САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ - ПОДРОСТКОВ В ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДОСУГОВОЙ СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Романова Галина Александровна

В статье раскрываются основные подходы к созданию ценностно-ориентированной досуговой среды школы с целью самореализации подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лопачева Ксения Михайловна, преподаватель,   

 Романова Галина Александровна, кандидат  педагогических наук, доцент,

Штанько Ирина Вениаминовна,

кандидат педагогических наук,  доцент

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ - ПОДРОСТКОВ В ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДОСУГОВОЙ СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье раскрываются основные подходы к созданию ценностно-ориентированной досуговой среды школы с целью самореализации подростков.

Ключевые слова: самореализация подростков; социокультурное пространство школы; ценностно - ориентированная досуговая среда; культурно-досуговая деятельность.

 Annotation. The article reveals the main approaches to the creation of value-oriented leisure school environment for the purpose of self-realization of adolescents.

Keywords: self - realization of teenagers; sociocultural space of school; value-oriented leisure environment; cultural and leisure activities. 

Введение. В древних развалинах Вавилона, при раскопках на одном из глиняных сосудов ученые наткнулись на клинопись, после  расшифровки которой стало понятно, что во все времена   проблема взросления и становления подрастающего поколения была актуальной: «Эта молодёжь растлена до глубины души. Молодёжь злокозненна и нерадива и не походит на молодёжь наших дней. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру и донести её до наших далёких потомков».

Прошло 3000 лет. Мир изменился и продолжает меняться. Как научить человека жить в мире, и, прежде всего, в мире с самим собой? Тот, у кого в душе нет мира, не способен к пониманию мира другого человека, не способен к конструктивному взаимодействию с другим. Как научить способности разбираться в самом себе,  анализировать свои поступки, находить причины побед и затруднений?  И, прежде всего, в себе?

Формулировка цели статьи. Обоснование необходимости   разработки и апробации новых технологий организации  образовательного пространства ценностно-ориентированной досуговой среды, обеспечивающей самореализацию ценностных ориентаций школьников-подростков.

Изложение основного материала статьи. Сегодня часто можно услышать, что подростки испортились под влиянием развращенной эпохи. Какой же он, сегодняшний подросток? Каковы его жизненные интересы?  Кем и каким хочет стать? Какие ценностные ориентиры для него актуальны?

С этой целью мы провели опрос среди подростков   современной школы – новостройки в новом районе.  Такую школу мы выбрали не случайно, т.к. сегодня подобных строящихся районов очень много и их население   не только многонационально, но и охватывает жителей практически всей Российской Федерации от Балтики до Сахалина и Камчатки. Они привносят в социокультурное пространство разные традиции, устои, опыт воспитания детей и.т.д., поэтому мы решили, что картина исследования будет являться неким универсальным срезом и даст общее представление о современных подростках.

Анкеты включали в себя вопросы по нескольким блокам. Зная, что общение со сверстниками является ведущим типом деятельности подростков, мы сконцентрировали все вопросы, которые касались этого направления в один общий блок «Общение». Вторым   был блок «Интересы и увлечения», третьим - «Жизненные ценности», четвертым – «Планы на будущее», а в пятом блоке были сконцентрированы вопросы о проблемах, которые испытывает сегодня современный подросток.  

На основе анализа ответов учащихся по всем блокам, мы сделали статистическую выборку и представляем обобщенный портрет современного школьника подростка.

Это любознательный, прагматичный,  свободолюбивый, противоречивый, отстаивающий свои позиции, стремящийся самореализоваться и самоутвердиться, продвинутый в современных мультимедиа - технологиях, увлекающийся современной и танцевальной музыкой, литературой в жанре «фэнтези», футболом, волейболом, черлидерством, скейтбордом, пейнтболом, паркуром, участвующий в социальных, творческих и научных проектах, активный участник молодежных субкультур, считающий важными ценностями – семью, материальное благополучие, здоровье, дружбу, уважение и авторитет среди друзей, карьеру.

