Презентация дипломной работы.

Юркина Светлана Александровна

Формирование навыков выразительности как коммуникативного качества речи
младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon yurkina._prezentatsiya_2.ppt922.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 2

Формирование навыков выразительности как коммуникативного качества речи младших школьников Автор работы: С.А. Юркина Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Профиль Начальное образование Руководитель работы: Н.В. Вершинина канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ( БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

Слайд 3

Актуальность исследования Данная бакалаврская работа посвящена исследованию проблемы обогащения словарного запаса младших школьников при изучении словообразовательных понятий на уроках русского языка Учить детей находить для своих мыслей наиболее совершенную форму выражения, осознавать язык эстетически. Выражение эмоций присуще в той или иной мере всем категориям и элементам языка, и показом этого свойства начинается воспитание чувства языка у учащихся, их стремление к выразительности собственной речи

Слайд 4

Объект исследования: речь младших школьников, изобразительно-выразительные средства как основа выразительности речи учащихся начальной школы. Предмет исследования: процесс обучения младших школьников использованию изобразительно-выразительных средств в собственной речи.

Слайд 5

Цель исследования: изучить выразительность, как коммуникативное качество речи, изобразительно-выразительные средства, возможности обучения младших школьников использованию средств выразительности в собственной речи. Задачи исследования : – изучить лингвистическую, психолого-педагогическую литературу по данной теме; – проанализировать программу « Школа России » и учебники для начальной школы с позицией темы исследования; – выявить: уровень знаний учащихся начальной школы по теме исследования, умений использовать изобразительно-выразительные средства в своей речи. – разработать задания, направленные на совершенствование умений младших школьников использовать средства выразительности в своей речи.

Слайд 6

Методы исследования: - Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития выразительности речи младших школьников. - Наблюдение за речевой деятельностью младших школьников. - Опытно-экспериментальная проверка эффективности предлагаемых приемов работы над выразительностью речи. - Анализ, синтез, обобщение результатов эксперимента.

Слайд 7

Новизна и практическая значимость: данная дипломная работа содержит ряд рекомендаций по отбору и внедрению имеющихся методических материалов в практику школьного преподавания, она может быть использована учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня в практической деятельности.

Слайд 8

Критерии оценки ученических устных и письменных высказываний: – ясность речи; – правильность речи; – богатство языковых средств – точность речи – логичность – содержательность речи – выразительность речи

Слайд 9

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Слайд 10

Основные условия, от которых зависит выразительность речи: — самостоятельность мышления деятельности сознания автора речи; — неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет; — хорошее знание языка, его выразительных возможностей; — хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей – так как каждый из них налагает свой отпечаток на отдельные группы и слои средств языка, которые, таким образом, оказываются стилистически окрашенными. — систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.

Слайд 11

Мы рассмотрели теоретический аспект изучаемой проблемы. было изучено понятие выразительности как коммуникативного качества речи, рассмотрены различные подходы к исследованию данного явления, определены причины и условия - собственно лингвистические и экстралингвистические – проявления выразительности речи; проанализированы существующие определения выразительных средств; нами определено, что выбор и использование выразительных средств зависят от ситуации общения, избранного жанра и стиля речи, а также от авторской индивидуальности; определили, что включает в себя понятие выразительность речи для учащихся начальной школы: она предполагает воздействие на слушателя с помощью яркости, эмоциональности языковых средств и убедительности.

Слайд 12

Перечисленные требования с точки зрения методики выступают комплексно, а понятие выразительность речи также рассматривается в системе коммуникативных качеств (с точки зрения языка, стилистики, речеведения), в разработке экспериментальной части исследования, мы также будем основываться на том, что обучение младших школьников должно опираться на развитие системных знаний о качествах речи.

Слайд 13

С целью выявления уровня владения младшими школьниками знаниями о выразительной речи, умениями пользоваться выразительными средствами в своих высказываниях нами был проведен констатирующий эксперимент. Данный вид работы проходил в два этапа : на первом мы анализировали программы и учебники с точки зрения темы исследовании. Вторым этапом констатирующего эксперимента стало выявление уровня знаний младших школьников о средствах выразительности речи. На данном этапе ставилась соответствующая цель: определить уровень знаний младших школьников о средствах выразительности речи и практических умений их использования в речи.

Слайд 14

П ервый этап эксперимента показал, что анализируемые программы и учебники «Русский язык» и «Литературное чтение» В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкина, Л. Ф. Климанова, учебник серии «Родная речь. Вторая книга» М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова могут дать учителю большие возможности при работе над выразительностью речи учащихся начальных классов.

Слайд 15

Результаты представленного эксперимента во втором этапе позволяют сделать следующие выводы: 1. Большинство учащихся не знакомо с терминами, определяющими средства выразительности. 2. Вследствие недостаточного владения понятийным аппаратом дети не всегда могут выделить в тексте выразительные средства речи. 3. Учащиеся имеют общее представление об образных средствах речи. Основная часть учащихся экспериментального класса может выделить в тексте те слова, которые делают нашу речь более яркой, точной, выразительной, но не может использовать их в своей речи.

Слайд 16

Данное дипломное исследование не претендует на полноту изучения поставленной проблемы, поскольку развитие речи, формирование качеств хорошей речи является, неоспоримо, длительным и трудоемким процессом обучения и становления личности. Однако на данном этапе можно констатировать, что цель работы достигнута, а поставленные задачи нами полностью решены.