Главные вкладки

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивашка»

    Бурдина Тамара Викторовна

    Дополнительная общеобразовательная

    общеразвивающая программа

    познавательной направленности

    «Развивашка»

    для детей старшей и подготовительной  групп

    (возраст 5 - 7 лет)

    Срок реализации: 2 года

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_razvivshka.doc825.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное учреждение

    Управление образования администрации города Канска

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    "Детский сад присмотра и оздоровления №27 "Солнышко"

    Дополнительная общеобразовательная

    общеразвивающая программа 

    познавательной направленности

    «Развивашка»

    для детей старшей и подготовительной  групп

    (возраст 5 - 7 лет)

    Срок реализации: 2 год

    Педагог-психолог: Бурдина Т.В.

    Содержание

    Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы …………………………...3

    1.1.Пояснительная записка ………………………………………………………………3

    1.2. Цель, задачи программы……………………………………………………………..6

    1. 3. Содержание программы. ……………………………………………………………7

    1.4. Ожидаемые результаты после реализации программы (2-ух лет)……………….18

    Раздел №2 Комплекс организационно - педагогических условий……………………19

    2.1. Календарный учебный график……………………………………………………..19

    2.2. Условия реализации программы.

    2.3. Формы аттестации. …………………………………………………………………20

    2.4. Оценочные материалы ……………………………………………………………..20

    2.5. Методические материалы…………………………………………………………..21

    Список литературы………………………………………………………………………22

    Приложения ……………………………………………………………………………...24

    Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы

    1. 1. Пояснительная записка.

        Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Среди показателей готовности к обучению в школе выделяется уровень развития мелкой моторики и всех психических процессов.

    Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.

    Актуальность

        Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации,      

    среди дошкольников, поступающих в первый класс, есть дети с нарушением фонематического слуха, с общим недоразвитием речи, с нарушениями в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

    Данная программа позволяет оказать помощь таким детям по следующим направлениям:

    1. Организация предметно-практической деятельности с целью обогащения чувственного опыта ребенка.
    2. Дифференцированный подход к ребенку: учет его возрастных и индивидуальных особенностей, уровень умений и навыков, развитие психических процессов.
    3. Формирование мыслительных процессов: анализ и синтез, обобщение, классификация.
    4. Развитие речи в единстве с мышлением.
    5. Формирование элементарных математических понятий.
    6. Формирование навыков учебной деятельности: понимание учебной задачи, умение выполнять ее самостоятельно, формирование навыка самоконтроля и самооценки.
    7. Формирование положительного отношения к процессу обучения.

    Данная программа дает возможность через систему педагогических мероприятий приблизить ребенка к уровню развития, которому соответствуют дети, поступающие в школу. Материал, предлагаемый в данной программе, расположен с постепенным усложнением, с повторениями.

    Новизна и отличительная особенность программы

    Программа «Развивашка» имеет познавательную направленность.  Данная программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.

         Одним из разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов. Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова. Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков  правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Другой не менее важный раздел данной программы –развитие математических представлений, логического мышления.

    Принципы, лежащие в основе программы.

    а) Личностно ориентированные принципы

    Принцип адаптивности - предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

    Принцип развития. Развитие дошкольника, и в первую очередь - целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

    Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

    б) Культурно ориентированные принципы

    Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

    Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка - это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

    Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

    Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

    в) Деятельностно ориентированные принципы

    Принцип обучения деятельности. Главное - не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

    Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

    Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника, определяющих внутреннюю готовность его к школьному обучению: формирование произвольного поведения, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека), мотивационная готовность. Эти линии развития определяют содержание и дидактику дошкольного образования. При разработке предлагаемой программы был учтен накопленный позитивный опыт современного дошкольного образования, а также новые современные подходы в данной области.

    Игровые технологии обучения являются ведущими во всех разделах программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребенка - дошкольника.

    В связи с тем, что обучение и воспитание дошкольников предполагается проводить на базе школы 2 часа в неделю с учетом всех возрастных и психологических особенностей детей 6-7-летнего возраста, целесообразно использовать изучение следующих разделов: «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоте» и «Математические ступеньки для детей 6-7 лет», которые стали основой содержания подпрограмм данной программы. Каждая подпрограмма сохраняет общую тенденцию преемственности в обучении и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития.

    В программе «Развивашкаа» уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используя приемы:

    - пальчиковая гимнастика,

    - графические упражнения.

    Возраст детей:

    Программа ориентирована для детей 5-7 лет

    Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Набор в группу - свободный. В целом, состав групп остается постоянным. Однако состав групп может изменяться по желанию родителей и детей. Наполняемость групп до 15 человек.

    Срок реализации программы:

    Программа рассчитана на о2 года обучения.

    Формы и режим занятий

     Занятия проводятся один раз в неделю по 25 мин для детей 5-6 лет и по 30 мин. Для тетей 6-7 лет.

