Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве

К каждому ребенку-аутисту необходимо подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

В докладе на конференцию рассмотрены основные принципы коррекционно-развивающей работы с аутичнымребенком, описана пошаговая система обучения. а также представлена интеграция с различными областями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_v_sots.prostranstve.docx46.83 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Мамочка\Desktop\2 класс\get.jpg

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 86»

Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве

        Учитель: Соловьева Г.В.

Нижний Новгород, 2019 год

C каждым годом в классах коррекционных школ приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной  нормы.

    Это не только дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также дети-аутисты.

   Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

Общеизвестно, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать  социальный опыт.

Следовательно, каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

В классе обучается 10 детей с ОВЗ.

Из них – 1 ребенок – аутист.

Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями.

Источник: http://vlanamed.com/autizm/ Энциклопедия Заболеваний ©

Особенности обучения ребенка-аутиста

  • Оценка уровня помощи
  • Использование  пошаговой  системы обучения (количество шагов зависит от способности ребенка)
  • Использование  методики  «рука  в  руке». Снижение  уровня помощи, если ребенок все больше осваивает навык
  • Повторение
  • Основные принципы коррекционно-развивающей  работы  с  аутичным  ребенком:
  • Согласованность
  • Настойчивость
  • Терпение
  • Хвалить достижения, даже

самые незначительные

  • Соблюдение интересов ребенка
  • Системность
  • Непрерывность
  • Вариативность

Пошаговая  система  обучения

  • Процесс  обучения  любому  виду  деятельности  делится  на    составляющие, которые  поочередно  усваиваются  и  образуют  последовательность  действий.

Первый этап - пошаговое  обучение

  • Определение  уровня  развития  навыка
  • Определение  ближайших  шагов
  • Отработка  отдельной  операции  внутри  навыка
  • Соединение  отдельных  операций  в  цепочку  действий
  • Эффективное  применение  системы  поощрений  

Второй этап – использование альтернативной коммуникации

  • Язык   жестов
  • Визуальная  поддержка  в  виде  
  • изображения   порядка  действий
  •  (Нужно убедиться, что  у  ребенка  
  • сформированы  следующие навыки:

 - различает рисунок на общем фоне;

 - сопоставляет предмет и его изображение;

- соотносит изображение и действие

  • Письменная или  печатная
  •      система  слов  

Метод  «рука  в  руке»

Это  метод  физической  помощи, когда  во  время  обучения  взрослый  помогает  ребенку, стоя  позади  него.

Такая  позиция  дает  возможность  почувствовать  ребенку, что  он  сам  выполняет  действия  и  одновременно  чувствовать  готовность  взрослого  помочь  ему. Педагог  помогает  ребенку  физически  совершить  действие, направляя  и  координируя  его  движение.

Таким образом, к каждому ребенку-аутисту необходимо подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Возникает масса вопросов, особенно в период введения инклюзивного обучения:

  • Как подготовить ребенка – аутиста к учебе

в обычном классе коррекционной школы?

  • Какие проблемы у него возникнут?
  • Готова ли школа к обучению таких детей?

Участники образовательного пространства

Дети, родители, педагоги, специалисты (мед. работники,                                     педагог-психолог, логопед, дефектолог)

 «Принцип педагогической экологии» (Р.В. Овчаровой)

заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.

Обучение и социализация детей-аутистов в инклюзивном образовательном пространстве дает возможность оказывать обучающимся качественную психолого-педагогическую помощь, учитывая их индивидуальные особенности.

Развитие навыков и личностных качеств

Социальная адаптация ребенка-аутиста проходит сложно, но все педагоги стараются  создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, и совместное обучение этих детей в обычном классе способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как:

  • социальная компетентность;
  • толерантность;
  • навыки решения проблем;
  • независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль
  •         Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ ведется по  основным направлениям:
  • диагностика;
  •  экспертиза;
  •  консультирование;
  •  просвещение;
  •  коррекционно-развивающая работа

   Коллектив специалистов  школьного ПМПК:

  • определяет вариант индивидуального маршрута;
  • составляет индивидуальный учебный план;
  • координирует деятельность узких специалистов, обобщаются их рекомендации;
  • определяет срок повторного заседания ПМПК

 с анализом выполнения рекомендаций

Индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут составляется на обучающегося  на учебный год и содержит реальные, конкретные цели, задачи и учебный материал, находящийся в сфере его ближайшего развития.

