Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Материнская школа «Карапуз»

Бурдина Тамара Викторовна

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

 «Материнская школа «Карапуз»

для детей раннего возраста, не посещающих детский сад.

Срок реализации: 1 год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_materinskoy_shkoly_karapuz.docx91.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

Управление образования администрации города Канска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад присмотра и оздоровления №27 "Солнышко"

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа 

 «Материнская школа «Карапуз»

для детей раннего возраста, не посещающих детский сад.

Срок реализации: 1 год

Педагог-психолог: Бурдина Т.В.

Содержание

Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы………………………...3

1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………….3

1.2. Цель, задачи программы ………………………………………………………….5

1. 3. Содержание программы. …………………………………………………………5

1.4. Ожидаемые результаты после реализации программы ……………………….21

Раздел №2 Комплекс организационно - педагогических условий ………………...22

2.1. Календарный учебный график ………………………………………………….22

2.2. Условия реализации программы ………………………………………………..22

2.3. Формы аттестации ……………………………………………………………….23

2.4. Оценочные материалы  ………………………………………………………….23

2.5. Методические материалы ……………………………………………………….25

Список литературы …………………………………………………………………...26

Приложения …………………………………………………………………………..27


Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы

  1.  Пояснительная записка

В период поступления ребёнка в дошкольное учреждение социальный опыт, полученный в семье, может стать фундаментом успешного развития личности. Дошкольное образовательное учреждение - это первая ступенька социализации ребенка в обществе. Как обеспечить преемственность семейной модели социализации и социализации в дошкольном учреждении? В этом может помочь предсадовская подготовка семьи.

Одна из эффективных форм сотрудничества с семьями, как показал наш опыт– это организация в ДОУ материнской школы «Карапуз» для неорганизованных детей в возрасте от 1,5  до 3 лет и их родителей.

Социализация начинается уже в младенчестве, и в дальнейшем этот процесс становится все более сложным и разносторонним, связанным с определенными трудностями. Часто дети и их родители нуждаются в помощи и поддержке на этом пути, поэтому дошкольное учреждение выступает территорией психологической безопасности для ребенка.  При совместном пребывании в нашей материнской школе «Карапуз» ребёнок идентифицируется с опытом социализации матери, использует её ресурсы; получает опыт взаимодействия со сверстником в безопасной для него обстановке.

Речевое развитие и взаимоотношения в процессе общения детей — очень важная проблема личностного развития. Для социально-коммуникативного развития детей 1,5—3 летнего  возраста важен детский коллектив, который решает задачу, связанную с развитием общения: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками, развитие свободного общения.

Однако, детский коллектив сам по себе не развивает доброжелательных отношений, необходимо руководство и грамотное сопровождение этого процесса взрослым. Только знающий и опытный взрослый сможет развить коммуникативные навыки детей и сформировать дружеские отношения между ними, а так же между детьми и взрослыми. Отношение же к другим людям отражает и выражает отношение человека к самому себе — его ощущение себя и самосознание.

Ребёнок 1,5-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Этому способствуют ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей.

Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно обратить внимание на то, испытывает ли ребенок в группе эмоциональный комфорт.

Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности.

Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому.

Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций. Им присуще наглядно-действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.

Программа материнской школы «Карапуз» обеспечивает развитие личности детей раннего возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических, физиологических особенностей и направлена на решение задач ФГОС.

Опыт показывает, что после таких занятий ребенок, впервые приходящий в обычную группу без мамы, эмоционально благополучен, а сам процесс адаптации значительно укорачивается по сравнению с адаптацией других детей.

Актуальность

        Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с падением рождаемости и изменением структуры семьи. Анализ состояния современных семей показал, что состав семьи не превышает четырех человек. Большинство российских семей воспитывает одного ребенка, а остальные родственники проживают чаще отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей. У молодых семей, несмотря на широкую пропаганду дошкольного образования, нет достаточного представления о проживании ребенка в детском саду, об имеющихся там условиях воспитания и обучения.

       Созданная  при ДОУ материнская школа  «Карапуз» поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит в дальнейшем период адаптации детей. Проводимые педагогами занятия с детьми дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения.

        Приходя в ДОУ на специальные занятия, в играх со сверстниками, дети овладевают полезными знаниями и учатся общаться, родители при этом получают необходимые консультации специалистов по детскому развитию. В результате процесс адаптации, когда дети пойдут в детский сад, станет для ребенка менее болезненным, а развитие личности ребенка- более гармоничным.

1.2. Цель, задачи программы

Цель работы материнской школы: психолого-педагогическая подготовка родителей и детей раннего возраста перед поступлением в ДОО.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

- содействовать личностному развитию детей раннего возраста посредством активизации интереса родителей к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ;

- обеспечить детям комфортные условия пребывания в детском саду через развитие психических процессов адекватно возрасту и формирование коммуникативных умений и навыков в сфере общения и взаимодействия;

- искать совместно с родителями согласованные подходы в развитии и воспитании детей раннего возраста;

- сохранить физическое и психическое здоровье детей путем популяризации психологических и педагогических знаний среди родителей.

Принципы и подходы к формированию программы:

Принцип доверительного сотрудничества подразумевает открытость, взаимную обусловленность, активность всех субъектов образовательного процесса. В данном контексте имеется в виду сотрудничество систем: «ребенок - педагог», «родители - ребенок»,  «педагог - родители».

Принцип совместной деятельности(сотрудничество).  Общения взрослого и ребенка, ребенка и его сверстников как движущей силы развития.

Принцип диалогического общения рассматривает диалог как неотъемлемое условие взаимодействия субъектов образовательного процесса, отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием специалиста клуба, родителя  и ребенка.

Принцип взаимного развивающего влияния  взрослого и ребенка раскрывает взаимообусловленность  взрослого  и воспитуемого в образовательной деятельности. Данный принцип означает целесообразность образовательной деятельности, учета этого явления в педагогическом процессе и такое его выстраивание, при котором дети и взрослые будут беречь душевное равновесие друг друга, взаимно способствуя развитию лучших человеческих качеств.

Для достижения результата необходимо строгое следование принципу «не навреди», а именно - приоритетность работы с социальным окружением ребенка, т.е. взаимодействие с родителями первично.

1. 3. Содержание программы.

Содержание деятельности планируется и реализуется исходя из потребностей группы, особенностей возраста участников. Интегрированные детско-родительские занятия совместно с детьми и родителями составляются специалистами ДОУ.

В основе программы материнской школы- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «издательство «детство-пресс», 2014. — 000 с. Дополнительно используются другие методические пособия: Е.В Шитова Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет- Волгоград: Учитель, 2014-169 с.; Т.В. Калякина Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет- Волгоград: Учитель, 2014-151 с.; Е.Н. Соляник Развивающие игры для детей раннего возраста- ООО « Издательство «Детство –пресс», 2014-80 с.; Е.О. Севостьянова Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ- М: ТЦ Сфера, 2006.-128 с.; К.Л. Печора Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решения в условиях ДОУ и семьи – М: «Издательство Скрипторий 2003», 2006-96 с.; Т.А. Боброва Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух в условиях ДОУ- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»-2013.-160 с.; Е.О. Смирнова Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет. – СПб: «детство-пресс», 2005.- 144 с. И др.

