ГТО в дошкольном возрасте

Сычёва Оксана Викторовна

В этой статье я делюсь тем, какие подвижные игры и игровые упражнения я использую в своей работе при подготовке детей к сдаче норм ГТО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

«ГТО в дошкольном возрасте»

«Использование подвижных игр и игровых упражнений при подготовке детей дошкольного возраста к сдаче норм ГТО»

Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе пристального внимания. Для её решения, с целью продвижения ценностей здорового образа жизни и укрепления здоровья детей, в нашей стране Указом Президента РФ с 1сентября 2014 введён Всероссийский физкультурно – спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Обновлённая расшифровка «Горжусь тобой Отечество!»

Комплекс ГТО тесно взаимосвязан с Федеральным государственным образовательным стандартом через детей и дошкольное образование в целом. Задача ДОУ не просто сформировать будущего здорового физически и психологически человека, а быть частью системы этого развития. Детский сад должен стать фундаментом, на котором дети приобщаются к здоровому образу жизни и спорту.

Анализ физкультурно – оздоровительной работы в нашем детском саду, изучение норм ГТО для дошкольников привело к выводу о том, что нужно выстроить работу по физическому воспитанию так, чтобы дети, проявляя инициативу и самостоятельность стремились к получению достойной награды и понимали важность здорового образа жизни

Физкультурно – оздоровительные практики, которые мы стали применять в нашем детском саду, используются для мотивации воспитанников к занятиям физической культурой и спортом.

Цель практики: подготовка детей старшего дошкольного возраста к выполнению нормативов первой ступени физкультурно-спортивного комплекса ГТО с помощью использования подвижных игр и игровых упражнений.

 Задачи:

  • Повысить эффективность использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном развитии личности;
  • Обеспечить преемственность в осуществлении программы ГТО между ДОУ и школой.
  • Формировать у всех участников образовательного процесса осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и ведением здорового образа жизни.

 

Большое внимание уделяется развитию предметно-развивающей среды. В каждой групповой комнате нашего детского сада организованы спортивные уголки, в которых дети самостоятельно используют всё спортивно-игровое оборудование для развития физических качеств.

Физические качества, которые необходимы для сдачи норм ГТО, у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Для выполнения ряда движений детям старшего дошкольного возраста необходим определённый уровень развития быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, силы. Без этого, движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма. Только специальная система упражнений, правильный подбор подвижных игр, самостоятельная двигательная активность способствует развитию необходимых физических качеств ребёнка.  Первая ступень ГТО даёт дошкольникам стремление к результативности и возможности получить отличительный знак ГТО. Это – высший результат, которого могут достичь ребята на выходе из дошкольного учреждения. Дети – подражатели. Если один ребёнок получит значок, то остальные также захотят его получить.

Одним из эффективных средств для развития физических качеств ребёнка, является подвижная игра, как ведущий вид деятельности дошкольников.

Именно в подвижной игре, в спортивных состязаниях, соревнованиях совершенствуются физические качества, необходимые ребёнку в дальнейшей жизни.

Систематически на каждом физкультурном занятии используется зарядка позитивного мышления. Она настраивает дошкольников на предстоящую работу, создаёт положительный эмоциональный фон, даёт почувствовать уверенность в своих силах, повышает самооценку.  

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявление умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.

Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м), метание на дальность.

П/и с прыжками: «Волк во рву», «Цепочка»,

Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определённого сигнала или игровая ситуация побуждает ребёнка изменить скорость движения.

П/и: «Белые медведи»

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствует развитию ловкости.

П/и: «Запретное движение», «Ловишка с мячом», «Поменяйтесь местами», «Беги, сядь, беги»

Игры с многократным повторением напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствует развитию выносливости. (бег, плавание, катание на лыжах, на коньках…)

П/и: «Догони свою пару», «Хвост дракона», «Бег с препятствием», «Мы – футболисты», «Чьё звено скорее соберётся».

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движения.

