю работы выбирают игру или программу и описывают её возможности в преимущества в сфере обучения и воспитания детей.
  3. Заключительная часть. Рефлексия.