Мастер-класс в сенсорной комнате для педагогов по теме: "Коррекция и развитие когнитивной сферы детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты "

Малютина Олеся Юрьевна
В ходе мастер-класса решаются задачи: углубление и совершенствование знаний педагогов о формировании когнитивной сферы у дошкольников с ОВЗ, знакомство с методами формирования познавательных процессов в условиях сенсорной комнаты. В практической части у участников мастер-класса формируются профессиональные навыки использования оборудования сенсорной комнаты в работе специального педагога, воспитывается активная позиция педагогов в использовании методов сенсорной стимуляции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Использование интерактивного оборудования способствует развитию творческой компетенции педагогов. А также происходит профилактика профессионального выгорания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс в сенсорной комнате для педагогов коррекционных учреждений по теме:

«Коррекция и развитие когнитивной сферы детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты»

Задачи:

  1. Углубление и совершенствование знаний о формировании когнитивной сферы у дошкольников с ОВЗ.
  2. Знакомство с методами формирования познавательных процессов в условиях сенсорной комнаты.
  3. Формирование профессиональных навыков использования оборудования сенсорной комнаты в работе специального педагога.
  4. Воспитание активной позиции педагогов в использовании методов сенсорной стимуляции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  5. Развитие творческой компетенции педагогов, воображения, ассоциативного мышления.
  6. Профилактика профессионального выгорания педагогов

План встречи: 

  1. Вхождение участников семинара в мир сенсорных ощущений (психогимнастика).
  2. Преимущества оборудования сенсорной комнаты (практическое обсуждение).
  3. Проведение с педагогами коррекционно- развивающих игр.
  4. Творческая разработка и проведение участниками мастер-класса игр с использованием оборудования сенсорной комнаты (работа в парах, в группах).
  5. Заключительная часть. Рефлексия.

Ход:

Копия сенсорная 106

  1. Вхождение участников семинара в мир сенсорных ощущений:

Психогимнастическое упражнение «Мои ощущения».

Включается оборудование сенсорной комнаты:

1)релаксационный блок-диапроектор «Расплывающиеся пятна, панель «Столбики», панель «Водопад», музыкальное сопровождение  М. Глинка «Жаворонок»;

2) активационный блок-зеркальные шары в движении, диапроектор «Волшебные переливы», люминисцентная доска, красный фонарь.

 Педагоги поочерёдно в каждом блоке погружаются в мир ощущений, прислушиваются к своим ощущениям, возникающим мыслям, желаниям, расслабляются, активируются, ведущий встречи контролирует дыхание участников в блоке релаксации (дышим спокойно, медленно и глубоко, вдыхаем через нос, выдыхаем через рот), их активность.

После выхода из мира сенсорных ощущений обсуждаются ощущения, впечатления участников, их изменения в зависимости от смены сенсорных стимулов, параллельно отмечаются преимущества сенсорной комнаты в работе педагога.

  1. Преимущества сенсорной комнаты (практическое обсуждение)
  1. Изолированность от окружающего мира как стрессогенного фактора. Работа ведётся обязательно на фоне положительных эмоций клиента - индивидуальный проект.

  1. Высокие мотивационные возможности оборудования к познанию, обостряющие чувствительность ребенка,  активизирующие его мысли. Сенсорная   комната  обеспечивает  почти мгновенное установление теплого контакта между  педагогом и ребенком-  эффективность и результативность работы. Важно при работе с клиентами с низкой мотивацией, интеллектом и астенией…, при работе с родителями.

  1. Мозг ребенка активизируется через стимуляцию базовых чувств  (зрения,  слуха, обоняния,  осязания,  вестибулярных рецепторов) и развивает процесс саморегулирования - межанализаторная связь, ненаправленная коррекция.

  1. Активизируется мозговая активность, происходит самореализация, поддержка и развитие внутренних стимулов организма по цепочке: «оккупация» мозга сенсорными стимулами → релаксация → нормализация функций организма → ключевой доступ к подсознанию → доступ к ресурсам нашего организма (компенсация).

  1. Возможность профессионального использования психокоррекционных методик различной направленности на фоне стимулирующего воздействия на организм  клиента оборудования сенсорной комнаты.

