Методика коррекции зрительного восприятия на основе системы работы с линейкой - трафареткой

Зимичева Ольга Николаевна

Данная методика, через нормализацию динамических и регуляторных процессов, позволяет развивать и коррегировать зрительный гнозис, конструктивный праксис; развивает зрительную аналитико-синтетическую деятельность, позволяет развивать точность, полноту, дифференцированность и целостность зрительного восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_korrektsii_zritelnogo_vospriyatiya.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ЛИНЕЙКОЙ - ТРАФАРЕТКОЙ

Обоснование методики.

В дефектологии существует множество комплексных методик развития и коррекции зрительного восприятия. Прелагаемая методика представляет собой систему работы с линейкой-трафареткой и может быть использована как вспомогательное средство коррекции и развития зрительного восприятия, а также для развития других психических процессов.

Рациональность методики заключается в том, что она способствует преодолению недостатков динамической организации процесса восприятия, в частности, предусматривает организацию внимания, развитие его показателей: устойчивости распределения, переключения; развивает темп, скорость и объем зрительного восприятия.

Данная методика также способствует развитию и коррекции регуляторных процессов зрительного восприятия: развивает его активность, самостоятельность; актуализирует мотивацию познавательной деятельности; способствует развитию самоконтроля, развивает речевую регуляцию деятельности, а также развивает функцию программирования.

С опорой на теорию П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий методика предусматривает:

  1. расчленение задания на этапы, элементы,
  1. демонстрацию способа выполнения,  
  1. дополнительные инструкции с опорой на речь, показ,
  1. диктовку нужной последовательности,
  1. сопровождение заданий речью.

Данная методика, через нормализацию динамических и регуляторных процессов, позволяет развивать и коррегировать зрительный гнозис, конструктивный праксис; развивает зрительную аналитико-синтетическую деятельность, позволяет развивать точность, полноту, дифференцированность и целостность зрительного восприятия.

Эффективность методики обеспечивается созданием игровой ситуации, привлечением кинестетического, таксильного, слухового анализаторов, речи. Эффективность данной методики обеспечивает также опорой на сохранение звеньев зрительного восприятия.

Данная система предусматривает опору на зрительное восприятие простых предметов и свойств, и через развитие этого звена позволяет компенсировать более сложные нарушения зрительного восприятия. Данная методика способствует развитию других психических процессов, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

СИСТЕМА РАБОТЫ С ЛИНЕЙКОЙ-ТРАФАРЕТКОЙ

Система работы с линейкой-трафареткой складывается из последовательных, взаимосвязанных этапов. Задания располагаются в порядке усложнения.

I этап. Подготовительный.

Главная задача - подготовка психических процессов. Работа проводится в нескольких направлениях:

- развитие произвольного внимания, памяти (различные игры на развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

- развитие мелкой моторики  (пальчиковые упражнения, самомассаж кистей рук; игры на развитие ручной ловкости; навыки работы с карандашом;  выполнение простых графических заданий).

- развитие зрительно-моторной координации (упражнение на зрительное прослеживание; упражнение "лабиринт")

- уточнение и обогащение сенсорного опыта (игры, задания на узнавание, называние, различение  предметов по величине, форме, цвету;  сборно-разборные дидактические игрушки, разрезные картинки)

- развитие пространственных ориентировок (подвижные игры на ориентировку в окружении; конструктивные игры; задания на ориентировку в схеме тела).

II этап. Знакомство с линейкой-трафареткой.

Задача - познакомить с линейкой трафареткой. Сформировать интерес к занятиям с ней.

Работа проводится в двух направлениях.

I направление - формирование интереса к продукту деятельности.

Многие дети с ЗПР , в силу объективных причин не могут четко и красиво рисовать простые геометрические фигуры. Вследствии этого у детей снижено желание выполнять такие задания, дети испытывают отрицательные эмоции. Дефектолог демонстрирует детям, как с помощью трафаретки можно быстро и красиво нарисовать ту или иную фигуру. Дефектолог привлекает детей к рассматриванию и оценке полученных изображений, привлекает к совместным действиям. При этом важно развивать воображение детей. Внимание уделяется тому, что простые фигурки с помощью простых дорисовок превращаются в предметы. Так, например, можно круг превратить в яблоко, солнышко, воздушный шарик и т.п.

II направление - создание условий для того, чтобы процесс деятельности был для ребенка интересным.

