«Развитие памяти и внимания у спортсменов-ориентировщиков»

Абашова Елена Владимировна

Спортивное ориентирование является одним из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений, направленных на самостоятельное решение ряда практических задач.

Спортивное ориентирование предъявляет высокие требования к памяти и вниманию. В данном материале мы рассмотрим способы развития памяти и внимания у ориентировщиков

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие памяти и внимания у спортсменов-ориентировщиков»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Особенности памяти и внимания в спортивном ориентировании

  1.  Особенности памяти…………………………………………………….5
  2.  Особенности внимания…………………………………………….........7

Глава 2.  Экспериментальное исследование развития внимания и памяти у спортсменов

2.1. Организация и методы исследования……………………………………10

2.2. Анализ результатов исследования……………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………..13

Библиография…………………………………………………………………..14

Приложение…………………………………………………………………….15

ВВЕДЕНИЕ

Спортивное ориентирование является одним из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений, направленных на самостоятельное решение ряда практических задач.

Спортивное ориентирование предъявляет высокие требования к памяти и вниманию. Достаточно отметить следующие особенности внимания:

  • сосредоточение внимания, т.е. способность спортсмена направлять свое сознание на выполнение физического упражнения, не отвлекаясь на восприятие всего остального, необходимо в любых видах спорта;
  • распределение внимания на несколько объектов (особенно важно при выполнении технических приемов в сложной обстановке);
  • переключение внимания помогает быстро и точно переходить от одних действий и движений к другим;
  • устойчивость внимания обеспечивает стабильность и надежность выполнения технических приемов на протяжении длительного времени.

На память спортсмена на дистанциях постоянно падает большая нагрузка. При повышении сложности дистанций в лыжном ориентировании эта нагрузка почти непрерывна. Развитие и совершенствование профессиональной памяти ориентировщика, наряду с другими качествами, может существенно ускорить решение задач ориентирования и повысить ее надежность.

Исходя из этого, мы определили цель исследования:

Цель работы – изучение методик и комплексов специфичных технических упражнений для развития внимания и памяти у юных спортсменов-ориентировщиков.

Задачи, решаемые для достижения поставленной цели, выглядят следующим образом:

  1. Изучение особенностей развития памяти и внимания детей-ориентировщиков. 
  2. Изучить технические упражнения, развивающих память и внимание в спортивном ориентировании
  3. Разработать методику, способствующую повышению уровня умственной работоспособности
  4. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики в педагогическом эксперименте

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Педагогическое тестирование.

3. Педагогический эксперимент.

Гипотеза. Мы предположили, что применение специальных упражнений, направленных на развитие памяти и внимания у ориентировщиков, а так же их взаимосвязь, будет способствовать более эффективной подготовке и достижению лучших спортивных результатов.

Объект исследования – процесс развития памяти и внимания юных ориентировщиков 10-12 лет.

Субъект исследования – учащиеся СДЮСШОР «Балтийский берег» отделения спортивного ориентирования 8-10 лет.

Глава 1. Особенности памяти и внимания в спортивном ориентировании

  1. Особенности памяти

Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память – это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти – накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно.

Память создает условия для нормального функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в памяти. Память служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек управляет своим поведением, деятельностью. Без памяти человек всегда оставался бы в состоянии новорожденного [6, с. 125].

В процессе тренировок и соревнований проявляются все виды памяти: при показе физических упражнений/заданий ведущая роль принадлежит зрительной памяти; при объяснении (описании, рассказе) – слуховая и словесно-логическая; при выполнении физических упражнений – двигательная, тактильная, вестибулярная.

Экспериментально доказано, что соотношение степени прочности запоминания по этим параметрам может быть представлено как 7:2:1. Известны и особенности запоминания параметров движений согласно возрастным периодам. Так, учащиеся I-III классов затрачивают большее количество времени на заучивание движений.

По сравнению со старшеклассниками, они тратят больше времени: на 50% – заучивая степень мышечных усилий; на 25 % - запоминая амплитуды движений; на 11% – усваивая временные соотношения движений [14, с. 225].

