Социальный проект «Спорт для всех»
Социальный проект «Спорт для всех» направлен на развитие школьных спортивных клубов на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы для обучающихся с ОВЗ; внедрение в широкую практику видов спорта, в которых могут участвовать обучащиеся с ОВЗ наравне с обучающимися массовых образовательных организаций; пропаганду здорового образа жизни среди детей, подростков и молодёжи с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sport_dlya_vseh.docx | 44.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
детский оздоровительно-образовательный туристский центр
Санкт-Петербурга «Балтийский берег»
Социальный проект «Спорт для всех»
Волков Алексей Михайлович,
к.п.н., методист, педагог-организатор
ГКЦ ФСР ГБОУ «Балтийский берег»
Абашова Елена Владимировна,
методист
ГКЦ ФСР ГБОУ «Балтийский берег»;
Горбунова Елена Амировна,
методист
ГКЦ ФСР ГБОУ «Балтийский берег»;
Казунко Полина Юрьевна,
методист
ГКЦ ФСР ГБОУ «Балтийский берег»;
Мягкова Наталья Александровна,
к.п.н, начальник методического отдела
ГБОУ «Балтийский берег»
Паспорт социального проекта
- Общая информация о проекте:
- Наименование проекта: социальный проект «Спорт для всех»
- Сроки выполнения проекта: 2017-2018 уч. г. – 2018-2019 уч. г.
№ п/п | Руководитель проекта | Фамилия, имя, отчество | Место работы, должность | Контактный телефон Электронная почта | Дополнительная информация |
1. | Научный руководитель | Волков Алексей Михайлович | ГКЦ ФСР ГБОУ «Балтийский берег», методист, педагог-организатор | кандидат педагогических наук | |
2. | Консультанты проекта | Абашова Елена Владимировна | ГКЦ ФСР ГБОУ «Балтийский берег», методист | ||
Горбунова Елена Амировна. | ГКЦ ФСР ГБОУ «Балтийский берег», методист | ||||
Мягкова Наталья Александровна | ГБОУ «Балтийский берег» начальник методического отдела | кандидат педа-гогических наук | |||
3. | Куратор проекта | Казунко Полина Юрьевна | ГКЦ ФСР ГБОУ «Балтийский берег», методист |
- Основные целевые группы, на которые направлен проект: обучающиеся школьных спортивных клубов образовательных организаций, реализующих образовательные программы для обучающихся с ОВЗ.
- Участники проекта: внешние образовательные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления социального проекта «Спорт для всех» в рамках сетевого взаимодействия.
№ п/п | Организация | Контактный телефон, электронная почта | Роль в проекте |
1. | ГБОУ школа-интернат №31 Невского района Санкт-Петербурга | участник | |
2. | ГБОУ школа №17 Невского района Санкт-Петербурга | участник | |
3. | ГБОУ школа №522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга | участник | |
4. | ГБОУ школа №565 Кировского района Санкт-Петербурга | участник | |
5. | ГБОУ школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга | участник | |
5. | ГКОУ ЛО Сясьстройская школа-интернат | участник | |
6. | ГКОУ ЛО Юкковская школа-интернат | участник |
1.5. География проекта: Санкт-Петербург, Ленинградская область.
- Описание проекта
- Краткое описание проекта (аннотация).
Социальный проект «Спорт для всех» направлен на развитие школьных спортивных клубов на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы для обучающихся с ОВЗ; внедрение в широкую практику видов спорта, в которых могут участвовать обучащиеся с ОВЗ наравне с обучающимися массовых образовательных организаций; пропаганду здорового образа жизни среди детей, подростков и молодёжи с ОВЗ.
2.2. Актуальность проекта. Современная практика работы в образовательной организации показывает, что важной задачей для педагогических работников и родителей являются проблема социализации, сохранения и укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. Возникшая потребность в интеграции обучающихся с ОВЗ в культурную, спортивную и общественную жизнь может быть решена за счет налаживания и укрепления социальных связей человека, ранее имевшего ограниченный доступ или вообще не включенного в социальный процесс, приобщение его к полноценной жизни, наполненной новым смыслом и эмоциями.
Особая роль в этом отводится дополнительному образованию, так как спортивные дисциплины, призванные способствовать социальной интеграции инвалидов, в рамках «большого спорта» (Паралимпийское, Сурдлимпийское, Специальное олимпийское движение) зачастую изолируют участников с ОВЗ от массовых мероприятий. Успешность людей с ограниченными возможностями в спорте, или других видах деятельности, относящихся к дополнительному образованию, зачастую гораздо выше, чем в общем образовании. Исключительная значимость дополнительного образования продиктована его ориентацией на практику с учётом личностных интересов и возможностей учащегося с ОВЗ. Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность становится важным социальным лифтом для многих школьников с ОВЗ.
В этом плане большой интерес представляет деятельность ГК ФСР ГБОУ «Балтийский берег», ориентированная на привлечение детей и подростков с особенностями развития в массовый, общедоступный спорт. Социальный проект «Спорт для всех» предполагает развитие школьных спортивных клубов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях: внедрение в широкую практику видов спорта, в которых могут участвовать учащиеся с ОВЗ на равных с обучающимися из массовых образовательных организаций.
