Курсовая работа

Кульшина Марина Владимировна
Курсовая работа по теме "Игровые технологии на уроках истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -2128559126.docx73 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А.П. ЧЕХОВА»(филиал)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования «РГЭУ (РИНХ)»

Факультет истории и филологии

Кафедра истории

Игровые технологии в обучении истории

Курсовая работа

 студентки 3 курса, группы  ИСТZ-231                                                                                            

Кульшиной М.В.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Специальность (направление подготовки): история

44.03.01. «Педагогическое образование»

44.03.01.05 профиль «История»

                                                                                      Научный руководитель:

Митрофанова А.И.

Дата сдачи «__» _________ 20__ г.

Дата защиты «__» _________ 20__ г.

Оценка _____________

Научный руководитель ___________________ / __________/

Таганрог

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА: ПОНЯТИЕ ИГРА И ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.…………………………………………………………..7

1.1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ И ФУНКЦИИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ…………..7

1.2. ОСНОВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ШКОЛЕ…………………………………………………13

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ………………17

2.1. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВЫХ И ДЕЛОВЫХ ИГР НА УРОКАХ ИСТОРИИ……………………………...17

2.2. МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ…………………………………………………………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...28


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Сегодня основным направлением в развитии образования является формирование гармоничной личности, которая может самостоятельно решать важные жизненные проблемы.

Для выполнения данной, непростой функции образования необходимо создавать благоприятные условия для обучения. Для этих целей подойдут универсальные способы и компетенции:

  • способность к исследованию;
  • способность к достаточной коммуникации;
  • способность к выполнению сложных задач и решений;
  • способность к критическому мышлению;
  • способность к самовосприятию и самореализации.

Развитие изложенных выше способностей, может проходить только при активном участии учеников. Поэтому, активизация деятельности учащихся – это основная цель современного педагога.

В настоящее время педагоги в основном делают акцент именно на повышенном внимании к ученикам, заботе об их становлении как самостоятельной личности.

Появился и зарекомендовал себя ряд условий, которые ускоряют личностное развитие учеников в ходе их обучения и воспитания. В основном, такое развитие проходит в ситуациях, созданных на уроках. Это равноправное сотрудничество и диалогическое общение, игровая и творческая деятельность учащихся, решение проблемных ситуаций и задач.

К сожалению, в наше время очень непросто заинтересовать чем- то детей. Особенно возникают трудности при создании интереса к учебной деятельности. Без интереса школьники практически не воспринимают учебный материал. Такие специалисты, как психологи и педагоги считают, что для уроков необходимо подбирать наиболее активные методы обучения, для того, чтобы было легче заинтересовать школьника.

Именно поэтому научно актуальной темой является изучение одного из методов, точнее, одной из технологий обучения - игровой.

Игра - это естественная форма обучения, поэтому учитель, организующий игру, исходит из естественных потребностей детей. В процессе игры осуществляется жизненный баланс между ребенком и взрослым человеком. В игре дети создают собственную реальность, творят свой мир. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Степень изученности проблемы исследования.

В нашей курсовой работе можно выделить несколько ключевых аспектов: понятие игровой технологии, значение применения игровых технологий на уроках, методические рекомендации по применению игровых технологий на уроках истории. Рассмотрение всего спектра направлений, сюжетов, мнений и дискуссий, равно как и оценка их достижений, упущений и перспектив требует написания отдельного историографического  труда, что не является задачей этого исследования. Поэтому в настоящей работе список источников ограничен, что обусловлено указанными выше факторами.

Так, подробный анализ педагогических технологий и игровых технологий в частности, дает в своей книге «Современные образовательные технологии»[1] Г.К. Селевко. Также вопросы применения дидактических игр в учебной деятельности достаточно подробно рассматриваются в книге Л.П. Борзовой «Игры на уроке истории»[2], в статье Т.С. Бобейко «Активизация познавательной активности учащихся посредством технологии игровой деятельности»[3] и др.

Конкретные разработки и сценарии дидактических игр по истории можно найти в книгах Г.А.Кулагиной[4], С.Г.Горяйнов[5], Разработки игровых внеклассных мероприятий по истории, праву и другим предметам содержатся в книге «Интеллектуальные праздники, викторины, Дни знаний в школе»[6], авторами которой является группа методистов по работе с одаренными детьми. Группа авторов из Волгограда под руководством В. В. Гуковой в пособии «История. Технологии современного урока»[7] предлагают рекомендации по методическому наполнению всех составляющих урока от изучения нового материала до контроля и проверки знаний игровыми ситуациями, как одной из современных средств обучения. Н.Н. Ярцева в работе «История. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях»[8] утверждает, что игра является важнейшим фактором и обучения, и свободного творчества ученика, требующего умственного напряжения, и эмоционального комфорта, и развития всего духовного облика школьника.

