"«ГТО», как компонент воспитания патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания старших дошкольников."

Сычёва Оксана Викторовна

Предложенный материал - это сообщение из опыта работы по теме:"«ГТО», как компонент воспитания патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания старших дошкольников." Воспитание патриотизма в подрастающем поколении – актуальная задача современности. Именно нравственное и патриотическое воспитание представляет собой важнейшую часть общественного сознания, и это является основой жизнеспособности каждого общества и государства, преемственности поколений. Осознавая всю важность вопроса патриотизма на современном этапе, можно говорить о том, что формирование личности дошкольника не может происходить без воспитания с малых лет уважения к духовным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы.

«ГТО», как компонент воспитания патриотизма и обеспеченияе преемственности в осуществлении физического воспитания старших дошкольников.

Патриотическое воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям. Важность патриотического воспитания отмечена в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, патриотизм провозглашён как одна из базовых национальных ценностей, на основе которых возможно духовно-нравственное сплочение многонационального народа Российской Федерации.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Именно в этот период своего становления дети очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

           Одним из наиболее эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, является физическое воспитание, занятия физической культурой и спортом.

Первыми шагами по реализации этой задачи стало возрождение

физкультурно – спортивного комплекса ГТО, который был вновь введён по указу Президента РФ с 1 сентября 2014г.

 
 Целью введения комплекса ГТО является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

Задачи комплекса ГТО:

  • увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;
  • формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом совершенствовании и ведении здорового образа жизни;
  • повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования перед педагогами ставятся цели по патриотическому воспитанию детей, следовательно, комплекс ГТО должен стать основополагающим в единой системе патриотического воспитания подрастающего поколения.

Цель моей работы: повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитание патриотизма и гражданственности через апробацию с детьми 1-ой ступени физкультурно- спортивного комплекса ГТО. 

Следуя этой цели я решаю следующие задачи:

  1. Создать  предметно - развивающую среду для  привлечения детей к сдаче

норм ГТО.

2. Создать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера.

3. Воспитывать нравственно-волевые черты личности через стимуляцию         детской активности, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений.

4. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора игр и игровых упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

5. Формировать у воспитанников чувство патриотизма на основе развития чувства гордости за свою семью, группу, детский сад, город, страну.

6. Воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.

Физические качества, которые необходимы для сдачи норм ГТО, у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Для выполнения ряда движений детям старшего дошкольного возраста необходим определённый уровень развития быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, силы. Без этого, движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма. Только специальная система упражнений, правильный подбор подвижных игр, самостоятельная двигательная активность способствует развитию необходимых физических качеств ребёнка.  Первая ступень ГТО даёт дошкольникам стремление к результативности и возможности получить отличительный знак ГТО.  

Анализ физкультурно – оздоровительной работы в нашем детском саду, изучение норм ГТО для дошкольников привело к выводу о том, что нужно выстроить работу по физическому воспитанию так, чтобы дети, проявляя инициативу и самостоятельность стремились к получению достойной награды и понимали важность здорового образа жизни, важность оптимистического настроя для счастливого будущего: желание быть здоровым, заниматься спортом, закаляться, стремиться никогда не унывать. Получение награды в виде значка является важным стимулом для ребенка. Умение выполнять определенные упражнения не только развивают дошкольников физически, но и формируют у них стремление к достижению поставленной цели. Дети будут заинтересованы физической культурой, вследствие чего на следующих этапах внедрения комплекса «ГТО», выполнение норм будет не обязательством, а достижением, которому будет сопутствовать уважение и престиж среди сверстников.

Структура и содержание  работы по формированию готовности детей  на выполнение норм комплекса «ГТО» в условиях детского сада включает следующие этапы:

1 этап (диагностический): определение исходного уровня мотивации детей дошкольного возраста на выполнение норм комплекса «ГТО», посредством бесед с детьми, анкетирования, родителей, оценки уровня двигательной активности дошкольников;

2 этап (базовый): осуществляется непосредственно педагогический процесс по формированию готовности детей на выполнение норм комплекса «ГТО»;

3 этап (контрольный): на данном этапе проводится промежуточный контроль оценки эффективности комплексных педагогических мероприятий по формированию готовности детей дошкольного возраста на выполнение норм комплекса  в условиях детского сада;

4 этап (итоговый): выполнение норм комплекса  дошкольниками в условиях детского сада.

Оценка уровня индивидуальной подготовленности предполагает выполнение диагностических заданий:

1. Бег 30 м со старта (определение скоростных качеств).

2. Прыжок в длину с места (определение скоростно-силовых качеств).

3. Бросок мешочка с песком правой и левой рукой на дальность (определение скоростно-силовых качеств).

4. Гибкость (тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок).

5. Отжимание.

