открытый урок по теме "Мир наших вещей. Натюрморт"

Клочкова Татьяна Николаевна

Открытый урок по теме " Натюрморт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_natyurmort.docx44.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Урока

Изображение предметного мира - натюрморт

Цели деятельности учителя

Формировать представление о многообразии форм изображения мира вещей в истории искусства, научить понимать роль натюрморта и его появление в истории искусства; познакомить с различными художественными материалами, художественными техниками и их значением в создании художественного образа

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся устанавливать аналогии, создавать модели объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; строить логически обоснованные рассуждения; познакомятся с жанром натюрморта, его местом в истории искусства; узнают имена выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта; получат навыки составления композиции натюрморта. Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение, выдвигать контраргументы в дискуссии, делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; аргументированно оценивать свою работу, корректировать свое мнение.

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию к учебной деятельности

Методы и формы обучения

Беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://festival.1september.ru

Оборудование

Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы

Наглядно- демонстрационный материал

Репродукции картин: А. Матисс «Красные рыбки»; А. ван Бейерен «Натюрморт с омарами»; М. С. Сарьян «Натюрморт»; М. Караваджо «Ваза с фруктами»; натюрморт - наглядная композиция; предметы быта; карточки: контуры предметов быта, композиции

Основные понятия и термины

Предметный мир, натюрмoрт, аппликация, композиция

Организационная  структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаи- модействия

Формируемые

умения (универсальные учебные действия)

Проме- жуточ- ный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Этап мотивации

 1. Приветствие.

2. Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом: ( слайд 1)

                                 Не можешь – узнай,

                                 Не знаешь – узнай,

                                 Не бойся тропы отвесной,

                                 Пробуй, ищи, свершай, достигай,

                                 Чтоб жизнь твоя стала песней.

                                                                   Л. Татьяничева

Личностные:формирование интереса, осознают свои эмоции

 

2.  Актуализация знаний

- На прошлом уроке вы узнали, какую роль в творчестве имеют реальность и фантазия, анализировали картину М. Шагала "Прогулка". Попрошу вас давайте ещё раз вспомним:

•        Так зачем человеку фантазии?

•        А для чего уметь мечтать?

•        Правильно. Мечтая, человек моделирует своё будущее.

•        Может ли фантазия существовать рядом с реальностью?

•        В заключении хочется сказать:

Со временем мы забываем, что все мы родом из детства.

«Живите как в детстве. Не пряча своих чувств и эмоций. Фантазируйте. И улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!»

Слушают учителя. Отвечают на вопрос

Примерные ответы: 1.Чтобы уметь мечтать.

2. Чтобы строить будущее, сочинять новое, делать открытия.

Познавательные общеучебные: умение структурировать знания.

3. Организационный момент

Беседа с постановкой проблемы

 Слайд 2. Просмотрев отрывок из мультфильма «Пластилиновая ворона»   как вы догадались, мы будим говорить о картинах.   А перед началом нашей работы я вам расскажу одну легенду, которая называется:  

Притча о художниках .

Древнегреческий художник Зевксис жил в середине первого тысячелетия до нашей эры. За свои картины он получал так много денег, что вскоре перестал продавать их. Он дарил свои полотна городам и правителям, а когда речь заходила об оплате, говорил, что они бесценны и заплатить за них все равно ни у кого не хватит денег.

Считалось, что другой художник — Паррасий — не уступал Зевксису в мастерстве. Говорили, что в своей картине “Афинский народ” он сумел выразить все характерные черты афинян.

Зевксис вызвал Паррасия на состязание. Художники должны были выставить свои работы на афинской площади — пусть горожане решат, кому присудить победу. Зевксис изобразил кисть винограда. Ягоды до такой степени казались настоящими, что птицы слетались клевать их.

Паррасий не спешил выставлять свою картину. Когда наступил последний день отведенного срока, Зевксис не утерпел и явился в мастерскую Паррасия.

— Где же твоя картина? — спросил он.

— Вон там, за ширмой, — ответил Паррасий.

Зевксис хотел отдернуть ширму — его рука скользнула по полотну: ширма была нарисована!

Зевксис признал своё поражение, ведь ему удалось ввести в заблуждение неразумных птиц, а Паррасий обманул своим искусством человека, да к тому же – художника.

– Предметом нашего разговора, конечно, будет являться изобразительное искусство. Оно очень разнообразно и поэтому делится на жанры.

- Давайте вспомним определение слова «жанр». (Ответы уч-ся)

Да, правильно, жанр – Вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами

- Перечислите, пожалуйста, жанры изобразительного искусства, известные вам. (Ответы уч-ся)

Итак, это тематическая картина (изображение сцен из жизни людей), портрет (изображение человека), пейзаж (изображение видов природы), интерьер (изображение внутреннего убранства помещений).