Эмоциональная память – это память на эмоциональные переживания.

Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от него. Отрицательные эмоциональные воспоминания могут вызывать у школьника неуверенность при выполнении физических упражнений, порой отказ от выполнения. Положительные эмоциональные воспоминания побуждают ученика к действию, делают его увереннее.

При чтении карты на бегу спортсмен лимитирован по времени, эффективный взгляд на карту длится не более 2-3 секунд, и за это время надо успеть воспринять всю необходимую в данный момент времени информацию. Понятно, что всю информацию сразу запомнить невозможно, поэтому спортсмен обращается к карте на бегу постоянно.

Наблюдения показывают, что начинающие ориентировщики недостаточно используют память при «чтении» карты, когда ориентировщики высокого класса обращаются к карте на бегу в среднем 4-5 раз в минуту. Чем больше информации мы способны воспринять за один раз, тем меньше времени будет затрачено на обращение к карте. Развитие зрительной памяти направлено в первую очередь на уменьшение продолжительности таких просмотров.

Внимание – центральное звено в цепи процессов памяти – это необходимая предпосылка запоминания. Запись информации в память и её извлечение значительно облегчаются при осознанном выборе стимулов и концентрации на них внимания [30].

В период соревнования внимание спортсмена играет решающую роль. Концентрация внимания спортсмена отчетливо демонстрируется в его действиях на старте. Если, к примеру, проследить в ходе соревнований за ориентировщиками, то сразу станет ясно, что не только автоматические движения заложены в основе определенных двигательных качеств или физических способностей. Ясно станет и то, что отличное выступление на соревнованиях является не только следствием стремления спортсмена к высоким результатам и к победе, но и следствием интенсивного сосредоточения и направленности на определенные объекты и действия. Это значит, что внимание является одним из решающих факторов спортивного успеха в ориентировании [25].

Любая деятельность в жизни человека, в том числе и спортивная, закрепляется во всех видах его памяти, составляя интегральные образования. Из интегральных видов памяти особое значение в физическом воспитании имеет память на движения. Они запоминаются зрительно, двигательно, тактильно, вестибулярно, мысленно и даже эмоционально. За счет различных модальностей восприятия и возникновения определенных образов в памяти фиксируется интегральный образ физического упражнения, который в дальнейшем становится эталоном для управления движениями при выполнении двигательных действий.

  1. Особенности внимания

Внимание - это сосредоточенность и направленность активности человека на что-либо, имеющее то или иное значение для него. В период соревнования внимание спортсмена играет решающую роль. Концентрация внимания спортсмена отчетливо демонстрируется в его действиях на старте. Если мы проследим в ходе соревнования за ориентировщиками, то сразу станет ясно, что не только автоматические движения заложены в основе определенных двигательных качеств или физических способностей. Ясно станет и то, что отличное выступление на соревнованиях является не только следствием стремления спортсмена к высоким результатам и к победе, но и следствием интенсивного сосредоточения и направленности на определенные объекты и действия. Это значит, что внимание является одним из решающих факторов спортивного успеха [8, с. 225].

Ориентирование относится к таким видам деятельности, где целенаправленное движение (бег) может осуществляться только после принятия решения на основе информации, получаемой из карты. Иными словами ориентировщик в любой момент должен ответить на вопрос: "Где я нахожусь" и "Куда бегу". Информационное пространство или рецептивное поле ориентировщика складывается из двумерного пространства карты, и трехмерного (а с учетом времени и четырехмерного) пространства окружающей местности. Процесс ориентирования складывается из сличения карты с местностью, анализа результатов такого сличения и принятия решения. Роль внимания в ориентировании состоит в том, чтобы распределять сознание между этими пространствами, и сосредоточить его на соревновательной деятельности в течении всего времени прохождения дистанции. Это большая нагрузка на внимание, требующая больших энергетических затрат [11, с. 475].