Таким образом, историографический обзор показал, что предшествующими поколениями отечественных и зарубежных исследователей достигнуты существенные результаты по данной проблеме, однако, можно отметить, что исследования, в которых рассмотрен вопрос о применении игровых технологий на уроках истории, ведутся и в настоящее время. Поэтому важно описать, рассмотреть и исследовать современные методы и технологии применения игры на уроках истории.

Объектом нашего исследования являются игровые технологии на уроках истории.

Предметом исследования служат особенности и своеобразие применения игровых на уроке истории технологий в современной школе.

Цель нашего исследования: изучить игровые технологии, как составную часть урока истории в современной школе.

Задачи исследования:

  • Рассмотреть понятие, цель и функции игровых технологий на современном этапе развития педагогики;
  • Охарактеризовать основное педагогическое значения игровой технологии для преподавания общеобразовательных предметов в школе;
  • Проанализировать  методики организации и проведения ролевых и деловых игр на уроках истории;
  • Изучить методико-практические рекомендаций по использованию игровых технологий на уроках истории.

Методологическая основа исследования. При написании курсовой работы, нами были использованы следующие методы: метод исторического описания, сравнительно – исторический метод. А также принципы: объективности, системности, анализа и синтеза. Совокупность данных методов и принципов обеспечила достаточно широкое изучение применения игровых технологий в современной школе.

Теоретической основой данной работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших историков, статьи и обзоры исторических периодических изданий.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами, а также избранной автором логикой их раскрытия и включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.


ГЛАВА 1. ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА: ПОНЯТИЕ ИГРА И ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ И ФУНКЦИИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ

Самый популярный способ активизации деятельности учеников – это игровая технология. Игровые технологии являются одним из видов педагогических технологий. При помощи использования игровых технологий дети приучаются к выполнению действий коллективным методом, принятию самостоятельных решений, способности к руководству и воспитанию лидерских качеств. При постоянном использовании на уроках игровых технологий у учащихся меняется мотивация к обучению. Знания воспринимаются в реальном времени, а не с запасом на будущее.

Самым распространенным видом игровой технологии является игра. Игру, как вспомогательный способ обучения, люди начали использовать с древности. Игрой называют универсальную форму дидактического взаимодействия учителя с учеником. Она является исторически сложившимся способом передачи умений и знаний, так как позволяет участникам почувствовать себя субъектом процесса.

Игра для детей - это способ познания мира и своего места в нём, а потому она необходима для развития личности ребёнка. По мнению Алексеевой Н.М., распространённое высказывание, что потребность в игре с взрослением отпадает - ошибочно. Это заблуждение становится особенно ярко выраженным в том случае, когда мы определяем игру как любую деятельность, цель которой - сама эта деятельность. [9]

Игра в основном,  используется учителями в старших классах. Это связано с тем, что ученики переходят в подростковый возраст, они начинают терять мотивацию к обучению, повышается их нервозность. Появляются трудности в выполнении домашних заданий и текущих задач урока.

В этот период школьникам необходимо привить познавательную потребность, в том числе и на уроках истории. Это возможно при создании благоприятного эмоционального восприятия во время изучения какой – либо темы. Как раз эти задачи может решить использование игровой технологии на уроках.

Игровая технология расширяет возможности ребенка, он начинает быть более уверенным, раскрепощается и у него появляется желание к самостоятельному поиску решению поставленных задач. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах Макаренко А.С. и Сухомлинского В.А. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»[10]

Главное назначение игры, по мнению Макаренко, нести детям радость, задор. По его утверждениям, бодрый, целеустремленный, жизнерадостный игровой стиль детской жизни - непременное условие здорового развития отдельного ребенка и коллектива детей. Макаренко считает, что воспитание будущего деятеля, происходит прежде всего в игре.[11]

По определению учителя истории Пряжниковой О.В., игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.[12]

В отличие от монотонности, которая преобладает на большинстве уроков, во время использования игры, особенно в современное время, запоминание и повторение исторического материала  становится занимательной задачей. Решение этой задачи приносит ребенку эмоциональное удовольствие и задействует все психологические функции организма.