Программа материнской школы «Карапуз» охватывает все образовательные области, описанные во ФГОС ДОУ: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Содержание образовательных областей ориентировано на возраст детей и реализуется через следующие виды деятельности:

- предметная деятельность и игры с составными  и динамическими игрушками;

- экспериментирование с материалами и веществами (пальчиковые краски, крупа, вода и др.);

- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, лопатка и др.);

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Программа состоит из комплексных развивающих занятий  для взрослых и детей. Семья с ребенком, в течение учебного года, посещают один раз в неделю игровое развивающее занятие длительностью 1 час. Занятие ведут  специалисты ДОУ (педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели ясельной группы).

Занятие состоит из следующих основных форм взаимодействия с детьми и родителями: интегрированного занятия, групповой консультации. В общении педагогов и родителей используются такие методы как информационно-аналитический (анкетирование), познавательный (родительское собрание, групповая консультация), наглядно-информационный (наглядные формы психолого-педагогической пропаганды).

Описание и организация интегрированного занятия

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Так как дети раннего возраста легко возбуждаются и быстро утомляются от однообразных действий, частая смена деятельности помогает сохранять внимание детей на протяжении всего занятия и снимает утомляемость. Все игры, упражнения, включенные в одно занятие, объединены одним сюжетом, что делает переход от одной части к другой плавным и тематически логичным.

На групповых занятиях совместно с мамой малыш приобщается к различным видам продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), двигательной деятельности (подвижным играм, упражнениям, играм на руках и коленях, игровому массажу, пальчиковой гимнастике). Дети свободно взаимодействуют друг с другом, родители имеют возможность наблюдать и корректировать данный процесс, стимулируя появление у ребенка интереса к игре сверстника, поддерживать самостоятельность детей в подборе игрушек. Моделирование ситуаций в игре – важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для его социального развития.

Занятие материнской школе объединяет несколько видов деятельности детей единой темой и имеет определенный  ритуал. Для детей раннего возраста важно следовать этому ритуалу, что имеет большое значение для успешной социализации ребенка и помогает в снижении его тревожности. Ритуалы и традиции, которые вводятся на первом занятии, повторяются на каждом последующем, что создает ребенку чувство безопасности и комфорта.

Виды ритуала:

1. Постоянный ритуал начала сеанса.(песня с движениями в кругу)

2. Сюрпризный момент.

3. Игровые формы взаимодействия.

4. Постоянный ритуал завершения сеанса.  (песня в кругу)

Ритуал приветствия. Цель—настроить детей и родителей на предстоящее занятие, погрузить в атмосферу событий, происходящих только на этом занятии, отвлечь от прочих проблем, забот, страхов, переживаний. С детьми раннего возраста целесообразно использовать простые, краткие приветствия в позитивно-поддерживающей форме. После приветствия  организуется совместная игровая  деятельность детей и взрослых. Ведущий концентрирует усилия на обогащение их бытового опыта, проводит игры-показы («Угостим куклу», «Полечим и покормим зайку» и т.п.); поддерживает сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т.п.).

Реализация задач программы происходит через сюрпризные моменты, проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры, организацию самостоятельной игры воспитанников. Связующим звеном всех видов детской деятельности выступает персонаж (перчаточная кукла), который встречает детей на детско-родительском занятии. Ведущим игрового сеанса от имени персонажа выступает педагог-психолог.

Программа материнской школы реализуется с сентября  по май.

Специалисты ДОУ по ходу реализации занятия консультируют родителей о способах организации игрового взаимодействия с детьми; о целях и задачах совместной детско-взрослой деятельности конкретного занятия; знакомят родителей с особенностями развития ребенка. После завершения непосредственной образовательной деятельности, когда дети свободно взаимодействуют друг с другом, взрослые, наблюдая за ними, получают групповую консультацию по определенной теме, как предлагаемой специалистами, так и заявленной в запросах.

Педагоги и психолог проводят целенаправленное наблюдение за процессом межличностного взаимодействия, результаты которого включаются в индивидуальные консультации с целью совершенствования психолого-педагогической компетентности родителей.

Специалистами школы создаются специальные психолого-педагогические условия для формирования у ребенка таких свойств личности как самостоятельность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям. Главным и необходимым достижением этих целей являются отношения между мамой и ребенком.

Таким образом, осуществляется  нетравмирующее «отделение» ребенка от мамы, что в дальнейшем будет способствовать лучшей социальной адаптации воспитанника и его семьи к детском саду.

Комплексно – тематическое планирование работы

Расширение ориентировки в окружающем

Сроки проведения

Тема

Цель

Сентябрь

«В гости к детям»

Познакомить детей с элементарной этикой приветствия, развивать коммуникативные способности по отношению ко взрослым и сверстникам, воспитывать навык культурного общения

«Праздник у ребят»

Познакомить детей с празднично украшенной комнатой, развивать у детей интерес и чувство симпатии друг к другу, формируя стиль взаимоотношений, основанный на доброжелательности, воспитывать любовь к ближним

«Кукла гуляет»

Познакомить детей с приметами осени: падают листья, дети надели пальто и куртки, развивать наблюдательность, воспитывать аккуратность и последовательность во времени одевания на прогулку

«Падают листочки»

Познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев, сравнивать листья по величине: большой, маленький, воспитывать любовь к природе, развивать познавательный интерес

Октябрь

«Поймай бабочку»

Познакомить детей с бабочкой, формировать правильное отношение к насекомым – не бояться бабочку, жуков, муравьев, воспитывать бережное отношение к живым существам

«Чудесная корзинка»

Познакомить детей с овощами: огурец, помидор, морковь, капуста, развивать цветовое восприятие: красный и зеленый цвета, воспитывать аккуратность, вежливость

«Наши игрушки»

Помогать находить игрушки, выделять их по величине, называть, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать формы бережного обращения с игрушками

«Танечка и Манечка – сестренки»

Среди множества картинок выделять идентичные (одежда, посуда, мебель, игрушки), развивать зрительное восприятие, функцию обобщения в мышлении, воспитывать добрые чувства к членам семьи: братишкам и сестренкам

Ноябрь

«Петушок-петушок»

Познакомить детей с временными понятиями: утро, развивать образное мышление, воспитывать культурно-гигиенические навыки

«Чудесный мешочек»

Закреплять знания детей в назывании фруктов: груша, яблоко, банан; узнавать их на картинке; воспитывать любовь к природе

«Моя улица»

Познакомить детей с улицей, развивать представления об окружающих предметах, развивать наблюдательность в назывании ранее виденных предметов, поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав – собака, вместо би-би – машина)

«Летят листочки»

Побуждать детей находить, узнавать и называть предметы по просьбе воспитателя; сравнивать предметы по величине и цвету; развивать наблюдательность, воспитывать доброжелательные отношения

Декабрь

«Кочки-кочки, гладкая дорожка»

Познакомить детей с качеством предметов, формировать понятие «твердый – гладкий», соотносить слова с определенными действиями, развивать ориентировку в пространстве; воспитывать любознательность

«Моя мама»

Совершенствовать свое зрительное восприятие и внимание, понимать и выполнять элементарные инструкции, обусловленные ситуацией; соотносить слово с предметом, его изображением, узнавать на фотографиях знакомые лица, называть их хотя бы упрощенными словами, воспитывать любовь к близким и родным

