Семинар-практикум в сенсорной комнате на тему: "Организационно-методологические основы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речи в условиях сенсорной комнаты"

Малютина Олеся Юрьевна
На семинаре- практикуме решаются задачи:формирование профессиональных навыков использования оборудования сенсорной комнаты в работе специального педагога; развитие творческого потенциала личности, воображения, ассоциативного мышления педагогов, воспитание активной позиции педагогов в использовании модели интегрированного подхода к коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии, знакомство с преимуществами сенсорной комнаты в процессе реабилитации детей, профилактика профессионального выгорания педагогов. Определяется место и возможности интерактивного оборудования в развитии, коррекции и профилактики нарушений речевых функций у детей с ОВЗ. В практической части проводятся игры и упражнения по развитию различных сторон речи с использованием различного оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для учителей-логопедов

Тема: «Организационно-методологические основы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речи в условиях сенсорной комнаты»

Задачи:

1.Формирование профессиональных навыков использования оборудования сенсорной комнаты в работе специального педагога.

2.Развитие творческого потенциала личности, воображения, ассоциативного мышления педагогов.

3.Воспитание активной позиции педагогов в использовании модели интегрированного подхода к коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии.

4.Знакомство с преимуществами сенсорной комнаты в процессе реабилитации детей.

5.Профилактика профессионального выгорания педагогов.

План:

  1. Вхождение участников семинара-практикума в мир сенсорных ощущений (психогимнастика). 
  2. Преимущества сенсорной комнаты в развитии речи детей (практическое обсуждение).
  3. Мини- лекция с элементами дискуссии.
  4. Проведение с участниками семинара-практикума  коррекционно- развивающих игр по развитию речи, определение логопедами логопедических задач для данных игр, вариантов их проведения.
  5. Творческая разработка и проведение участникам семинара-практикума игр с использованием оборудования сенсорной комнаты (работа в парах).

Ход:

  1. Вхождение участников семинара-практикума в мир сенсорных ощущений: 

Психогимнастическое упражнение «Мои ощущения».

Включается оборудование сенсорной комнаты (диапроектор «Расплывающиеся пятна, панель «Столбики», зеркальные шары, панель «Водопад», музыкальное сопровождение  М. Глинка «Жаворонок»). Психологи погружаются в мир ощущений, прислушиваются к своим ощущениям, возникающим мыслям, желаниям, расслабляются, ведущий семинара контролирует дыхание участников (дышим спокойно, медленно и глубоко, вдыхаем через нос, выдыхаем через рот). После выхода из мира сенсорных ощущений обсуждаются ощущения, впечатления участников, параллельно отмечаются преимущества сенсорной комнаты в работе психолога.