Конечно, игра – это достаточно активный вид деятельности, но он способствует усвоению общественных норм и правил, влияет на личностную оценку ученика. Игра на уроке объединяет эмоциональную и познавательную стороны обучения. Учитель, при подготовке к проведению игры исходит из способностей  и потребностей учеников.

Дидактическая игра – это занимательная деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.

В настоящее время также глубоко, как игра, педагогами широко используется понятие педагогической технологии. По мнению Беспалько В.П., педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса.[13]

Кларин М.В. дает такое определение – педагогическая технология, это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.[14]

Известный французский ученый Луи де Броль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодоленного препятствия.[15]

Педагог при помощи игры раскрывает творческие способности и задатки детей, которые возможно нельзя было бы открыть во время традиционного проведения занятия.

В современной школе игровая деятельность используется в нескольких случаях:

  • как самостоятельная технология для изучения и закрепления темы урока;
  • как часть более широкой технологии;
  • как полноценный урок изучения нового материала, итогового повторения пройденного материала;
  • как форма внеклассной работы.

Педагогическая игра, отличается от обычной игры тем, что имеет в своей основе цель и педагогический результат, которые характеризуются учебно - познавательной направленностью.

Педагогическая игра выполняет несколько функций:

  1. Обучающая - развитие кругозора, формирование учебных умений и навыков.
  2. Коммуникативная - объединение учеников, расширение их эмоциональной связи;
  3. Развлекательная - превращение традиционного урока в увлекательное путешествие и мероприятие;
  4. Развивающая - развитие фантазии, творческих навыков, воображения;
  5. Релаксационная  - снятие напряжения и  эмоциональная разгрузка ребенка.

В. В. Гукова выделяет следующие функции игровой деятельности:

  • Игровая - доставить удовольствие, пробудить интерес к изучаемому материалу.
  • Коммуникабельная -  освоение диалектики общения.
  • Самореализация -   проявление личностных качеств.
  • Игротерапевтическая - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности.
  • Диагностическая - выявление отклонений от норм поведения, самопознание.
  • Коррекция - внесение позитивных изменений в структуру
    личностных показателей.
  • Межнациональные коммуникации - усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.
  • Социализация -  включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.[16]

Помимо функций, игровая технология должна нести основополагающую цель обучения.

Игровая технология на уроках выполняет следующие цели:

  1. Дидактическую - активизирует познавательную деятельность, способствует качественному усвоению учебного материала.
  2. Развивающую - развивает внимание, речь, логическое мышление, мотивацию, творческие способности.
  3. Воспитательную - воспитывает толерантность, самоконтроль, коммуникативность.

В современной школе интерес к использованию игр на уроках значительно вырос. Из-за этого появилось большое количество разнообразных игр, способствующих удачному обучению учащихся.

Таким образом, значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игровая технология строится по примеру целостного образования. Она охватывает какую - то часть учебного процесса, объединяется одинаковым сюжетом и содержанием. В нее могут быть включены различные игры, упражнения, направленные на умение находить отличительные признаки предметов, их сравнение и сопоставление. Также у детей, при игре повышается быстрота реакции, смекалка, владение собой.


  1. ОСНОВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ШКОЛЕ

В современной педагогике большое внимание уделяется становлению и формированию личности ученика. В основном, его развитие проходит во время педагогических ситуаций, так как именно в школе можно увидеть сотрудничество, диалогическое общение и игровую деятельность учащихся. Также немаловажное значение имеет решение учениками проблемных ситуаций. Педагоги и психологи утверждают, что для эффективного обучения у ребенка должно сформироваться положительное отношение к получению знаний. Учитель может быть эрудированным, отлично разбираться в своем предмете, но не уметь создавать высокую мотивационную потребность к познанию нового.

Каждый школьник должен уметь правильно учиться, осознавать, что обучение необходимая составляющая его жизни, понимать цель и задачи своего научения. Один из методов для появления мотивации к обучению является игровая технология, в большинстве случаев - игра.

Игра помогает стать ребенку более активным на уроке, усвоить общественный опыт, усовершенствовать личностное поведение. Данная активность  является следствием целенаправленной педагогической деятельности и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.[17]

Учитель, организуя игровую деятельность учеников, исходит из их возможностей и потребностей. Важно, чтобы игра сочеталась с другими технологиями, используемыми на уроке.