Дефектолог работает с линейкой-трафареткой на глазах детей эмоционально, заинтересованно, сопровождает действия речью. Широко используются стихи, загадки, короткие рассказы, картинки. Созданию эмоционально-положительного настроя способствует приготовление альбомов, тетрадей, работа с фламастерами, цветными карандашами.

III Этап. Знакомство с правилами работы по линейке-трафаретке.

Задача - научить детей пользоваться линейкой в практической деятельности.

К этому этапу можно перейти, когда у детей появится интерес к данному виду деятельности и в наличии предварительно сформированные умения и навыки, как то: - достаточный сенсорный опыт; - навык зрительно-моторной координации;

-правильный захват карандаша.

Проводятся игры-задания на зрительный поиск заданной фигуры; игры на зрительное прослеживание движений предмета.

В практической деятельности дети знакомятся с правилами работы с линейкой-трафареткой. Правила также определяют  и последовательность практических операций.

Правила:

  1. Найти нужную фигуру.
  1. Правильно и удобно наложить трафарет на лист бумаги.
  1. Придерживать трафарет одной рукой, другой - совершать обводку.
  1. Следить глазами за движениями карандаша.
  1. Обводка должна быть непрерывной.

Правила закрепляются показами и совместными действиями.

IV Этап. Игры-упражнения на развитие сенсорного опыта.

Задача - знакомство с геометрическими фигурами линейки-трафаретки. Уточнение и закрепление знаний детей о величине, цвете, форме предметов. Развитие практических навыков работы с линейкой. Развитие воображения.

При знакомстве с геометрическими фигурами на линейке-трафаретке предполагается следующая последовательность:

  1. Предъявление эталона, его узнавание: зрительно, тактильно, называние.
  2. Выделение фигуры на линейке-трафаретке.
  3. Расположение линейки-трафаретки на листе бумаги, обводка фигуры.
  4. Знакомство с признаками фигуры (цвет, величина, пространственное  

   расположение).

  1. Соотнесение фигуры с реальными предметами.  

К р у г. 

                                         

Упражнение 1.  Знакомство с кругом.

Предъявляется эталон круга, Дети зрительно и тактильно узнают фигуру, называют. Проводятся игры на узнавание круга среди других фигур " Найди такой же" и "Узнай на ощупь".

Затем проводится зрительное выделение круга на линейке-трафаретке; тактильная обводка.

Далее предлагается провести обводку круга на листе бумаги карандашом, лучше простым.

Упражнение 2.  Круги бывают разной величины.

Дефектолог предлагает детям игру в "мыльные пузыри". Дети вместе с дефектологом пускают мыльные пузыри, наблюдают за ними, делают вывод о том, что пузыри были разной величины: большие, поменьше, маленькие и совсем маленькие. Дефектолог предлагает детям зарисовать на листе бумаги "Мыльные пузыри". Для этого дети устанавливают форму пузырей - круги; зрительно выделяют на линейке0трафаретке разные по величине круги и выполняют обводку карандашом на листе бумаги.

Упражнение 3.    Упорядочивание по величине.

Дефектолог предлагает детям навести порядок в пуговицах: разложить их в ряд по величине. После выполнения такого задания можно предложить детям сделать рисунок на листе бумаги. Для четкости можно прочертить исходную горизонтальную лини - "полочку", "столик".

Вариантом этого упражнения может быть задание "нанизывание шаров на стержень" в вертикальном положении, а усложнением будут различные варианты заданий на комбинацию кругов по величине.

Упражнение 4.  Круги бывают разного цвета.

Дефектолог показывает детям связку воздушных шаров разного цвета, организует игру с шарами. В ходе игры уточняется цвет каждого шарика, форма.

Затем детям предлагается на листе бумаги сделать зарисовку воздушных шаров с помощью обводки кругов трафарета цветными карандашами или фломастерами с последующей раскраской.

Усложненным вариантом является зарисовка шаров разного размера и разного цвета, оттенков.

Упражнение 5. Какие предметы похожи на круг?

Дети под руководством дефектолога находят в ближайшем окружении предметы, похожие на круг. Следует поощрять название предметов, выходящих за рамки ближайшего обихода: Солнце, Луна озеро, часы и т.д. Аналогично можно поупражняться с предметными и сюжетными картинками.

Затем детям предлагается поиграть в "Волшебный карандаши", которые превращают круги в различные предметы.

С помощью трафарета дети обводят круг, затем производят самостоятельную дорисовку - "превращение" круга в предмет

Усложнением является выполнение данного упражнения с использованием цветных карандашей с той же ориентировкой на величину.