Виды испытаний, включенные в комплекс ГТО, позволяют определить уровень развития физических качеств. Ниже представлены результаты двигательной подготовленности детей 6-7 лет, принявших участие в выполнении нормативов.

Виды испытаний

Не выполнили норматив

Бронзовый знак

Серебряный знак

Золотой знак

Метание теннисного мяча(р.6 м) в вертикальную цель

55%

25%

15%

10%

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу

35%

25%

25%

15%

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу

5%

35%

40%

20%

Бег на 30 метров на время

30%

40%

20%

10%

Прыжки в длину с места

30%

35%

20%

15%

Нормативы на золотой  и серебряный значок являются довольно трудновыполнимыми для детей. Учебные нормативы в программе физвоспитания соответствуют бронзовому значку комплекса и практически все дошкольники могут с ними справиться. То есть требования программы по физическому воспитанию не совсем соответствуют требованиям норматива. Не случайно высказывается мысль о том, что с внедрением ВФСК «ГТО» должно измениться содержание программ по физическому воспитанию. В содержание занятий  необходимо включать больше развивающих физические качества упражнений скорее в игровой форме, для того, чтобы повысить интерес и активизировать детей на выполнение комплекса.

Анализ полученных данных позволяет скорректировать дальнейшую работу, включая соответствующие задания для развития гибкости, скоростных и скоростно-силовых качеств дошкольников как в общем, так и в индивидуальном порядке.

Этому способствует игровая технология, которую я использую в своей работе для достижения результата.

Подвижная игра, как ведущий вид деятельности дошкольников, является одним из эффективных средств для всестороннего воспитания личности ребёнка, развития его физических  способностей и таких важных качеств, как честность, выдержка, дисциплина, товарищество. Ведь именно в подвижной игре, в спортивных состязаниях, соревнованиях совершенствуются физические качества, необходимые ребёнку в дальнейшей жизни.

Мною была разработана картотека подвижных игр, в которую вошли:

  1. Национальные подвижные игры -   в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
  2. Игры на зарядку позитивного мышления -  создают положительный эмоциональный фон, дают почувствовать уверенность в своих силах, повышают самооценку.
  3. Игры на развитие силы – требуют проявление умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.

 (П/и с прыжками - «Волк во рву», «Цепочка», «Лягушата»)

  1. Игры на развитие быстроты – подача определённого сигнала или игровая ситуация побуждает ребёнка изменить скорость движения.

(«Белые медведи», «Догони свою пару»)

  1. Игры на развитие ловкости - постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим.

(«Запретное движение», «Ловишка с мячом», «Поменяйтесь местами»)

  1. Игры на развитие выносливости - игры с многократным повторением напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии  (бег, плавание, катание на лыжах, на коньках…), («Бег с препятствием», «Мы – футболисты»).
  2. Игры на развитие гибкости - совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движения.

(«Пролезь в обруч», «Дотянись», «Бег раков»).

Двигательный режим в ДОУ включает как организованную, так и самостоятельную деятельность. Содержательная сторона двигательного режима направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

В результате системной образовательной деятельности по физическому развитию с учетом требований ВФСК ГТО у воспитанников:

1. повышается физическая работоспособность;

2. улучшаются физические качества, обогащается двигательный опыт;

3. формируется привычка к здоровому образу жизни;

4. расширяется кругозор в сфере активного образа жизни и самостоятельная двигательная деятельность.

5. реализуется система преемственности при переходе воспитанников на новую социальную ступень.

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс основывается на следующих принципах:

а) добровольность и доступность;

б) оздоровительная и личностно-ориентированная направленность;

в) обязательность медицинского контроля;

г) учёт региональных особенностей и национальных традиций. 

Таким образом, дошкольное детство является наиболее важным
периодом в развитии личности человека. На этом этапе закладываются
основные качества будущего гражданина, формируются первые идеи детей
об окружающем мире, обществе и культуре. Воспитание патриотизма в
подрастающем поколении – актуальная задача современности. Именно
нравственное и патриотическое воспитание представляет собой важнейшую
часть общественного сознания, и это является основой жизнеспособности
каждого общества и государства, преемственности поколений. Осознавая
всю важность вопроса патриотизма на современном этапе, можно говорить
о том, что формирование личности дошкольника не может происходить без
воспитания с малых лет уважения к духовным ценностям

Патриотическое воспитание дошкольников реализую при комплексном подходе, т.е. решаю задачи не только непосредственно нравственного, физического, но и умственного, трудового, эстетического воспитания. При отборе материала руководствуюсь принципом интеграции различных видов детской деятельности, учитываю возраст детей, уровень физического развития, мышления, умственные способности, социально-личностную зрелость.