    В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа в подгруппах, самостоятельная работа.

    Группа

    Количество

    занятий в неделю

    Длительность

    занятий

    Количество

    занятий в год

    Количество месяцев

    Очная форма обучения

    Старшая

    (5-6 лет)

    1-й год

    1

    25 минут

    (1 занятие)

    32

    8 месяцев

    Подгрупповая,

    Индивидуальная

    Подготовительная

    (6-7 лет)

    2-ой год

    1

    30 минут

    (1 занятие)

    32

    8 месяцев

    1. Цель, задачи программы.

     Цель программы:   Развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.

    Программа рассчитана с учетом возрастных особенностей. Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и  включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание», «Память», «Мышление», «Речь». На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.

    Программа состоит из двух разделов.

    Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.

    Второй раздел: развитие математических представлений и логики. 

           Основные задачи при реализации данной программы:

    1. По первому разделу:

    Развитие речи и обучение грамоте:

    • развивать виды речевой деятельности: умения слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
    • обогащать речь детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
    • развивать фонематический слух (умение выделять звук из ряда других);
    • развивать фонематический анализ (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
    • развить умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
    • подготавливать руку к письму («печатание» букв, слов, предложений)

     

    1. По второму разделу:

    Развитие математических представлений и логики :

    • развивать математические представления о числах и цифрах;
    • знакомить с математическими знаками;
    • развивать умение решать и составлять арифметические задачи;
    • развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;
    • подготавливать руку к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм)

    1. 3. Содержание программы.

        Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.

    Продолжительность реализации программы – два года (период с сентября по май месяц включительно). Занятия проводятся 1 раз в неделю (с 1 сентября по 31 мая). Продолжительность занятия: первый год обучения для детей 5-6 лет - 25 минут, второй год обучения для детей 6-7 лет - 30  минут.

    Форма занятий:  подгрупповые  (6-8 детей)

    Основные принципы работы:

    - учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;

    - уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

    - комплексный подход;

    - систематичность и последовательность;

    - вариативность занятий;

    - наглядность.

    Учебно-тематический план

    № занятия     п/п

             Тема занятия

                    Цели занятия

                                        I.   Подготовительный период (5-6 лет)

    1.

    « Радуга»

    1)знакомим с цветами радуги и последовательностью их расположения;

    2) уточняем и закрепляем знаний об остальных цветах;

    3) учим ориентироваться на листе бумаги;

    4) развиваем зрительное и слуховое внимание, фонематический слух.

    2.

    «Разноцветные колпачки»

    1)знакомим с названием пальцев руки;

    2) развиваем зрительное и слуховое внимание;

    3) развиваем координированность и точность мелкой моторики;

    4) учим ориентироваться на листе бумаги.

    3.

    «Разноцветные кружки»

    1)повторяем названия цветов;

    2) учим рисовать круг непрерывной линией;

    3) учим ориентироваться на листе бумаги и описывать расположение картинки;

    4) развиваем речь.

    4.

    «Веселые человечки»

    1)развиваем зрительное и слуховое внимание;

    2) закрепляем правильное название частей лица человека, знание их предназначений;

    3) учим ориентироваться на листе бумаги;

    4) закрепляем знание цветов и их оттенков.

    5.

    «Наша речь»

    1)учим понимать , что такое устная и письменная речь;

    2) учим составлять предложения по картинке;

    3) развиваем  зрительное внимание.

    I.   Подготовительный период (6 -7 лет)

    6.

    «Слово, предложение, рассказ»

    1)знакомим детей с тем, что речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов;

    2) знакомим со схемой предложения;

    3) учим по схеме определять начало и конец предложения, количество слов в предложении;

    4) развиваем речь, умение составлять предложения;

    5) развиваем мелкую моторику руки.

    7.

    «Один – много»

    1)уточняем и закрепляем знания понятий « один – много»;

    2) развиваем внимание;

    3) развиваем мышление;

    4) развиваем мелкую моторику руки.

    8.

    « Восприятие величины»

    1)развиваем умение  воспринимать окружающий мир;

    2) знакомим детей с величиной предметов по следующим признакам: « большой -маленький» , «толстый - тонкий» , «высокий - низкий», « широкий - узкий»;

    3) развиваем речь;

    4) развиваем внимание.

    9.

    «Восприятие формы»

    1)уточняем знания о геометрических фигурах;

    2) развиваем  умение ориентироваться в пространстве;

    3) развиваем речь;

    4) развиваем зрительную память;

    5) развиваем мелкую моторику руки.

    10.

    «Моделирование из геометрических фигур»

    1)развиваем зрительное внимание;

    2) развиваем зрительную память;

    3) развиваем восприятие формы;

    4) развиваем мышление.