2.3. Цель проекта: социализация, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ посредством включения в мероприятия школьных спортивных клубов, действующих в образовательных организациях системы образования Санкт-Петербурга.
2.4. Задачи проекта:
- привлечение обучающихся с ОВЗ к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- создание школьных спортивных клубов на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы для обучающихся с ОВЗ;
- пропаганда здорового образа жизни, формирование позитивных жизненных установок у обучающихся с ОВЗ;
- укрепление здоровья обучающихся, повышения их физической подготовленности;
- повышение интереса обучающихся к предметной области «Физическая культура»;
- популяризация видов спорта доступных для участников с различными физическими возможностями.
2.5. Новизна проекта (тематическая, научная, технологическая): заключается в том, что в нём впервые разносторонне исследовано своеобразие организации и функционирования школьных спортивных клубов на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы для обучающихся с ОВЗ; обоснованы, разработаны, апробированы и внедрены новые подходы к совершенствованию физкультурно-спортивной деятельности учащихся с ОВЗ в организационно-педагогическом и методическом аспектах и определены перспективные виды спорта и формы организации мероприятий, предусматривающие развитие системы дополнительного образования обучающихся с ОВЗ. На анализе опыта работы 2017-2018 уч. г. определены 4 вида спорта, являющееся наиболее доступными для обучающихся с различными возможностями и позволяющими всем участникам соревноваться в равных условиях: трейл-ориентирование, мини-гольф, настольный хоккей, гребля-индор (на гребных тренажёрах).
3. Предполагаемая практическая значимость проекта: включение учащихся с ОВЗ в массовые физкультурно-спортивные мероприятия и развитие видов спорта доступных для участников с любыми возможностями;
4. Научное обоснование проекта: научную основу проекта составили: концепция о культурно-исторической обусловленности развития (Л.С. Выготский); положения о роли деятельности и теория о ведущей деятельности в развитии ребёнка (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); концептуальные положения о коррекционно-развивающем обучении (Л.С. Выготский, С.А. Зыков, Ж.И. Шиф и др.), труды, раскрывающие общие и специфические закономерности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (В.З. Кантор, Е.Т. Логинова, Н.Н. Малофеев, и др.), концепции интегрированного обучения (Н.Н. Малофеев, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко и др.).
5. Финансово-экономическое обоснование проекта: финансирование физкультурно-спортивных мероприятий (соревнований), осуществляемых в рамках проекта, осуществляется из бюджета Санкт-Петербурга в рамках субсидий, выделенных на выполнение государственной работы: «Организация и проведение олимпиад, конкурсов, мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности».
6. Ресурсное обеспечение проекта: для реализации проекта используются ресурсы ГКЦ ФСР ГБОУ «Балтийский берег»: оборудование для проведения физкультурно-спортивных мероприятий по видам спорта. Волонтёрскую поддержку в проведении мероприятий оказывают студенты-добровольцы из Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена.
7. Методические (педагогические, психологические) решения задач проекта (описание методов реализации проекта, ведущих к решению поставленных задач):
Решение задач проекта организуется через авторскую систему учебно-тренировочных мероприятий и полигонов, направленных на подготовку обучающихся с ОВЗ к участию в соревнованиях по видам спорта, проведения районных и городских этапов физкультурно-спортивных мероприятий. Данная система предполагает адаптацию наглядных материалов и оборудования, которое используется на мероприятиях и тренировках, привлечение волонтеров для организации дистанции соревнований, а также большую предварительную работу по подготовке участников, усвоению ими правил по видам спорта. Комплекс мероприятий позволяет создать максимальную доступность и равные условия для участников с любыми возможностями, что в свою очередь повышает мотивацию участников проекта, снимает психологическое напряжение и эффективно раскрывают потенциал участников.
8. Реализация проекта. Проект реализуется на основе договоров сетевого взаимодействия с учреждениями-партнерами (пункт 1.4 паспорта проекта), Федерациями по видам спорта, Институтом дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена. Информационно-методическое и организационное сопровождение проекта организует структурное подразделение ГБОУ «Балтийский берег»: Городской координационный центр по физкультурно-спортивной работе в образовательных организациях Санкт-Петербурга. В ходе реализации проекта учащиеся с ОВЗ имеют возможность познакомиться с несколькими видами спорта на учебно-тренировочных полигонах, а затем принять участие в соревнованиях. Выбор видов спорта, культивируемых в рамках проекта, продиктован необходимостью соблюдения равных условий для участников с любыми возможностями.
9. Проблемы проекта.
9.1. Наименование проблемы: неполный охват образовательных организаций, реализующих программы для обучающихся с ОВЗ.
9.2. Причина возникновения проблемы: отсутствие отделений дополнительного образования и/или школьных спортивных клубов в данных организациях.
9.3. Меры ликвидации проблемы: создание информационного поля о реализации проекта и включение образовательных организаций в спектр мероприятий, реализуемых ГБОУ «Балтийский берег».