  1. Преимущества сенсорной комнаты
  1. Изолированность от окружающего мира как стрессогенного фактора. Работа ведётся обязательно на фоне положительных эмоций клиента - индивидуальный проект.
  2. Высокие мотивационные возможности оборудования к познанию, обостряющие чувствительность ребенка,  активизирующие его мысли. Сенсорная   комната  обеспечивает  почти мгновенное установление теплого контакта между  педагогом и ребенком-  эффективность и результативность работы. Важно при работе с клиентами с низкой мотивацией, интеллектом и астенией…, при работе с родителями.
  3. Мозг ребенка активизируется через стимуляцию базовых чувств  (зрения,  слуха, обоняния,  осязания,  вестибулярных рецепторов) и развивает процесс саморегулирования - межанализаторная связь, ненаправленная коррекция.
  4. Активизируется мозговая активность, происходит самореализация, поддержка и развитие внутренних стимулов организма по цепочке: «оккупация» мозга сенсорными стимулами → релаксация → нормализация функций организма → ключевой доступ к подсознанию → доступ к ресурсам нашего организма (компенсация).
  5. Возможность профессионального использования психокоррекционных методик различной направленности на фоне стимулирующего воздействия на организм  клиента оборудования сенсорной комнаты.
  6. Изолированная подача сенсорных эталонов, возможность регулирования длительности  и  мощности, дозированности и систематизированности их воздействия на   анализаторы клиента в зависимости от структуры и тяжести дефекта конкретного человека.
  7. Наличие силуэтных, абстрактных образов, связанных с  основными сенсорными эталонами, создающих возможности для  создания различных тематических сюжетов, реальных и фантазийных образов (лес, планета, подводный мир, зима).
  8. Безопасность передвижения, изолированность от окружения, уют и комфорт в индивидуально подобранном для клиента пространстве- при ДЦП, слабоумии, самоагрессии- РДА.
  9. Взаимодействие релаксации и направленной коррекции.
  10. Стимуляция речевой активности на уровне звука, слога, слов и предложений. Возможности работы над воздушной струёй и мелкой моторикой.
  11. Профилактика профессионального выгорания специалиста.
  12. Комплексное воздействие на организм ребёнка сенсорной среды в сочетании с основным направленным воздействием специалиста.
  13. Богатая полисенсорная среда. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения мировоззрения, и тем самым способствует развитию здоровой манеры поведения. Чем скуднее мир сенсорных ощущений,  окружающих ребенка, тем уже мировоззрение и больше стереотипов, что создает предпосылки к девиантному поведению, агрессии и т.д.
  14. Широкий спектр возрастных границ клиентов (от рождения до старости).
  15. Узкий спектр противопоказаний и ограничений в использовании оборудования при различных заболеваниях.
  16. Многофункциональность использования оборудования для психологического воздействия на все стороны психики, в том числе и на речь как ВПФ.
  17. Сенсорная комната позволяет активизировать деятельность нарушенных путей (слабовидящим  - увидеть цвета, не умеющим сидеть – ощутить эту позу…). Если это невозможно в силу тяжести патологии, сенсорная комната позволяет компенсировать дефект более активной деятельностью сохранных функций.
  18. Возможности работы с детьми с заиканием, с нарушениями темпа речи.

  1. Мини- лекция с элементами дискуссии.

Основные тезисы:

- речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими, как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей.

- В психической жизни человека речь выполняет коммуникативную, номинативную, сигнальную функции. Таким образом значение речи в психическом развитии, в жизни любого человека трудно переоценить.

- различают две формы речи – внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание). Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо. Все эти виды и формы речи активно используются человеком в течение жизни, каждая из них решает свои важные задачи в различных видах деятельности.

-речь как ВПФ начинает развиваться у ребёнка с самого рождения, проходит определённые этапы речевого онтогенеза.

-речь тесно связывается в ходе становления психики человека с различными ёё функциями (мышление, внимание, память..), активно встраивается в характер, личностное развитие  и т.п. Поэтому её развитие или нарушение так или иначе влияет на все стороны психики человека.

-речь имеет сложное строение. Различают стороны речи: звукопроизношение, синтаксис, грамматику, лексику, просодику. Нарушения речи сложны и многогранны в зависимости от степени и структуры нарушений её различных сторон. Коррекция, развитие и профилактика речевых нарушений- важная задача педагогического процесса.

-современное интерактивное оборудование позволяет существенно повысить эффективность и сократить временные рамки коррекционного процесса.

Дискуссия с участниками семинара по основным организационно-методическим вопросам работы в сенсорной комнаты по речевому развитию по направлениям: 1. Какие формы и виды речи можно развивать и корректировать в сенсорной комнате (все). 2. Какие стороны речи можно развивать и корректировать в сенсорной комнате (все). 3. Формы работы над речью в условиях интерактивной среды (занятия групповые и индивидуальные, праздники, развлечения..). 4. Какие речевые задачи можно решать в сенсорной комнате (развивающие, коррекционные, профилактические). 5. На каких этапах работы можно включать интерактивное оборудование (обучение и формирование, закрепление, совершенствование речевого материала). 6. Противопоказания для логопатов в сенсорной комнате (нет).

  1. Проведение с участниками семинара-практикума  коррекционно- развивающих игр по развитию речи, определение логопедами логопедических задач для данных игр, вариантов их проведения.

Например, игра – «Магазин»  Оборудование: панель тактильных ощущений:

 Цель: упражнять в подборе слов на заданный звук, развивать аналитико-синтетическую деятельность, тактильное восприятие, тактильно-двигательную память.

Задания: образцы тактильной панели превращаются в предметы, в названиях которых есть заданный звук, называется качество ассоциаций. Например, звук «с»: цепочки- «сосульки»- ассоциации по форме, зелёный колючий ковёр- «сосна»- ассоциации по цвету и форме и т.п.