П/и: «Пролезь в обруч», «Дотянись», «Бег раков»

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс основывается на следующих принципах:

а) добровольность и доступность;

б) оздоровительная и личностно-ориентированная направленность;

в) обязательность медицинского контроля;

г) учёт региональных особенностей и национальных традиций.

Этих принципов придерживаемся и мы, готовя своих детей к сдаче нормативов ГТО. Подвижные игры для детей подбираются в соответствии с возрастом и физическим развитием ребёнка. Педагогический процесс строится на основе личностно ориентированных технологий и дифференцированного подхода к детям. В ДОУ осуществляется медико-педагогический контроль на физкультурных занятиях, детям прививают национальные традиции с помощью национальных подвижных игр.

 

Подвижные игры и игровые упражнения, которые используются для развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость).

Зарядка позитивного мышления.

Дети стоят в кругу. Один выходит в центр круга называет своё имя и говорит: «Я самый смелый» (сильный, ловкий, быстрый, меткий…), остальные ему аплодируют.

Когда все дети сделают эти упражнения, вместе со взрослым проговаривают стихотворение- утверждение:

«Я спорт люблю»

Я сильный, быстрый, ловкий,

Любая тренировка

Приносит удовольствие.

Всегда со спортом вместе я.

Я люблю скакать и бегать,

Я всегда стремлюсь к победе,

Я не плачу, я храбрец,

И вообще я - молодец!

Развитие силы.

«Волк во рву» Посередине площадки проводятся две линии на расстоянии 50-70 см одна от другой. Эти линии образуют ров, в котором живёт волк (водящий). Остальные участники игры – козочки. Они находятся на одной из сторон площадки. По сигналу руководителя козочки перебегают на другую сторону площадки, по дороге перепрыгивая ров. Волки, не выбегая изо рва, пятнают перебегающих. Пойманные козочки подсчитываются и отпускаются.

«Цепочка» В каждой команде, между которыми проходит соревнование, 8-10человек. Первые номера, встав за стартовой чертой, прыгают в длину с места, толкаясь двумя ногами. Приземление фиксируется по пяткам. С этого места выполняют прыжки вторые номера, за ними – третьи и т. д. Заканчивается игра, когда прыжок совершит последний игрок в каждой команде. У кого цепочка из прыжков окажется длиннее, команда игроков и объявляется победителем.

Развитию мышечной силы, координации движений, дыхательной системы способствуют упражнения с набивными мячами.

Развитие быстроты

«Белые медведи» Площадка представляет собой море. В центре на льдине находятся белые медведи, все остальные игроки – рыбки. По сигналу, рыбки плавают в море. По сигналу: «Белые медведи», рыбки стараются увернуться от медведей. Если белые медведи, поймали рыбку, соединив руки в паре, то этот игрок выбывает из игры.

Развитие ловкости

«Запретное движение» Игроки встают в круг, водящий определяет запретное движение (н.п. -руки к плечам). Очень быстро ведущий называет движения, которые нужно выполнить, кроме запретного. Если было произнесено запретное движение, то игрокам нужно замереть. Если кто-то из игроков был невнимательный, то он выбывает из игры.

Развитие выносливости

«Догони свою пару» Игроки делятся на пары, встают на противоположной стороне друг от друга, определяют, кто ловишка, а кто убегает. По сигналу: «Ловишка, лови!», один игрок убегает, а другой его догоняет. Если водящий осалил игрока, то они меняются ролями.

«Хвост дракона» Ведущий – голова дракона. Игроки разбегаются по залу. Голова дракона очень быстро подбегает к каждому игроку и предлагает стать его хвостом. Как только хвост собран, голова дракона хочет достать свой хвост, а хвост, тем временем, должен увернуться.

Развитие гибкости

Использование общеразвивающих упражнений, выполняемых с большой амплитудой; упражнения с активным и пассивным растягиванием: наклоны, потягивания, маховые движения, глубокие выпады, шпагаты, мосты, вращение головы.

П/и «Пролезь в обруч», «Дотянись», «Бег раков»