Методическая разработка "Интерактивная беседа для учащихся 8-10 классов "Конфликт. Медиативный подход"

Гужва Елена Александровна

В данном материале представлено занятие длиной 2 академических часа, на тему "Конфликт.Медиативный подход"

Цель данного занятия: профилактика конфликтного поведения подростков.
Знакомство с экологичными способами поведения в конфликтных ситуациях, различными способами разрешения спорных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конфликт.медиативный подход79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка интерактивная беседа для учащихся 8-10 классов «Конфликт. Медиативный подход»

Цель:

Профилактика конфликтного поведения подростков. Знакомство с экологичными способами поведения в конфликтных ситуациях, различными способами разрешения спорных ситуаций.

Задачи:

  • знакомство с основными понятиями, стратегиями поведения в конфликте;
  • сформировать у учащихся понимание понятия медиация, а также сферах и способах ее применения;
  • обучить навыкам разрешения конфликтных ситуаций, путем создания благоприятных условий;
  • развитие коммуникационных навыков.

Продолжительность: два академических часа.

ХОД ИНТЕРАКТИВНОЙ БЕСЕДЫ:

Занятие 1.Конфликт: основные понятия и правила эксплуатации

1. Обсуждение правил взаимодействия в группе. Знакомство (как часто вы конфликтуете?)

2. Упражнение «Дать понятие конфликту»

3. Упражнение «Мир без конфликтов»

4. Упражнение «Спутанные цепочки»

Занятие 2. Медиативный подход.

5.Обсуждение «Медиация – это…»

6.Упражнение «Скульптура»

7.Деловая игра: «Дебаты».

СОДЕРЖАНИЕ

Занятие 1.Конфликт: основные понятия и правила эксплуатации

  1. Знакомство

Ведущий спрашивает у участников имена, и задает каждому вопрос «Как часто вы конфликтуете?».

  1. Упражнение «Дать понятие конфликт»

Цель: Выявить степень информированности участников группы, выработать разделенное понятие «конфликт». Продолжительность: 15 минут

Сейчас мы разделимся на 2 группы: для этого рассчитайтесь на первый-второй. Подумайте и напишите в каждой группе ответы на вопросы (написать на доске):

  • Как вы думаете, что - же такое конфликт?
  • Что чаще всего является причиной конфликта?
  • Конфликт – это хорошо или плохо?

Обсуждение: что такое конфликт?

Конфликт - явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов, потребностей одного человека. В последнем случае говорят о внутреннем конфликте.

По мнению социолога В.А.Ядова: "Конфликт - это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации". Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии.

Виды конфликтов разнообразны, выделяют: 

Внутриличностный конфликт, где участниками конфликта выступают не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства. Это так называемое умение "жить в ладу с самим собой". Примеры внутриличностного конфликта

Межличностный конфликт - это самый распространённый тип конфликта - представлен двумя сторонами.

Межличностный конфликт может быть ВЕЗДЕ.

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между одноклассниками, так и между самыми близкими людьми.

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т. п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Примеры межличностного конфликта

Межгрупповой конфликт. Участниками являются различные группы, между которыми могут возникать конфликты.

Примеры межгруппового конфликта

Между личностью и группой. Группа устанавливает свои нормы поведения и общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.

 Конфликт между личностью и группой может быть обусловлен тем, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности.

 Функции конфликта:

Позитивные:

  1. разрядка напряжённости между конфликтующими сторонами;
  2. получение новой информации об оппоненте.

Негативные:

  1. большие эмоциональные, материальные затраты;
  2. ухудшение отношений;
  3. потеря контактов.

Таким образом, конфликт нельзя рассматривать только как отрицательное явление.

Стадии конфликта

  1. Возникновение объективной конфликтной ситуации.
  2. Осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников. (В конфликтной ситуации стороны предвзято воспринимают реальность и видят только факты, подтверждающие их интерпретацию конфликта.)

Пример из древнекитайской литературы. "Пропал у одного человека топор. Подумал он на сына своего соседа и стал к нему приглядываться: ходит, как укравший топор и глядит, как укравший топор, говорит, как укравший топор. Словом, каждый жест, каждое движение выдают в нём вора. Но вскоре этот человек стал вскапывать землю в долине и нашёл свой топор. На другой же день посмотрел он на сына соседа: ни жестом, ни движением не похож тот на вора".

  1. Конфликтное поведение или взаимодействие. Это уже обоюдонаправленная система эмоционально окрашенных действий, которые затрудняют взаимодействие
  2. Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта)

  1. Упражнение «Мир без конфликтов»

Цель: анализ качества усвоения информационной части, ее практическое подкрепление, развитие коммуникативных качеств

Продолжительность: 25 минут

Ведущий предлагает группе подвести итоги - что же такое конфликт, с учетом обнаружившихся в ходе занятия сторон этого явления, и сформулировать свои выводы в виде притчи.

Группа знакомится с правилами написания притчи (фиксируются на доске):

  • лаконичность (не более 15 предложений),
  • иносказательная форма,
  • окончание представляет собой вывод-«премудрость» (также иносказательно).

Правила можно проиллюстрировать любой притчей. Группа делится на 2-3 подгруппы. Подгруппы находят себе удобное место в помещении. Время на работы подгрупп – 15 минут. Затем притчи представляются группе в общем круге.

  1. Упражнение «Спутанные цепочки»

Цель: установление контакта, работа в команде

Продолжительность: 10 минут

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Занятие 2. Медиативный подход.

5.Обсуждение «Медиация – это…»

Ведущий занятия спрашивает, есть ли кто из участников, кто знает, что такое «Медиация»?

После обсуждения, дается определение, разъяснение.

