Социальный проект «Спорт для всех»

Абашова Елена Владимировна

Социальный проект «Спорт для всех» направлен на развитие школьных спортивных клубов на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы для обучающихся с ОВЗ; внедрение в широкую практику видов спорта, в которых могут участвовать обучащиеся с ОВЗ наравне с обучающимися массовых образовательных организаций; пропаганду здорового образа жизни среди детей, подростков и молодёжи с ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sport_dlya_vseh.docx44.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

детский оздоровительно-образовательный туристский центр

Санкт-Петербурга «Балтийский берег»

Социальный проект «Спорт для всех»

Волков Алексей Михайлович,

к.п.н., методист, педагог-организатор

ГКЦ ФСР ГБОУ «Балтийский берег»

Абашова Елена Владимировна,

методист

ГКЦ ФСР ГБОУ «Балтийский берег»;

Горбунова Елена Амировна,

методист

ГКЦ ФСР ГБОУ «Балтийский берег»;

Казунко Полина Юрьевна,

методист

ГКЦ ФСР ГБОУ «Балтийский берег»;

Мягкова Наталья Александровна,

к.п.н, начальник методического отдела

 ГБОУ «Балтийский берег»


Паспорт социального проекта

  1. Общая информация о проекте:
  1. Наименование проекта: социальный проект «Спорт для всех»
  2. Сроки выполнения проекта: 2017-2018 уч. г. – 2018-2019 уч. г.

п/п

Руководитель проекта

Фамилия,

имя, отчество

Место работы, должность

Контактный телефон

Электронная почта

Дополнительная информация

1.

Научный руководитель

Волков

Алексей

Михайлович

ГКЦ ФСР ГБОУ «Балтийский берег», методист, педагог-организатор

bb.sport@yandex.ru

кандидат педагогических наук

2.

Консультанты проекта

Абашова

Елена

Владимировна

ГКЦ ФСР ГБОУ «Балтийский берег», методист

bb.sport@yandex.ru

Горбунова Елена

Амировна.

ГКЦ ФСР ГБОУ «Балтийский берег», методист

bb.sport@yandex.ru

Мягкова Наталья

Александровна

ГБОУ «Балтийский берег» начальник методического отдела

metodotdelbb@yandex.ru

кандидат

педа-гогических наук

3.

Куратор проекта

Казунко

Полина

Юрьевна

ГКЦ ФСР ГБОУ «Балтийский берег», методист

bb.sport@yandex.ru

  1. Основные целевые группы, на которые направлен проект: обучающиеся школьных спортивных клубов образовательных организаций, реализующих образовательные программы для обучающихся с ОВЗ.
  2. Участники проекта: внешние образовательные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления социального проекта «Спорт для всех» в рамках сетевого взаимодействия.

п/п

Организация

Контактный телефон,

электронная почта

Роль в проекте

1.

ГБОУ школа-интернат №31 Невского района Санкт-Петербурга

sc_31_nr@mail.ru

участник

2.

ГБОУ школа №17 Невского района Санкт-Петербурга

school_17@inbox.ru

участник

3.

ГБОУ школа №522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

sc522@adm-edu.spb.ru

участник

4.

ГБОУ школа №565 Кировского района Санкт-Петербурга

sc565@kirov.spb.ru

участник

5.

ГБОУ школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга

sc-i9@yandex.ru

участник

5.

ГКОУ ЛО Сясьстройская школа-интернат

tamara.malahova@yandex.ru

участник

6.

ГКОУ ЛО Юкковская школа-интернат

school_ysci@mail.ru

участник

1.5. География проекта: Санкт-Петербург, Ленинградская область.

  1. Описание проекта
  1. Краткое описание проекта (аннотация).

Социальный проект «Спорт для всех» направлен на развитие школьных спортивных клубов на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы для обучающихся с ОВЗ; внедрение в широкую практику видов спорта, в которых могут участвовать обучащиеся с ОВЗ наравне с обучающимися массовых образовательных организаций; пропаганду здорового образа жизни среди детей, подростков и молодёжи с ОВЗ.