- Ребята, давайте поиграем.  А кто из вас сможет соотнести названия жанров и данные репродукции (слайд _

-  А какая репродукция осталась неподписанной? А почему? (Ответы уч-ся: новый, неизвестный жанр)

- Перед вами на столе ваза с цветами, около вазы - чашечка чая, лимон и раскрытая книга, как будто кто-то только что читал ее. Все вдруг замерло. Как назовем мы эту композицию? Найдите ответ в этом стихотворении!

Нейлоновые розы в хрустале,

А рядом пышно-белая сирень.

Тончайший флер, божественная тень,

Ютится скромно в баночном стекле,

Роняя цвет в июньский теплый день.

Малиновая скатерть, чай, лимон,

Открыта книга, а читать мне лень,

Роскошный запах – мил для всех времен.

Твои мгновенья вечности, Сирень!

(Натюрморт)

Слушают учителя. Отвечают на вопросы что такое жанры , составляя название жанра из начальных букв каждой строчки стихотворения. Осмысливают цель урока

Фронтальная работа

Регулятивные:

определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу. Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции

Взяв вдохновения аккорд,

 

Художник пишет натюрморт.

Он в мир предметов знает ход

И нас с собою проведет...

       Л. Н. Чернова

Натюрморт – жанр, который изображает (что?) помогите сформулировать определение.

 – натюрморт – жанр, который изображает предметы.

- Рассуждаем далее, предметы отвечают на (?) вопрос?

 – Что.

- Продолжите мысль.

Неодушевленный предмет.

с французского – “мертвая натура”,

 с голландского – “тихая, недвижная жизнь”,

 с английского – “безмолвная натура”.

Сформулировать цель урока

Слушают учи-теля. Формируют понятие наюрморт Осмысливают цель урока

Фронтальная работа

4. Изуче

ние нового материала

Частично-

поисковый

Постановка проблемы:  Ваша задача – внимательно слушать мой рассказ и определить основные критерии, по которым создают натюрморты и в заключении выполнить свой проект - натюрморт

-А сейчас немного истории…

- Окружающие вещи, предметы обихода изображались во все времена.

Во фрагменте настенной росписи Древнего Египта «Яства» мы видим сосуды и чаши, богов и героев, ритуальные предметы и т. Д (работа с учебником)

В Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен.

Стены вилл, жилых домов и общественных зданий покрывали росписями и мозаиками, достигая большой достоверности в изображении.

Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения.

Искусство Средневековья было сосредоточено на сюжетах религиозного характера, его мастеров не интересовала материальность вещей.

Но в эпоху Возрождения появляется интерес к материальному миру.

Как самостоятельный жанр натюрморт появляется в западноевропейском искусстве в конце XVI - начале XVII веков. Постепенно натюрморт превратился в картину, на которой изображены только вещи.

Сегодня мы можем любоваться натюрмортами великих художников: А. Матисс «Красные рыбки», А. ван Бейерен «Натюрморт с омарами», М. С. Сарьян «Натюрморт», Караваджо «Ваза с фруктами».

В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего, говорят  не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта – вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета.

          Большой популярностью в XVIII столетии пользовался пришедший из Европы жанр натюрморта -“обманки”. Подобные произведения в русской живописи показывали полки с книгами и различные предметы, развешанные на деревянной стенке. Натюрморты-“обманки” делались для того, чтобы ввести в заблуждение зрителя, заставить его принять изображаемое за реальность. Подобные натюрморты не вставлялись в раму — они должны были выглядеть как можно более естественными, чтобы у зрителя появилось желание дотронуться до предметов, представленных на “обманке». Мастера умело использовали светотень, тщательно выписывали фактуру предметов на таких натюрмортах, стараясь сделать их осязаемо реальными.

Изображение мира вещей увлекало очень многих  русских художников: Пётр Кончаловский, Илья Машков, Константин Петров – Водкин …

В начале XIX века в русском натюрморте появилась мода на «ботанический натюрморт»

В XIX в. многие ведущие мастера живописи писали натюрморты, особенно художники постимпрессионизма, для которых мир вещей был одной из основных тем. (слайд14)  Постимпрессионизм – художественный стиль в искусстве XIX – начала XX вв.  Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передать мир, прибегали к декоративной стилизации

При изображении натюрмортов существуют правила:

1-е:  Все предметы композиции должны соответствовать теме натюрморта.

Давайте  поиграем: трем  ребятам я дам карточки с заданием, им нужно из названных там предметов убрать лишние, которые не должны присутствовать в натюрморте.

Пока они готовятся, остальные ребята будут работать со мной в игре «назови предмет натюрморта»: «цветы», «фрукты», «инструменты»

2-е правило: Должна быть правильно составлена композиция натюрморта.

- А что такое композиция?  Правильное расположение предметов.

Что главное в композиции?  Центр.  (слайд )

Существует множество решений композиции натюрморта:

Треугольная форма, прямоугольная, диагональ, перпендикулярная  и другие.

