Психолого-педагогические особенности развития детей с НОДА

Малютина Олеся Юрьевна

ДЦП является самым распространённым ярким представителем в группе нарушений опорно-двигательного аппарата (80 процентов), которые требуют системного психолого-педагогического сопровождения ребёнка с самого момента постановки диагноза. Команда специалистов в детском саду и в школе, работающая с детьми, страдающими данным заболеванием, должна хорошо знать клинику заболевания и особенности психического развития детей, страдающих разными формами ДЦП. В выступлении раскрывается клиническая картина заболевания, делается акцент на сложной структуре дефекта при ДЦП, рассматриваются особенности психического развития при разных формах ДЦП, отмечаются основные направления психолого-педагогического воздействия. Рассматривается базовая трёхуровневая модель психического развития детей с ОВЗ, позволяющая учитывать при ДЦП уровни причинности, базовых составляющих психического развития ребёнка и простроить эффективные направления коррекции "снизу вверх", что значительно повышает эффективность психолого-педагогического воздействия.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог МАУО «Надежда» Малютина Олеся Юрьевна Психолого-педагогические особенности развития детей с НОДА

Слайд 2

(в зависимости от причин и времени действия вредных факторов) Виды нарушений ОДА

Слайд 3

Классификация детей с ОВЗ

Слайд 4

Структурные составляющие психологического портрета ребёнка с ДЦП при ДЦП

Слайд 5

- ДЦП- органическое поражение двигательных зон головного мозга; - При ДЦП страдают самые важные для человека функции -психика, движение, речь. Данные нарушения отмечаются в разных сочетаниях и проявляются с разной степенью тяжести

Слайд 6

Двигательное развитие Общая моторика Функциональные возможности кистей и пальцев рук Артикуляционная моторика

Слайд 7

О собенности двигательного развития при ДЦП (в учебно-воспитательном процессе) Нарушения мышечного тонуса (по типу спастичности , ригидности, гипотонии, дистонии) Ограничения произвольных движений (парезы, параличи) Наличие насильственных (гиперкинезы), содружественных непроизвольных движений ( синкинезии ) Нарушения равновесия и координации движений Нарушение ощущений движений (кинестезии) Наличие патологических тонических рефлексов

Слайд 8

Последствия нарушений двигательных функций – ограничения активности Затруднение ходьбы и выполнения упражнений, требующих бега, прыжков, лазанья и т.д. Трудности при манипулировании с различными предметами Трудности в усвоении учебных предметов, письма и чтения Затруднения выполнения упражнений на скорость и координацию Трудности в коммуникации и социализации

Слайд 9

(ВПФ , познавательная сфера в целом) Трёхуровневая модель психического развития Высший уровень Базовые составляющие Уровень причин

Слайд 10

Нарушения пространственного анализа и синтеза

Слайд 11

недостаточность пространственных и временных представлений У детей выражены нарушения представлений схемы тела ; значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела; затруднена дифференциация правой и левой стороны тела; пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом; затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около); с трудом усваивают понятия величины; недостаточно четко воспринимают форму предметов плохо дифференцируют сходные формы - круг и овал, квадрат и прямоугольник .

Слайд 12

Структурные составляющие психологического портрета ребёнка с ДЦП при ДЦП

Слайд 13

Характер интеллектуального развития (крайне разнородная группа) Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной деятельности ( недостаточность+задержка+сохранность ) ; Задержанное психическое развитие (временная задержка темпа психического развития или ЗПР церебрально-органического генеза, могут присутствовать и ЗПР соматогенного и психогенного генеза ) ; Умственная отсталость разной степени выраженности (от лёгкой до выраженной-при двойной гемиплегии и атонически -астатической формах ДЦП) Нормативный уровень интеллектуального развития

Слайд 14

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП Неравномерный , дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций Выраженность астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, низкая работоспособность Замедленность и инертность психической деятельности Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире Нарушения процессов активного внимания Нарушения произвольности психической деятельности Низкая познавательная активность

Слайд 15

сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире обусловлен причинам и - вынужденная изоляция , ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми ; - затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности , связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств; - нарушения сенсорных функций

Слайд 16

Развитие психических процессов при ДЦП нарушается от двигательной основы: Мыслительные процессы Нарушения речи

Слайд 17

Структурные составляющие психологического портрета ребёнка с ДЦП при ДЦП

Слайд 18

Частота нарушений зрения у детей с ДЦП составляет 10-25% Слепота – 8% Слабовидящие – 6% Нистагм – 13% Косоглазие, двоение в глазах, нарушение согласованности движения глаз, птоз (опущено верхнее веко) – 20-30% Атрофия зрительных нервов – 9% Аномалии сетчатки – 6% Снижение остроты зрения – 32-51% Нарушение функции глазодвигательного аппарата (расстройство аккомодации и конвергенции) – 50-70% Ограничение поля зрения – 25,5-40,5%

Слайд 19

Нарушения зрительно-моторной координации задержка начального этапа обучения чтению , когда движение пальцем ребенок прослеживает глазом, указывает и определяет последовательность букв, слогов, слов. Нарушение зрительно-моторной координации замедляет процесс формирования навыков самообслуживания , т.к. ребенок не может проследить глазами за действиями своих рук, скоординировать движения руки и глаза. Задержка овладения трудовыми навыками и учебными умениями.