Медиация - это особые переговоры с участием третьей стороны (посредника, медиатора). Главная задача медиатора – создать условия для конструктивного взаимодействия сторон, результатом которого может стать взаимовыгодное соглашение, основанное на подлинных интересах сторон. Медиация опирается на определенные принципы, без которых она реализована быть не может (выписать на флипчарт):

  • добровольность,
  • нейтральность, беспристрастность медиатора
  • равноправие сторон,
  • конфиденциальность.

Обсуждение принципов. Что подразумевается под каждым из них, почему они важны.

6.Упражнение «Скульптура»

Цель: закрепление теоретических знаний практическим путем, в игровой форме

Продолжительность: 10 минут

Поделить детей на подгруппы по 4 человека

Участники должны создать живую скульптуру, олицетворяющую принципы медиации и их взаимосвязь для того чтобы различать ребят написать их «принцип» на бумажном скотче.  

Обсуждение почему построили скульптуры именно так?

Конфликт, в случае применения медиативного подхода, решается его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

Задача медиатора на переговорах в ситуации конфликта - помочь сторонам договориться. В школьной практике это может быть и простая ссора из-за забытой тетрадки, и серьезный конфликт из-за разницы во мнениях по оценке успеваемости между родителем учащегося и учителем.

Медиатор – это нейтральный посредник на переговорах конфликтующих сторон, который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает.

Медиатор создает условия для проведения переговоров, проясняет ситуацию конфликта, помогает конфликтующим сторонам:

помогает всем участникам снизить эмоциональный накал,

создает условия, позволяющие сторонам услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред),

помогает выявить круг вопросов, требующих урегулирования;

помогает понять каждому участнику конфликта собственные интересы и интересы другой стороны;

помогает рассмотреть варианты решения конфликта таким образом, чтобы эти варианты отражали интересы каждой стороны и выработать решения, разрешающие конфликт

помогает сторонам самим не только найти выход из конфликтной ситуации, но и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.

7. Деловая игра: «Дебаты».

Цель: развить умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии, сформировать готовность противостоять «информационному зомбированию» и уметь самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию.

Вводные слова ведущего: дебаты берут свое начало из древней Греции, где они были важным элементом демократии. Сейчас дебаты используют для получения достоверных знаний и принятия адекватных решений в современном демократическом обществе.

Инструкция:

Участники дебатов делятся на три команды по 3–8 человек. Две команды участвуют в дебатах, а третья выполняет роль судей.

На первом этапе обе команды договариваются о теме дебатов (она должна быть актуальной и интересной подросткам).

Примерные темы для дебатов:

  • Детские организации – лучший путь воспитать личность.
  • Телевидение разрушает нравственность молодого поколения.
  • В городе жить лучше, чем в деревне.
  • Надо запретить Интернет.
  • Школьная форма оправдана.
  • Атомные электростанции оправданы.
  • Смертная казнь в России нужна.
  • СМИ – под жесткий контроль государства.

Далее команды совместно разрабатывают тезис и антитезис, которые будут лежать в основе дебатов.

Тезис – это исходное положение, которое необходимо доказать. Формулируя тезис, следует помнить, что он должен быть ясным и четким, не содержать в себе противоречия. Расплывчатость тезиса или его подмена являются наиболее типичными ошибками.Тезис должен звучать так, чтобы простым прибавлением частицы «не» из него могло получиться противоположное утверждение. Смысл дебатов заключается в поиске аргументов и контраргументов.

На втором этапе командам предоставляется время (10 минут) для подготовки к дебатам. Команды готовят аргументы и контраргументы.

Аргумент – это логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой. Аргумент является необходимой частью всякого доказательства. Наиболее сильным аргументом в процессе доказательства являются факты, истинность которых не подвергается сомнению.

Доказательство по способу рассуждения может быть прямым или косвенным. При опоре на прямой способ доказательства аргументы непосредственно обосновывают истинность тезиса. При косвенном способе доказательность истины обосновывается путем доказательства ложности противоречащего положения.

На третьем этапе каждая команда поочередно озвучивает тезис, представляет свою систему доказательств в защиту выдвинутого тезиса и пытается убедить в правильности своей позиции. Вторая команда критикует позицию оппонентов и стремится обосновать аргументами свою позицию – антитезис. Окончательное решение принимает команда судей. В ходе дебатов команда судей записывает аргументы и контраргументы. Судейство в дебатах имеет важное значение, поэтому критерии оценок должны быть очень четкими.

Примерная схема выступления команд:

Первая команда. «Нам кажется, что сегодня следует обсудить тему, посвященную…. Предлагаем определиться с понятиями. Когда мы говорим…, то это значит…, мы имеем в виду…». Далее называют три важнейших аргумента в защиту своего тезиса (судьи их фиксирует).

Вторая команда. «Мы не согласны с позицией наших оппонентов, и считаем, что…, нам кажется, что сегодня следует обсудить…». Вторая команда может соглашаться с ключевыми понятиями команды или предлагает ввести новые и называет три аргумента в защиту своего тезиса (судьи их фиксирует).

Судьи озвучивают тезисы команд, аргументы и устойчивость к критике.

Судьи подсчитывают количество отстоявших командой аргументов.

На четвертом этапе каждая команда выступает с заключительным словом. Разрешается привести только один аргумент в пользу тезиса.

Далее судьи делают резюме выступлений обеих команд. Выделяет ключевые проблемы обсуждения, сравнивают аргументацию команд, отмечает сильные и слабые места выступлений обеих команд, объективность приведенных аргументов и поддержек.

Рефлексия:

Участники рассказывают, понравилась ли им игра, что нового они узнали, где и как можно применять данную форму игры, чему она учит, помогает, способствует.

8. Завершение.

Подводятся итоги занятия. Ведущий интересуется, что было для участников новой информацией, что запомнилось больше всего?