                                         II. Основной этап.

    11.

    5-6 лет

    « Знакомство со звуком (а), буквами А, а. Ягоды (лесные, садовые).»

    1)учить определять звук (а) в слове и его место;

    2) закрепляем образ буквы, количество элементов, входящих в нее, ее правильное написание;

    3) учить узнавать ягоды; повторяем названия ягод; знакомимся с понятием лесные ягоды и садовые ягоды;

    4) активизируем и обогащаем словарный запас детей.

    12.

    «Числа 1 и 2. Понятия « больше - меньше».

    1)закрепляем знания о числах 1 и 2;

    2) развиваем  умение соотносить число и количество предметов, которое оно обозначает;

    3) учим сравнивать группы предметов;

    4) развиваем мелкую моторику руки.

    13.

    « Звук (у), буквы У ,у. грибы (съедобные и несъедобные)».

    1)учим определять звук (у) в слове, его место;

    2) учим звуковому анализу и синтезу слов «Ау», «Уа», составлять их схему;

    3) развиваем мелкую моторику руки;

    4) закрепляем образ буквы У;

    5) закрепляем названия грибов, понятия: съедобные и несъедобные грибы;

    6) развиваем речь.

    14.

    « Числа 2и 3. Понятия «больше- меньше».

    1)закрепляем знания о числах 2 и 3;

    2) закрепляем умения в счете предметов в прямом и обратном порядке;

    3) учим ориентироваться на листе бумаги.

    15.

    « Звук (о), буквы О,о. Осень.»

    1)учим выделять звук (о) и определять его место в слове;

    2) учим подбирать слова к заданной схеме;

    3) знакомим с написанием заглавной буквы в начале имени;

    4) закрепляем правила написания заглавных букв А, О, У;

    5) закрепляем знание признаков осени.

    16.

    «Числа 3 и 4. Понятия «больше – меньше».

    1)закрепляем знания о числах 3 и 4;

    2) закрепляем умения в счете предметов;

    3) развиваем мышление;

    4) развиваем графические навыки.

    17.

    « Звук (и), буквы И,и.

    Овощи и фрукты».

    1)учим выделять звук (и) и определять его место в слове;

    2) учим выполнять звуко - буквенный анализ слов (Иа);

    3)закрепляем написание букв И,и, А,а;

    4) закрепляем обобщающие понятия овощи и фрукты.

    18.

    « Числа 4 и 5. Понятия «больше, меньше, поровну».

    1)знакомим с числами 4 и 5;

    2) учим соотносить число с количеством предметов, которое оно обозначает;

    3) учим сравнивать группы предметов;

    4) знакомим с понятием « поровну».

    19.

    « Звуки (м), (м), буквы М,м. Труд крестьян осенью.»

    1)знакомим со слогом-слиянием и слогом – неслиянием;

    2) учим составлять слоги, зарисовывать их схемы;

    3) учим определять место звука в слове, определять его твердость и мягкость;

    4) упражняться в правильном написании буквы М .

    20.

    « Числа от1 до 5».

    1)продолжаем работу над понятием          « числовой ряд»;

    2) закрепляем умения в счете предметов;

    3) закрепляем умения в сравнении групп предметов;

    4) учим ориентироваться на листе бумаги.

    21.

    «Звуки (п), (п), буквы П,п. Деревья (лиственные и хвойные)».

    1)учить называть предметы в которых есть звук (п), определять его место в слове;

    2) знакомим с мягким слиянием («пи»);

    3) закрепляем умения правильно писать буквы П,п;

    4) учим делить слова на слоги;

    5) закрепляем умение выделять гласные в слове.

    22.

    « Числа от 1 до 5».

    1)продолжаем работу над понятием «числовой ряд»;

    2) закрепляем умения в прямом и обратном счете предметов;

    3) развиваем наглядно-образное мышление;

    4) развиваем графические навыки.

    23.

    «Звуки (т), (т), буквы Т,т. Сезонная одежда, обувь.

    1)учим определять звук (т) в слове, определять его место, его мягкость и твердость;

    2)учим сопоставлять звук с буквой;

    3) тренируем в написании буквы Т;

    4) закрепляем понятия верхняя одежда, обувь, головные уборы.

    24.

    « Число и цифра 1».

    1)учим соотносить цифру с числом предметов, которое она обозначает;

    2) развиваем внимание, память;

    3) развиваем мелкую моторику руки.

    25.

    « Звуки (к), (к), буквы К,к. Перелетные птицы.»

    1)закрепляем навыки звуко -буквенного анализа;

    2) учим составлять слоговые схемы слов;

    3) повторяем изученные буквы, закрепляем написание буквы К;

    4) закрепляем понятие перелетные птицы и зимующие птицы.

    26.

    « Число и цифра 2».