«По дорожке в зимний лес»

Совершенствовать зрительное прослеживание по зигзагообразной линии, координацию движений пальцев; знать и называть глаголы единственного числа настоящего времени: «прыгает», «скачет», развивать мелкую моторику пальцев, воспитывать добрые чувства к окружающим

«Белоснежные комочки»

Формировать у детей элементарные представления о зиме: идет снег, холодно, падают снежинки, развивать координацию движений, зрительное восприятие, воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе двигательной активности

Январь

«Кукла Катя гуляет»

Побуждать детей формировать представление о зиме: на улице холодно, идет снег, дети катаются на санках, люди надели зимнюю одежду – шубу, шапку, валенки, варежки; развивать зрительное восприятие цвета – синий, воспитывать аккуратность и последовательность в процессе одевания зимней одежды

«Куда листочки спрятались»

Формировать понятие «дерево» (у дерева есть ствол, веточки, листочки), развивать зрительно-моторную координацию, воспитывать любознательность и дружеские взаимоотношения

«Наши верные друзья»

Совершенствовать знания о домашних животных: кошке, собаке, сравнивать и выделять отличительные черты: лает, мяукает; развивать тактильное восприятие: мягкая, пушистая; воспитывать доброе, заботливое отношение к животным

«Игрушки по местам»

Соотносить предметы с реальными предметами разной формы, уточнять действия, совершаемые с этими предметами (мячики катятся, прыгают, из кубиков можно строить); развивать количественные отношения (один, много), овладеть понятием «большой – маленький»; воспитывать самостоятельность

Февраль

«Игрушки для Миши и Мишутки»

Дифференцировать предметы по величине, называть предмет по словесному описанию, узнавать предмет на картинке; развивать зрительную координацию, воспитывать наблюдательность и коммуникативные отношения

«Где мы живем?»

Побуждать детей использовать в различных речевых ситуациях (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, произнесенной взрослым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся к лексической теме «Семья», воспитывать любовь и уважение к родным

«Летят снежинки»

Дать представление о снеге, снежинках, развивать навык наблюдательности, координации движений, соотносить слово с объектом, называть его общеупотребительным словом, воспитывать любознательность

«Кукла спит»

Формировать у детей временные отношения: день – гуляют, играют, кушают; ночь – спят; развивать зрительное восприятие; воспитывать культуру поведения

Март

«Куда едут машины?»

Формировать представление о назначении транспорта: грузовая машина, автомобиль; развивать коммуникативные навыки и воспитывать уважение к труду взрослых

«Мамин праздник»

Формировать у детей представление о празднике мам, создать радостное настроение, желание выбрать и подарить подарок, развивать зрительное восприятие и воспитывать любовь к родным и близким

«Почему снег тает?»

Формировать у детей навык наблюдательности, называть предметы и явления окружающего мира (вода, снег, сосульки), развивать тактильное восприятие, воспитывать аккуратность и трудолюбие

«Оденем Катю на прогулку»

Формировать у детей понятие «Пришла весна»: греет солнышко, дети сняли варежки и шарф, бегут ручьи; развивать зрительное восприятие, воспитывать наблюдательность и любовь к окружающей природе

Апрель

«Что весна нам принесла?»

Совершенствовать навык наблюдательности, выделять основные приметы весны: светит солнце, травка и листочки зеленые, нет снега, развивать зрительное восприятие и воспитывать эстетические чувства и любовь к окружающей природе

«Где моя мама?»

Побуждать детей соотносить названия детенышей животных с названиями самих животных и закрепить это в их речевой продукции (кошка – котенок, заяц – зайчонок, медведь – медвежонок, лиса – лисенок); развивать звукоподражание и воспитывать заботливое отношение к животным

«Покормим Катю»

Формировать у детей понятие «посуда»: чашка, ложка, тарелка, развивать зрительное восприятие, внимательность; воспитывать культурно-гигиенические навыки, коммуникативные отношения и чувство заботы

«Угощение для ребят и зверят»

Формировать представление о предметном мире «Продукты»: конфеты, морковка, мед; развивать зрительно-пространственное ориентирование, воспитывать культуру общения и дружеские отношения друг к другу

Май

«Выходи, дружок, на зелененький лужок»

Дать представление об одуванчике и ромашке, учить находить такой же цветок, как у воспитателя на картинке, развивать зрительное восприятие и связывать изображение со словом, воспитывать любовь к природе

«Куда плывет кораблик»

Совершенствовать навык наблюдения за явлениями природы: травка зеленеет, бегут ручьи, капает дождик, развивать зрительную память, воспитывать бережное отношение к природе

«Смотрит солнышко в окошко»

Формировать представление о растительном мире: деревья, цветы, трава, цветовой гамме: зеленый, красный, желтый; развивать мелкую моторику; воспитывать эстетические чувства любви к окружающей природе, расширять знания детей о временах года

«Желтые, пушистые»

Дать представление о цыпленке: желтый, пушистый, бегает, клюет зернышки, пищит – пи-пи-пи; развивать зрительную координацию, звукоподражание; воспитывать доброе отношение к животным

Развитие речи

Сроки проведения

Тема

Цель

Сентябрь

«Наша группа»

Познакомить с предметами групповой комнаты и их размещением, формировать активный словарь: игровой уголок, стол, стул, шкаф, игрушки, воспитывать бережное отношение к игрушкам

«Курочка»

Формировать у детей определенный темп и ритм речи, воспитывать желание слушать воспитателя, развивать внимательность при прослушивании потешек

«Собачка»

Развивать голосовой аппарат, закреплять в речи ребенка определенный темп и ритм, подражая взрослому, воспитывать уважительное отношение к животным

«Катя, Катя»

Формировать слуховую сосредоточенность, умение прослушав текст, выполнять движения, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать коммуникативные отношения

Октябрь

«Большой, маленький»

Развивать у детей голосовой аппарат – голос средней силы и отрабатывать навык мягкой атаки гласного звука, воспитывать бережное и доброе отношение к игрушкам

«Кошка»

Закрепить навык определенного темпа и ритма, подражая взрослому, вызвать у детей эмоциональный отклик отвечать на вопросы воспитателя, воспитывать любовь к животным, желание с ними играть

«Скачет зайка»

Побуждать детей узнавать знакомую игрушку, понимать действия (заяц ищет морковку, нашел ее и ест), воспитывать дружеские отношения во время игры, формировать активный словарь: прыг-прыг, зайка, на

«Мальчик играет с собакой»

Побуждать детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенный на картине, развивать умение слушать пояснения, расширять словарный запас: собака, цветы, сидит, смотрит, дает, играет

Ноябрь

«Картинки-загадки»

Формировать у детей младшего дошкольного возраста артикуляцию гласных звуков, развивать звукоподражание, желание отвечать на вопросы воспитателя, воспитывать внимательность во время игры

«Киска, киска»»

Формировать у детей желание и умение повторять рифмующиеся слова и звукосочетания текста, развивать слуховое и зрительное восприятие, воспитывать сочувствие и желание помочь близким

«Что делает мишка?»