Упражнение 6. Самостоятельное рисование кругов различной величины и цвета.

На основе сложившегося в ходе упражнений 1-5 зрительно-двигательного образа круга, детям предлагается сначала рисовать круг в воздухе, затем выкладывать круг из эластичной веревочки, рисовать круг пальчиком на листе бумаги, а затем перейти к самостоятельному рисованию.

В помощь слабым детям - рисование по точкам, контуру. Самостоятельное рисование поощряется.

Аналогично системе работы с линейкой-трафареткой по теме "Круг" проводятся игры-упражнения на закрепление и уточнение представлений детей о квадрате, треугольнике овале, прямоугольнике. При этом работа также проводится в игровой форме, на базе соотношений реальных предметов окружения с геометрическими фигурами и, обязательно, предполагает развитие воображения детей.

В дальнейшем, когда дети усвоили вышеперечисленные геометрические фигуры, возможно продолжение знакомства с геометрическими фигурами, но в более свернутой форме, так как по "Программе обучения и конструирования" не предусмотрено знакомство с этими фигурами, но знание их потребуется в дальнейшем для конструирования.

Так, при прохождении темы "четырехугольник", дети вспоминают квадрат, прямоугольник и одновременно знакомятся с ромбом и  трапецией. Дети знакомятся с эталонами этих фигур, запоминают названия, затем зрительно выделяют на линейке-трафаретке, обводят, раскрашивают, соотносят с реальными предметами ближнего окружения, упражняются в дорисовках этих фигур. То есть "превращают" фигуры в реальные предметы, учатся самостоятельно рисовать их без трафарета.

Затем дети аналогичным образом знакомятся с пятиугольником.

Остальные фигуры линейки-трафаретки получают игровые, "образные" названия. следует поощрять детей к самостоятельным аналогиям, придумыванию названий для этих фигур:

глазик      ⇒⇒⇒⚪                                                       лодочка                                            

капелька                                                         чашечка

флажок                                                           хвостик         

стрелка         ⇨                                                  молоточек      ╦  ......................

Результативность IV этапа работы с линейкой-трафареткой определяется систематически проводимыми тренировочными упражнениями, направленными на повторение изученных детьми геометрических фигур. Такую работу целесообразно проводить на занятиях по математическому конструированию. Дети упражняются на этих занятиях в узнавании фигур, соотносят фигуры со словом-названием, лучше запоминают названия фигур, выделяют заданные качества (цвет, величина, количество, порядок).

Можно использовать следующие варианты тренировочных, закрепляющих упражнений:

Вариант 1      Цель - выделение заданной фигуры на линейке-трафаретке.

"Фигура заблудилась". По заданию дефектолога дети выделяют на линейке-трафаретке задаваемые фигуры, просто показывают их или обводят (под диктовку). В это упражнение можно ввести элементы соревнования.

Вариант 2       Цель - соотносить названия с фигурой;

                                  - запоминать несколько названий фигур (слуховая память).

Дефектолог предлагает детям запомнить названия нескольких фигур, которые он четко произносит. Затем просит детей с помощью линейки-трафаретки зарисовать названные фигуры. (количество называемых фигур постепенно увеличивается). Усложнением является называние фигур в связи  с определенными качествами: круг, квадрат синий, треугольник маленький.

Вариант 3      Цель - развитие зрительного внимания, контроля, зрительной памяти.          

Дефектолог просит детей запомнить предъявляемые для зрительного восприятия геометрические фигуры (3-4). Затем по памяти, с помощью трафарета зарисовать. Усложнением является увеличение количества фигур и обозначение определенных качеств (величина, цвет).

Вариант 4      Цель - анализ изображения, состоящего из частей (геометрических                                      

                       фигур).

Детям предлагается рассмотреть изображение и определить  из каких геометрических фигур оно состоит. Вначале предлагаются изображения, состоящие из 2-3 фигур, затем количество фигур возрастает.

Если дети в полной мере справляются с контрольными вариантами заданий, можно переходит к следующему этапу работы с линейкой-трафареткой.

V Этап. Игры-упражнения на развитие пространственных ориентировок. 

Задача - совершенствование ориентировки детей в пространственных свойствах   предметов. Совершенствование ориентировки на листе бумаги. Развитие навыка определения расположения фигур в пространстве. Обучение моделированию пространственных отношений.    

