Главные вкладки

    Инновационный опыт работы на тему: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

    Бурдаева Елена Александровна

    Инновационный опыт работы на тему: " Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл innovatsionnyy_opyt.docx31.75 КБ

    Предварительный просмотр:

     Описание собственного педагогического  опыта

    воспитателя МБДОУ

    «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

    обособленного подразделения

    «Примокшанский детский сад»

    Ковылкинского муниципального района

    Республики Мордовия

    Бурдаевой Елены Александровны,

    2019г.

         I. Введение

         1. Тема опыта

         «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста
    средствами экспериментальной деятельности
    »

         2. Сведения об авторе: Бурдаева Елена Александровна, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет», специальность:  «Психология», 2006г.

     
         Педагогический стаж:

    - общий стаж: лет – 10 лет;

    - в образовательной организации – 10 лет;

    - в занимаемой должности (воспитатель детского сада) –  10 лет.

         3.Актуальность.
         Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Помочь  окружающей среде, человечество сможет, усовершенствовав свою экологическую культуру.

         На сегодняшний день система дошкольного образования успешно создает и внедряет новые технологии, а также методические наработки, при помощи которых уровень экологического образования детей в дошкольном возрасте значительно возрастает. В качестве примера эффективной методики, направленной на развитие качества экологического образования, можно привести экспериментальную деятельность. Сведения, усвоенные на базе самостоятельно проведенного эксперимента, неизменно являются более прочными и надолго откладываются в памяти дошкольника.

         Экспериментальная деятельность способствует развитию у детей в дошкольном возрастетяги к познанию окружающего мира, культивации наблюдательностистремлению к поисково-исследовательской активности. В результате возникновения этих новых качеств формируется желание получать больше новой и актуальной информации. Детский кругозор стремительно расширяется, в сознании устанавливаются взаимосвязи между явлениями и вещами окружающего мира, усваивается информация о свойствах предметов (материалов) и специфике их применения в различных видах жизнедеятельности человека.

         К списку сторонников внедрения экспериментального метода обучения следует отнести огромное количество специалистов. Среди них: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. Некоторые ученые внесли неоценимый вклад в исследование экспериментальных методик в рамках учебной деятельности. К таким специалистам относятся: Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, и др.
    Н.Н.Поддьяковв качестве главного критерия эффективности экспериментальной методики поставил поисковую деятельность. Он выделил особую форму деятельности характерную для дошкольников – экспериментирование. Ученый отметил, что она является «истинно детской деятельностью», причем ей характерен статус ведущей в течение дошкольного периода.

         Актуальность выбранной темы предопределена недостаточным ее изучением и применением в нашем детском дошкольном учреждении. Целью моего исследования является познание сути экспериментальной методики и выработка наиболее эффективным вариантов ее использования.  

         Использование метода экспериментирования в детском саду имеет ряд преимуществ.       Среди них:

    – получение дошкольниками реальных сведений о различных аспектах исследуемого предмета (явления), формирование у них связей о месте объекта в мире и его связях с другими предметами (явлениями);

    – происходит обогащение информационной базы детей, развивается их мыслительная деятельность, поскольку постоянно появляется потребность в проведении операций выделения главного (обобщения, классификации и др.) из получаемых сведений;

    – стремительного развивается речевой аппарат дошкольников, так как ему необходимо предоставлять отчет о познанном, задавать вопросы, высказывать свое суждение об объекте познания;

    – осуществляется обогащение базы умственных приемов, которые многие специалисты классифицируют, как умственные умения;

    – формируется самостоятельность дошкольников, поскольку в рамках эксперимента они преобразовывают объекты и добиваются конкретного результата;

    – экспериментальная деятельность способствует формированию позитивного настроя ребенка, творческой активности, трудовых навыков. Более того, повышается двигательная активность, поскольку ребенок стремится к познанию.

         В образовательном процессе экспериментирование является образовательным методом. С его помощью в сознании ребенка формируется картина окружающего мира, устанавливаются связи между предметами и явлениями. Экспериментальная деятельность развивает у ребенка интерес к изучению природы, мыслительные операции, познавательную активность и любознательность.

         Экспериментальная деятельность приводит дошкольников к самостоятельной исследовательской деятельности, поиску причин происходящих явлений, внедрению в сознание вариантов решения сложных ситуаций.