    1)учим соотносить цифру с количеством предметов, которое она обозначает;

    2) учим сравнивать группы предметов;

    3) знакомим с составом числа 2;

    4) развиваем логическое мышление.

    27.

    « Звуки (х), (х), буквы Х,х. Дикие звери.»

    1)закрепляем  умение выделять первый звук в слове;

    2) закрепляем умение делать звуко-буквенный  и слоговой анализ;

    3) закрепляем знания о букве Х;

    4) закрепляем понятие дикие звери;

    5) учим образовывать прилагательные.

    28.

    « Число и цифра 3».

    1)учим соотносить цифру с количеством предметов, которое она обозначает;

    2) учим сравнивать группы предметов;

    3) знакомим с составом числа 3;

    4) развиваем память.

    29.

    « Звуки (с), (с), буквы С,с. Домашние животные.»

    1)учим длить слово на слоги;

    2) учим выделять звук (с) и определять его место в слове;

    3) учим читать слоги;

    4) закрепляем понятия согласные и гласные буквы;

    5) закрепляем понятия дикие и домашние животные. 

    30.

    « Число и цифра 4».

    1)учим соотносить цифру с количеством предметов, которое она обозначает;

    2) учим сравнивать группы предметов;

    3) знакомим с составом числа 4;

    4) развиваем мелкую моторику руки.

    31.

    « Звуки (з), (з), буквы З,з. Зима.»

    1)учим звуко-буквенному анализу и синтезу слов;

    2) знакомим детей со словами-омонимами;

    3) закрепляем знание звонких и глухих согласных, их различие;

    4) повторяем начертание изученных букв.

    32.

    « Число и цифра 5».

    1)учим соотносить цифру с количеством предметов , которое она обозначает;

    2) учим сравнивать группы предметов;

    3) знакомим с составом числа 5;

    развиваем кратковременную зрительную память;

    33.

    « Звуки (н), (н), буквы Н,н. Зимующие птицы.»

    1)закрепляем умение выделять заданный звук в слове, различать твердый и мягкий согласные;

    2) закрепляем умение узнавать и правильно писать изученные буквы;

    3) учим составлять слова из предложенных букв;

    4) развиваем речь;

    5) закрепляем тему «Зимующие птицы».

    34.

    « Цифры от 1 до 5»

    1)закрепляем понятие «числовой ряд»;

    2) упражняем в счете предметов;

    3) упражняем в сравнении групп предметов;

    4) развиваем мелкую моторику руки;

    5) повторяем состав чисел от 1 до 5.

    35.

    «Звук (ы), буква ы. Домашние птицы.»

    1)учим узнавать и дифференцировать в словах звуки ы-и;

    2) развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза ;

    3) развиваем зрительное восприятие;

    4) развиваем речь;

    5) закрепляем знания по теме «Птицы» (домашние, дикие, водоплавающие, перелетные).

    36.

    « Число и цифра 6».

    1)учим соотносить цифру с количеством предметов, которое она обозначает;

    2) работаем над составом числа 6;

    3) учим сравнивать группы предметов;

    4) развиваем графические навыки.

    37.

    « Звуки (б), (б), буквы Б,б. Зимние забавы.»

    1)учим различать звуки б-п;

    2) учим звуко-буквенному анализу и синтезу слов;

    3) учим подбирать слова-родственники;

    4) расширяем словарный запас по теме:

     « Зимние забавы».

    38.

    « Знаки «+» , «-».

    1)знакомим со знаками «+», «-»;

    2) учим решать простые задачи;

    3) работаем над составом чисел от 1 до 6;

    4) развиваем слуховую память.

    39.

    « Звуки (л), (Л), буквы Л,л. Новогодний праздник».

    1)учим дифференцировать звуки: глухие и звонкие согласные, гласные;

    2) знакомим со звуком (л) и буквой Л;

    3) развиваем речь;

    4) развиваем мелкую моторику руки.

    40.

    « Знаки «<», «>».

    1)знакомим со знаками < , > ;

    2) учим сравнивать группы предметов;

    3) учим решать простые задачи;

    4)работаем над составом чисел от 1 до 6;

    5) развиваем логическое мышление.

    41.

    « Звук (ш), буквы Ш,ш. Животные Севера.»

    1)знакомим со звуком (ш), с тем, что он всегда твердый;

    2) повторяем изученные буквы;

    3) развиваем зрительное внимание;

    4) учим ориентироваться на листе бумаги.

    42.

    « Число и цифра 7».

    1)знакомим с цифрой 7;

    2) учим соотносить число с количеством предметов, которое она обозначает;

    3) учим сравнивать группы предметов;

    4) развиваем мелкую моторику руки.

    43.

    « Звук (ж), буквы Ж,ж. Дом, в котором ты живешь».

