Конспект урока по истории России

Кульшина Марина Владимировна
Конспект урока по истории России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -326912620.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

23.01.2019

Конспект урока

Тема урока – « Русская культура  конца XIX  начала XX века».

Цель – познакомить учащихся с выдающимися личностями и достижениями русской культуры и науки начала XX века.

Задачи :

  1. Образовательная – познакомить учащихся с новыми направлениями в науке и искусстве начала XX века;
  2. Воспитательная – воспитать интерес и любовь к русской культуре;
  3. Развивающая – развить умения и навыки выделять главное из услышанного, делать выводы, грамотно излагать ответы на поставленные вопросы.

Тип урока – объяснение нового материала.

Форма урока – лекция диалогического характера.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 2 минуты;
  2. Объяснение нового материала – 30 минут;
  3. Закрепление – 10 минут;
  4. Домашнее задание – 1 минута;
  5. Итог урока- 2 минуты.

Средства обучения:

  1. Учебник
  2. Компьютер
  3. Презентация

План урока:

  1. Русская литература конца XIX  начала XX века
  2. Развитие русского искусства
  3. Достижения науки
  4. Театр и музыка в начале XX века
  5. Закрепление изученного материала
  6. Домашнее задание
  7. Итог урока

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь. Сегодня нам для урока понадобится учебник и тетрадь.

 II. Объяснение нового материала.

  1. Записали в тетради тему урока, которую вы видите на экране.(слайд 1).  В ходе урока мы познакомимся с выдающимися личностями и достижениями русской культуры и науки начала XX века.

Начнем с литературы. На уроках литературы вам встречалось понятие «Серебряный век», давайте вспомним авторов этого времени. Назовем некоторых из них – А.П Чехов, Л.Н. Толстой, А.А. Блок, и др.

Эпоха достаточно широко просматривается в произведениях этих авторов. Тексты пронизаны тревожностью, мрачностью. В это время появляются модернистские движения: символизм, акмеизм, футуризм. Рассмотрим их и запишем в тетрадь (слайд2-6 ).  Также необходимо записать и запомнить представителей данных течений.

Таким образом, эпоха создала неповторимый, загадочный стиль и манеру написания произведений.

  1. Развитие русского искусства

Если писатели говорят с нами через слово, то художники  - через картины.

 В русской живописи этого времени также появились новые течения – импрессионизм, представители: В.А. Серов, К.А. Коровин; абстракционизм – представители: В.В. Кандинский, К.С. Малевич; примитивизм – представители М.Ф. Лармонов, М.З. Шагал. Рассмотрим картины этого времени (слайд 7-13). Что хотели сказать художники своим творчеством? (ответы детей).

  1. Достижения науки

Глядя на такие разные направления в литературе и искусстве, как вы думаете, могло ли это коснуться науки?(слайд 14)

И.П. Павлов получил Нобелевскую премию за открытия в области физиологии.

И.И. Мечников стал Нобелевским лауреатом за исследования в области микробиологии и иммунологии. Важны труды К.Э. Циолковского(слайд 15 - 22)

  1. 4)  Театр и музыка в начале XX века

В 1898 году открылся Московский Художественный театр. Он был создан К.С. Станиславским и В.И. Немировичем  - Данченко. В основном на сцене играли пьесы А.П. Чехова.

Немало достижений было и в музыкальной сфере. Известны такие мастера данной эпохи как – А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов ( слайд 23-24).

III.Закрепление

Большую роль в развитии театрального и музыкального искусства сыграли «Русские сезоны» за границей 1907 – 1913г. во главе с С.П. Демичевым.

Также важно сказать о появлении в XX веке кинематографа.

Из архитектурных достояний можно выделить: здания Азовско – Донского банка в Петербурге – Ф.И. Лидваль, Казанского вокзала в Москве – А.В. Щусев ( слайд 25 – 27).

IV.Домашнее задание – параграф 9(слайд 28)

V.Итог урока

Таким образом, русская культура конца XIX начала XX века ярка и богата обилием талантов в разных сферах. И в то же время трагизм эпохи виден во всех произведениях ( слайд 29 – 30).