Таким образом, дошкольное детство является наиболее важным
периодом в развитии личности человека. На этом этапе закладываются
основные качества будущего гражданина, формируются первые идеи детей
об окружающем мире, обществе и культуре. Воспитание патриотизма в
подрастающем поколении – актуальная задача современности. Именно
нравственное и патриотическое воспитание представляет собой важнейшую
часть общественного сознания, и это является основой жизнеспособности
каждого общества и государства, преемственности поколений. Осознавая
всю важность вопроса патриотизма на современном этапе, можно говорить
о том, что формирование личности дошкольника не может происходить без
воспитания с малых лет уважения к духовным ценностям [1].
В 
сложившейся
направлением
государственной политики в социальной сфере, в том числе в области
важнейшим 

ситуации

физической культуры и спорта, является восстановление системы
патриотического воспитания как полноценно действующего
государственнообщественного института.
Значительная роль в воспитании патриотизма легла на учебные
образовательные учреждения, в рамках которых происходит духовно
нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни.
Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить

чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе
патриотизма лежит духовное самоопределение.

Двигательный режим в ДОУ включает как организованную, так и самостоятельную деятельность. Содержательная сторона двигательного режима направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

В результате системной образовательной деятельности по физическому развитию с учетом требований ВФСК ГТО у воспитанников:

1.       повышается физическая работоспособность;

2.       улучшаются физические качества, обогащается двигательный опыт;

3.       формируется привычка к здоровому образу жизни;

4.       расширяется кругозор в сфере активного образа жизни и самостоятельная двигательная деятельность, формируется оптико-пространственная ориентация;

5.       реализуется система преемственности при переходе воспитанников на новую социальную ступень.

Моя статья посвящена введению норм ГТО в дошкольных образовательных учреждениях. 24 марта 2014 года в силу вступил указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». Цель его возрождения  - попытка привить дошкольникам привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту, повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни.

Сегодня проблема физического и спортивного воспитания приобретает особое значение в связи с новыми требованиями системы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО», вступившими в силу с 1 сентября 2014 года. Несмотря на то, что он реализуется в системе школьного образования, дошкольный уровень также не может оставить их без внимания.  Возрождение системы «ГТО» повлияет на повышение уровня как психического, так и физического здоровья нации. К сожалению, современные дети  не отличаются отменным физическим и психическим здоровьем. У них  недостаточно сформированы потребности в занятиях физической культурой, уже в дошкольном возрасте дети имеют зависимость от электронных игр, а родители зачастую не являются приверженцами ЗОЖ.

Интеграция ВФСК «ГТО» в систему дошкольного образования связана с выделением в комплексе 1й ступени (от 6 до 8 лет), воспитанники подготовительных групп уже могут сдавать нормативы комплекса. У воспитанников дошкольных образовательных учреждений необходимо не только развивать физические способности, но и формировать представление об этом комплексе.

В связи с вышеуказанным актуализируется педагогическая задача, направленная на формирование у детей дошкольного возраста мотивации на занятия спортом, что в свою очередь будет способствовать формированию готовности дошкольников к сдаче норм комплекса «ГТО». Привлечение дошкольников к занятиям физической культурой и спортом, приобщение их к участию в соревнованиях по нормам комплекса  является началом развития работы в данном направлении.

Цель исследования: проанализировав результаты сдачи тестов комплекса, определить двигательную подготовленность  дошкольников к прохождению комплекса «ГТО».

Основными задачами комплекса  являются:

1) формирование устойчивого интереса к развитию собственных физических качеств, здоровому образу жизни;

2) совершенствование программно-методического обеспечения занятий физической культурой;

3) способствование повышению двигательной активности участников образовательных отношений посредством реализации физкультурно-оздоровительных мероприятий;

 4) повышение интереса обучающихся к развитию собственных физических и волевых качеств, воспитание патриотизма.

Структура и содержание тренинга формирования готовности детей  на выполнение норм комплекса «ГТО» в условиях детского сада включает следующие этапы:

1 этап (диагностический): определение исходного уровня мотивации детей дошкольного возраста на выполнение норм комплекса «ГТО», посредством бесед с детьми, анкетирования, родителей, оценки уровня двигательной активности дошкольников;

2 этап (базовый): осуществляется непосредственно педагогический процесс по формированию готовности детей на выполнение норм комплекса «ГТО»;

3 этап (контрольный): на данном этапе проводится промежуточный контроль оценки эффективности комплексных педагогических мероприятий по формированию готовности детей дошкольного возраста на выполнение норм комплекса  в условиях детского сада;

4 этап (итоговый): выполнение норм комплекса  дошкольниками в условиях детского сада.

Получение награды в виде значка является важным стимулом для ребенка. Умение выполнять определенные упражнения не только развивают дошкольников физически, но и формируют у них стремление к достижению поставленной цели. Дети будут заинтересованы физической культурой, вследствие чего на следующих этапах внедрения комплекса «ГТО», выполнение норм будет не обязательством, а достижением, которому будет сопутствовать уважение и престиж среди сверстников.