    1)закрепляем умение в звуко-буквенном анализе и синтезе слов;

    2) тренируем в различении звуков ш-с, ж-с, з-с;

    3) закрепляем умение узнавать очертания изученных букв;

    4) развиваем речь;

    5) развиваем зрительное внимание.

    44.

    « Число и цифра 8»

    1)знакомим с цифрой 8;

    2) учим соотносить число с количеством предметов, которое оно обозначает;

    3) учим решать простые задачи;

    4)развиваем графические навыки.

    6-7 лет

    45.

    « Звуки (в), (в), буквы В,в. Мебель.»

    1)учим выделять заданный звук, определять его место в слове;

    2) закрепляем умение определять количество слогов в слове;

    3) учим выделять ударный гласный в слове;

    4) тренируем зрительное внимание.

    46.

    « Знак «-» ».

    1)знакомим со знаком «-»;

    2) учим решать простые задачи;

    3) упражняем в сравнении групп предметов;

    4) развиваем мышление.

    47.

    « Звуки (ф), (Ф), буквы Ф,ф. Электроприборы ( правила безопасности)».

    1)совершенствуем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

    2) учим узнавать знакомые буквы;

    3) развиваем речь;

    4) развиваем мышление.

    48.

    « Цифра 0».

    1)знакомим с цифрой «0»;

    2) развиваем умение соотносить число с количеством предметов, которое оно обозначает;

    3) учим решать простые задачи;

    4) развиваем мелкую моторику руки.

    49.

    « Звуки (д), (д), буквы Д,д. Посуда».

    1)упражняем в звуко- буквенном анализе;

    2) закрепляем умение правильно писать изученные буквы;

    3) учим различать парные согласные д и т;

    4) закрепляем знания по теме « Посуда».

    50.

    « Число и цифра 9»

    1)знакомим с цифрой 9;

    2) учим соотносить число с количеством предметов, которые оно обозначает;

    3) работаем над составом числа 9;

    4) развиваем мышление.

    51.

    « Звуки (г), (г), буквы Г,г. Магазин.»

    1)развиваем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

    2) развиваем умение дифференцировать парные согласные к и г;

    3) закрепляем умение узнавать и правильно писать изученные буквы;

    4) развиваем речь;

    5) закрепляем знания по теме: «Магазин».

    52.

    « Число 10»

    1) учить соотносить число с количеством предметов , которое оно обозначает;

    2) работать над составом числа 10;

    3) учить писать число 10;

    4) учить решать простые задачи.

    53.

    «Звуки (р), (р), буквы Р,р. Продукты.»

    1)закрепляем умения находить в слове заданный звук;

    2) учим дифференцировать согласные Р и Л;

    3) закрепляем навыки звуко- буквенного анализа;

    4) закрепляем знания детей по теме «Продукты».

    54.

    « Числа от 0 до 10»

    1)закреплять знания о числовом ряде;

    2) учить считать и сравнивать группы предметов;

    3) учить соотносить число с количеством предметов , которое оно обозначает;

    4) развивать внимание.

    55.

    « Звук (й), буквы Й,й. Транспорт.»

    1)тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слова;

    2) развиваем навык деления слов на слоги;

    3) развиваем зрительное внимание,;

    4) закрепляем знания по теме «Транспорт».

    56.

    «Состав чисел 2 и 3»

    1) закрепляем знания состава чисел 2 и 3;

    2) учим решать простые задачи;

    3) развиваем графические навыки.

    57.

    «Звук (э), буквы Э,э. 8 Марта».

    1)закрепляем умение составлять предложения по картинке и определять количество слов в предложении;

    2) закрепляем умение узнавать изученные буквы;

    3) развиваем речь;

    4) тренируем в умении выполнять звуко-буквенный анализ слов.

    58.

    « Состав чисел 4 и 5»

    1) закрепляем знание состава чисел 4 и 5;

    2) развиваем мышление;

    3) развиваем умение ориентироваться на листе бумаги.

    59.

    « Буквы Е, е. Твоя улица. Город в котором ты живешь.»

    1)тренируем умения в звуко-буквенном анализе и синтезе слов;

    2) закрепляем знания об употреблении заглавной буквы в названиях городов и улиц;

    3) развиваем умение послогового чтения;

    4) закрепляем знания о родном городе.

    60.

    « Состав числа 6»

    1) закрепляем знание состава числа 6;

    2) учим решать простые задачи;

    3) развиваем память.

    61.

    «Буква Ь. Весна.»

    1)знакомим с ролью буквы Ь ( смягчение предшествующего согласного;

    2) развиваем умение составлять из слогов слова, из слов предложения;

    3) закрепляем знание названий знаков препинания (. ! ? ) ;

    4) закрепляем знания о приметах весны и весенних месяцах.

    62.

    « Состав числа 7»

    1) закрепляем знания о составе числа 7;

    2) закрепляем знания о числовом ряде;

    3) учим сравнивать числа;

    4) развиваем внимание.