Необходима предварительная работа, направленная на уточнение знаний ребенка о своем собственном положении в пространстве. Можно организовать упражнения в преднамеренном перемещении ребенка по групповой комнате, акцентировать его внимание на расположении предметов, просить перечислить предметы находящиеся справа, слева от него, наверху, внизу. Эффективны упражнения по непредметному конструированию. В ходе этих упражнений дети воспринимают пространственные отношения, замечают перемещение предметов в пространстве, и так же точно воспроизводят изменяющиеся отношения.

Упражнения с линейкой-трафареткой по совершенствованию пространственных ориентировок детей проводят сначала по подражанию, затем переходят к выполнению заданий по образцу, а затем по словесной инструкции.

Упражнение 1.  "Обезьянки".

Дефектолог предлагает детям с помощью трафарета на листе бумаги нарисовать фигуры такие же, как у него. Главное в этом упражнении - расположение фигуры в пространстве (горизонтальное, вертикальное).

1                      2                                             Усложнением будет являться

                                                                       сравнение положения одинаковых  

                                                                       фигур.

3                    4

5                            6

     

  7                             8                   

 

Упражнение 2. "Обезьянки".

Дефектолог предлагает детям, как обезьянкам, копировать с помощью трафаретов изображение фигуры, например, круга на листе бумаги: "нарисуй как у меня".

                                                                                                       

Усложнением будет рисование по словесной инструкции, или обозначение в речи местоположения фигуры на листе бумаги.

Упражнение 3. "Комбинации".

Дефектолог создает из нескольких фигур горизонтальную (вертикальную) комбинацию. Затем предлагает детям с помощью трафаретов ее воспроизвести на листе бумаги.

Усложнением является увеличение числа фигур в комбинации и введение в комбинацию качественных характеристик фигур (цвет, величина).

Упражнение 4. "Чертежи".

Детям демонстрируют объемные геометрические формы, например шар и куб. Дети соотносят эти формы с плоскими изображениями, выделяют их на трафарете. Затем дефектолог демонстрирует детям варианты расположения двух объемных геометрических форм: шара и куба относительно друг друга и просит зарисовать - сделать чертежи:

Сначала даются задания на зарисовку двух разных фигур, расположенных рядом ( 🞆◻ ), одна на другой; затем двух одинаковых фигур, имеющих разное расположение и т.д. Постепенно количество фигур увеличивается. При усложнении задания дефектолог обращает внимание детей на выделение центральной фигуры 🞆 ◊ ∇. Это поможет детям определять положение остальных  фигур относительно центра. Здесь же дефектолог учит детей приему пририсовывания одной фигуры к другой: изображение двух прилегающих фигур, например квадрате и треугольнике, имеющих одну общую линию:

Варианты:

🞆 🞆         ◻◻                             ◻ 🞆

Усложнение - увеличение количества форм; использование дефектологом только словесной инструкции; речевые варианты взаиморасположения форм.

Упражнение 5.  "Право-лево".

Проводится игра. Дети определяют правую руку, рассказывают, что находится справа; определяют левую руку, перечисляют предметы, находящиеся слева. Далее дефектолог предлагает поиграть с мелкими предметами на столе. По команде дети располагают предметы, игрушки справа или слева. Затем перечисляют какие игрушки оказались справа, какие слева. Затем дефектолог предлагает детям аналогичную игру на листе бумаги. Вертикальной линией лист делится на правую и левую стороны. Дети по команде взрослого, с помощью трафарета зарисовывают фигуры: квадрат слева, овал справа, треугольник слева, круг слева, трапеция справа, прямоугольник справа.

🞆                •   0  ◊

Упражнение 6. "Верх-низ"

Проводится аналогично упражнению 5.

🞆                

•   0  ◊

Упражнение 7. "Геометрический диктант" на листе бумаги.

По словесной инструкции дети с помощью трафарета на листе бумаги зарисовывают местоположение геометрических фигур: справа круг, вверху треугольник, в середине овал, внизу ромб, слева квадрат.

   ∆              

   ◻  0  •

     

Упражнение 8. "Волшебный квадрат".

Предварительно дети знакомятся с "волшебным" квадратом, который состоит из 9 маленьких квадратиков, каждый из которых получает свое название: центральный, правый центральный, левый центральный, верхний центральный, нижний центральный, правый нижний, правый верхний, левый нижний, левый верхний.

Упражнение проводится в виде геометрического диктанта: дефектолог называет фигуру и называет меленький квадрат, где эту фигуру нужно нарисовать. Так "заселяются" все маленькие квадраты. Затем детям предлагается рассказать, где расположена та или иная фигура.