Перед вами композиции из двух предметов - кувшин и лимон (лимон находится перед кувшином, сбоку и сзади, в изображениях допущены ошибки). На какой из трех композиций предметы расположены правильно, а на каких - нет? Объясните почему. Какими основными приемами композиции пользуется художник для достижения образной выразительности (выделение композиционного центра, передача симметрии или асимметрии, передача равновесия)

Сейчас к столу выйдут 2 учащихся и попробуют составить композицию из этих предметов.

Почему вы решили поставить предметы именно так? А можно ли изменить положение? Какие ошибки допустили?  Как их исправить?

3 – е правило:

Натюрморт можно выполнить в любой технике изображения,

В декоративном натюрморте используется стилизация предметов.

На сегодняшнем  занятии мы должны с вами выполнить декоративный натюрморт используя фактурный материал. Для создания натюрморта можно использовать различную фактуру изготовленную самими.  Дома вы можете попробовать изготовить ее используя краски и подручные материалы. (показ фактуры)

 И чтобы продолжить нашу работу давайте немного отдохнем (физминутка) – Закройте глаза, представьте большое зеленое яблоко, покажите руками в воздухе какое оно большое.  Попробуйте нарисовать его головой в воздухе.  А теперь наши яблоки упали на пол и нам нужно их собрать, наклонитесь, и взяв яблочко положите его в корзину которая находится у вас над головой, а другое яблоко в корзину слева от вас, а третье яблоко в корзину справа . Молодцы.

-

Учащиеся получают исторические знания. Занимаются творческим поиском

для решения практико-те-

оретической

задачи. Работают над формой предмета.

Под руководством педагога

вспоминают

основы композициии

Фронтальная,индивидуальная  работа

Познавательные: устанавливают аналогии,

создают модель

объектов; сравнивают объекты

по заданным

критериям; строят логически

обоснованные

рассуждения.

Коммуникативные: излагают свое мнение; выдвигают

контраргументы

в дискуссии;

делают выводы.

Личностные:

осознают многообразие взглядов, свою позицию

5. Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий ПОИСК

Аппликация - знакомая вам техника создания картины (лат. Appliсаtion) - прикладывание, присоединение) - способ получения изображения, техника декоративно-прикладного искусства. Аппликация - вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, природных материалов и т. п.  А теперь давайте попробуем использовать полученные на уроке знания для составления натюрморта (на экране остался слайд с рекомендациями по составлению натюрморта, дети могут обращаться к нему, если забыли какие то сведения).Сегодня на уроке вы будете создавать натюрморт из силуэтов бытовых предметов в технике аппликации.

Прочитайте задание (с. 61) в учебнике и приступайте к выполнению  

Работы. Каждой группе дано задание на карточке по созданию своего натюрморта. А вот фактуру для изображения мы выполним вместе.  Перед вами цветная бумага , каждый из вас возьмет лист и сомнет его так как показываю я, и так 2-3 раза. У вас получилась фактурная заготовка. Теперь из этой бумаги нужно «вырезать » предмет, не используя ножниц,   разрывая  пальчиками.  Теперь прочитав внимательно задание,  каждая группа создаст свой натюрморт, построив правильно композицию на готовом формате. Для выступления  в защиту своей работы, вы можете использовать заготовки рассказа, в которую вам нужно вставить необходимую информацию. Эту информацию вы можете найти в учебниках по изобразительному искусству, энциклопедиях, интернете. (литература для поиска информации приготовлена на отдельном столе)  Работать нужно быстро. Так как у нас должно остаться немного времени для выставки и защиты  работ.

Ребята подходят к столу и берут все необходимое для выполнения задания самостоятельно.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1. контроль организации рабочего места;

2. контроль правильности выполнения приёмов работы;

3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение;

4. контроль объёма и качества выполненной работы.

Ребята готовят рабочее место, размещают художественные материалы. Работают над картиной по предложенному описанию

Индивидуальная работа

Регулятивные:

различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.

Коммуникативные: адекватно выражают и контролируют свои эмоции

6. Итоги урока. Рефлексия

Беседа на основе заданных вопросов. Выставка работ учащихся

  • Что нового узнали на уроке?
  • Как менялась суть натюрморта в мировой истории (этапы развития натюрморта)?
  • Какие натюрморты произвели на вас особое впечатление, назовите имена художников.

Выставка составленных композиций. Приглашает к обсуждению и оценивает результаты

Сегодня вы хорошо потрудились, работали быстро и дружно.  И так как я очень люблю яблоки, я хотела бы от вас на память  попросить подарить мне яблочко со смайликом - если занятие вам понравилось, вам было интересно и вы чему то научились, а если нет , то оставить яблочко у себя.

Домашнее задание: подобрать открытки, вырезки из журналов, интернета с  изображением натюрмортов

Спасибо всем большое, до свидания!  

Отвечают на поставленные вопросы, анализируют свои работы и работы одноклассников. Обобщают полученные на уроке сведения. Оценивают результаты работы

Индивидуальная, фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; аргументированно оценивают свою работу; корректируют свое мнение.

Регулятивные: оценивают свою работу и работы  своих товарищей; осознают правила контроля