    63.

    « Буквы Я,я. Семья.»

    1)развиваем умение выполнять звуко-буквенный анализ слов;

    2) закрепляем умение выделять первый звук в слове и первую букву;

    3) знакомим с особенностью буквы Я;

    4) закрепляем знания по теме «Семья».

    64.

    « Состав числа 8»

    1) знакомим с составом числа 8;

    2) закрепляем знания о геометрических фигурах;

    3) учим уравнивать множества.

    65.

    «Буквы Ё,ё. Профессии.»

    1)с помощью звуко-буквенного анализа слов закрепляем знания о букве Ё;

    2) тренируем в составлении рассказов по сюжетной картинке;

    3) расширяем знания о различных профессиях.

    66.

    « Состав числа 9»

    1) знакомим с составом числа 9;

    2) закрепляем знание состава чисел 7и 8;

    3) повторяем знаки « +, - , =»;

    4) развиваем графические навыки.

    67.

    «Буквы Ю,ю. Животные жарких стран.»

    1)закрепляем знания о букве Ю;

    2) развиваем речь;

    3) закрепляем умение узнавать изученные буквы;

    4) закрепляем знания о животных жарких стран, умение узнавать их на картинках и правильно называть.

    68.

    « Состав числа 10»

    1) знакомим с составом числа 10;

    2) повторяем состав чисел от 5 до 9;

    3) закрепляем умение пользоваться порядковыми числительными.

    69.

    «Звук (ц), буквы Ц,ц. Цветы.»

    1)развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза;

    2) тренируем в составлении рассказа по сюжетной картинке;

    3) закрепляем знания по теме : « Цветы».

    70.

    « Последующее  число»

    1) познакомить со способом образования следующего числа из предыдущего путем прибавления 1;

    2) учим решать простые задачи;

    3) развиваем память.

    71.

    « Звук (щ), буквы Щ,щ. Рыбы.»

    1)тренируем в выделении и определении места Щ в слове;

    2) закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов;

    3) тренируем навык составления слов из предложенных букв;

    4) закрепляем знания о рыбах.

    72.

    « Предыдущее число»

    1) познакомить со способом образования предыдущего числа из последующего путем вычитания 1;

    2) повторяем состав чисел ;

    3) знакомим с понятиями кривая линия, прямая линия.

    73.

    « Звук (ч), буквы Ч,ч. Школа.»

    1)тренируем умение выделять звук (Ч) в слове;

    2) закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов;

    3) тренируем умение составлять схему предложения;

    4)закрепляем знания по теме «Школа и школьные принадлежности».

    74.

    « Обучение сложению и вычитанию»

    1) учим выполнять приемы сложения и вычитания +1,-1;

    2) учим решать простые задачи;

    3) повторяем состав чисел;

    4) развиваем логическое мышление.

    75.

    «Буква Ъ .Насекомые».

    1)закрепляем знания о разделительном свойстве твердого знака;

    2) закрепляем навыки звуко-буквенного анализа слов;

    3) закрепляем навык составления рассказа по сюжетной картинке;

    4) закрепляем знания по теме                     « Насекомые».

    76.

    « Состав чисел от 2 до 10»

    1)повторяем состав чисел;

    2) закрепляем знание о числовом ряде;

    3)повторяем знания о геометрических фигурах;

    4) развиваем внимание.

    77.

    « Звуки и буквы»

    1)закрепляем знания детей об изученных звуках и буквах;

    2) закрепляем умение выделят заданный звук в слове, определять его место;

    3) закрепляем знание графического образа изученных букв;

    4) развиваем речь.

    1. Ожидаемые результаты после реализации программы (2-ух лет).
    1. По первому разделу:

    - ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв (алфавит);

    - различать гласные и согласные звуки;

    - правильно ставить ударение в знакомых словах;

    - свободно и осознанно читать простые слова

    - правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;

    - уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;

    - проявлять интерес к родному языку.

    - учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

    - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;

    - учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

    - самостоятельно оценивать результаты своей работы.

    - находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

    1. По второму разделу:

    - называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;

    - вести счет предметов в пределах 10;

    - соотносить число предметов и цифру;

    - ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше-меньше, равно);

    - уметь составлять и решать арифметические задачи;

    - уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;

    - ориентироваться в тетради

     - сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);

    - классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

    - продолжать заданную закономерность;

    - составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

    - классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;

    - устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;

    - распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

    - обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки».