Воспитывать слуховое восприятие, различать бытовые шумы, соотносить их с определенными предметами, обозначать предметы облегченными словами

«Уронили мишку на пол»

Формировать слуховое и зрительное восприятие художественного текста, желание повторять отдельные слова и фразы, воспитывать бережное отношение к игрушкам

Декабрь

«Тихо – громко»

Развивать голосовой аппарат, отрабатывать навык тихого и громкого проговаривания отдельных слов, воспитывать умение слушать

«Колокольчик – дудочка»

Развивать слуховое восприятие и внимание, побуждать связывать звучание игрушки с ее образом, воспитывать чувство радости от общения в совместной игре

«Зайка, мишка и лиса»

Побуждать детей понимать простые словесные инструкции, выраженные двумя словами; выбирать из нескольких игрушек и картинок ту, которую просит воспитатель, и называть игрушку облегченными словами, воспитывать дружеские отношения и внимание во время игры

«Мишка пьет горячий чай»

Побуждать детей произносить слова, обозначающие действия, названия игрушек, предметов (пьет чай, расставляет чашки, садится на стул, за стол), подражать действиям взрослых, отвечать на вопросы облегченными словами (здравствуй, чашка, пей, на, мишка)

Январь

«Баю-бай»

Формировать у детей речевое произношение общеупотребительных слов: собачка, бай, лай; развивать слуховое восприятие и улавливать ритмичность речи, воспитывать бережное отношение к окружающим

«Праздник елки в детском саду»

Формировать зрительное восприятие картины, соотносить изображение с речевым текстом, развивать наблюдательность, словарный запас: шарик, елка, игрушки, воспитывать эмоциональные чувства радости от увиденного на картине

«Кукла в ванночке не плачет»

Формировать активный словарь: водичка, ванна, мыть, купаться, побуждать детей соотносить предметы по величине и называть их, развивать моторику пальцев

«Кто как кричит?»

Формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания, развивать умение слушать чтение, воспитывать бережное отношение к животным

Февраль

«Машины»

Побуждать соотносить звук игрушки с ее образом и изображением на картинке, развивать остроту слухового восприятия, умение вслушиваться в звуки, расширять активный словарь ребенка за счет слов, обозначающих звучащие игрушки

«Мишка работает»

Формировать звукопроизношение, побуждать дифференцировать сходные по звучанию слоги (ба-па); проговаривать их  в разном темпе (медленно, быстро), пополнять активный словарь новыми звукоподражаниями, прививать новые игровые навыки

«Паровоз, машинка»

Формировать звукопроизношение и отрабатывать произнесение слогов: ту-ту, би-би, соотносить звукоподражание с предметами транспорта (машина, паровоз), воспитывать коммуникативность

«Курочка Ряба»

Побуждать детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе, вызвать желание прослушать ее еще, формировать способность к обобщению путем упражнения детей в подборе к глаголам соответствующих существительных

Март

«Кто как ходит?»

Развивать слуховое восприятие, различать ритм отстукивания (быстрый т медленный), расширять активный словарный запас (фраза из двух слов: кукла идет, Мишка поет), произносить слова громко и тихо

«Дети обедают»

Формировать зрительное восприятие и понимание жизненно близких сюжетов, изображенных на картине, развивать умение слушать сопроводительный текст и пояснения, расширять активный словарь: тарелка, чашка, блюдце, ест, вытирает, держит

«Помоги пройти по дорожке»

Различать сходные по звучанию звукоподражания (му-ме), соотносить звукоподражания с образами животных (коза, корова), получать радость от совместной игры и общения со взрослым

«Репка»

Побуждать детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом фигурок настольного театра, вызвать желание прослушать сказку еще раз

Апрель

«Кто в гости пришел?»

Развивать устойчивость слуховосприятия, соотношения звука с образом звучащей игрушки, нахождения звучащего предмета на картинке, обозначать предмет облегченным словом

«Села птичка на окошко»

Формировать слуховое восприятие художественного текста, понимать содержание, развивать чувство ритма и своевременно повторять имеющиеся в тексте восклицания «Ай», воспитывать любовь к малым формам фольклора

«Мама купает ребенка»

Формировать зрительное восприятие картины и понимание сюжета, развивать внимательность и наблюдательность, расширять активный словарь: ванна, купаться, полотенце, поливать, вытирать, воспитывать культурно-гигиенические навыки и опрятность

«Кораблик»

Формировать элементарные навыки слушания, развивать слуховую сосредоточенность во время чтения, побуждать детей следить за ходом несложного сюжета рассказа; воспитывать любовь к художественной литературе, заботу о ближних

Май

По желанию детей

Закреплять навыки речевого общения, отрабатывая звукопроизношение отдельных слогов, слов и фраз, развивая художественно-речевую активность

Развитие движений

Сроки проведения

Тема

Цели

Сентябрь

 «В гостях у деток!»

Упражнять в ходьбе в прямом направлении; упражнять в ползании, развивать чувство равновесия; воспитывать положительные эмоции

Октябрь

 «Наши ножки ходят по дорожке»

Упражнять в ходьбе по ограниченной плоскости; познакомить с бросанием мяча, упражнять в ползании и подлезании, развивать внимание и умение реагировать на слово

Ноябрь

.

 «Серенькая кошечка!»

Упражнять в ходьбе в прямом направлении; в ползании и перелезании бревна, повторить бросание, развивать умение ориентироваться в пространстве, воспитывать ловкость

«Вышла курочка гулять!»

Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности; повторить ползание и подлезание под палку, упражнять в бросании мяча, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать коммуникативный навык

Декабрь

 «Зайка серенький сидит!»

Познакомить с броском мешочка вдаль правой рукой (левой), упражнять в ходьбе по гимнастической доске, развивать чувство равновесия, развивать умение ориентироваться в пространстве, воспитывать двигательную активность

 «Пушистые котята!»

Упражнять в ходьбе по ребристой доске, повторить в умении взойти на ящик и сойти с него, познакомить с броском из-за головы двумя руками, развивать внимание и ориентировку в пространстве, воспитывать ловкость

Январь

 «Мы – Петрушки!»

Повторить ходьбу по доске, упражнять в ползании под палку, побуждать бросать одной рукой, воспитывать самостоятельность

 «Мишка по лесу гулял!»

Упражнять в ходьбе с высоким подниманием ног, познакомить с катанием мяча, повторить ползание и перелезание через скамейку, развивать внимание и ориентировку в пространстве, воспитывать двигательную активность

Февраль

 «Мишка по лесу гулял!»

Упражнять в ходьбе с высоким подниманием ног, познакомить с катанием мяча, повторить ползание и перелезание через скамейку, развивать внимание и ориентировку в пространстве, воспитывать двигательную активность

 «Белочка на веточках!»

Упражнять в ходьбе по наклонной доске, повторить ползание и перелезание бревна, бросать мяч двумя руками, воспитывать смелость и самостоятельность

Март

 «По ровненькой дорожке шагают наши ножки!»

Повторить ползание и подлезание под скамейку, закреплять умение бросать мяч двумя руками, воспитывать самостоятельность, развивать умение ориентироваться в пространстве

 «Мой веселый звонкий мяч!»

Повторить ползание и пролезание в обруч, познакомить с броском мяча через ленту, упражнять в ходьбе по наклонной доске, развивать умение действовать по сигналу

Апрель

 «В гости к бабушке!»