Возможно, данная характеристика вызовет некоторое недоумение, ведь подросток всегда представляется этаким «ершистым в общении бунтарем, высказывающим нигилистические отношения ко всему окружающему». Но педагога - профессионала такая характеристика не удивит, ведь при создании благоприятных педагогических условий для развития и становления подростка и поддержке основных линий развития его личностных качеств, таких, ка: самореализация, самоутверждение, самостоятельность, приведут к самоорганизации и самовоспитанию лучших качеств подростка.

В данной статье мы рассмотрим социокультурное пространство школы, как среду, наполненную   различными формами ценностно-ориентированной деятельности. В данном случае ценностно-ориентированная деятельность будет рассмотрена в двух направлениях:

  • направленная на саморазвитие и самореализацию подростков;
  • преобразующая социально-значимая активная деятельность направленная  на внешнюю среду «обитания» подростка.

Главный акцент мы делаем на неформальное пространство учебно-воспитательного процесса, т.е.   культурно-досуговую деятельность, где преобладает свобода выбора подростка.  Здесь обеспечивается право самостоятельного  решения, что предполагает ответственность за свои поступки, развивает способность анализировать результаты своего поведения. Развивается рефлексия, формируется эмпатия как условие понимания и принятия проблем другого человека и способность со-горевать и со-радоваться.  Предоставляя право  работать в своем собственном ритме, даем подростку возможность самореализации и самоактуализации в рамках его способностей, потребностей и интересов. Как следствие - растет уверенность в себе, в своих силах, формируется положительная самооценка [4].

 В связи с этим необходимо уйти от набивших оскомину образцов внеурочной деятельности и кружковой работы, а включить подростков в клубную деятельность, формирующуюся вокруг их интересов.   Сделать так, чтоб именно школа, а не улица стала любимым местом «тусовки» и наполнить неформальные встречи подростков интересующим их содержанием.

В клубной общности создается особая микросреда, основанная на неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора форм досуговой деятельности. Развитие личности, и в первую очередь, её духовно-нравственной сферы связывается с построением ее собственной иерархии ценностей – целей, формируемых под воздействием культурных традиций, индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе воспитания в семье, школе, в общении со сверстниками, самовоспитания.  

Конечно педагогу, создающему такое свободное пространство, необходимо хорошо изучить интересы, увлечения, желания и потребности подростков, а главное, продумать такие интересные формы, которые не только удовлетворят ребят, но и будут воздействовать на формирование ценностей, и стимулировать социально значимую деятельность подростков.

Какие же направления сегодня интересуют подростков? Изучив интересы и желания подростков, приводим наиболее популярные:

  • желание узнать себя, изучить себя и овладеть технологиями личностного роста;  
  • освоение лидерских качеств, позволяющих в будущем реализовать себя в качестве руководителя;
  • разработка различных творческих и социальных проектов
  • создание музыкальной рок- группы;  
  • создание скейт - парка на территории школы;  
  • создание юмористических клубов по подобию comedy;
  • проведение челенжей - экстремальных игр со спортивными элементами;
  •  организация флэш-мобов по различной тематике;
  • организация квестов;
  • школа моделей;
  • проведение танцполов и танцевальных марафонов;
  • создание клуба писателей «Фэнтези»;
  • разработка обзоров новых компьютерных игр;
  • экспедиции и походы;
  •  конкурс граффити и.т.д.

Можно продолжить этот ряд различных и необычных по содержанию и организационной структуре форм, которые популярны сейчас у современных подростков. Из перечисленного мы видим, что они значительно отличаются от известных и  ныне существующих.

Меняется и роль педагога в работе с современными подростками в условиях досугового пространства, его главными функциями становятся установление контакта, сопровождение, направление, контекстное воздействие, поддержка начинаний, консультирование, сотрудничество, правовая поддержка. В этой связи особо важной задачей становится создание условий для признания самоценности каждого обучающегося, развития его социально значимых способностей, ощущения успешности в совместной деятельности в соответствии с интересами, потребностями и возможностями; необходимо обеспечить поиск вариантов совместной деятельности, где каждый успешен, значим, признан [3].

Задачами создания ценностно-ориентированной досуговой среды является:

  • создание условий для проблемно-ценностного общения школьников;
  • удовлетворение желаний подростков самореализоваться в любой форме организационной, творческой, социально-значимой деятельности на выбор;
  • ненавязчивое внушение нравственных позиций;
  • формирование общей культуры;
  • развитие навыков и опыта позитивного взаимодействия подростков.