    - называть основные признаки времен года; перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

    - анализировать форму предмета и изображения (круглый, квадратный,

    треугольный, похожий на шар);

    Раздел №2 "Комплекс организационно - педагогических условий"  

    2.1. Календарный учебный график

    Группа

    Дата  начала и окончания учебных периодов

    Количество учебных дней

    Количество учебных недель

    Продолжительность каникул

    Старшая

    1 год обучения

    Сентябрь- май

    32

    30 недель

    17 недель

    Подготовительная

    2 год обучения

    32

    30 недель

    17 недель

    2.2. Условия реализации программы

            Материально-техническое обеспечение

       Материально-техническая база детского сада  приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации программы, необходимого учебно материального оснащения образовательного процесса и созданию соответствующей образовательной и социальной среды. Материально-технические условия реализации программы обеспечивают возможность достижения воспитанниками установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы.

    Для занятий необходимо иметь материально-техническую базу:

    Мебель:

    -столы,

    - стулья,

    - стол для педагога,

    - шкафы для хранения,

    Канцелярские принадлежности:

    - цветная бумага,

    - картон белый и цветной,

    - карандаши простые,

    -линейки

     Принтер

    Компьютер

    Демонстрационный материал:

    1.Деревья

    2.Посуда

    3.Мебель

    4.Животные

    5.Фрукты и овощи

        6.Грибы и ягоды

    Дидактический материал в картинках:

    1.«Противоположности»

    2.«Учусь ориентироваться в пространстве»

    3.«Сюжетные картинки»

    4.«Опорные схемы в картинках»

    5.»Определяю время»

    2.3. Формы аттестации.

    Способами определения результативности реализации данной программы являются выставка работ детей, участие детей в викторинах и конкурсах.

    Формой подведения итогов реализации данной программы являются открытые занятия для родителей.

    2.4. Оценочные материалы.

    На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:

    Методика «Свободная классификация» (Определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения).

    Методика «10 слов» (Изучение объема слуховой памяти, элементов ее произвольности).

    Методика «Запомни картинки» (Определение уровня развития образной памяти).

     Методика «Шифровка» (Изучение уровня концентрации, переключения внимания, зрительно – моторной координации и скорости образования нового навыка).

     Методика «Узоры» (Определение уровня сформированности мелкомоторных навыков, зрительно-моторной координации и глазомера).

    Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).

    Методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).

    К концу учебного года дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств и предметов. В процессе приобретения знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.

    2.5. Методические материалы.

    Программа в своей основе ориентирована на учебные пособия:

    1. Н.А. Федосова. От слова к букве. Пособие для детей 5 – 7 лет. – М: Просвещение, 2017. 18

     2. С.И. Волкова. Математические ступеньки. Пособие для детей 5 – 7 лет. – М: Просвещение, 2017.

    3. А.А. Плешаков. Зелёная тропинка. Пособие для детей 5 – 7 лет. – М: Просвещение, 2017.

    А. Для педагога:

    1. Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоте», М.: Ювента, 2012г
    2. Е.В.Колесникова. Методическое пособие «Математика для детей 6-7 лет».
    3. Е.В.Колесникова. Математика для детей 5-6 лет. Методическое пособие. М.: Сфера, 2013

    Б.  Для обучающихся:

    1. Е.В.Колесникова. «Ну-ка, буква отзовись!», рабочая тетрадь для детей 5-7 лет, М.: Ювента, 2012г.
    2. Е.В.Колесникова. Прописи для дошкольников 5-7 лет, М.: Ювента, 2013г.
    3. Е.В.Колесникова. «Я считаю до двадцати», математика для детей 6-7 лет, тетрадь, М.: «ТЦ Сфера», 2011г.
    4. Новейшая хрестоматия по литературе. 1 класс. – 5-е изд., испр. и доп. – М: Эксмо, 2016. – 448 с.

    Список литературы.

    1. ИП Бурдина С.В. «Развиваем графические навыки малыша» (тетрадь с заданиями для развития детей 2-части).г.Киров, ОАО «Дом печати - ВЯТКА»

    2. ИП Бурдина С.В. (Серия «Говорим правильно») «Подбери нужный предлог» г.Киров, ОАО «Дом печати - ВЯТКА»

    3 .ИП Бурдина С.В. (Серия «Умный малыш») «Классификация» г.Киров, ОАО «Дом печати - ВЯТКА»

    4. ИП Бурдина С.В. (Серия «Умный малыш») «Последовательность событий» г.Киров, ОАО «Дом печати - ВЯТКА»

    5. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова «1000 упражнений для подготовки к школе».ООО «Издательство АСТ», 2016г.

    6. А.И.Савенков «Маленький исследователь: развитие логического мышления» (для детей 5-6 лет) г.Ярославль, ООО «Академия развития» 2004г.

    7. А.И.Савенков «Маленький исследователь: развитие логического мышления» (для детей 6-7 лет) г.Ярославль, ООО «Академия развития», 2004г.

