Девиантное поведение подростков сущность, понятие, формы и виды.

Турчанинова Татьяна Витальевна

Девиантное поведение подростков сущность, понятие, формы и виды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Девиантное поведение подростков сущность, понятие, формы и виды.

Девиантное поведение (англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам.[1] Также девиантное поведение – это результат неправильного развития личности, и именно у подростков наблюдаются первые проявления отклоняющегося поведения[2]. В большинстве случаев оно объясняется низким уровнем интеллектуального развития, отрицательным влиянием семьи, друзей, сбоями в процессе социализации.

Известно, что процесс социализации (процесс превращения индивида и человека в личность, характеризующийся усвоением культурных норм и освоением социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в обществе), достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе)[3]. Однако, в процессе социализации возможны сбои, неудачи, которые приводят к девиантному поведению.

Девиантное поведение, в настоящее время носит массово-системный характер. По данным представителя ФСИН Шамсунова, несовершеннолетние граждане РФ совершают ежегодно около 150 тысяч преступлений, что составляет примерно 10% от общего числа криминальных проявлений в стране[4].  Все больше втягивается подростков в преступный бизнес по продаже наркотиков. Всё это влияет  на то, чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.  С быстрым развитием девиации, у подростков пропадают все положительные чувства не только к родным, близким и окружающим людям, но и к самим себе. Поэтому необходимо выявлять детей и подростков с девиантным поведением как можно раньше, а так же активно использовать различные социальные, психолого-педагогические технологии по работе с ними, что будет способствовать исправлению их  поведения. Необходимо повышать эффективность процесса ресоциализации (обучения новым ролям, ценностям и правилам поведения), а так же работа в отношении девиантного поведения ведётся различными специалистами, с применением различных методов и технологий.

К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами[5]. Отклоняющееся поведение это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. При таком рассмотрении девиантного поведения необходимо различать положительную и отрицательную девиацию.

Э. Кречмер и Х. Шелдон[6]   выделяют два вида  девиации.  Положительная девиация воспринимается многими как необычное, не соответствующее окружающим поведение, но в основном, не вызывает неодобрения. Положительная девиация может быть связана со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед, а так же героические поступки, гениальность, самопожертвование, обострённое чувство жалости, преданность чему-либо или кому-либо.

Отрицательная девиация наоборот влечёт за собой у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения (сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство, жестокое обращение с животными, предательство, обман и т.д.).

Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституционные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свою социальную цель, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации) он не может этого сделать. Особую роль при этом играют девиантные сверстники. Наличие девиантной группы: облегчает совершение девиантных действий, если личность внутренне к ним готова; обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях; уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных наклонностей.

Далее такое поведение затягивает. Совершая девиантные поступки, подросток все больше нуждается в одобрении группы и все меньше поддается влиянию «остальных», которые в силу его «ненормального», с их точки зрения, поведения исключают его из своей сферы общения. Оставаясь наедине с группой, он вынужден увеличивать девиантную активность, и его действия превращаются в мотивированные.

Девиантное поведение подразделяется на две группы[7]:

  • Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. В эту группу входят астеники, шизоиды, эпилептоиды и другие психически-ненормальные люди. А так же лица с акцентуированным характером, которые страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.
  • Поведение, отклоняющееся от социально-культурных норм, особенно правовых. Оно выражается в форме проступков или преступлений. Когда такие проступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке, их называют преступлениями.  (Например,  распространение различного рода социальных патологий). Широкое распространение получил в последнее время социальный паразитизм. Для него характерна прогрессирующая устойчивость, превращающая подобное социальное отклонение в образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация сугубо на нетрудовые доходы).

         К основным субъектам девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психической патологией и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийствам. Таким образом, психические расстройства проявляются в двух формах: Акцентуированные характеры, т.е. крайние варианты нормы. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб[8].

Психические расстройства в виде акцентуаций возникают в подростковом и юношеском периоде, так как входят в группу повышенного риска по ряду причин[9]:

1. Часто психические расстройства обусловлены тем, что к молодому человеку общество предъявляет завышенные требования. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные отрицательные переживания, то формируется комплекс неполноценности, и возникает необходимость в искусственных компенсаторах - алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении. Особенно провоцирует появление ранее скрытой акцентуации или патологии, пубертатный период, т.е. период полового созревания.

2. Сказываются трудности переходного возраста, т.е. переход во «взрослую» жизнь, он сопровождается перестройкой психики. Перестраиваются такие важные процессы как: мышление, ощущения, восприятие, меняется мир иллюзий, чувствования, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки.

3. Перестройка «Я - концепции». «Я - концепция» - это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим собой.