В процессе соревновательной деятельности ориентировщик должен читать карту, следить за местностью, контролировать расстояние и выдерживать направление по компасу. Читая карту, спортсмен выбирает путь движения, определяет надежные ориентиры по ходу движения с тем, чтобы однозначно определить свое место нахождения. При взгляде на карту важно зафиксировать и представить себе общую картину местности в пределах участка карты, уметь выделить в этой картине отдельные ориентиры, а также их взаиморасположение по отношению друг к другу по площади и по высоте. Если речь идет только об одном объекте (карте), то можно говорить о таких свойствах внимания как: объем, концентрация, подвижность, распределение. Эти свойства можно охарактеризовать как широта внимания. В процессе соревновательной деятельности спортсмен постоянно переключает внимание между многочисленными внешними объектами и контролирует свои мысли и действия. Успешность деятельности в ориентировании во многом зависит от способности спортсмена к переключению внимания.

В силу индивидуальных особенностей, каждый человек предрасположен к тем видам деятельности, где свойства его внимания используются с наименьшими затратами энергии. Например, люди, которые хорошо видят ситуацию, т.е. за короткий промежуток времени они могут получить максимальную информацию, проанализировать ее и принять осознанное решение, имеют сосредоточенный тип внимания. Говорят, что такие люди имеют аналитический склад ума. Если спортсмен имеет узкую направленность внимания, то он не видит ситуацию целиком и принимает решение на основе неполной информации (Тип 2). В ориентировании люди с таким типом внимания совершают ошибки из-за того, что часто не замечают "ключевую" информацию. Некоторые спортсмены хорошо видят "поле", но они не способны анализировать информацию и принимать самостоятельно решения, они вынуждены искать помощи у других участников. (Тип внимания 3). Ситуация, когда спортсмен плохо видит информацию и неспособен работать в условиях информационного дефицита, соответствует типу 4 [15, с. 85].

Во время соревнований спортсмен должен иметь четкий план действий и постоянно контролировать свое местонахождение. В условиях дефицита времени и информации он принимает решения на основе своего опыта, знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения, либо он вынужден принимать вероятностные решения, что в психологии определяют как процесс мышления. В процессе соревновательной деятельности внутреннее внимание контролирует процесс памяти и мышления, т.е. "внутреннее" информационное поле определяется интеллектуальной сферой.

В практике спортивного ориентирования, главная цель работы с картой состоит в оценке и выборе путей движения между контрольными пунктами. На этой основе возникают и решаются все остальные технико-тактические задачи по преодолению маршрута, что невозможно сделать быстро и правильно, если не развивать способность устанавливать смысловые логические связи при запоминании карты и местности. Необходимо учиться быстро и точно улавливать характерные особенности местности соревнований, оценивать надежность опознания тех или иных ориентиров, понимать "рисунок" трассы и специфические трудности ее преодоления.

Внимание - центральное звено в цепи процессов памяти - это необходимая предпосылка запоминания. Невозможно поддерживать достаточный уровень внимания, когда ум занят чем-то другим. Так бывает при всякого рода помехах: отвлекающих событиях от темы, сильных переживаниях, усталости, беспокойстве. Поэтому упражнения для развития памяти тренируют и различные свойства внимания [14, с. 325].

В процессе соревновательной и тренировочной деятельности спортсмен ориентировщик многократно - запоминает участки местности, чтобы постоянно контролировать свое место нахождения на карте. Процесс запоминания условных знаков карты, затем воспроизведение реальных форм местности и наоборот, идет постоянно от старта к финишу. Причем запоминание и воспроизведение проходят на фоне физической нагрузки. Долговременная память отличается от кратковременной тем, что она позволяет не только удерживать какой-то материал, но и также оперировать этим материалом, что очень важно в спортивном ориентировании.