В чем же заключаются нормативы для самых юных.  Бег на дистанции 30 метров, прыжок в  длину с места, метание теннисного мяча в цель с расстояния 6м, наклон вперед из положения стоя, подтягивание на перекладине и отжимания от пола, прыжок в длину с места, подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (мальчики), сгибание и разгибание рук лежа на полу (девочки). Требования устанавливаются для мальчиков одни, для девочек другие.

Виды испытаний, включенные в комплекс ГТО, позволяют определить уровень развития физических качеств. Ниже представлены результаты двигательной подготовленности детей 6-7 лет, принявших участие в выполнении нормативов.

Виды испытаний

Не выполнили норматив

Бронзовый знак

Серебряный знак

Золотой знак

Метание теннисного мяча(р.6 м) в вертикальную цель

55%

25%

15%

10%

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу

35%

25%

25%

15%

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу

5%

35%

40%

20%

Бег на 30 метров на время

30%

40%

20%

10%

Прыжки в длину с места

30%

35%

20%

15%

По результатам прохождения испытаний можно сделать вывод, что у детей 6-7 лет возникли трудности при метании у более половины участников.  Низкий уровень развития силовых качеств (сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу) наблюдается у более 50% детей, но в тоже время 15% детей показали результаты, соответствующие золотому значку. Слабый уровень развития быстроты (бег на 30 м) у 30%. Следует отметить, что тест на гибкость оказался достаточно легким, 20% детей выполнили норматив на золотой значок. Неплохие результаты показали  дети в прыжках в длину с места, но только 15% детей  выполнили нормы золотого значка. Значительные трудности испытывают дети при прохождении тестов, характеризующих общую выносливость, силовые и скоростно-силовые качества: бег, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, метание мяча.

Таким образом, после прохождения всех испытаний можно сделать вывод: 14% детей выполняют комплекс на золотой знак, 24% на серебряный, 32% – бронзовый знак и 31% практически не выполняют комплекс, за исключением некоторых видов тестов.  В целом 70 %  детей готовы выполнить нормы как минимум на «бронзовый знак». Причиной такого положения можно считать и недостаточную физическую подготовку, и пассивный образ жизни современных детей. На наш взгляд, внедрение физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» как никогда своевременен. Но данный шаг должен предусматривать изменение и совершенствование учебных программ. Чтобы исправить данную ситуацию, в программу по физической культуре желательно включить дополнительную подготовку по нормативам комплекса «ГТО» в рамках учебного процесса.

Нормативы на золотой  и серебряный значок являются довольно трудновыполнимыми для детей. Учебные нормативы в программе физвоспитания соответствуют бронзовому значку комплекса и практически все дошкольники могут с ними справиться. То есть требования программы по физическому воспитанию не совсем соответствуют требованиям норматива. Не случайно высказывается мысль о том, что с внедрением ВФСК «ГТО» должно измениться содержание программ по физическому воспитанию. В содержание занятий  необходимо включать больше развивающих физические качества упражнений скорее в игровой форме, для того, чтобы повысить интерес и активизировать детей на выполнение комплекса. Однако, нормативы золотого значка значительно превосходят реальные возможности дошкольников и могут быть недоступны для всех, поэтому требуют дополнительных занятий. Таким образом, для удачной сдачи норм «ГТО» большое внимание следует уделить самоподготовке, а также занятиям во внеурочное время (секции, кружки).  Также внести в содержание занятия физической культурой упражнения, обеспечивающие выполнение ВФСК и упражнения, способствующие подготовке к комплексу. В этой связи хочется отметить, что в нашем ДОУ не один год успешно функционирует клуб «Здоровье», где дети дополнительно и по интересам занимаются. Спортивные игры теннис, баскетбол и другие виды физкультурной деятельности. Хорошие результаты приносит использование дополнительных программ, где нужно определить содержание процесса подготовки к данным состязаниям и методически правильно встроить содержание программы в содержание занятия физической культуры, обновив его направленность и не утратив имеющиеся на данный момент времени важные содержательные компоненты занятия. Фактически, двигательная активность ребенка и его развитие - это принцип естественного воспитания, и комплекс «ГТО» весьма органично вписывается в данный процесс, в качестве завершающего фактора.

Вывод: Анализ результатов показал, что большинство ребят справились с поставленным заданием. То есть возрождение системы оценки физического состояния в виде Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО», следует признать положительным явлением и  имеет место быть в физическом воспитании дошкольников. А детские сады должны стать фундаментом, на котором дети приобщаются к здоровому образу жизни и спорту. Комплекс «ГТО» – это не только задания для выполнения, но и здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, именно стиль, потому, что он помогает выработать у детей навыки необходимые для поддержания своего здоровья, повысить физическую выносливость, позволяет внести массовость в занятия спортом, сделать привычку к занятиям физической культурой.