Психолого – педагогическое значение применения игровой технологии в обучении:

  • использование игровой технологии включает внимание, восприятие и мышление ребенка;
  • игровая технология является стимулом к обучению, большой

Что привлекает учителей в использовании игровой технологии?

Она помогает педагогу, работающему в среднем звене, так как там обучаются подростки, находящиеся в переломной стадии развития личности. Они быстро утомляются, плохо запоминают данный на уроке учителем материал, психика их неустойчива.

Основа действенного запоминания материала, исторического в том числе, у подростков основана на эмоциональном настрое, на активном виде деятельности. Именно эти факторы учитель реализует, используя на уроке игру.

При использовании игровой технологии исчезает монотонная деятельность запоминания на уроке. Мобильность игрового действия во время урока помогает задействовать все психологические процессы ребенка.

Функцией школы в современное время является развитие умения учеников самостоятельно оценивать себя и других, отбирать важную и нужную информацию.

Многие психологи утверждают, что игра необходима практически на каждом уроке. Особенно эффективно ее использование во время урока закрепления материала и повторения изученного. Учитель – предметник может проверить то, как усвоили материал ученики, провести рефлексию работы на уроке.

Конечно, такие формы проверки знаний, как диктанты, тесты и контрольные работы имеют место быть, но только при использовании игровой технологии ученику будет проще настроиться на решение задачи эмоционально.

Также применение данной технологии может помочь коллективу сплотиться, увидеть возможности друг друга. Нерешительные ученики будут высказывать информацию более развернуто и открыто, не боясь ошибиться.

Учитель в игре выступает как неформальное лицо, что также сближает его с учениками. Помогает узнать их личностную сторону. Немаловажно учитывать, что каждый ученик, в среднем и даже старшем звене, всегда ждет поощрения, возможно приза от учителя. Это необходимо учитывать при организации игры абсолютно на любом уроке. К сожалению, многие педагоги не считают, что игровая технология должна использоваться на уроках в среднем и старшем звене. Из - за отказа от нее, может снизиться мотивация к обучению, соответственно успеваемость по предмету  учеников. Игровая технология не является новшеством, инновацией, как считают многие учителя. Данная технология присутствовала в обучении всегда. Но, например, в советской школе, она была мало использована, как неэффективная, по мнению педагогов.

Современными педагогами игровая технология применяется:

  • как самостоятельная технология для изучения темы, понятия или раздела какого - либо предмета;
  • как отдельный урок и его составляющая часть;
  • как форма внеурочного занятия.

Результативность использования игровых технологий в первую очередь, зависит от постоянного их применения.

Сложность применения игровых технологий заключается в долгой их разработке и подготовке. Проведение уроков, при формальном использовании игровой технологии, абсолютно неэффективно.

Также, многие педагоги не до конца понимают, что можно называть игровой технологией. Нужно понимать, что прежде всего игра – это эмоциональное явление, содержащее образовательные цели.

Есть опасность использования игровой технологии на каждом уроке. Привыкая играть, ученики не воспринимают традиционную подачу урока другими учителями -предметниками. Им становиться не интересно на таких уроках. В скором времени они привыкают и к игре, которая становится для них чем – то обыденным, безынтересным.

Таким образом, главное педагогическое значение игровой технологии на уроках - это создание мотивации к обучению, раскрытие личностных качеств ученика, создание благоприятного эмоционального фона во время какого - либо этапа урока. Ее использование должно быть тщательно подготовлено, проводиться может систематически, но в соответствии с целями и задачами урока. Подобрать подходящую и наиболее действенную игровую технологию становится все сложнее. Поэтому актуальность ее применения увеличивается каждый день.  


ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

2.1. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВЫХ И ДЕЛОВЫХ ИГР НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Большое значение для изучения исторического материала имеет проведение на этих уроках различных игр. В основном педагоги проводят ролевые  и деловые игры, так как они наиболее ярко отражают цели и задачи истории, как учебного предмета.

Ролевая игра - методический прием, относящийся к группе активных способов обучения. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена, в первую очередь, взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.[18]

Любая игра требует серьезной подготовки и организации. Педагог начинает игру с определения ее замысла. Он должен продумать все необходимые факторы: возраст учеников, место проведения, срок реализации игры, знания, полученные учениками ранее.

Игра, рассчитанная на один урок, будет существенно отличаться от многодневной игры. Сильно растягивать игровой момент нельзя, он перестанет интересовать учеников. Но и делать его слишком коротким также непродуктивно, дети не успеют понять замысел и цель проведения игры.