    8. С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина «Тренажёр. Внимание. Память. Мышление.» Москва РОСМЭН 2016

    9. М.Т.Карпенко «Сборник загадок» Москва, «Просвящение» 1988г.

    10. Л.А.Сырвачева, Л.П.Уфимцева. «Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми 6-7 лет группы риска по отклонениям развития». Красноярск -2015г.

    11. Е.А.Казинцева, И.В.Померанцева, Т.А.Терпак «Формирование математических представлений» «Издательство «Учитель», Волгоград 2016г.

    12. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, «350 лучших упражнений для подготовке детей к школе» «Издательство АСТ», Москва-2015г.

    13. О.Н.Земцова «Проверь себя», Издательство «Азбука-Аттикус», Москва 2014г.

    14. С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина «Тренажер математический», Москва, РОСМЭН 2016г.

    15. .Д.А.Плаксунова, «Память, внимание, мышление» Москва, «МАХАОН» 2013г.

    16. Под ред. В.Б.Чесноковой «Мышление» Москва, РОСМЭН 2014г.

    17. С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина «Математика», Москва, РОСМЭН 2016г.

    18 .Под ред. В.Б.Чесноковой «Мышление» Москва, РОСМЭН 2014г.

    19 С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина «Сравни и измерь» Восприятие/Образ, Москва, «ЭКЗАМЕН» М. – 2016г.

    20. С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина «Сравни и измерь» Восприятие/Пространство, Москва, «ЭКЗАМЕН» М. – 2016г.

    Приложение 1.

    Приложение 2.

    Приложение 3

    Приложение 4.

    Приложение 5.

    +

    Приложение 6.

    Приложение 7.

    Приложение 8.

    Приложение 9.

    Приложение 10.

    Приложение 11.

    Приложение 12.

    Приложение 13.

    Приложение 14.

    Приложение 15.

    Приложение 16.

    Приложение 17.

    Приложение 18.

    Психомышечная   тренировка

    (комплекс упражнений)

    1. Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз — поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два — опусти руки, делая выдох. (3—4 раза.)
    2. Давай попьем колодезную водичку. Раз — набери воду из колодца. Два — поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три — попей, сделай вдох. Четыре — стряхни воду с рук и сделай выдох. (3—4 раза.)
    3. Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробовать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее. (Ребенок встает.)

    Раз — подними правую ногу, подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два — опусти ногу, сделай выдох. Три — подними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положении, задержи дыхание. Четыре — опусти левую ногу, сделай выдох. (3—4 раза.)

    1. Ложись на пол (на ковер). Поплывем на другой берег реки. (Ребенок ложится на живот, руки вдоль туловища.) Раз — руки вперед со вдохом, задержи дыхание. Два — руки вдоль туловища. Выдох. (2—3 раза.) Теперь перевернись на спину, руки вдоль туловища. Раз — руки вверх со вдохом, задержи дыхание. Два — руки вдоль туловища. Выдох. (2—3 раза.)
    2. Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай испугаемся и сожмемся в комочек. (Ребенок ложится на пол, на ковер.)

    Раз — повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два — выпрямись, делая выдох. Три — повернись на левый бок и свернись в клубок, делая вдох. Четыре — выпрямись, делая выдох. (3—4 раза.)

    6.        Давай попробуем разглядеть все, что нас ждет в конце
    пути. Раз — поверни голову направо, делая вдох. Приглядись,
    задержи дыхание. Два — поверни голову вперед, делая выдох.
    Три — поверни голову налево, делая вдох. Еще раз приглядись,
    задержи дыхание. Четыре — поверни голову вперед, делая выдох.
    (3—4 раза.)

    7. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак.

    Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз.)

    8. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз.)

    9.Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз.)

    10.Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз.) Затем — двумя руками одновременно. (5 раз.)

    11.Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз поочередно каждой рукой, затем 5 раз сразу обеими руками.

    12.Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке. (5 раз.)

    13.Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз.)

    14.Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз.)

    Приложение 19.

    Рекомендации по развитию внимания для родителей  и педагогов

    • Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.
    • Часто менять формы деятельности.
    • Использовать на занятиях элементы игры.
    • Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.
    • Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
    • Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
    • Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
    • Учить сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.
    • Создавать средства – стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
    • Для развития внимания использовать игры с правилами и игры манипуляции.

    Приложение 20.

    Рекомендации по развитию памяти для  родителей и педагогов

    • Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
    • Обучать культуре запоминания.
    • Учить вспоминать последовательность событий.
    • Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
    • Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
    • Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
    • Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

    Приложение 21.

    Рекомендации по развитию мышления для родителей и педагогов

    • Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.
    • Учить составлять группу из отдельных предметов.
    • Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
    • Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
    • Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
    • Учить сравнивать предметы.
    • Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
    • Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
    • Побуждать делать самостоятельные выводы.
    • Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
    • Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
    • Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).
    • Учить устанавливать причинно – следственные связи.
    • Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.