         Содержание опытов и экспериментов направлены на формирование представлений: о материалах, природных явлениях, состоянии воды, мире растений, предметном мире.
    С помощью опытов дети учатся находит и разгадывать причинно-следственные связи. Дошкольники начинают активно задавать вопросы, ищут пути решения проблем (как вымышленных, так и реальных), пытаются самостоятельно найти ответы по насущным темам. В первую очередь ребенок обращается с вопросами ко взрослым, в которых он видит источник знаний и объяснений окружающего мира.

         Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
         Целью экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Помимо этого, она способствует развитию наблюдательности, сравнительному анализу, искусству обобщения и выделения сути из объемного потока сведений.

         Задачи программы:

    - Cформировать условия по экспериментальной деятельности для дошкольников.
    - Обучить проведению опытовс одушевленными или неодушевленными предметами.
    - Привить умение соблюдения правил техники безопасностив рамках проведения экспериментальной деятельности.

    - Стимулировать интерес дошкольников к окружающему миру, насыщать мыслительную деятельность дошкольников.

    - Научить делать выводы и приходит к определенному результату экспериментальной деятельности.
         Гипотеза:
        Если система работы педагога по экологическому воспитанию детей  дошкольного возраста будет включать организацию и проведение детского экспериментирования, то у детей сформируется экологическое сознание, разовьется познавательная активность, мыслительная деятельность, интерес к природе, поиску решений и закономерностей и получению удовольствия от достигнутого результата.

         Новизна моей работы

     - заключается в последовательном формировании умственных навыков у детей дошкольного возраста посредством обогащения их навыками проведения экспериментов и возможность самостоятельного формирования системы знаний об окружающем мире;
    - состоит в формировании подготовленной предметно-развивающей сферы.

         4. Основная  идея опыта.

         Призвана удовлетворить потребность дошкольника в осознании окружающей реальности, приобретении новых знаний (эмоций). Они могут быть достигнуты только посредством экспериментальной деятельности, то есть поиска решения искусственно созданных проблем. От разнообразия и степени напряжения экспериментальной деятельности зависит то количество информации, которое усвоит ребенок.

         Экспериментальная деятельность стимулирует мыслительную деятельность ребенка, формирует краткосрочную и долговременную память, активизирует мышление, опции выделения главного из потока информации. Особо отметить следует положительное влияние экспериментальных методик на психоэмоциональную область ребенка. Они формируют творческие способности и трудовые навыки.

         Экспериментирование в дошкольном возрасте выступает в качестве важнейшей разновидности поиска информации. Поиск обязан характеризоваться высоким уровнем самостоятельности, то есть должна производиться самостоятельная постановка цели, самостоятельное достижение результата, формирование новой базы знаний об объектах экспериментирования.
        Основным преимуществом экспериментальных методик становится предоставление реальны знаний о многочисленных сторонах исследуемого объекта, его взаимосвязях с другими объектами (явлениями) окружающего мира.

         Ведущей идеей  исследования следует назвать культивацию у дошкольников осознанно-правильного мнения об окружающем мире, в частности природе. Реализовать представленную идею можно за счет экспериментальных методик. Научно доказано, что экспериментальная деятельность положительно сказывается на психофизическом состоянии ребенка, творческом и интеллектуальном потенциале ребенка.

         5. Теоретическая база опыта, опора на современные педагогические теории; заимствование новаторских систем или их элементов.

         Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.

         Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия:
    1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. // Собр. соч. – М., 1984. Т
    2. Дахин А. Н. Инновационная педагогика и системный анализ, 2009.
    3. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.
    4. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования , игры и дискуссии, Рига, НПЦ «Эксперимент
    » , 2005 - 176 с.
    5. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010
    6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 2001
    7.Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском  саду, М.: Мозаика-Синтез, 1999

         II. Технология опыта.

    1.В процессе организации дошкольного экспериментирования, мною было принято решение составить рабочую программу, а также собрать всю необходимую информацию по экспериментированию.