После определения замысла ролевой игры, учитель тщательно продумывает правила игры.  Они должны быть четко и ясно донесены до учеников перед началом игры, можно использовать их письменную запись.

Обычно правила содержат следующие пункты:

  • общее описание игровой ситуации;;
  • список участников и команд;
  • временное ограничение игры;
  • информацию о культуре, экономике или религии.

В соответствии с темой ролевой игры в этот список могут войти и другие правила. Вся игра построена на достижении учениками образовательных целей.

Очень важно, чтобы каждый ученик понимал, для чего он участвует в ролевой игре, какого его место в ней.

Следующим этапом игры является ее проведение. Этот этап представляется наиболее занимательным для учеников, но сложным для учителя. Педагог на этом этапе должен внимательно следить за ходом игры, смотреть за соблюдением озвученных правил, судить спорные ситуации.

Учитель может принимать участие в игре, а может оставаться в стороне лишь, как независимый судья и руководитель.

Последний этап в проведении ролевой игры – это анализ.

Педагог подводит главный итог- насколько успешно прошла игра.

Учитель анализирует настроение каждого участника игры, учитывает их личностные особенности и делает вывод, что необходимо доработать для проведения последующих игр. Причем этап анализа лучше проводить не сразу, а спустя некоторое время после проведения. Эмоции детей в это время не столь яркие, более обдуманные.

Учитель должен рассказать ученикам о своих выводах, а они , в свою очередь, могут поделиться своими мыслями об игре, проанализировать ее со своей стороны. После этого педагог и ученики прорабатывают детали игры, отвечают на интересующие их вопросы. Таким образом, создается целостная ситуация проведенной ролевой игры.

Помимо устного анализа игры учитель может провести письменное анкетирование, где могут быть представлены такие вопросы:

  1. Понятна ли была поставлена цель игры?
  2. Насколько действенны были правила?
  3. Удобна ли была для вас предоставленная роль?
  4. Что мешало погрузиться в игровой образ?
  5. Что бы вы добавили к проведению данной игры?
  6. Какие моменты вызвали наибольший интерес?

При помощи такого небольшого опроса учитель может понять,  чего не доставало ученикам в ходе игры, как они видят будущие ролевые игры, насколько они заинтересованы в их проведении.

Помимо ролевой игры, часто на уроках истории педагоги применяют деловую игру.

Деловая игра — это форма активности ученика, которая протекает в ограниченном пространстве и времени, как действия с предметом, имеющим непосредственное значение в его обыденной жизни, преследующие цель изменения переживаний «Я» по отношению к этому предмету.

Важное значение при проведении деловых игр имеет определение начального уровня подготовки игроков, а также допустимость участия в конкретной игре учеников с разным уровнем знаний, умений и навыков. Это особенно важно при создании малых групп в соответствии со сценарием игры, поэтому особое значение приобретает исследование уровня компетентности игроков во владении игровым предметом.[19]

Можно выделить следующие приемы и подходы к использованию деловой игры на уроках истории: игра выступает как модель реальных исторических событий и ситуаций, исход которых известен или используется как модель возможных в будущем исторических событий, прогнозируя возможный исход моделируемых событий в действительности.[20]

Деловые игры, как и другие виды учебных игр, имеют свои этапы:

  1. Введение в игру - знакомство со смыслом, целью и задачами деловой игры. Проведение инструктажа.
  2. Формирование групп - разделение учеников на группы по 7-8 человек, назначение капитана, определение уровня подготовки учеников к игре. Можно сформировать группы случайным образом, либо по желанию участников. Необходимо каждому донести в понятной форме правила игры.
  3. Подготовка  игры - раздача необходимого материала с заданиями, создание проблемной ситуации.
  4. Проведение игры - ученики коллективно находят варианты решения заданий, проблем. Дискутируют, выводят свое решение в форме проекта, который можно представить другим группам на плакате, презентации, диаграмме.

Проект педагогически значим, то есть учащиеся в процессе его осуществления приобретают новые знания, строят новые отношения, овладевают общеучебными умениями; он заранее спланирован, сконструирован совместными усилиями учителя и учащихся, в то же время, по мере его развертывания, допускается гибкость и изменения[21]

  1. Межгрупповое общение - группы, просмотрев все варианты участников, обмениваются мнениями, отвечают на вопросы и задают свои представителям других команд. По итогам дискуссии может выступить педагог, но лишь по общему содержанию проектов.
  2. Итоги деловой игры - эффективность проведенной игры, подсчет баллов, выявление победителя.  На этом этапе деловая игра получает логическое завершение.
  3. Анализ результатов  - учитель выявляет, какие факторы повлияли

на успешный ход игры.