Вариант игры с этой же панелью: «Спор».

Цель: учить составлять сложноподчинённые предложения с союзом «потому что», упражнять в согласовании прилагательных с существительными, развивать аналитико-синтетическую деятельность, тактильное восприятие, тактильно-двигательную память.

Первый участник ассоциирует заданный ведущим образец панели с каким-либо предметом, называет признак ассоциации- сходства (например, это яблоко, так как оно красное). Другие участники по очереди оспаривают предыдущую им ассоциацию, называя признак различия образца и предмета данной ассоциации, взамен предлагают свою ассоциацию, называя признак сходства (например, нет, это не красное яблоко, потому что оно не деревянное, это деревянный забор), так по цепочке).

-Оборудование: панель «Цветные клетки». Игра «Я положил в мешок». Цель: упражнять в правильном употреблении имён существительных в единственном числе винительном падеже, в определении рода имён существительных, в звуковом анализе слова, развивать объём слухоречевой памяти, операции классификации, приёмы опосредованного запоминания.

Первый участник, начиная со слов «Я положил в мешок…», наступая на первую клетку, называет предмет, о котором можно сказать «он», по цвету клетки. Второй участник, начиная с первой клетки, со слов «Я положил в мешок…», повторяет предмет первого участника, затем на второй клетке называет по цвету клетки свой предмет и т.д., каждый участник, называя с первой клетки все предметы, прибавляет свою клетку. Затем к клеткам по цвету подбираются предметы, о которых можно сказать «моя». Далее выборочно участники игры выбирают предметы по памяти по разным заданным ведущим признакам (звук, цвет, форма, назначение, род…). Например, вспомни всё железное, всё, о чём можно сказать «моя».

Игра «В зоопарке». 

Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, развивать зрительную память, мыслительные процессы, распределение внимания.

Участники игры подбирают к диким животным зоопарка пищу по цвету клеток, располагая их на данных клетках- «клетках», ведущий путает место расположения животных, по памяти участники игры восстанавливают порядок в зоопарке.

- Оборудование: панель «Столбики», зеркала. Игра «Обезьянки». 

Цель: закрепление в активном словаре существительных по теме «Деревья», упражнять в употреблении предлогов, наречий, указывающих направление, место расположения, развивать соматопространственные, структурно-топические представления, аналитико-синтетическую деятельность, концентрацию, распределение внимания, произвольность ВПФ.

 Участники – «Обезьянки и деревья» играют со столбиками- «деревьями», глядя в зеркала, принимая различные позы по заданию ведущего (например, расположите лапки выше макушки, ниже живота, между ушами, справа от разноцветного дерева, за гладким стволом дерева). Полученные позы обсуждаются по назначению, удобству, похожести на что-либо (например, как диванчик, удобно плавать так…). Далее участники наблюдают за сменой цветов в столбиках, отмечая моменты, когда два или три столбика будут одинакового цвета.

- Оборудование: панель «Бесконечность». Игра «Осень». 

Цель: обогащение активного словаря по теме «Осень», упражнять в подборе прилагательных к существительным, развивать длительную воздушную струю, автоматизировать звуки в словах, изолированные звуки, развивать воссоздающее воображение, концентрацию, переключение внимания, быстроту мышления, аналитико-синтетическую деятельность.

Участники игры, глядя на панель, меняющую цвета, по цвету ассоциируют явления осени (например, это грибы- подосиновики красные, белый гриб, опята жёлтые- грибная осень. Лужи голубые- проливная осень, разноцветные  листья- листопад…). Затем по сигналу меняющегося цвета выполняют движения: на синий «плавают в воде», на жёлтый- «дуют на листья»…).

-Оборудование: красный и голубой фонарь, весёлая детская музыка. Игра «Путаница». 

Цель: развивать критичность мышления, произвольность психической регуляции.

Участники под музыку по цветовому сигналу показывают, что могут и не могут делать заданные предметы, объекты, называя свои действия. Логопедические задачи: упражнять в подборе глаголов к существительным, в согласовании прилагательных с глаголами по родам, в употреблении словосочетаний в именительном падеже.

  1. Участникам семинара-практикума  предлагается разбиться на пары, разделиться по оборудованию  и придумать совместно игры. Игры проводятся авторами с участниками семинара, отмечается цель игр.