Слайд 20

Последствия сенсорных нарушений – ограничения активности Нарушение тактильного восприятия - задержка становления предметных действий , Нарушение слухового восприятия ведет к трудности обучения чтению и письму . Нарушение зрительного восприятия ведет к неполному или неправильному восприятию окружающего пространства

Слайд 21

Нарушения слуха (6-25%) отмечаются снижение слуха (чаще при гиперкинетической форме) особенно на высокочастотные звуки ( к,с,ш,ф,в,т,п ) ; часто встречается недоразвитие фонематического слуха, затрудняющее обучение письму и чтению; н едостаточность слуховой памяти и слухового восприятия.

Слайд 22

Структурные составляющие психологического портрета ребёнка с ДЦП при ДЦП

Слайд 23

расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения Низкий уровень самокритики повышенная эмоциональная возбудимость; раздражительность; неадекватная самооценка и уровень притязаний двигательная расторможенность или заторможенность ; эйфория; застенчивость, робость; склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций; Агрессия, реакции протеста, аппатия , равнодушие Низкий уровень коммуникативных навыков

Слайд 24

нарушения личностного развития П ониженная мотивация к деятельности; Избирательное принятие социальных норм и правил поведения, отрицание их С трахи, связанные с передвижением и общением; Общий социальный инфантилизм С тремление к ограничению социальных контактов Заниженная самооценка Повышенная внушаемость Низкая самостоятельность Наивность суждений Слабая ориентированность в бытовых и практических вопросах жизни Легко формируются иждивенческие установки Трудности социальной адаптации Повышенная чувствительность, обидчивость, впечатлительность, замкнутость Слабость волевых усилий. Узость круга интересов, «размытость» иерархии структуры мотивов Младший школьный возраст совпадает с периодом появления осознания своей инвалидности. ситуационные расстройства поведения тесно переплетаются с психоорганическими , преимущественными из которых являются цереброастенические , апатико-адинамические , гипердинамические .

Слайд 25

Психологические особенности детей с ДЦП Форма ДЦП Тяжесть дефекта По материн-ской линии По отцов-ской линии школа семья

Слайд 26

Направления медико - психолого - педагогического воздействия

Слайд 27

Состав семьи Образование родителей Активность в процессе образования и реабилитации ребёнка с ДЦП адекватность родительских установок Тип семейного воспитания ( гиперопека , гипоопека , мягкий или авторитарный тип воспитания) Родительский институт

Слайд 28

Спасибо за внимание!

Слайд 29

Форма ДЦП Двигательная патология Сочетанные нарушения ПРОГНОЗ Спастическая диплегия (50% больных ДЦП) Тетрапарез , ноги страдают больше, чем руки Речь (нарушена у 70-80%)-дизартрия, ЗРР, реже-моторная алалия 50-80% -ЗПР, 30-35%-У/О Более благоприятен в преодолении психических и речевых нарушений, менее-двигательных Двойная гемиплегия (самая тяжёлая форма) Тетрапарез , поражение рук и ног в одинаковой степени, либо рук более выражено Речь (нарушена до 100%)-анартрия, тяжёлая дизартрия, 90%-у/о, 45-60%- судороги Неблагоприятный (полная инвалидность)

Слайд 30

Форма ДЦП Двигательная патология Сочетанные нарушения Прогноз Гемипаретическая (правосторонняя или левосторонняя) Гемипарез (одностороннее повреждение одноимённых руки и ноги) Речь (нарушена у 30-40%)по типу дизартрии, моторной алалии 25-35%- у/о (лёгкая), 45-55%-ЗПР Благоприятный Гиперкинетическая (20-25% больных ДЦП) Гиперкинезы речь-90-100%,чаще гиперкинетическая дизартрия, 20-30% снижение слуха, 10-15% -судороги, 50% -ЗПР, у/о -25% Зависит от тяжести поражения н /с. Умеренно благоприятный Атонически-астатическая Поражён мозжечок и лобные отделы мозга Речь-60-80% (ЗРР, дизартрия, реже-моторная алалия), интеллект - от ЗПР до у/о разной степени (55%)