Если на уроках истории будут использоваться ролевые и деловые игры, то у многих учителей пропадет ошибочный взгляд на игру как на забаву.

Игра должна выступать источником знаний. Тогда она будет приближать содержание школьного материала и сам процесс обучения к возрастным способностям детей, тем самым обеспечивать одну из линий преемственности между начальным звеном обучения и средним, что сегодня особенно актуально в свете реализации нового ФГОС.[22]

Таким образом, сегодня в школах учителя предпочитают преподносить исторический материал не в традиционной форме, а используя интересные и эффективные ролевые и деловые игры. Которые подбираются в соответствии с возрастом и возможностями детей.


2.2. МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:

  1. Работа с учебником.

  2. Использование аппарата учебника.

  3. Иллюстрации учебного пособия.

  4. Исторические карты.

  5. Учебные исторические картины.

  6. Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки.

  7. Тексты художественных произведений.

  8. Творческие работы самих учащихся - рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры.[23]

Игры, применяемые на уроках истории, имеют несколько видов:

  • Игры - викторины;
  • Деловые игры;
  • Ролевые  игры;
  • Сценарные игры;
  • Игры - постановки;
  • Комплексные игровые системы.

Применение игровой технологии проводится на уроке изучения нового материала, для закрепления и повторения знаний.

При уроке, направленном на закрепление знаний можно использовать игры – викторины. Они должны быть ориентированы на знания детей и на их сообразительность. Большое значение имеют межпредметные связи, используемые во время викторины.

Временное ограничение игр во время уроков истории может занимать целый урок. Предполагаются различные варианты работы учащихся. Она может быть индивидуальной, чаще групповой, т.е. по командам. Игра, организованная на командной основе наиболее значима, так как задействует весь класс. Удобно распределить учеников на команды до начала игры, возможно на предыдущем уроке. Возможно, что появится необходимость дать детям домашнее задание. Они могут придумать название своей команды, девиз, либо речевку, обязательно по данной учителем теме.

Часто, педагоги используют на уроках истории игры «Что? Где? Когда?», « Поле чудес»,  «Брэйн – ринг».  В начале урока проводятся задания «Найди лишнее в ряду», «Установи соответствие», «Расставь в хронологической последовательности»,  разгадай  кроссворд.

Много игр можно взять из книг, например Г.А. Кулагиной «100 игр по истории»,[24] С.Г. Горяйнова « Задачник по истории России»[25].

В 5 – 6 классе командные игры на целый урок проводятся не часто, возможно пару раз в год. Это обоснованно тем, дети в этом возрасте быстро отвлекаются, не достаточно организованны. Для этих классов гораздо более полезным будет проведение на уроках истории элементов парной работы, элементов театрализации.

Масштабную игру можно проводить в таких классах во время внеурочных занятий. Также, как форма внеклассного мероприятия, проводится игра « Умники и умницы».

Необходимые советы по организации игр на уроках истории:

  • Игра  - это свободная деятельность, свобода стоит во главе подготовленной учителем игры, не нужно принуждать ребенка играть, он должен сам почувствовать интерес к данному действию;
  • Игра должна развивать коммуникативные навыки ребенка;
  • Каждая игра должна иметь свои правила, отходить от которых строго воспрещается.

Немаловажное значение на современных уроках по изучению истории представляет интернет и его ресурсы.

Например, готовые игры по истории, а также  пояснения к ним расположены на сайте « арзамас академия»[26].

На сайте представлены шесть игр по истории XVIII века:

1) «Как правильно заключить династический брак»;

2) «Верю - не верю»;

3) «Как спорить об истории»;

4) «Как понять реформы Петра I»;

5) «Жизнь дворянина»;

6) «Как победить в дипломатической игре».

Первая игра используется учителями истории, например, при изучении таких тем как:

  1. Россия в эпоху Петра I;
  2. Петр Великий;
  3. Эпоха дворцовых переворотов и т.п.

Задачей этой игры является  донести до детей, для чего были заключены те или иные династические браки в Петровскую эпоху. У каждого ребенка появляется своя роль, кто - то играет жениха, кто - то невесту, а также их родственников.