Упражнять в катании мяча, ходьбе по ребристой доске, повторить ползание и перелезание через бревно, воспитывать смелость и самостоятельность

 «Сорока, сорока, где была? Далеко!»

Упражнять в бросании в горизонтальную цель, учить ходить, меняя направление, упражнять в ползании, развивать глазомер и ориентировку в пространстве

Май

«Мишка косолапый!»

Ходить, высоко поднимая ноги, упражнять в ползании по гимнастической скамейке, повторить бросание мешочка с песком одной рукой, развивать равновесие и глазомер

«К нам пришла собачка!»

Повторить ходьбу по ребристой дорожке, упражнять в бросании мячей через ленту, повторить ползание, развивать равновесие и глазомер

Игры-занятия с дидактическим материалом

Сроки проведения

Тема

Цель

Сентябрь

«Отгадай, кто позвал?»

Развивать у детей слуховое восприятие, совершенствовать навык звукоподражания, воспитывать внимательность

«Кто в домике живет?»

Формировать речевой слух, развитие собственной активной речи, совершенствовать силы голоса и воспитывать положительный интерес к занятиям

«Собери пирамидку»

Побуждать детей к результативным действиям, совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем, воспитывать положительное отношение к занятиям

«Нанизывание колец»

Формировать представление о величине предметов, учитывать ее при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький», воспитывать положительный интерес к занятиям

Октябрь

«Протолкни круглый предмет!»

Формировать у детей представление о форме предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий, развивать зрительно-двигательную координацию, воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям

«Найди листочек»

Формировать у детей слуховое восприятие, находить предмет и называть его, развивать зрительную ориентировку, воспитывать интерес к занятиям

«Найди по звуку»

Формировать слуховое восприятие, развивать ориентировку в пространстве, отрабатывать правильное произношение звуков «пи-пи», воспитывать положительный интерес к занятиям

«Найди желтый листочек»

Формировать цветовое восприятие, побуждать детей участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, желтые, красные, вьются, летят, воспитывать любовь к окружающей природе

Ноябрь

«Собери башню из двух колец»

Побуждать детей различать размеры колец и располагать их в определенном, постепенно убывающем порядке, понимать слово «кольцо» и название цвета, воспитывать интерес к занятиям

«Нанизывание шариков»

Закрепить у детей понятие о резко контрастных размерах (большой, маленький), познакомить с промежуточными размерами: самый большой, поменьше, самый маленький

«Кто как разговаривает»

Формировать слуховое восприятие, развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подражания звукосочетаниям и простым словам

«Большие и маленькие башни»

На эмоционально-чувственной основе познакомить детей с особенностями полых предметов разной величины: можно накладывать меньший на больший, накрывать меньший большим; развивать тонкие движения кончиками большого, указательного и среднего пальцев; выполнять действия выбора предметов с ориентировкой на одно свойство – величину, воспитывать интерес к занятиям

Декабрь

«Нанизывание колец одного цвета»

Побуждать детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький»

«Башня из кубиков»

Формировать навык у детей вертикально накладывать кубик на кубик, понимать слова: сделай, башня; развивать внимание и воспитывать аккуратность действий

«Собери корзиночку»

Формировать у детей практические знания о цвете: красный, зеленый, о величине: большой и маленький, развивать умение подбирать предметы определенного цвета по показу

«Башня из пяти колец»

Развивать у детей умение сосредоточенно играть одной игрушкой, развивать координацию мелких движений кисти руки, знакомить с формой кольца, воспитывать интерес к занятиям

Январь

«Грибочки по местам»

Побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия стола и различать основные цвета, воспитывать положительное отношение к занятиям

«Прокати лошадку»

Формировать у детей ориентировку в помещении, развивать слуховое восприятие, узнавать лошадку среди других игрушек, произносить упрощенные слова: но-но, иго-го, на, пей, лошадка

«Найди такой же предмет»

Формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов, воспитывать интерес к занятиям

«Собери картинку»

Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей, развивать зрительное восприятие, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

Февраль

«Найди игрушку»

Побуждать детей по словам взрослого находить и показывать знакомые игрушки, предметы, ориентироваться в группе, находить и различать сходные предметы, воспитывать интерес и положительное отношение к занятиям

«Кто в гости пришел?»

Совершенствовать навык игрового партнерства, развивать зрительное и слуховое восприятие, звукоподражание, воспитывать активность и коммуникативность в процессе игры

«Кому что дать?»

Закрепить названия животных, сформировать представление об их внешнем виде, качествах овощей и фруктов (капуста, морковь, яблоко), воспитывать интерес к занятиям, желание трудиться

«Угадай, какой цвет?»

Формировать цветовое восприятие: красный, желтый, синий; развивать внимание на цветовые свойства предметов, совершенствовать навык выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство

Март

«Какой наряд у Кати?»

Совершенствовать навык слухового восприятия и называния предметов одежды, обуви, развивать коммуникативные качества, воспитывать бережное отношение к одежде

«Где найти?»

Совершенствовать навык по словесному указанию находить игрушки, уметь подбирать игрушки разные по внешнему виду, но одинаковые по размеру, развивать ориентировку в пространстве, память, понимать слова: высоко, низко, большой, маленький, рядом, здесь

«Двухместная матрешка»

Формировать представления о величине (большая, маленькая), научить открывать и закрывать матрешку, закрепить навык называть цвета (красный, синий, желтый, зеленый), расширять активный словарь: большая, маленькая матрешка, верх, низ, платочек, фартучек

«Собери грибочки»

Побуждать детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов, формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов, воспитывать аккуратность и трудолюбие

Апрель

«Застегни пальто кукле»

Упражнять мелкие мышцы пальцев; побуждать детей точно выполнять действия по указанию воспитателя (например, находить пуговицу, соответствующую петле и застегивать ее), воспитывать аккуратность и внимание

«Подбери такой же предмет»

Побуждать различать цвета предметов (красный, синий, желтый, зеленый), расширять чувственный опят, выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске, воспитывать положительный интерес к занятиям

«Кто как кричит?»

Развивать умение слушать чтение, формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания

«Большой и маленький предмет»

Побуждать детей обращать внимание на величину предметов, формировать умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький»

Май  

«Разложи по цвету»

Формировать цветовое восприятие, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, использовать слова «цвет», «такой», «не такой», «разный»

«Разложи по цвету»

Закрепить умение группировать однородные объекты по цвету, сопоставлять по цвету разнородные объекты, воспитывать аккуратность и внимательность

«Поймай солнечного зайчика»

Развивать зрительное восприятие, формировать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы, воспитывать внимательность

«Собери цветок»

Закрепить знания детьми названия основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка, развивать мелкую моторику пальцев

Игры-занятия со строительным материалом

Сроки проведения

Тема

Цель

Сентябрь

«Домик для петушка»

Привлечь внимание детей к строительному материалу, к его конструктивным возможностям

«Домик для собачки»

Продолжать знакомить с конструктивными возможностями строительного материала, помочь детям удерживать внимание на постройках и способствовать речевому выражению эмоций

«Домик для зайчика»

Познакомить детей с постройками для разных животных, побуждать детей помогать воспитателю во время постройки, принимать активное участие во время обыгрывания

«Стульчик для Кати»

Познакомить детей с кубиком, побуждать детей совершать элементарные действия с одинаковыми деталями

Октябрь

«Башня из двух кубиков синего цвета»

Продолжать знакомить детей со строительным материалом – кубик, побуждать детей называть синий цвет и действовать по сигналу воспитателя

«Башня из трех кубиков желтого цвета»

Совершенствовать навык детей в постройке башни из трех кубиков, побуждать детей называть желтый цвет, упражнять в назывании постройки, подробно объяснить прием конструирования (кубик на кубик и т.д.)