VI Этап. Конструирование с помощью линейки-трафаретки.

Задача - Развитие образного и элементов наглядно-схематического мышления. Формирование представлений о целостном образе предмета. Закрепление представлений о пространстве (восприятие и воспроизведение пространственных отношений между предметами и частями предмета). Расширение словаря. Развитие и совершенствование зрительно-моторной координации.

Занятиям по конструированию с помощью линейки-трафаретки должна предшествовать систематическая предварительная работа, которая складывается из следующих направлений:

- формирование у детей представлений о схеме тела человека и животных ( работа по складыванию сборно-разборных игрушек, разрезных картинок)

- сенсорное воспитание (восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения

- опыт конструирования из объемных, плоских фигур.

При обучении детей самостоятельному конструированию с помощью линейки-трафаретки применяются различные методы. Одним из основных является подражание действиям дефектолога. В ходе осуществления действий по подражанию дети должны хорошо видеть выделяемые на трафарете геометрические фигуры, а также видеть куда и как трафарет устанавливается на бумаге. То есть и выбор необходимого элемента, и способы деятельности даются в готовом виде. Демонстрируется и нужная последовательность выполнения: действуя вслед за дефектологм, дети воспроизводят заданный порядок операций.

Действия по подражанию - наиболее доступный для детей с ЗПР способ создания конструкций. Некоторые дети с диагнозом ЗПР испытывают затруднения при конструировании эти способом. Тогда допустимы совместные с ребенком действия.

Способность к подражанию у детей с ЗПР возникает достаточно быстро, поэтому при выполнении новых заданий, требующих применения уже имеющихся у ребенка навыков и представлений, использование метода подражания оказывается неэффективным. Следует поощрять у детей хотя бы элементы самостоятельности. Развитию самостоятельности, активности познавательной деятельности способствуют упражнения в конструировании по образцу.

Конструирование по образцу основано на самостоятельных действиях детей и на реализации тех представлений, которые формируются в результате направленного обследования, анализа образца под руководством дефектолога. Образец по мере обучения должен усложняться, как за счет увеличения количества деталей конструкции, так и за счет усложнения пространственных отношений между деталями.

По мере того, как дети овладевают опытом конструирования по образцу, следует постепенно вводить конструирование по условиям.  В качестве условий предлагается либо видоизменение готовой конструкции, либо создание новой с соблюдением заданного условия. В качестве условий могут выступать цвет, величина, функциональные особенности предметов. Например, по графическому образцу детям предлагается с помощью трафарета изобразить двух разных по величине кошек.

В качестве условия может выступить передача пространственного расположения фигур, которое обусловлено функциональными особенностями конструкций. Детям предлагается из одинаковых квадратов сконструировать 1) - дом для жирафа, 2) - дом ля крокодила. В варианте 1) дети используют вертикальное расположение деталей; в варианте 2) 0 горизонтальное.

   1)                                                 2)  □□□     

       

       

При обучении конструированию, по условиям, дефектолог обращает внимание детей на точное следование заданному условию, вырабатывает умение объяснять, обосновывать тот или иной способ выполнения, выбранную последовательность действий. Проводиться работа по формированию у детей умения рассказывать о том, в какой последовательности он действовал, и с помощью дефектолога намечать этапы предстоящей работы.

Введение в конструирование условий требует от ребенка значительного умственного напряжения, поиска средства деятельности согласно условию, доведение задания до конца. Это очень важно в плане коррекции, как отдельных психических качеств, так и личности в целом.

Когда у детей накопился достаточный собственный конструктивный опыт, можно переходить к конструированию по представлению (по словесному заданию). Этот вид конструирования можно использовать в целях обучения и в целях контроля. В целях обучения детям предлагаются знакомые предметы, но для осуществления их конструирования предлагается использовать другие фигуры.

Например, дети умеют конструировать башню из квадратов, можно предложить детям сконструировать башню из прямоугольников:

□                

Конструирование по представлению проводиться без образцов, показов, объяснений и других видов помощи со стороны дефектолога. Участие дефектолога сводится к анализу готовой продукции. В процессе конструирования по представлению создаются условия для формирования у детей предварительного планирования этапов выполнения, а также умения объяснить содержание и последовательность осуществленных операций.

П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь      р а б о т ы      п о    к о н с т р у и р о в а н и ю    

 п р е д м е т о в    с    п о м о щ ь ю    л и н е й к и - т р а ф а р е т к и.                