Игра  помогает ученикам разобраться в внешнеполитических целях России в XVIII веке, ее отношениях с другими странами. Узнать о дальнейшей судьбе Романовых после смерти Петра I, о последователях Петра.

Для более подробного запоминания можно попросить учеников конспектировать, что нового узнали об историческом персонаже, какие нашли в них достоинства, что не понравилось в их поступках.

В работе с этой игрой может быть применена карта. Она поможет выделить государства, с которыми были заключены браки.

Цель второй игры «Верю - не верю» указать верное утверждение, опровергнуть то, что считаешь неверным.

Входные требования для этой игры минимальны, поэтому она хорошо подойдет для начала урока, посвященного культурным реформам.

Третья игра «Как спорить об истории» интересна тем, что ученику предлагается вступить в спор с компьютером. Для спора выбираются исторические источники и фрагменты.

С помощью этой игры ученики смогут находить решение в поставленной задаче, строить аргументированные высказывания, опираясь на исторические факты.

Следующие игры на данном сайте помогают разобраться и запомнить сложные исторические даты и понятия, дают представление о лексических особенностях XVIII века, показывают жизнь различных слоев населения России при Петре I, помогают соблюдать хронологию исторических событий.

Игра является формой, которую преподаватель истории может наполнить любым необходимым содержанием.

Упражнения, на игровой основе помогут развить умственные способности и интеллектуальное развитие детей.

Сюжетные и ролевые игры развивают творческий потенциал учеников, помогают им раскрепоститься.

Таким образом, любой педагог, используя простые правила организации игры на уроке истории может добиться высоких результатов учебной деятельности, смотивировать учеников к более подробному изучению исторического материала, привить детям любовь к предмету.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Учеба - это труд, а полноценную трудовую деятельность можно сформировать лишь тогда, когда трудятся двое: учитель и ученик.

Игра должна выступать источником знаний, обеспечивать овладение знаниями, умениями, навыками. Она представляет собой одну из форм учета, контроля и самоконтроля учащихся. Это показатель успеха учащихся в овладении учебным материалом. Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте учащихся, развитии инициативы. 

 Игровые формы позволяют повысить познавательную активность учащихся, снижают тревожность, что в свою очередь повышает качество знаний, позволяет ребенку почувствовать себя успешным и компетентным.

Использование игровых технологий дает хорошие результаты. Ученики начинают интересоваться предметом. Потому что, игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учеников - внимание восприятие, мышление, запоминание, воображение.

Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям истории. Каждый учитель старается, чтобы ученик полюбил предмет, усвоил материал, применил знания на практике, был всесторонне развитым и грамотным человеком.

Опыт показывает, что особенности курса истории в школе: изобилие терминов, хронологического материала, множество фактов, событий, явлений, персоналий, приводят к снижению  учебной мотивации, а следовательно и низкому усвоению программного материала.  

В процессе игр учащиеся учатся анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и явления. Развиваются навыки самостоятельной работы с учебником, документами, справочной литературой.

Игра интересна учителю, привлекательна ученикам. Позволяет создать на уроке атмосферу творчества, совместной деятельности, создает положительный эмоциональный фон на уроке.

Она  воспитывает культуру общения. Складывается новый демократический тип отношений между учащимися и учителем. Формируется ответственное отношение к учебе.

Детальная методическая поддержка учебной деятельности учащегося обеспечивает благодаря обучению в игре результативность, развивает социализацию ученика. Она дает хороший результат. И это подтверждается качеством знаний учеников: результатами контрольных срезов, итоговой аттестацией.

Таким образом, главная задача педагога правильно соотносить материал, который он намерен преподнести при помощи игровых технологий и уровень обученности, развития учащихся, так как игра должна быть, прежде всего, понятна ученику и легко воспринимаема. Игровые технологии занимают важное место в системе современных личностно ориентированных образовательных технологий и непрерывно развиваются.


СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ  

  1. Алексеева Н. М. Игры на уроках // Преподавание истории в школе. - 1991. -№6. 132 с.
  2. Бобейко Т. С. Статья -  Активизация познавательной активности учащихся посредством технологии игровой деятельности 1996. 96 с.
  3. Васяева М.Н. Нетрадиционные формы уроков. Преподавание  истории в школе.- 2004 .-№6.-102с.
  4. Кульневич С.В. Совсем необычный урок: практическое пособие. 2001. 84с.
  5. Пряжникова О.В. Эксперимент и инновации в школе, № 6, 2009. 72с.
  6. http://arzamas.academy/school/history-18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анашина Н.Ю., Галеева Р.А., Мельченко И.В. Интеллектуальные праздники, викторины, Дни знаний в школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 112с.
  2. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 214с.
  3. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1993. 315с.
  4. Борзова Л.П.. Игры на уроке истории: Метод, пособие для учителя. 2003. 165с.
  5. Горяйнов С. Г., Горяйнова Т.Ю. История - это увлекательно...- Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического института, 1994. –143с.
  6. Горяйнова С.Г. Задачник по истории России 2009.- 132с.
  7. Гукова В.В, , Кравченко А,. Михайлова Л, Лутовинова Ольга, Вах Е., Ордынцева Е., Кашлева Наталья. История. Технологии современного урока 2009. 207 с.
  8. История. 5-11 классы: технологии современного урока/ авт.-сост. В. В. Гукова и др. – Волгоград: 2009. 367с.
  9. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. - М.: Знание, 2004. 365с.
  10. Кузьмина Н.В.-История: внеклассные мероприятия.- Волгоград: 2007. 154с.
  11. Кулагина Г.А. Сто игр по истории - Москва: Просвещение, 1983 – 267с.
  12. Луи де Броль.  Революция в физике/ 1965. 214с.
  13. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении – М.: Просвещение, 1992. 98с.
  14. Сборник избр. педаг. произведений (2-е изд.) / под общ.ред. Г.С.Макаренко. Москва. 1958. 148с.
  15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  16. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. - М.: Педагогика, 1981. 416с.
  17. Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе: методическое пособие. М., 2001 – 198с.
  18. Н. Ярцева История. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях 2009. 95 с.


[1]Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М..:Народное образование, 1998. -  256 с.

[2]Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод, пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003. - 78 с.

[3]Бобейко Т. С. Активизация познавательной активности учащихся посредством технологии игровой деятельности // Библиотека в школе.1996. № 18. С. 96

[4]Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1983. – С .240

[5]Горяйнов С. Г., Горяйнова Т.Ю. История - это увлекательно. Издательство Ростовского педагогического института, 1994. – 48 с.

[6]Анашина Н.Ю., Галеева Р.А., Мельченко И.В. Интеллектуальные праздники, викторины, Дни знаний в школе. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 78 с.

[7] Гукова В.В, Кравченко А.В, Михайлова Л.К, Лутовинова О.Н, Вах Е.Е, Ордынцева Е.М, Кашлева Т.Н. История. Технологии современного урока. В.: Учитель, 2009. – 207 с.

[8]Ярцева Н. Н. История. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях. М.: В помощь преподавателю, 2009. – С. 95 .

[9]Алексеева Н. М. Игры на уроках // Преподавание истории в школе.1991. -№ 6.      С. 58.

[10]Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика М. 1981. 3- т., С. 132.

[11]Сборник избр. педаг. произведений (2-е изд.) / под общ.ред. Г.С.Макаренко. М: Просвещение, 1958. С. 74

[12]Пряжникова О.В. Эксперимент и инновации в школе // Шаг в будущее. , 2009. № 6. С. 61

[13]Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1993. – С. 213.

[14]Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта.. М.: Знание, 2004. – С. 112.

[15] Броль Л.Д. Революция в физике. М.: Логос, 1965. – С.38.

[16]В. В. Гукова. История. 5-11 классы: технологии современного урока. В.: Учитель, 2009. –С. 81.

[17]Басова Н. В. Педагогика и практическая психология.  Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – С.49.

[18]Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. М.: Просвещение, 1992. – С. 76.

[19]Васяева М.Н. Нетрадиционные формы уроков // Преподавание  истории в школе.2004.

№ 6. – С.70.

[20]Кузьмина Н.В. История: внеклассные мероприятия. В.: Учитель, 2007. – С . 53.

[21]Кузьмина Н.В. История: внеклассные мероприятия.В.: Учитель, 2007. – С. 94.

[22]Кульневич С.В. Совсем необычный урок: практическое пособие. М.: Просвещение,  2001. – С.43.

[23]Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе: методическое пособие. М.: Просвещение, 2001. – С.81.

[24] Кулагина Г.А. 100 игр по истории. М.: Просвещение,  2008. – 179 с.

[25] Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. М.: Просвещение,  2009. – 93 с.

[26] URL: http://arzamas.academy/search?query=Петр+Первый