  1. Изолированная подача сенсорных эталонов, возможность регулирования длительности  и  мощности, дозированности и систематизированности их воздействия на   анализаторы клиента в зависимости от структуры и тяжести дефекта конкретного человека.

  1. Наличие силуэтных, абстрактных образов, связанных с  основными сенсорными эталонами, создающих возможности для  создания различных тематических сюжетов, реальных и фантазийных образов (лес, планета, подводный мир, зима).

  1. Безопасность передвижения, изолированность от окружения, уют и комфорт в индивидуально подобранном для клиента пространстве- при ДЦП, слабоумии, самоагрессии- РДА.

  1. Взаимодействие релаксации и направленной коррекции.

  1. Состояние релаксации наступает через 15-20 минут пребывания в сенсорной комнате (значительно сокращается время на восстановление сил и работоспособности клиента).

  1. Профилактика профессионального выгорания специалиста.

  1. Комплексное воздействие на организм ребёнка сенсорной среды в сочетании с основным направленным воздействием специалиста.

  1. Богатая полисенсорная среда. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения мировоззрения, и тем самым способствует развитию здоровой манеры поведения. Чем скуднее мир сенсорных ощущений,  окружающих ребенка, тем уже мировоззрение и больше стереотипов, что создает предпосылки к девиантному поведению, агрессии и т.д.

  1. Широкий спектр возрастных границ клиентов (от рождения до старости).

  1. Узкий спектр противопоказаний и ограничений в использовании оборудования при различных заболеваниях.

  1. Многофункциональность использования оборудования для психологического воздействия на все стороны психики, базовые составляющие психического развития клиента.

  1. Сенсорная комната позволяет активизировать деятельность нарушенных путей (слабовидящим  - увидеть цвета, не умеющим сидеть – ощутить эту позу…). Если это невозможно в силу тяжести патологии, сенсорная комната позволяет компенсировать дефект более активной деятельностью сохранных функций.

  1. Практическое проведение  игр и упражнений на когнитивную сферу с участниками встречи.

Копия P1

- Оборудование: панель тактильных ощущений:

Игра «Спор». Цель: развивать аналитико-синтетическую деятельность, тактильное восприятие, тактильно-двигательную память.

Первый участник ассоциирует заданный ведущим образец панели с каким-либо предметом, называет признак ассоциации- сходства (например, это яблоко, так как оно красное). Другие участники по очереди оспаривают предыдущую им ассоциацию, называя признак различия образца и предмета данной ассоциации, взамен предлагают свою ассоциацию, называя признак сходства (например, нет, это не яблоко, так как оно не деревянное, это деревянный забор), так по цепочке);

Игра «Волшебный остров». Цель: развивать операции сравнения, воссоздающее воображение.

Участники игры составляют совместно рассказ по цепочке, они попали на волшебный остров, рассматривают его и описывают всё, что видят. Каждый участник составляет предложения по одному образцу панели. Составив рассказ, использовав все образцы панели, участники игры находят «ночью на острове»  на ощупь все предметы, объекты, в которые они превратили образцы панели).

-Оборудование: панель «Цветные клетки»:

P1000379

1) Игра «Я положил в мешок». Цель: развивать объём слухоречевой памяти, операции классификации, приёмы опосредованного запоминания.

Первый участник, начиная со слов «Я положил в мешок…», наступая на первую клетку, называет предмет по цвету клетки. Второй участник, начиная с первой клетки, со слов «Я положил в мешок…», повторяет предмет первого участника, затем на второй клетке называет по цвету клетки свой предмет и т.д., каждый участник, называя с первой клетки все предметы, прибавляет свою клетку.

2) Упражнение «Рассказ по цепочке». Цель: развивать аналитико-синтетическую деятельность, словесно-логическое мышление, словесную, опосредованную память.

