Нетрадиционная техника по рисованию

Аскерова Ирина Витальевна

Методическая разработка на тему "Нетрадиционная техника по рисованию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razrabotka.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает.Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец.

Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Необычное начало работы, применение игровых приемов   – все это помогает  не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Задачи в работе с детьми:

  • Сформировать у детей технические навыки рисования.
  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

- рисование пальчиками
- рисование ладошками
- печать из ниток
- печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

- отпечатки-картинки
- печать пластилином
- масляная пастель + акварель
- отпечатки листьев
- рисунки из ладошки
- рисование ватными палочками
- волшебные ниточки
- монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

- рисование мыльными пузырями
- рисование мятой бумагой
- рисование солью
- кляксография
- пластилинография
- граттаж
- фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

Цели:

- развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства;

- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

- творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- уважительное отношение к результатам детского творчества.

Задачи:

- раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков;

- рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе;

- рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

Формы организации работы с детьми

• Беседа.

• Рассматривание иллюстраций, рисунков и работ, выполненных воспитателем.

• Знакомство с различными художественными материалами.

• Чтение стихов, загадок.

• Прослушивание музыкальных произведений.

• Подвижные, дидактические игры.

• Дыхательная, пальчиковая гимнастика.

• Занятия по изобразительной деятельности.

Тема: «У Мурки день рождения».

Младшая группа.

Программное содержание:

 - закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, треугольник), о цвете (основные оттенки);

-  упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур;

 - продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом при помощи ватных палочек;

 - развивать у детей диалогическую речь, активизировать словарь;

 - воспитывать аккуратность при роботе с красками, клеем, вызвать желание помочь герою.

Образовательные области: «Познание», «Художественное творчество», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация». 

Материалы: клей, ватные палочки, краски, салфетки, лист альбома, геометрические фигуры

Предварительная работа: беседа о кошках.

НОД:

 Воспитатель. - Дети, посмотрите, сколько у нас гостей! Но есть ещё одна гостья. Хотите узнать, кто это? Тогда отгадайте мою загадку:

Острые ушки, на лапках, подушки,

Усы, как щетинка, дугою спинка.

Кто это? Правильно. Посмотрите, какая кошка Мурка пришла к нам.

Красивая, но грустная. И я знаю, почему. А вы хотите узнать? Тогда скажите, вы любите дни рождения?

  День рождения – веселый праздник, которого все ждут с нетерпением. Вот и у нашей Мурки сегодня день рождения. И ей тоже хочется, чтобы к ней пришли гости, подарили подарки. Она хочет получить много воздушных шаров. Но беда в том, что у Мурки совсем нет друзей, некому прийти к ней в гости и подарить ей воздушные шары. Когда я узнала об этом, мне стало жаль Мурку и захотелось ей помочь. Давайте вместе поможем нашей кошке найти друзей. Сейчас превратим наши пальчики в котят и поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре!

(скользящие удары ладонями друг о друга)

В нашем доме кошки жили

(поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую)

Кошки с мячиком играли,

(соединяют пальцы рук)

Кошки молоко лакали,

(подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание)

Кошки коготки точили,

(легко царапают колени)

Мышек сереньких ловили.

(хлопок ладошками)

Посмотрите на Мурку внимательно. Ее тело состоит из геометрических фигур, назовите их. (Из большого треугольника, двух маленьких треугольников и круга.)

Посмотрите на свои подносы, и скажите – какие фигуры лежат, у вас (дети перечисляют). Давайте с вами составим кошек. (Дети выкладывают кошек на листе бумаги.)

Какого цвета кошки. А как вы думаете, для чего у нас на столе краски? А палочки ватные? ( Чтобы нарисовать воздушные шарики.)

А какой формы бывают шарики? (Дети отвечают.)

А сейчас сначала наклейте кошек на лист бумаги.

Практическая часть:

Воспитатель напоминает детям правила работы с клеем и рисования ватными палочками.

Подведение итогов.

Дети, мне кажется, у Мурки будет много друзей. Каких замечательных кошек вы сделали. А сколько шаров нарисовали. У нашей Мурки будет веселый день рождения!