2.2. Актуальность проекта. Современная практика работы в образовательной организации показывает, что важной задачей для педагогических работников и родителей являются проблема социализации, сохранения и укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. Возникшая потребность в интеграции обучающихся с ОВЗ в культурную, спортивную и общественную жизнь может быть решена за счет налаживания и укрепления социальных связей человека, ранее имевшего ограниченный доступ или вообще не включенного в социальный процесс, приобщение его к полноценной жизни, наполненной новым смыслом и эмоциями.

Особая роль в этом отводится дополнительному образованию, так как спортивные дисциплины, призванные способствовать социальной интеграции инвалидов, в рамках «большого спорта» (Паралимпийское, Сурдлимпийское, Специальное олимпийское движение) зачастую изолируют участников с ОВЗ от массовых мероприятий. Успешность людей с ограниченными возможностями в спорте, или других видах деятельности, относящихся к дополнительному образованию, зачастую гораздо выше, чем в общем образовании. Исключительная значимость дополнительного образования продиктована его ориентацией на практику с учётом личностных интересов и возможностей учащегося с ОВЗ. Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность становится важным социальным лифтом для многих школьников с ОВЗ.

В этом плане большой интерес представляет деятельность ГК ФСР ГБОУ «Балтийский берег», ориентированная на привлечение детей и подростков с особенностями развития в массовый, общедоступный спорт. Социальный проект «Спорт для всех» предполагает развитие школьных спортивных клубов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях: внедрение в широкую практику видов спорта, в которых могут участвовать учащиеся с ОВЗ на равных с обучающимися из массовых образовательных организаций.

2.3. Цель проекта: социализация, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ посредством включения в мероприятия школьных спортивных клубов, действующих в образовательных организациях системы образования Санкт-Петербурга.

2.4. Задачи проекта:

  • привлечение обучающихся с ОВЗ к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
  • создание школьных спортивных клубов на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы для обучающихся с ОВЗ;
  • пропаганда здорового образа жизни, формирование позитивных жизненных установок у обучающихся с ОВЗ;
  • укрепление здоровья обучающихся, повышения их физической подготовленности;
  • повышение интереса обучающихся к предметной области «Физическая культура»;
  • популяризация видов спорта доступных для участников с различными физическими возможностями.

2.5. Новизна проекта (тематическая, научная, технологическая): заключается в том, что в нём впервые разносторонне исследовано своеобразие организации и функционирования школьных спортивных клубов на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы для обучающихся с ОВЗ; обоснованы, разработаны, апробированы и внедрены новые подходы к совершенствованию физкультурно-спортивной деятельности учащихся с ОВЗ в организационно-педагогическом и методическом аспектах и определены перспективные виды спорта и формы организации мероприятий, предусматривающие развитие системы дополнительного образования обучающихся с ОВЗ. На анализе опыта работы 2017-2018 уч. г. определены 4 вида спорта, являющееся наиболее доступными для обучающихся с различными возможностями и позволяющими всем участникам соревноваться в равных условиях: трейл-ориентирование, мини-гольф, настольный хоккей, гребля-индор (на гребных тренажёрах).

3. Предполагаемая практическая значимость проекта: включение учащихся с ОВЗ в массовые физкультурно-спортивные мероприятия и развитие видов спорта доступных для участников с любыми возможностями;

4. Научное обоснование проекта: научную основу проекта составили: концепция о культурно-исторической обусловленности развития (Л.С. Выготский); положения о роли деятельности и теория о ведущей деятельности в развитии ребёнка (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); концептуальные положения о коррекционно-развивающем обучении (Л.С. Выготский, С.А. Зыков, Ж.И. Шиф и др.), труды, раскрывающие общие и специфические закономерности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (В.З. Кантор, Е.Т. Логинова, Н.Н. Малофеев, и др.), концепции интегрированного обучения (Н.Н. Малофеев, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко и др.).

