Выступление на педсовете школы по теме: "Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях общеобразовательной школы"

Малютина Олеся Юрьевна
Повышение качества обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ в современной системе образования является актуальной проблемой. Качество обучения ребёнка с нарушениями речи зависит от уровня знаний педагогов школы особенностей его клинической и психологической картины речевого нарушения. В выступлении определяются основные направления и формы, методы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях общеобразовательной школы. Рассматриваются особенности их психического развития, структура нарушения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Слайд 2

Актуальность проблемы повышения качества обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ в современной системе образования определяется: - быстрым ростом в мире популяции детей с различными отклонениями в развитии -периодической сменой клинической картины различных детских заболеваний (их мутацией) - появлением новых подвидов внутри основного заболевания, что неизбежно ведёт к усложнению классификации отклоняющегося развития детей преобладанием сложной структуры дефекта у подавляющего большинства детей с ОВЗ. При этом формируется своеобразная картина психического развития в каждом конкретном случае Внедрением в систему современного образования детей с особыми образовательными потребностями ( ИНКЛЮЗИЯ )

Слайд 3

Частота детской инвалидности в России (данные Федеральной базы по детской инвалидности В РФ насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья ( 8% всех детей ), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. ( 2% детского населения) I место - психические расстройства и расстройства поведения (25,02%), II место – болезни нервной системы (22,47%) III место- врожденные аномалии развития (20,6%), IY место - инфекционные и соматические заболевания (20,2%). Инвалидность преимущественно формируется: при соматической патологии - к 10 - 12-летнему возрасту; при психической – к возрасту 15-17 лет. Возраст % 0 – 4 года 16,75 5 – 9 лет 28,46 10 – 14 лет 32 15 – 17 лет 22,8 Всего 100

Слайд 4

Классификация детей с ОВЗ

Слайд 8

Команда специалистов, работающих с детьми с нарушениями речи ведущий специалист

Слайд 10

Психологический портрет детей с нарушениями речи Форма НР Тяжесть дефекта По материн-ской линии По отцов-ской линии школа семья

Слайд 11

Психологический профиль ребёнка с ОВЗ (НР)

Слайд 12

Направления медико - психолого - педагогического воздействия

Слайд 13

Развитие мышления нарушается различно: При зпр При нарушениях речи

Слайд 15

Особые образовательные потребности это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения это потребности в условиях , необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка

Слайд 16

Особые образовательные потребности когнитивные составляющие – владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире; энергетические : умственная активность и работоспособность; эмоционально-волевые – направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания

Слайд 17

Учет особых образовательных потребностей Подготовка детей с ОВЗ к овладению школьной программой; Формирование познавательной мотивации и положительного отношения к учению; Замедленный темп преподнесения новых знаний; Меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов; Использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности);

Слайд 18

Учет особых образовательных потребностей Максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции Контроль понимания детьми всего учебного материала; Учет сенсорных возможностей ребенка, использование специальных технических средств Медицинская помощь – лечебная и профилактическая

Слайд 19

Структура нарушений познавательной деятельности при ЗПР Выраженность астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, низкая работоспособность при ЗПР отдельного генеза Замедленность психической деятельности, не зрелость (инфантильность) психической зрелости Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире Нарушения процессов активного внимания Нарушения произвольности психической деятельности Низкая познавательная активность

Слайд 20

Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения Низкий уровень самокритики повышенная эмоциональная возбудимость; раздражительность; неадекватная самооценка и уровень притязаний двигательная расторможенность или заторможенность ; эйфория; застенчивость, робость; склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций; Агрессия, реакции протеста, аппатия , равнодушие Низкий уровень коммуникативных навыков

Слайд 21

Особенности личностного развития П ониженная мотивация к деятельности; Избирательное принятие социальных норм и правил поведения, отрицание их С трахи, связанные с передвижением и общением; Общий социальный инфантилизм С тремление к ограничению социальных контактов Заниженная самооценка Повышенная внушаемость Низкая самостоятельность Наивность суждений Слабая ориентированность в бытовых и практических вопросах жизни Легко формируются иждивенческие установки Трудности социальной адаптации Повышенная чувствительность, обидчивость, впечатлительность, замкнутость Слабость волевых усилий. Узость круга интересов, «размытость» иерархии структуры мотивов Младший школьный возраст совпадает с периодом появления осознания своей «особенности» . Возможны проявления астенического синдрома, гипертензионно-гидроцефально го синдрома.

Слайд 22

Классификация основных видов ЗПР по Лебединской К.С. опирается на классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип: ЗПР конституционального характера ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебрально-астенического генеза Инфантилизм: - органический, психический, психофизический - гармонический и дисгармонический

Слайд 23

ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания. Часто сочетается с инфантильным типом телосложения (неосложнённый психический и психофизический инфантилизм). ЗПР соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с длительной соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п. ЗПР психогенного происхождения ( причина –неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка, препятствующие правильному формированию личности (гиперопека, гипоопека, психическая травма) и т.п.) ЗПР церебрально-органического генеза (причина - мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.

Слайд 24

В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин. При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы: Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга); Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально –астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).