10. Календарный план реализации проекта:
№ | Название | Сроки | Ответственные за проведение мероприятия | Количественные показатели проведения мероприятия | ||
Кол-во участников | Кол-во учреждений | Кол-во волонтёров | ||||
1 | Открытое Первенство Санкт-Петербурга по точному ориентированию (трейл-ориентированию) среди обучающихся с ОВЗ | 17.10.2017 | Волков А.М. | 65 | 9 | 22 |
2 | Первенство среди обучающихся школьных спортивных клубов ОУ Санкт-Петербурга «Балтийские старты» по настольному хоккею | 13.03.2018 | Абашова Е.В., Казунко П.Ю., Горбунова П.Ю. | 60 | 10 | 15 |
3 | Физкультурно-спортивное мероприятие «Весна в кроссовках» (соревнования по подвижным играм) | 14.03.2018 | Волков А.М., Абашова Е.В., Казунко П.Ю., Горбунова П.Ю. | 60 | 10 | 15 |
4 | Первенство среди обучающихся школьных спортивных клубов ОУ Санкт-Петербурга «Балтийские старты» по мини-гольфу | 10.04.2018 | Абашова Е.В., Казунко П.Ю., Горбунова П.Ю. | 70 | 8 | 15 |
5 | Открытое Первенство Санкт-Петербурга по точному ориентированию (трейл - ориентированию) среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | 03.10.2018 | Волков А.М., Казунко П.Ю., Горбунова П.Ю. | 115 | 14 | 25 |
6 | Открытое Первенство среди обучающихся школьных спортивных клубов образовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спорт для всех» по виду спорта: гребля-индор | Февраль 2019 | Абашова Е.В., Казунко П.Ю., Горбунова П.Ю. | 70 | 10 | 20 |
7 | Открытое Первенство среди обучающихся школьных спортивных клубов образовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спорт для всех» по виду спорта: настольный хоккей | Март 2019 | Абашова Е.В., Казунко П.Ю., Горбунова П.Ю. | 70 | 10 | 20 |
8 | Открытое Первенство среди обучающихся школьных спортивных клубов образовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спорт для всех» по виду спорта: мини-гольф | Апрель 2019 | Абашова Е.В., Казунко П.Ю., Горбунова П.Ю. | 70 | 10 | 20 |
9 | Открытое Первенство среди обучающихся школьных спортивных клубов образовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спорт для всех» по виду спорта: трейл-ориентирование | Май 2019 | Волков А.М. Абашова Е.В., Казунко П.Ю., Горбунова П.Ю. | 140 | 20 | 20 |
10 | Городская конференция «Спорт и здоровый образ жизни как интеграционный и инклюзивный ресурс в системе образования Санкт-Петербурга» | Апрель-май 2019 | Волков А.М. Абашова Е.В., Казунко П.Ю., Горбунова П.Ю. | 50 | 20 | 10 |
11. Ожидаемые результаты. Оригинальность и качество результатов (решений) проекта: привлечение к организации мероприятий социальных партнёров позволяет повысить качество и безопасность мероприятий, участники имеют возможность тренироваться в выбранных дисциплинах. В долгосрочной перспективе планируется создать условия для участия команд обучающихся с ОВЗ в массовых мероприятиях через включение в календарный план спортивно-массовых мероприятий Комитета по образованию мероприятий по видам спорта доступным для участников с любыми возможностями. Спортивно-массовая работа может стать своеобразным «мостом инклюзивного образования» и работать на социализацию обучающихся все х образовательных организаций.
11.1. Количественные показатели (указать подробно количественные результаты, включая численность вовлеченной в мероприятие проекта молодёжи): 350 обучающихся с ОВЗ; 50 педагогов образовательных учреждений, реализующих образовательные программы для обучающихся с ОВЗ; 90 добровольцев – студентов Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им.А.И. Герцена. Динамику роста участников мероприятия можно продемонстрировать на примере соревнований по трейл-ориентированию: в октябре 2017 года количество было 65 человек из 9 образовательных организаций, а в октябре 2018 – 115 человек из 14 образовательных организаций.
11.2. Качественные показатели (указать подробно качественные изменения): расширение контингента участников и социальных партнёров, что отражается на повышении количества участников и качестве организации мероприятий и спонсорской поддержке мероприятий, увеличение вариативности видов спорта.
11.3. Мультипликативность (указать как будет (если будет) распространяться опыт по реализации проекта в других регионах).
Проект носит открытый характер: участники не только из образовательных организаций Санкт-Петербурга, но и из Ленинградской области ( г.Сясьстроя и п.Юкки);
- тиражирование опыта проводилось на следующих мероприятиях:
1. городской семинар руководителей ГУМО «Роль дополнительного образования в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» 22.11.2017, Санкт-Петербург;
2. X международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии», 05-07.12.2018, г.Череповец.
3. круглый стол «Школьные спортивные клубы – территория физического воспитания и социализации обучающихся», в рамках «Московского международного салона образования – 2018», 18-21.04.2018, г. Москва.
- проведение Городской конференции «Спорт и здоровый образ жизни как интеграционный и инклюзивный ресурс в системе образования Санкт-Петербурга» в апреле-мае 2019 г.;
- открытие новых школьных спортивных клубов на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы для учащихся с ОВЗ.