5. Финансово-экономическое обоснование проекта: финансирование физкультурно-спортивных мероприятий (соревнований), осуществляемых в рамках проекта, осуществляется из бюджета Санкт-Петербурга в рамках субсидий, выделенных на выполнение государственной работы: «Организация и проведение олимпиад, конкурсов, мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности».

6. Ресурсное обеспечение проекта: для реализации проекта используются ресурсы ГКЦ ФСР ГБОУ «Балтийский берег»: оборудование для проведения физкультурно-спортивных мероприятий по видам спорта. Волонтёрскую поддержку в проведении мероприятий оказывают студенты-добровольцы из Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена.

7. Методические (педагогические, психологические) решения задач проекта (описание методов реализации проекта, ведущих к решению поставленных задач):

Решение задач проекта организуется через авторскую систему учебно-тренировочных мероприятий и полигонов, направленных на подготовку обучающихся с ОВЗ к участию в соревнованиях по видам спорта, проведения районных и городских этапов физкультурно-спортивных мероприятий. Данная система предполагает адаптацию наглядных материалов и оборудования, которое используется на мероприятиях и тренировках, привлечение волонтеров для организации дистанции соревнований, а также большую предварительную работу по подготовке участников, усвоению ими правил по видам спорта. Комплекс мероприятий позволяет создать максимальную доступность и равные условия для участников с любыми возможностями, что в свою очередь повышает мотивацию участников проекта, снимает психологическое напряжение и эффективно раскрывают потенциал участников.

8. Реализация проекта. Проект реализуется на основе договоров сетевого взаимодействия с учреждениями-партнерами (пункт 1.4 паспорта проекта), Федерациями по видам спорта, Институтом дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена. Информационно-методическое и организационное сопровождение проекта организует структурное подразделение ГБОУ «Балтийский берег»: Городской координационный центр по физкультурно-спортивной работе в образовательных организациях Санкт-Петербурга. В ходе реализации проекта учащиеся с ОВЗ имеют возможность познакомиться с несколькими видами спорта на учебно-тренировочных полигонах, а затем принять участие в соревнованиях. Выбор видов спорта, культивируемых в рамках проекта, продиктован необходимостью соблюдения равных условий для участников с любыми возможностями.

9. Проблемы проекта.

9.1. Наименование проблемы: неполный охват образовательных организаций, реализующих программы для обучающихся с ОВЗ.

9.2. Причина возникновения проблемы: отсутствие отделений дополнительного образования и/или школьных спортивных клубов в данных организациях.

9.3. Меры ликвидации проблемы: создание информационного поля о реализации проекта и включение образовательных организаций в спектр мероприятий, реализуемых ГБОУ «Балтийский берег».

10. Календарный план реализации проекта:

Название

Сроки

Ответственные за проведение мероприятия

Количественные показатели проведения мероприятия

Кол-во участников

Кол-во учреждений

Кол-во волонтёров

1

Открытое Первенство Санкт-Петербурга по точному ориентированию (трейл-ориентированию) среди обучающихся с ОВЗ

17.10.2017

Волков А.М.

65

9

22

2

Первенство среди обучающихся школьных спортивных клубов ОУ Санкт-Петербурга «Балтийские старты» по настольному хоккею

13.03.2018

Абашова Е.В., Казунко П.Ю.,

Горбунова П.Ю.

60

10

15

3

Физкультурно-спортивное мероприятие «Весна в кроссовках» (соревнования по подвижным играм)

14.03.2018

Волков А.М.,

Абашова Е.В., Казунко П.Ю.,

Горбунова П.Ю.

60

10

15

4

Первенство среди обучающихся школьных спортивных клубов ОУ Санкт-Петербурга «Балтийские старты» по мини-гольфу

10.04.2018

Абашова Е.В., Казунко П.Ю.,

Горбунова П.Ю.