I. Вводная часть.

   Цель - "оживление" представлений детей о конкретных предметах.

Используются беседы, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, отгадывание загадок, обыгрывание игрушек. В ходе обыгрывания дети знакомятся с функциональными особенностями и строением предмета.

II. Основная часть.

    Цель - изучение готовой конструкции-образца.

  1. Анализ образца начинается с целостного восприятия объекта. Дети называют его, выделяют основные части; выясняют, какую роль в самом предмете играет определенная часть или деталь. Выделение основных частей в конструкции-образце желательно проводить в той последовательности, которая соответствует очередности исполнительских операций.
  2. После выделения главных частей переходят к деталям. Обращая внимание детей на различные детали предметов, прежде всего выделяют те, которые имеют функциональное значение. В последнюю очередь внимание детей следует обращать на детали, которые имеют значение украшения.
  3. Затем необходимо определить форму каждого элемента конструкции и произвести подбор нужных, соответствующих этим элементам геометрических фигур на трафарете. В помощь можно использовать вспомогательное движение - обведение каждой части предмета по контуру.
  4. Далее внимание детей привлекается к последовательности выполнения конструкции. Надо объяснить, с каких элементов обычно начинается конструкция.
  5. Подготовительная работа закончена. Дети приступают к конструированию. Дефектолог дает детям возможность попытаться самостоятельно справиться с заданием. Если у ребенка возникают затруднения, необходимо определить их характер и провести индивидуальную работу. Помощь может быть организована в виде повторного обращения к образцу, обращения внимания ребенка на те моменты, которые вызвали у него затруднения. Можно привлечь ребенка к рассматриванию работы соседа. Дефектологу не следует выполнять работу за ребенка.
  6. По окончании работы дефектолог предлагает детям рассмотреть работы друг друга с целью проведения анализа ошибок. Дети рассматривают свои работы  и сравнивают с образцом. Выявляются  и исправляются ошибки. Поощряются попытки ребенка исправить неправильности в конструкции, выполненной кем то другим.

III. Итог.

    Цель - Создание у детей эмоционального удовлетворения от занятия, положительного отношения к конструированию, формирования желания вновь обращаться к этому виду работы.

Итог включает в себя не столько оценку результатов выполнения задания, сколько появление у детей желания заниматься этим видом деятельности. Это имеет огромное значение для развития положительных качеств личности, для развития мотивационно-потребностного плана деятельности.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ЛИНЕЙКОЙ-ТРАФАРЕТКОЙ

 

Использование данной методики развития зрительного восприятия в старшей группе для детей с ЗПР в течении года показало положительную динамику в психическом развитии детей.

 Данная методика способствовала:

-развитию параметров внимания. У детей улучшилась концентрация, распределение, устойчивость, переключение внимания. Возрос объем внимания;

-развитию зрительной памяти (дети, по сравнению с началом занятий по данной методике, стали зрительно запоминать большее количество объектов;

-развитию мышления детей (у многих детей произошло ускорение темпа мышления, легче формируются операции мышления);

-развитию мелкой моторики (улучшились навыки работы с карандашом, обводки стали получаться замкнутые, непрерывные, без смешения). Дети научились самостоятельно, без трафарета рисовать геометрические формы (простые), качественно их штриховать, раскрашивать;

-развитию связной речи. Дети научились составлять короткие рассказы о последовательности выполняемой работы. Составляют описательные рассказы о выполненных конструкциях;

-развитию воображения;

-коррекции эмоционально-волевой сферы. Улучшился эмоциональный тонус, дети часто испытывали удовольствие, радость, увлечение, сопереживания. Возросла активность, самостоятельность, терпеливость. Улучшилась работоспособность. Адекватнее стала самооценка.

Систематическое использование данной методики показало динамику в развитии зрительного восприятия у детей с ЗПР, способствовало коррекции особенностей зрительного восприятия.

Результативность:

-ускорение темпа зрительного восприятия,

-возросла активность, самостоятельность восприятия,

-возросла скорость выполнения перцептивных операций,

-увеличилось количество зрительно воспринимаемых объектов,

-восприятие стало более дифференцированным,

-улучшилось целостное восприятие предметов,

-уточнились зрительные образы-представления,

-дети стали испытывать меньшие трудности в установлении сходства и  

 различий  между объектами,                              

-укрепилась связь между зрительно-образной и вербальной сферами,

-улучшилась зрительная память,

-возрос уровень усвоения сенсорных эталонов.