«Башня из четырех кирпичиков зеленого цвета»

Познакомить детей с новой строительной деталью – кирпичик, способствовать узнаванию и называнию зеленого цвета, рассмотреть образец постройки

«Башня из четырех кирпичиков красного цвета»

Закрепить у детей навык постройки башенки из кирпичиков без рассматривания образца, побуждать узнавать и называть красный цвет

Ноябрь

«Стол и стул из кубиков и кирпичиков желтого цвета»

Упражнять детей в одновременном действии с деталями двух видов – кубиками и кирпичиками, узнавать и называть эти детали, используя прием накладывания и прикладывания деталей

«Стол зеленого цвета и два стула желтого цвета»

Побуждать детей выполнять постройки в одновременном действии с деталями двух видов и двух цветов, объединять постройки по смыслу сюжета

«Стол и кресло синего цвета»

Побуждать детей активно участвовать в постройках, узнавать и называть строительные детали, цвет, отбирать для постройки только необходимые

«Стол и стул разных цветов»

Побуждать детей различать постройки по цвету, расширять навык различных построек из кирпичиков и кубиков

Декабрь

«Дорожка разноцветная»

Побуждать детей совершать элементарные действия с кирпичиками (приставлять кирпичики друг к другу узкой короткой гранью)

«Узкая желтая дорожка»

Побуждать детей выполнять постройку, узнавать и называть желтый цвет, принимать активное участие в обыгрывании постройки

«Широкая красная дорожка»

Совершенствовать навык детей в укладывании кирпичиков на широкую грань, закрепить знание красного цвета, формировать культуру общения детей в процессе игры, способствовать различению построек по величине

«Дорожка и мячик одного цвета»

Закрепить навык разных построек из кирпичиков, узнавание и называние основных цветов – желтый, красный, синий, зеленый

Январь

«Заборчик»

Побуждать детей устанавливать кирпичики на длинную грань, плотно приставляя друг к другу, используя образец воспитателя

«Заборчик (узкая грань)»

Совершенствовать навык детей в выкладывании кирпичиков на узкую грань, используя приемы конструирования, закрепить цвет

«Заборчик из кубиков и кирпичиков»

Совершенствовать навык детей в постройках заборчика, чередуя строительные детали на плоскости по прямой

«Синий кубик + красный кирпичик. Заборчик»

Закрепить навык строительства разного по величине и цвету заборчика, использовать постройки по смыслу сюжета

Февраль

«Маленькая машина»

Познакомить детей с приемом накладывания деталей друг на друга и с новой строительной деталью - пластиной

«Автобус»

Продолжать знакомить детей с приемом накладывания одной формы на другую, закреплять узнавание и называние цветов

«Автобус и грузовик по образцу»

Побуждать детей выполнять постройки по словесному объяснению воспитателя, рассматривая только образец

«Поезд»

Закрепить навыки детей в постройках транспортных средств, используя кирпичики, кубики и пластины, формировать понятие величины и цвета

Март

«Скамеечка для матрешки»

Познакомить детей с новым действием со строительными деталями – простейшими перекрытиями, формировать аккуратность в процессе работы по образцу

«Большая и маленькая скамеечки»

Побуждать детей к обследованию деталей и экспериментированию с ними и игрушками, закреплять величину

«Ворота и заборчик»

Формировать навык постройки по образцу воспитателя без объяснения приема конструирования для развития логического мышления, развивать умение сосредоточенно рассматривать образец, слушать и понимать взрослого

«Разноцветные постройки»

Закрепить навык постройки из кирпичиков, пластин разных по величине и цвету, формировать умение общаться и помогать в процессе обыгрывания построек, способствовать усвоению слов-названий для обозначения строительных деталей (кирпичик, кубик)

Апрель

«Домик с крышей»

Познакомить детей с новой строительной деталью – призмой (крыша), продолжать совершенствовать навык приема прикладывания и накладывания

«Домик с крышей»

Продолжать знакомить детей с новой строительной деталью – призмой (крышей), способствовать пониманию выражения «поставить крышу сверху», побуждать различать строительные детали по форме, величине, цвету, названию

«Домик по образцу без показа»

Формировать умение выполнять постройки по образцу без показа основных приемов конструирования, содействовать развитию потребности в общении со взрослыми и сверстниками

«Домик с окошком»

Закрепить навыки, полученные детьми в течение года, побуждать детей завершать начатые постройки, формировать умение добиваться определенных результатов, способствовать к дружеским взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками

Май

«Построй что хочешь»

Совершенствовать полученные навыки по работе со строительными деталями

Взаимодействие специалистов материнской школы с семьями воспитанников

Вторая половина игрового сеанса нацелена на взаимодействие с родителями детей.. Она проходит в форме групповой консультации.

Каждый член группы вовлекается в процесс благодаря реагированию на других ее членов посредством обратной связи, поддержки и решения проблем. Ведущий группы, обычно имеет специальную подготовку в области методов группового консультирования и стремится создать атмосферу доверия, открытости, ответственности и взаимозависимости. Ведущий демонстрирует типичные образцы поведения и направляет процессы понимания, проявления заботы о других и урегулирования конфликтов. Ведущим группового консультирования в материнской школе  является педагог-психолог.

Родители имеют возможность получить консультативную помощь у любого специалиста, работающего в материнской школе: педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя. Психолого-педагогическая поддержка семей осуществляется и точечно, по запросу, в форме индивидуальной консультации в удобное для педагогов и родителей время.

1.4. Ожидаемые результаты после реализации программы

Целевым ориентиром по завершении посещения материнской школы является успешная адаптация ребенка и семьи к условиям ДОО.

Ожидаемые результаты:

Ребенок:

- интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- владеет активной и пассивной речью, включенной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях, появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;

- обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку, проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения.

Родители:

- ознакомлены с условиями приема детей в ДОО, знают содержание и методы воспитания детей в ДОО;

- пересмотрели воспитание ребенка в условиях семьи через призму психолого-педагогических знаний адекватно возрасту ребенка;

- доверяют ДОО, мотивированы на сотрудничество с ДОО.

Специалисты:

- знают индивидуальные особенности ребенка и семьи;

- налажены конструктивные взаимодействия с семьей.

Раздел №2 Комплекс организационно - педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

 

Дата  начала и окончания учебных периодов

Количество учебных дней

Количество учебных недель

Продолжительность каникул

Сентябрь- май

32

32

17

2.2. Условия реализации программы

Программа материнской школы состоит из 32 занятий для взрослых и детей. Семья с ребенком 9 месяцев посещают один раз в неделю однозанятие длительностью 1 час. Группа состоит из 7-10 детско-родительских пар. Место проведения игровых сеансов – музыкальный зал ДОУ. Время проведения занятий с 10.30 до 11.30.по пятницам.