Учебно-тренировочный процесс должен быть построен как система развивающих и корректирующих память и внимание упражнений. Сущность состоит в том, что память является определяющим звеном в подготовке и уже на этой базе формируются свойства внимания. В процессе занятий, деятельность спортсменов направлена на развитие долговременной оперативной памяти - рассчитанной на хранение информации в течении определенного, заранее заданного срока, необходимого на дистанции; зрительной - связанной с сохранением и воспроизведением зрительных образов поскольку этот вид памяти является одним из определяющих в спортивном ориентировании. На первых этапах подготовки при работе с картами важно сформировать устойчивое внимание занимающихся на одной работе и именно на начальных этапах, что дается сложно. И только по мере прохождения тренировочного процесса развивается оперативная память, совершенствуется также свойства внимания - сосредоточенность, переключаемость. Устойчивость уже непосредственно на заключительном этапе обучения при прохождении дистанции на время [20, с. 325].


Глава 2. Экспериментальное исследование развития внимания и памяти у спортсменов

2.1. Организация и методы исследования

С целью определения уровня технической подготовленности ориентировщиков на различных этапах эксперимента применялось педагогическое тестирование. Использовались тесты, предложенные Огородниковым Б.И. (1988 год) [44].(Приложения 1,2)

Данное тестирование проводилось дважды: на начальном этапе эксперимента и на заключительном, после использования комплекса технических упражнений.

Эксперимент заключался в применении на практике комплекса технических упражнений для развития памяти и внимания. На каждом занятии проводилось одно упражнение из комплекса во второй половине учебно-тренировочного занятия. Эксперимент длился в течении 3-х месяцев.

В эксперименте приняло участие 10 учащихся группы НП-1.

Выявлено, что упражнения по развитию памяти надо проводить не только в спокойном состоянии, сидя за столом, но и во время кроссов, в процессе круговых тренировок. Рекомендуется совмещать свободный кроссовый бег с последующим нанесением своего пути на карту. Упражнения выполняются сначала на знакомой местности и на не больших отрезках (до 1 км), затем они постепенно усложняются. Технические упражнения удобно совмещать с заданиями по общефизической подготовке.

В подготовительный период при подготовке к соревнованиям на маркированной трассе его необходимо проводить еженедельно.

Необходимой частью технической подготовки ориентировщиков являются: работа с различными тренажерами, работа парами, работа с компасом, работа непосредственно с картой. Все эти аспекты являются необходимыми для достижения высоких спортивных результатов в ориентировании.

Комплекс упражнений для развития памяти и внимания:

1. “Мозаика” - карту разрезать на части, для новичков - на крупные фрагменты, для более опытных - на мелкие, задание – сложить карту, на время или в эстафете.

2. «Кубики»

Участнику показывается картинка с фигурой (флаг, дом, цветок), которую необходимо воспроизвести по памяти из 9 кубиков.

3. «Мемори»   Набор парных карточек раскладывается на столе в произвольном порядке рисунком вниз в виде геометрической фигуры. Участники поочередно открывают по две карточки за ход. Если участник угадал пару, то получает дополнительный ход. Задача игры: запоминать расположение карточек и набрать наибольшее количество пар.

4.«Перевертыши» (можно выполнять в классе или во время бега). На картонной основе наклеены фрагменты спортивной карты. С обратной стороны наклеена цельная карта с большим количеством КП, не соединенных линиями. Участник запоминает один фрагмент и старается как можно быстрее отыскать его глазами на обратной стороне картонной основы.

5. На местности устанавливаются КП. На старте вывешивается контрольная карта с нанесенными КП. Запомнив месторасположения КП на контрольной карте, спортсмен находит «по памяти» КП на местности. Не возбраняется запоминать месторасположения сразу несколько КП. Нельзя пользоваться компасом. При необходимости можно возвращаться к контрольной карте.

6. На старте висит карта с нанесенным местом расположения старта и КП 1, на КП 1 висит карта с нанесенным местом расположения КП-1 и КП-2, на КП2 на карту нанесен КП 2 и КП 3 и т.д. На старте, запомнив местоположение КП 1, находим его на местности, запомнив по карте КП 2, находит его и т.д. Количество КП-10.

7. На старте висит карта с нарисованным путем движения от старта до точки А. В точке А находится карта с нанесенным маршрутом до точки Б и т.д. В случае правильного прохождения маршрута м с места старта до точки А, то на пути будут оставленные на местности КП. Найденные при выполнении задания КП участник после финиша наносит на чистую карту.