В начале игры определяется тема рассказа, который будут составлять все участники игры. Первый участник наступает на первую клетку, в соответствии с цветом клетки придумывает первое предложение (например, «Наступило жаркое красное лето»). Второй участник, наступая на первую клетку, повторяет предложение, придуманное первым участником, переходя на следующую клетку, добавляет своё предложение, в котором есть цвет второй клетки и логически продолжается смысл первого предложения (например, «Наступило жаркое красное лето. Вся земля покрылась сочной зелёной травой.»). Так каждый последующий участник, начиная с первой клетки, повторяет все предложения от начала рассказа, в конце добавляя своё предложение. Последний участник логически должен закончить рассказ, не забывая про цвет своей клетки. Ведущий следит за логичной цепочкой в рассказе, за следованием теме, а также за использованием в рассказе цветов клеток. Обращается внимание на логичность мысли участников, на быстроту и вариативность придумывания предложений, на быстроту запоминания и воспроизведения текста.  

3) Игра «Поле чудес». Цель: развивать зрительную память, внимание, воссоздающее воображение, ориентировку на горизонтальной плоскости, листе бумаги.

На клетках в соответствии с их цветом выкладываются различные предметы или предметные картинки. После их рассматривания и называния картинки убираются. Участники игры называют предметы, которые лежали на клетках с опорой на цвет:

- назови всё съедобное…всё зелёное…всё железное

-назови все овощи…всю одежду…

-предметы отгадываются по загадкам

- предметы отгадываются по заданному месту положения (что лежало между красной и жёлтой клетками, от красной клетки слева и т.п.)

4) Игра «Зоопарк». Цель игры: развивать воссоздающее воображение, ориентировку на горизонтальной плоскости, опосредованную, зрительную, слухоречевую память.

Игрушки животных размещаются на клетках в соответствии с их цветом. Участники игры-посетители зоопарка, они ходят от клетки к летке, рассказывая свой путь движения или проходят его по предложенной ведущим схеме (словесной, нарисованной).

- Оборудование: панель «Столбики»:

Копия 1

  1. Упражнение «Деревья в лесу». Цель: развивать воссоздающее воображение, аналитико-синтетическую деятельность, концентрацию, распределение внимания.

 Участники по очереди находят признаки сходства и различия столбиков с деревьями, соответственно выкладывая на каждый названный признак сходства -квадрат, отличия- круг, затем сравнивается количество названых признаков сходства и отличия.

Участники наблюдают за сменой цветов в столбиках, отмечая моменты, когда два или три столбика будут одинакового цвета.

  1. Упражнение «Стеклянные кастрюли». Цель: развивать операции анализа и синтеза сравнения, творческого воображения.

Участники ассоциируют столбики с кастрюлями на кухне- кипят, в них что-то готовится. Называют признаки сходства и отличия столбиков от настоящих кастрюль. Затем обсуждается каждый признак сходства и отличия- полезен он или нет в данном случае. Например, кастрюля прозрачная- это хорошо, так как.. но и плохо- так как…

-Оборудование: панель «Водопад»:

Игра «Мир насекомых». Цель: развивать воссоздающее воображение, произвольность психической активности, пространственные представления (метрические).

Участники игры плетут из нитей насекомых (из одной нити, из нескольких, одной, двумя руками). Насекомые располагаются, перемещаются на висящих нитях на горизонтальной и вертикальной плоскости, отмечая где находится каждое насекомое  относительно других: выше, ниже, дальше- ближе.

P10

-Оборудование: люминисцентная доска.

Копия P1010681

Упражнение «Волшебные картинки». Цель: развивать креативность, гибкость, оригинальность мышления, воссоздающее воображение.

На люминисцентной доске фонариком рисуется какая-либо фигура, её элемент. Участники по очереди превращают фигуру в предметы, объекты, не повторяясь, игра продолжается, пока фигура не померкнет. Может использоваться соревновательный элемент.

  1. Практическая творческая работа участников практикума в парах.

Участникам семинара предлагается разбиться на пары, меджу парами участников распределяется оборудование сенсорной комнаты.

Дается время на творческую работу- совместную разработку игры или упражнения на развитие познавательных процессов у дошокольников с исползованием выбранного оборудования. Придуманные игры проводятся авторами с участниками семинара, озвучиваются тема, цель игры, её правила и содержание, поощряется наличие вариантов усложнения игрового материала.

  1. Заключительная часть.

Рефлексия практического занятия участниками встречи.