В работе школы задействовано 5 специалистов ДОУ:

- педагог-психолог- 1 квалификационная категория, образование высшее.

-инструктор по физическому развитию- 1 квалификационная категория, образование средне специальное.

- музыкальный руководитель- 1 квалификационная категория, образование средне специальное.

- два воспитателя-1 квалификационная категория, образование средне специальное.

Как правило, материнскую школу посещают семьи, проживающие в том же микрорайоне, в котором расположен детский сад. Родители узнают о работе материнской школы из объявления, в котором указывается дата организационного собрания для родителей. Одно из основных правил приема в материнскую школу- это наличие справки от педиатра, допускающей посещение ребенком детского коллектива.

Организационное родительское собрание проводится в конце августа для родителей. Цель собрания – познакомить родителей со специалистами школы, с деятельностью школы, с правилами посещения занятий, изучение запросов родителей.

Материнская школа так же имеет свою документацию:

- Табель посещаемости детей и взрослых, посещающих материнскую школу «Карапуз»

- Программа работы материнской школы «Карапуз».

- Содержание интегрированных занятий в материнской школе «Карапуз».

- Книга отзывов и предложений

Материально-техническое обеспечение

   Материально-техническая база детского сада  приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации программы, необходимого учебно материального оснащения образовательного процесса и созданию соответствующей образовательной и социальной среды. Материально-технические условия реализации программы обеспечивают возможность достижения воспитанниками установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы для детей раннего возраста.

Для занятий необходимо иметь материально-техническую базу:

Мебель:

-столы,

- стулья,

- шкафы для хранения,

Канцелярские принадлежности:

- цветная бумага,

- картон белый и цветной,

- карандаши простые, цветные, мелки восковые.

- пластилин,

- краски,

Принтер

Компьютер

Демонстрационный материал:

1.Деревья

2.Посуда

3.Мебель

4.Животные

5.Фрукты и овощи

   6.Грибы и ягоды

2.3. Формы аттестации.

В книге отзывов и предложений родителями материнской школы  были оставлены теплые слова благодарности специалистам ДОУ.

Родительская оценка материнской школы «Карапуз»:

- шире освещать работу школы

- чтобы занятия были чаще 1 раза в неделю,

- оставаться такими же веселыми и задорными.

Родители выпускников материнской школы «Карапуз» охотно становятся представителями родительских комитетов групп, привлечь их в работу наблюдательного совета для управления ДОУ будет намного легче.

2.4. Оценочные материалы.

Наблюдения в процессе работы в группе. Наблюдение за детьми, поступившими  в наш детский сад  в период адаптации.

    Материнская школа «Карапуз» ведет свою деятельность на протяжении двух лет. С сентября 2013года  по май 2019года , услугами ДОУ было охвачено 65 детей и 121 родитель (законный представитель). Было проведено 192 интегрированных занятий. По индивидуальному запросу родителей специалистами ДОУ было проведено 44 консультации.

В запросах родителей звучали следующие темы: «Особенности взаимодействия с гиперактивными детьми», «Диагностика уровня развития речи у ребенка», «Как развивать речь ребенка», «Проблемы во взаимоотношениях со старшим ребенком при появлении второго малыша в семье», «Ребенок растет в неполной семье: особенности взаимодействия» и др.

На учебный год после изучения запроса родителей было запланировано 17 тем групповых консультаций. После итоговых мероприятий  родители были проанкетированы на степень удовлетворенности работой материнской школы «Карапуз», по результатам обработки анкет видно, что родители остались удовлетворены нашей работой:

100% родителей считают работу материнской школы актуальной и значимой;

92 % родителей получили практические навыки по взаимодействию с ребенком;

56% родителей отмечают изменения в восприятии собственного ребенка как отдельной личности.

За 6 лет  выпускниками клуба стали 62 ребенка, 22 из них прошли или проходят адаптацию в нашем ДОУ:

- Легкая степень адаптации у  детей – 58%

- Средняя степень адаптации у  – 22%

- Тяжёлая степень адаптации – 0%.

    2.5. Методические материалы.

В своей работе используем методическую литературу:

1.  Баброва Т.А. «Работа по адаптации и развитию детей раннего возраста в условиях ДОУ», Детство - Пресс, Санкт - Петербург 2013г.

2.Галанов А.С. «Игры которые лечат», «Творческий центр» Москва, 2012г.

3.Петрова Е.С. «Первая книга для самых маленьких», Тверь «Высшая школа», 2015г.

4. Красицкая Н.И., Упоров Д.В. «Адаптационный период детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении», Красноярск, 2010г.

5.Печора К.Л. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста». «Скрипторий» Москва, 2013г.

6. Ремезова Л.А. «Учимся конструировать». «Школьная Пресса», Москва 1005г.

7. Соляник Е.Н. «Развивающие игры для детей раннего возраста». Детство - Пресс, Санкт - Петербург   2014г.

8. Севостьянова Е.О. «Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ». "Творческий центр" Москва, 206г.

Список литературы

  1. Боброва Т.А. Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух в условиях ДОУ- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»-2013.-160 с.
  2. Голицина Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий , 1-ая мл. гр. Интегрированный подход.- М: Издательство "Срипторий 2003".. 2016-152с.
  3. Калякина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет- Волгоград: Учитель, 2014-151 с.
  4. Леонова Н.Н. Художественное творчество. освоение содержания образовательной области по программе "Детство". планирование. конспекты. Первая младшая группа.- Волгоград: Учитель. 2014- 169 с.
  5. Леонова Н.Н. Художественное творчество. освоение содержания образовательной области по программе "Детство". планирование. конспекты. Первая младшая группа.- Волгоград: Учитель. 2014- 169 с.
  6. Павлова  Л.Н. раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое пособие, -М.: Мозаика-Синтез, 2004-164 с.
  7. Печора К.Л.  Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решения в условиях ДОУ и семьи – М: «Издательство Скрипторий 2003», 2006-96 с.
  8. Первые шаги. Материалы московского городского  конкурса «Первые шаги»( Модель воспитания детей раннего возраста)2001-2002 года.- М: Линка-пресс, 2002,-392 с.
  9. Соляник Е.Н. Развивающие игры для детей раннего возраста- ООО « Издательство «Детство –пресс», 2014-80 с.
  10. Севостьянова Е.О.  Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ- М: ТЦ Сфера, 2006.-128 с.
  11. Смирнова Е.О Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет. – СПб: «детство-пресс», 2005.- 144 с.
  12. Теплова С.Н. Дети раннего возраста в детском саду Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика -Синтез., 2005-104 с.
  13. Чернер К., Мерфи М. Энциклопедия игр смалышами (с рождения до 3 лет) .-Питер, 2010-176 с.
  14. Шитова Е.В Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет- Волгоград: Учитель, 2014-169 с.
  15. Януш Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3). Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика-Синтез, 2006-64 с.
  16.  Януш Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3). Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика-Синтез, 2006-64 с.
  17.  Януш Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3). Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика-Синтез, 2013-72 с.

Электронная библиотека.