70

8

15

5

Открытое Первенство Санкт-Петербурга по точному ориентированию (трейл - ориентированию) среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

03.10.2018

Волков А.М.,

Казунко П.Ю.,

Горбунова П.Ю.

115

14

25

6

Открытое Первенство среди обучающихся школьных спортивных клубов образовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спорт для всех» по виду спорта: гребля-индор

Февраль 2019

Абашова Е.В., Казунко П.Ю.,

Горбунова П.Ю.

70

10

20

7

Открытое Первенство среди обучающихся школьных спортивных клубов образовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спорт для всех» по виду спорта: настольный хоккей

Март 2019

Абашова Е.В., Казунко П.Ю.,

Горбунова П.Ю.

70

10

20

8

Открытое Первенство среди обучающихся школьных спортивных клубов образовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спорт для всех» по виду спорта: мини-гольф

Апрель 2019

Абашова Е.В., Казунко П.Ю.,

Горбунова П.Ю.

70

10

20

9

Открытое Первенство среди обучающихся школьных спортивных клубов образовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спорт для всех» по виду спорта: трейл-ориентирование

Май 2019

Волков А.М.

Абашова Е.В., Казунко П.Ю.,

Горбунова П.Ю.

140

20

20

10

Городская конференция «Спорт и здоровый образ жизни как интеграционный и инклюзивный ресурс в системе образования Санкт-Петербурга»

Апрель-май 2019

Волков А.М.

Абашова Е.В., Казунко П.Ю.,

Горбунова П.Ю.

50

20

10

11. Ожидаемые результаты. Оригинальность и качество результатов (решений) проекта: привлечение к организации мероприятий социальных партнёров позволяет повысить качество и безопасность мероприятий, участники имеют возможность тренироваться в выбранных дисциплинах. В долгосрочной перспективе планируется создать условия для участия команд обучающихся с ОВЗ в массовых мероприятиях через включение в календарный план спортивно-массовых мероприятий Комитета по образованию мероприятий по видам спорта доступным для участников с любыми возможностями. Спортивно-массовая работа может стать своеобразным «мостом инклюзивного образования» и работать на социализацию обучающихся все х образовательных организаций.

11.1. Количественные показатели (указать подробно количественные результаты, включая численность вовлеченной в мероприятие проекта молодёжи): 350 обучающихся с ОВЗ; 50 педагогов образовательных учреждений, реализующих образовательные программы для обучающихся с ОВЗ; 90 добровольцев – студентов Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им.А.И. Герцена. Динамику роста участников мероприятия можно продемонстрировать на примере соревнований по трейл-ориентированию: в октябре 2017 года количество было 65 человек из 9 образовательных организаций, а в октябре 2018 – 115 человек из 14 образовательных организаций.

11.2. Качественные показатели (указать подробно качественные изменения): расширение контингента участников и социальных партнёров, что отражается на повышении количества участников и качестве организации мероприятий и спонсорской поддержке мероприятий, увеличение вариативности видов спорта.

11.3. Мультипликативность (указать как будет (если будет) распространяться опыт по реализации проекта в других регионах).

Проект носит открытый характер: участники не только из образовательных организаций Санкт-Петербурга, но и из Ленинградской области ( г.Сясьстроя и п.Юкки);

- тиражирование опыта проводилось на следующих мероприятиях:

1. городской семинар руководителей ГУМО «Роль дополнительного образования в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» 22.11.2017, Санкт-Петербург;

2. X международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии», 05-07.12.2018, г.Череповец.

3. круглый стол «Школьные спортивные клубы – территория физического воспитания и социализации обучающихся», в рамках «Московского международного салона образования – 2018», 18-21.04.2018, г. Москва.

- проведение Городской конференции «Спорт и здоровый образ жизни как интеграционный и инклюзивный ресурс в системе образования Санкт-Петербурга» в апреле-мае 2019 г.;

- открытие новых школьных спортивных клубов на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы для учащихся с ОВЗ.