4. Изменением механизма социального контроля. Детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании старшим, уже не действуют, а новые, взрослые, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. Личностные расстройства подростков могут быть тяжело различимы из-за того, что могут находиться в скрытом проявлении. Педагогам, социальным преподавателям и работникам социальных служб, нужно владеть знаниями психологии, чтобы вовремя заметить негативные черты характера и отреагировать на них педагогическими методами. Личные расстройства могут встречаться в таких формах как: отчуждение, деперсонализация, депрессия, локус контроль, бред физического недостатка. Отчуждение, проявляется в том, что подросток, оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно из нее выйти. Что бы уйти от конфликта он должен разорвать связь между своим «я» и травмирующей средой. Этот разрыв создает дистанцию между подростком и окружением, а позднее она перерастает в отчуждение.

В результате депрессии происходит состояние аффекта с отрицательной окраской. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, снижается работоспособность. Приходят мысли о собственной ничтожности, возможны попытки самоубийства[10].

Локус контроль, когда подросток приписывает себе или другим ответственность за важнейшие события или наоборот, подросток считает, что его жизнь зависит от внешних сил. Отсюда чувство бессилия и безнадежности. При тяжелых формах депрессии мнимое чувство вины, стрессовые ситуации в результате потери близких людей, критика со стороны авторитетных лиц может привести к суицидальным попыткам;

Бред физического недостатка, который возникает в период полового созревания преимущественно у девочек. Эти переживания, как правило, связаны с внешностью и широко варьируются от веснушек до полноты или худобы ног, талии и пр. Иногда недовольство своим телом достигает уровня паранойи, и молодые люди становятся озлобленными и несчастными. Синдром философской интоксикации[11].

Интерес молодых к проблемам бытия – явление вполне нормальное. Однако у части молодых людей этот интерес принимает уродливые формы: изобретаются всеобщие законы мировоздания, вынашиваются планы переустройства мира. Учебные неврозы или фобии проявляются в упорном нежелании посещать школу, колледж, институт. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в нежелание вникать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу.

Особенно часто неврозами страдают школьники. Алемаскин М.А. выделяет основные виды социальных отклонений поведения:[12]

•        Индивидуальные и групповые отклонения.

Индивидуальные отклонения характерны, когда подросток не подчиняется нормам и правилам в  коллективе или субкультуре;

Групповые отклонения характерны, в случае отклонения от доминирующей культуры (например, дети имеющие семью, но проживающие на улице).

•        Культурные и психические отклонения.  Культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

 Психические отклонения, то есть отклонения от норм личностной организации, связанные с расстройством психики и т.д.

•        Первичное и вторичное отклонения.

Первичное отклонение представляет собой отклоняющееся поведение личности, не представляющей особой опасности членам общества. (Например, маленькая шалость, хулиганство, попрошайничество, допускаемая ошибка личности, которая произошла от недостатка знаний, социальный паразитизм).

Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое несёт за собой угрозу обществу или отдельной личности.

•        Культурно одобряемые отклонения.

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям: сверхинтеллектуальность, особые склонности, сверхмотивация, личностные качества, счастливый случай.

Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность, невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время Сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера.

Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. Сверхмотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Николо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

Личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;

Счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

•        Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

Отклонение от социальных норм включают отклонения как корыстной, агрессивной ориентации, так и отклонения социально-пассивного типа.

К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением материальной, денежной, имущественной выгоды (хищения, кражи, спекуляция, протекция и т.д.). Среди несовершеннолетних такого рода социальные отклонения могут проявляться как в виде преступных, уголовно наказуемых действий, так и в виде правопроступков и аморальных проявлений.

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, такие тяжкие преступления, как изнасилование и убийство).

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, погружающий в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции – самоубийство, суицид.

Итак, девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Таким образом, отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей.   Многочисленные формы и виды социальных отклонений свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. В российском обществе сегодня наблюдаются рост уровня тревожности и одновременно ощущение безнаказанности, что является питательной средой расширения и углубления девиантности. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности достижения нового смысла жизни.


[1] Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

[2]  Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, Под редакцией  М. И. Еникеева, 2013, 540 с.

[3] Компетентностный подход к развитию личности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции  / Отв. Ред. Е.В. Гончарова. Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2007.-151 с.

[4]         Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. – 2-е издание, дополненное и исправленное. – М.: Институт социологии РАН, 2013. – 592 с.

[5] Павленок П.Д., Руднева М.Я. , Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. М.: ИНФРА-М, 2008. - 185 с.С-87.

[6]         Кречмер Э. , Строение тела и характер: Переведено с немецкого. – М., 2005. – 280 с. С- 192.

[7] Социокультурные девиации в трансформирующимся российском обществе: Коллективная монография / Под ред. д.пед.н., проф. Л.В. Федякиной. – М.: Издательство «Спутник+», 2011 – 222 с

[8] Шнейдер Л.Б. , Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект, 2010. - 336 с .С154

[9] Там же С- 157

[10]Фромм Э.Анатомия человеческой деструктивности / Перевод П. С. Гуревич -  М.: АСТ, 2010. — 624 с.С-257.

[11] Захаров А.И.  Отклонения в поведении ребенка. СПб., 2009.-156 с.

[12]         Алемаскин М.А.  Воспитательная работа с подростками. – М, 2012. – 240 с.