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ:Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. - Воронеж «Учитель», 2006. - 236 с.
  2. Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А.Учимся слушать и слышать.— СПб.: ♦ Паритет», 2003.— 144 с.— (Серия<■ Рожда¬юсь. Расту. Развиваюсь
  3.  Волков Б. С, Волкова Н. В. В67 Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. —СПб.: Питер, 2008. —272 с: ил. —(Серия «Детскому психологу»).
  4. Выготский Л.С собрание сочинений том шестой научное наследство Под редакцией М. Г. Ярошевского Москва 'педагогика'1984
  5. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста /нова», 2009. — 112 с.: ил.Головний редактор Н. Ф. Юрченко
  6. Кощева, 3. В. Первые шаги малыша в детском саду: метод, пособие /3. В, Коще¬ва. - Ми.:Зорммверасень, 2006.        68 с.
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психологияразвитие ребенка от  рождения до 17 летУчебное пособие. 2-е изд.-М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176с.
  8. Hикитина Л. А.Мама и детский сад: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей. — М.: Просвещение, 1990.— 93 с.
  9. Обухова л. Ф., доктор психологических наук. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
  10. Роньжина А.С.Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. — 72 с.
  11. Русаком А Адаптация ребёнка к детскому (аду, Гомеш педагогам и родителям: Сборник. СМб.: 1'гп», Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. — 128 с.
  12. Смирнова Е.О.   Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 104 с.
  13. Талызина Н. Ф.  Педагогическая психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
  14. Терёхина, О, А.Здравствуй, детский сад! : психолого-педагогическое сопровож¬дение ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению / О. А. Терёхина, В. С. Богословская. — Мд>зырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2006. — 91, [1] с.
  15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
  16. http://douugansk.narod.ru/index/spiski_ocherednosti_na_predostavlenie_mesta_v_dou/0-13
  17. http://www.docme.ru/doc/421174/integrirovannye-zanyatiya-v-dou

Приложение № 1

                                                                                 Заведующему МБДОУ№27

                                                                                                      Л.П.Игнатьевой

                                                                        от __________________________

                                                                        Проживающего по адресу:______

                                                                             __________________________

                                                                             __________________________

                                                          заявление.

     Прошу принять моего сына (дочь)   _______________________________

                                                                              фамилия, имя ребенка

в материнскую школу «Карапуз» МБДОУ № 27

_____ __________________

дата рождения                                                                          

Мама: (Ф.И.О) _________________________________________________

Место работы: _______________________________________________________________

Папа: ( Ф.И.О.) ________________________________________________________________

Место работы: _______________________________________________________________                                                                              

Телефон:  ______________________________                              

   _______________                              ________________

                                              дата                                             подпись

Приложение №2

ДОГОВОР

О взаимных обязательствах муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 27 "Солнышко" и родителей воспитанников (их законных представителей)

                «_____»____________20___ г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления № 27 «Солнышко», в лице заведующего Людмилы Павловны Игнатьевой, с одной стороны, и матерью (отцом, лицом, их заменяющим (их законным представителем)

именуемой в дальнейшем «Родитель», ребенка

с другой стороны, заключили договор о следующем:

  1. Детский сад обязуется:
  1. Зачислить ребенка в материнскую школу «Карапуз» детского сада на основании заявления родителя (или законных представителей).
  2. Обеспечивать охрану жизни и здоровья ребенка, физическое и личностное развитие; осуществлять индивидуальный подход к ребенку, учитывая особенности его развития, заботиться об эмоциональном благополучии ребенка во время его пребывания в ДОУ.
  3. Организовывать предметно-развивающую среду (оборудование, учебнонаглядные пособия, материал для игр), в помещении, где проходят занятия с детьми.

1.б. Осуществлять свою деятельность в соответствии с нормативными актами в сфере образования, Уставом ДОУ, настоящим положением.

  1. Оказывать квалифицированную консультативную помощь родителям (их законных представителей) по вопросам успешной адаптации ребенка к ДОУ.
  2. Соблюдать настоящий Договор.
  1. Родитель обязуется:
  1. Соблюдать настоящий Договор.
  2. Приводить ребенка в опрятном виде, чистой одежде и обуви.
  1. Взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам адаптации ребенка, активно участвовать в совместных мероприятиях.
  2. Посещать материнскую школу «Карапуз» при условии предоставления справок о состоянии здоровья ребенка и его мамы, (папы или их законных представителей) из поликлиники.
  1. Детский сад имеет право:
  1. Не принять ребенка при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка, препятствующего его дальнейшему пребыванию в материнской школе «Карапуз» детского сада.
  2. Изменять план и режим работы материнской школы «Карапуз» в зависимости от происходящих в ДОУ изменений (в случае отсутствия одного из педагогов, карантина в ДОУ и т.д.)
  3. Расторгнуть настоящий Договор досрочно в случае систематического невыполнения родителем (их законными представителями) своих обязательств, уведомив его об этом за 7 дней.
  1. Родитель имеет право:
  1. Вносить предложения в организацию работы педагогов по успешной адаптации ребенка к ДОУ.
  2. Заслушивать отчеты заведующего детского сада и педагогов о работе материнской школы «Карапуз» детского сада.
  3. Расторгнуть настоящий Договор досрочно в одностороннем порядке, уведомив предварительно об этом руководителя детского сада за 7 дней.
  1. Условия действия Договора.
  1. Договор действует с момента его подписания, может быть продлен, изменен, дополнен по соглашению сторон.
  2. Изменения, дополнения к Договору оформляются в виде приложения к нему.
  1. Ответственность сторон.

6.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее выполнение обязательств.

  1. Срок действия Договора

8. Стороны, подписавшие Договор:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления № 27 «Солнышко»

Родитель (их законные представители)

ФИО:

Адрес: г. Канск, ул. Волго - Донская, д.11

Тел. З- 87- 05

Адрес:

Тел.

Заведующий ДОУ №27 «Солнышко» Л.П.Игнатьева

Паспортные данные:

Подпись:

Подпись:

Приложение №3

Анкета для родителей

1.ФИО ребенка___________________________________________________

2.Дата рождения__________________________________________________

3.Какой ребенок по счету в семье ___________________________________

4. Мать

ФИО____________________________________________________________

год рождения ____________________________________________________

Место работы____________________________________________________

Увлечения, хобби_________________________________________________

Вредные привычки________________________________________________

5.Отец

ФИО____________________________________________________________

Год рождения ___________________________________________________

Место работы____________________________________________________

Увлечения, хобби_________________________________________________

Вредные привычки________________________________________________

6.С кем проживает ребенок_________________________________________

7.Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни_____________________________________________

8.Другие дети в семье (их возраст), взаимоотношения с ними____________

________________________________________________________________

9. К кому из членов в семье ребенок больше привязан__________________

10.Часто ли болеет ребенок (какими болезнями, были ли травмы, операции)________________________________________________________

________________________________________________________________

11.Основные игры и занятия, которые проводятся дома с ребенком________________________________________________________

12.Какие игрушки любит___________________________________________

13.Часто ли в вашем доме бывают гости__________ как относится к этому ребенок_________________________________________________________

14. Насколько часто вы с ребенком ходите куда-нибудь, куда____________

________________________________________________________________15.Как вы называете ребенка________________________________________

16.Какая мера наказания более действенна____________________________

________________________________________________________________

17. Какие меры поощрения вы применяете ___________________________

18. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей или взрослых и т.д.)_____________________________________________________________

19.Ваши пожелания _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!