    При наблюдении за детьми дошкольного возраста были установлены неодушевленные предметы, относящиеся к сфере природы. Они вызвали неподдельный интерес у детей, вследствие чего из них был сформирован список активности в рамках экспериментальной деятельности. Все выбранные объекты можно условно классифицировать последующим категориям:

    -вода и воздух с их основными характеристиками, условия, в которых могут расти и развиваться растения,

    -вещества в твердом агрегатном состоянии: различные виды почв, древесина, бумага и т. д.,

    - свет: каким образом он распространяется и из чего происходит,

    - цвет: основные свойства цветов,

    - магнетизм: характеристики магнетизма, предметы увеличения визуального изображения (лупа).
         Проведение опытом должно подчиняться определенной структуре. За эталон была выбрана следующая:

    • постановка проблемы;

    • наработка вариантов ее решения;

    • осуществление наблюдения за объектом;

    • высказывание мнения детей о полученных (просмотренных) результатах;

    • выводы по ситуации экспериментирования.

         На данный момент мною активно применяется экспериментальная деятельность, позволяющая сформировать связь детского экспериментирования с различными видами активности дошкольников. На базе этих связей происходит поэтапное формирование общей картины миры, взаимосвязи его явлений и предметов.  

         Главным условиям, которое учитывается при разработке экспериментальных занятий, становится актуальность для дошкольного возраста. Другими словами, все упражнения должны ориентироваться на потребности ребенка, иметь непосредственную связь с его жизнью и накопленным опытом.

         Учитывая специфику процесса экспериментирования, мною были поставлены следующие цели:

    - стимулирование познавательной деятельности дошкольников в рамках экспериментальных методик;

    -формировать у детей способность ставить перед собой проблему и находить эффективные пути ее решения;

    -культивировать умение планирования деятельности, проводить сравнение и приходить к определенным умозаключениям;

    -развивать различные виды речевой деятельности, в частности умение коммуникации;

    -способствовать обогащению кругозора дошкольников, затрагивающего различные свойства окружающих предметов и явлений.

         Проведение занятий осуществляется в небольших подгруппах, насчитывающих 3-6 детей дошкольного возраста. В результате достигается наибольшая степень познавательной активности, реализуется обратная связь с обучающимися, принимается к сведению прогресс каждого ученика.  

         В нашей группе был создан уголок экспериментирования. С его помощью происходит удовлетворение познавательных потребностей детей, что позволяет им постигать окружающий мир.

         Уголок экспериментирования наполнен различными предметами, в частности здесь есть центр "песка и воды", то есть различные емкости наполненные веществами, бумаг всех цветов и различной плотности, лупа, магниты, и др. Помимо этого в состав уголка входят различные сыпучие вещества, используемые в быту (соль, сахар, крупы и т. д.). Вместе с тем, материалы постоянно меняются, что стимулирует детский интерес и желание наблюдать за экспериментальным уголком.

         Детское экспериментирование не лимитировано исключительно занятиями. В рамках свободного времяпрепровождения детей моделируются различные проблемные ситуации, направленные на познание природы. Я подключают к активности дошкольников и направляют из познание в нужное русло.

         Так на прогулочной площадке, отмечаем, что из тёмного песка лепятся куличики, а из светлого - нет. Почему? Пробуем полить водой светлый песок, и убеждаемся, что он становится тёмным, сырым, а значит, из такого песка теперь будут лепиться куличики.
        Пришли к выводу: что если песок полить водой – он становится сырым, и из него мы можем лепить любые постройки. Продолжаем прогулку. Экспериментальная деятельность носила для дошкольников незаметный характер.

         2. Этапы развития детского экспериментирования в соответствии с возрастом детей.

         Используя игровые персонажи, перед детьми моделируется несложная проблемная ситуация. Например, задается вопрос: сможет ли утонуть резиновый мячик или останется на поверхности воды?

         В младшем дошкольном возрасте предусмотрены действия, направленные на познание свойств различных веществ. В частности, применяются методы их пересыпания или переливания. Помимо этого, происходит освоение характеристик материалов, относящихся к живой или неживой природе и т. д.

         В рамках познавательной деятельности проводятся различные эксперименты. Например, «Лепка куличиков», когда дети учатся лепить простейшие фигурки из влажного вещества.    Следующие пример эксперимента – «Пить ли из лужи?». В ходе его проведения дошкольники получают представление о качестве воды, то есть учатся определять грязная она или чистая.