8. Пройти дистанцию по письменному заданию. Например: пробежать по дороге 200 м, затем свернуть направо и по ручью пройти 150 м и в лощине стоит КП.

9. Методика «Таблицы Шульте». Описание: Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция: Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

2.2 Анализ результатов исследования

В таблице 1 представлены результаты теста «Оценка зрительной памяти ориентировщиков» в начале и по окончанию эксперимента в экспериментальной группе.

Таблица 1. Результаты теста «Оценка зрительной памяти ориентировщиков» до и после эксперимента в экспериментальной группе.

Начало эксперимента

Конец эксперимента

 (баллы)

 (баллы)

30,4

38,7

Анализируя результаты теста «Оценка зрительной памяти ориентировщиков» (таблица 1) видим, что спортсмены экспериментальной группы улучшили результаты на 8,3 баллов.

В таб. 2 представлены результаты теста «Оценка состояния внимания»

Таблица 2. Результаты теста «Оценка состояния внимания» до и после эксперимента

Начало эксперимента

Конец эксперимента

 (баллы)

(баллы)

301,5

342,3

Анализируя результаты теста «Оценка состояния внимания» (таблица 2) видим, что спортсмены экспериментальной группы улучшили результаты на 40,8 баллов.

Выявлено достоверное улучшение результатов во всех контрольных тестированиях группы, использующей в тренировочном процессе комплекс упражнений, направленный на развитие памяти и внимания в процессе совершенствования техники ориентирования спортсменов-ориентировщиков, что показывает эффективность данного комплекса. После эксперимента результаты теста №1 в экспериментальной группе улучшились на 8,3 баллов, результаты теста №2 – на 40,8 баллов.

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод об эффективности разработанного комплекса упражнений, направленного на развитие памяти и внимания.

Разработанный комплекс упражнений рекомендуется применять тренерам по ориентированию для повышения уровня технической подготовленности. Для совершенствования технической подготовленности ориентировщиков рекомендуется применять разработанный комплекс упражнений, выполняемых по памяти парами, без компаса, «по белому листу», упражнений на внимание с картой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Механизмы соревновательной деятельности в спортивном ориентировании предусматривают одновременное протекание процессов памяти и внимания. Результаты данной деятельности выражаются в конкретных технико-тактических действиях, избираемых ориентировщиком с учетом всех условий конкретной ситуации. Посредством этих действий и решаются стоящие перед ним тактические задачи, в основе которых лежат:

- восприятие, наблюдение, внимание как психические процессы, обеспечивающие ориентировку в сложных условиях соревновательных или тренировочных ситуациях;

- мышление, память, представления и воображение как процессы, посредством которых на основе сигналов, полученных от органов чувств из внешней среды, осуществляется выбор решения в данной ситуации;

- быстрота двигательных реакций как важнейшая временная характеристика действий и нервных процессов, управляющих этими действиями.

Список использованной литературы.

1. Акимов В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика [Текст]: Минск: Полымя, 2003. С. 28-32.

2. Акимов В.Г., Кудряшов А.А., Синоженский Н.А. Основы техники и тактики ориентирования на местности [Текст]: Методическое пособие. Минск: БГУ, 2001. С. 21-43.

3. Беляков Л.В., Ганюшкин А.Д., Моисеенков А.Л. Основы тренировки в ориентировании на местности [Текст]: Методическое пособие. Смоленск: СФМЭИ, 1983. 84 с.

4. Ботух В.А. Комплексный педагогический контроль при занятиях спортивным ориентированием [Текст]: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Минск: БГОИФК, 1991. 22 с.

5. Васильев Н.Д. Спортивное ориентирование [Текст]: Учебное пособие: Волгоград: ВГИФК, 1983. 107 с.

6. Васильев Н.Д., Столов И.И. Взаимосвязь физической и технической подготовки в спортивном ориентировании [Текст]// Информационный вестник спортивного ориентирования. 1995. № 11. С. 9-12.