Включая ребенка в ситуации нравственного выбора, мы и  создаем для этого условия, развиваем его собственный личностный потенциал, позволяющий ему эффективно взаимодействовать – то есть быть полезным, значимым, успешным в реализации задач группы и своих собственных потребностей и интересов. Необходимо предлагать обучающимся различные модели общения, создавать проблемные ситуации для выбора той или иной модели для выстраивания конструктивных коммуникаций, максимально индивидуализировать модели общения в соответствии с особыми потребностями обучающегося и его возможностями.

Выделим основные подходы к организации культурно-досуговой деятельности.

Контекстный подход заключается в ненавязчивом внушении нравственных позиций, формировании вкуса, патриотических чувств через процесс обсуждения, совместного выбора, планирования и проведения той или иной деятельности с подростками.        

Контекстный подход напрямую связан с деятельностным подходом.  Он позволяет продумывать содержание мероприятий начиная с разработки сценария и его контекстов, которые влияют на различные каналы восприятия, а также продумывать формы различной совместной деятельности   участников.  

Личностно-ориентированный и полисубъектный подходы неразрывно переплетаются друг с другом. При организации работы с подростками необходимо их изучить, хорошо знать и ненавязчиво помогать   в решении   личных проблем, эмоционально и психологически поддержать, помочь увидеть и дать возможность проявить   наклонности и творчество.

  Полисубъектный подход позволяет строить сотрудничество подростков, малышей и взрослых через различные формы творческого взаимодействия [1].

 Неформальный подход к культурно-досуговой деятельности способствует к культивированию среды, в которой рождаются интересы, формируются склонности и потребности, осуществляется пробы собственных возможностей подростков, осуществляется самопознание и саморазвитие.

В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности. Духовность не сводится к нравственности: нравственность является одним из ее проявлений и может быть рассмотрена как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Развитие личности, и в первую очередь, ее духовно-нравственной сферы связывается с построением ее собственной иерархии ценностей – целей, формируемых под воздействием культурных традиций, индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе воспитания в семье, школе, в общении со сверстниками, самовоспитания [4].

Выводы. Созданная в школе социокультурная среда должна стать результатом целенаправленной активности личности, освоения и создания подростком своего жизненного пространства как органического единства социально-психологических, духовно-нравственных, событийно-поведенческих и предметно-пространственных условий жизнедеятельности в процессе досуговой деятельности;  создания специфического развивающего образовательного пространства, обеспечивающего возможность реализации индивидуальной траектории   развития  [2].

Поставленные задачи приводят к необходимости разработки и апробации новых технологий организации  образовательного пространства, где  важным становится обеспечение открытого диалога всех участников образовательных отношений. Компетентностный подход к формированию ценностных ориентаций обучающихся, таким образом, предполагает процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу личности ребенка, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Результатом этого могут стать сформированность духовно-нравственных ценностей, уровень развития самосознания, богатство духовных запросов, что становится особо важным в условиях поликультурного социума.

 Литература

  1. Лопачева К.М., Штанько И.В. Организация досуговой деятельности детей и подростков в условиях ФГОС: метод. рекомендации. – М.: АСОУ, 2016. - 56 с.
  2. Романова Г.А. Проблемы формирования социокультурной компетентности обучающихся в условиях инклюзивного образования // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: Сборник науч. трудов по мат.   Межд. научно-практ. конф.28 ноября 2014 г.  -Консалт, 2014.-с.132-135.
  3.  Романова Г.А. Развитие социокультурной компетентности обучающихся во внеурочной деятельности в условиях инклюзивного образования // Воспитание подрастающего поколения в современных социокультурных условиях: проблемы и перспективы развития: Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно- практических конференций. – М.: АСОУ, 2015.- 130-135.
  4. Романова Г. А. Развитие социокультурной компетентности обучающихся: опыт Л. Н. Толстого и современность // Л. Н. Толстой и русская отечественная мысль о национальном воспитании: сборник научных трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конференции, 19-20 мая 2016 г. – Орехово-Зуево: ГГТУ, 2016. -С. 243-248.