         В дошкольном возрасте крайне важно вместе с детьми ставить цель эксперимента и выполнять с ними все требуемые действия. Для детей необходимо стать партнером, который может помочь в трудную минуту или натолкнуть на правильное решение проблемы. Например, при объяснении, как спрятать колечко с водой, следует уточнить все необходимые действия. Далее предлагают различные варианты решения проблемы, после чего выбирается наиболее подходящий. На следующем этапе происходит планирование деятельности. Например, можно обернуть воду бумагой или подсыпать в нее непрозрачный краситель. При выполнении действий обязательно проговариваем, что происходит.

         На завершающем этапе приходим к конкретному умозаключению: изначально вода была прозрачной, затем ее окраска изменилась. То есть вода может переходить из непрозрачного состояния в прозрачное.

         Эта стадия подразумевает освоение характеристики материалов на практике. Дошкольники принимают активное участие в выводах: указывают, какие свойства материалов им стали известны.

         В своей практике я использую следующие проблемные ситуации: "Волшебная вода", "Наловим киске рыбки?", "Тонет - не тонет?", "Где игрушки?", "Поймай солнышко", «Откопаем клад? и др.

         Экспериментирование предусматривает межличностную коммуникацию, сотрудничество. В частности, дошкольники должны научиться слушать друг друга, уметь высказывать свою точку зрения, проявлять активность и подавлять застенчивость.

         Как следствие: дошкольники активно принимают участие в опытах, производят манипуляции с различными предметами и рассказывают об усвоенной информации сверстникам и родителям.

          Также в нашей группе мы с ребятами проводим опыты, решаем проблему и учимся делать выводы. Наша экспериментальная деятельность не заканчивается в группе. На прогулочном участке, во время прогулки, мы также экспериментируем, создаём друг другу сюрпризные моменты, как я детям, так и дети мне. Ну а дома с родителями наши воспитанники тоже пытаются экспериментировать, и это у них отлично получается!
    Только во взаимодействии с семьей решается основная задача по воспитанию экологически образованного гражданина и полноценного члена общества. Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
         Также ежегодно проводятся различные конкурсы: конкурсы поделок из природного материала, в которых родители активно принимают участие. « Дары Осени», «Новогодняя игрушка», конкурс поделок из бросового материала.


        III. Результативность опыта.

         Результаты работы в целом являются положительными. В частности, получены следующие результаты:

    -уровень экологической культуры дошкольников значительно возрос;

    -произошло развитие интеллектуальных способностей дошкольников, что вылилось в формирование и совершенствование навыков оп анализу и синтезу информации;
    - наблюдается возникновение желание изучать природу и исследовать ее при помощи различных видов деятельности.

    1. Значительно расширились и усугубились знания детей о природе и её свойствах.
    2. Произошла активизация мыслительной активности детей, различных видов речевой деятельности.
    3. Формируются познавательные способности, умение слушать и слышать.

         С помощью экспериментирования детям прививались знания о природе и её свойствах. На занятиях все дети принимали активное участие в опытах и старались правильно и быстрее других выполнить задания. Данные занятия активизировали мыслительные процессы детей, наблюдательность и развивали речевую деятельность, способствовали расширению и углублению представлений о природе, побуждали к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, что имеет большое значение в познавательном развитии дошкольников.

         Как показывает диагностика, результаты детей стали значительно выше.
    Данные выводы основаны на результатах позитивной динамики достижений дошкольников за последние год.

         Таким образом, результаты диагностики доказали о необходимости внедрения предложенной методики работы по экспериментированию для детей дошкольного образовательного учреждения.


         Перспективы применения опыта  в массовой практике.

         Заключение работы хотелось бы отметить, что только после обучения опытной деятельности люди приобретают возможность самостоятельно ставить проблемы и выбирать наиболее оптимальные пути их решения. Как следствие, повышается их интеллектуальный уровень и морально-нравственные качества.

    Список литературы


    1.  Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска». М., 2005.

    2.  Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. М. 2007.

    3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников — М.: Т. Ц. «Сфера, 2001.- 192с.

    4. Иванова А.И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». М., 2006.

    5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007.

    6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М.,     2004.
    7. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно –экспериментальной деятельности детей 2 –7 лет: тематическое планирование,рекомендации, конспекты занятий. –Волгоград: Учитель,2012.
    8. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 2002

    9. Общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.

    Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва, 2014

    10. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

    11. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». М., 2005

    12. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005

    13. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. М., 2005

    14. Рыжова Н.А. Волшебница – вода. М.,2005

    15. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. М., 2005

    16. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и

    старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008