7. Воронов Ю.С. Оптимизация многолетней подготовки юных спортсменов-ориентировщиков с учетом возрастной динамики показателей специальной работоспособности [Текст] // Сб. методических работ по спортивному ориентированию. М.: ФСО РФ, 1998. С. 1-8.

8. Воронов Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков [Текст]: Учебное пособие. Смоленск: СГИФК, 1998. 66 с.

9. Воронов Ю.С., Николин М.В., Малахова Г.Ю. Методика обучения юных ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам [Текст]: Учебное пособие. Смоленск: СГИФК, 1998. 23 с.

10. Зубков С.А. Особенности динамики внимания в ориентировании на местности [Текст] // Азимут. 1991. № 12. С. 26-28.

11. Зубков С.А. Особенности тактического мышления ориентировщика на дистанции при выборе путей движения [Текст] // Информационный вестник спортивного ориентирования. 1994. №7. С. 32-35.

12. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика [Текст]. М.: Физкультура и спорт, 1985. 158 с.

13. Иванов Е.И. Ориентирование на местности как вид спорта [Текст] // Теория и практика физической культуры. 1969. №5. С. 16-19.

14. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование [Текст]: метод. пособие. М.: Просвещение, 1990. 78 с.

Приложение №1

Тест № 1. «Оценка зрительной памяти ориентировщиков».

Оценка зрительной памяти проводится с помощью спортивных карт с нанесенными контрольными пунктами (КП), но не соединенными в какую-либо логическую дистанцию. Всего 4 варианта карт с 10 КП каждая.

Спортсмену карта дается на 30 секунд для запоминания КП. После запоминания отмечаются КП на чистой карте. Правильно воспроизведенные спортсменами КП суммируются и выводится среднее значение для каждого участника.

Приложение №2

Тест № 2. «Оценка состояния внимания».

Оценка состояния внимания проводится с помощью «корректурного теста». При его помощи оцениваются: интенсивность внимания, распределение внимания, переключение внимания, устойчивость внимания.

Интенсивность внимания. На опробование дается 30 сек, на зачет – одна минута. По сигналу испытуемый открывает лист с «корректурным текстом» и начинает отыскивать и зачеркивать сочетание букв «ВС». Зачеркивать найденные сочетания букв надо одной чертой, сверху – налево – вниз. Текст необходимо просматривать последовательно, строчка за строчкой, начиная с первой. Работать следует как можно быстрее, но в то же время без ошибок: ни одного требуемого сочетания букв не пропускать и ни одного ненужного не вычеркивать. По сигналу работу сразу же прекращается и вертикальной чертой отмечается последняя буква.

Распределение внимания. На опробование дается одна минута, на зачет – две минуты. По сигналу необходимо сочетание «ВС» зачеркивать сверху – налево – вниз, а сочетание «АИ» – подчеркивать.

Переключение внимания. На опробование дается одна минута, на зачет – две минуты. По сигналу испытуемый начинает отыскивать и зачеркивать наклонной чертой сверху – налево – вниз сочетание «СХ». Через 30 секунд по сигналу Черта! ВС!» нужно поставить на место окончания черту и тотчас же, не останавливаясь, зачеркивать тем же способом сочетание «ВС». Еще через 30 секунд после нового сигнала «Черта! СХ!» сделать вертикальную черту и перейти к зачеркиванию сочетания «СХ». Наконец, спустя еще 30 секунд после следующего сигнала «Черта! ВС!», поставить, как указанно, вертикальную черту и продолжать работу, отыскивая и зачеркивая сочетание «ВС».

Устойчивость внимания. На опробование дается одна минута, на зачет – 10 мин. Необходимо как можно быстрее и точнее вычеркивать сочетание «ВС», подчеркивать «АИ», а «СХ» обводить кружком.

Показатели переключения, интенсивности, распределения и устойчивости внимания подсчитывается по формуле:

И=А*((б-в)/б)

где а – общее число букв в просмотренном тексте, б – число сочетаний, которые должны быть вычеркнуты, в – общее число ошибок (сумма пропущенных сочетаний и излишне зачеркнутых).

Полученные результаты по всем показателям суммируются.