         С целью повышения качества психолого-педагогической помощи ребенку перед педагогом-психологом стоит задача – для более успешной социализации детей тщательнее продумывать содержание индивидуального маршрута.

          С учетом индивидуального подхода к каждому обучающемуся создается комфортный психо-эмоциональный режим обучения, который способствует сотрудничеству («ученик - учитель», «ученик - ученик»).

С детьми с особыми потребностями проводятся коррекционно-развивающие занятия по повышению мотивации, развитию познавательной деятельности, познанию своих личностных особенностей.

         Во время занятий даются упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания.

Дети  обучаются навыкам общения, способам  саморегуляции,  умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор.

Работа с родителями

        Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом,  способствует повышению  психолого-педагогической компетентности  родителей.

Итоги:

  • Отслеживание динамики развития ребенка (начало – окончание учебного года)
  • Работа «Родительского клуба» - привлечение специалистов (мед.работник, дефектолог, юрист, педагоги дополнительного образования)
  • Введение в систему составление индивидуальных маршрутов сопровождения каждого ребенка
  • Постоянное повышение профессионального уровня, освоение новых методик

Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити.

Дидактические задачи ниткографии:

  • Совершенствовать зрительное восприятие;
  • Развивать зрительно-моторную координацию;
  • Формировать плавность, ритмичность и точность движений

Виды ниткографии:

  • Аппликативная техника: контурная и силуэтная;
  • Нитяные игрушки;
  • Поделки из помпонов;
  • Техники изонити

Драматизация

  •    Драматизация является одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
  • Использование этого метода приводит к лучшему усвоению и запоминаю программного материала детьми, для этого не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам.  
  • Таким образом, можно добиться не только повышения уровня диагностик по речевому развитию и усвоения программного материала, но и изменению определенных качеств ребенка, cпособствующих  развитию коммуникативных навыков.
  • Я использую потенциал драматизации психотерапевтических, психокоррекционных и художественных сказок.

Психотерапевтические сказки – особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и выбору правильного пути в жизни. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Психокоррекционные сказки – используются для мягкого влияния на поведение и мировоззрение ребенка, для преодоления его психологических проблем. Сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребенка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии.  Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе. При этом, они еще и усиливают природный созидательный потенциал и творческие способности ребенка.

Влияние психокоррекционных сказок можно назвать «мягким намеком» - ребенку просто рассказывается сказка, в которой на примере главного героя показывается, как нужно поступать в той или иной ситуации или как нужно правильно себя вести.

Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества (мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость и др.). Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения учащиеся ярко проявляют свои симпатии и антипатии  в отношении персонажей сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые люди выходят из беды, а злые погибают,  т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было.

 Реализация принципа интеграции при организации образовательного процесса

Интеграция с образовательной областью «Социализация».

Задачи:

  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми;
  • формирование патриотических чувств

Формы работы:

  • разыгрывание по ролям стихотворений и сказок;
  • инсценировка стихотворений и сказок;
  • игры «Разговор по телефону»;
  • игра на имитацию движений «Сороконожки»;
  • театрализованные игры «Загадки без слов», «Поиграем – угадаем»;
  • мимическая игра «Передавалки»
  • драматизация сказок

Интеграция с образовательной областью «Познание»

Задачи:

  • расширение кругозор обучающихся;
  • формирование элементарных умений предвидеть положительные и отрицательные последствия своих ролей;
  • углубленное знакомство со сказкой

Формы работы: 

  • знакомство с профессией актера;
  • рассматривание открыток, иллюстраций, картин с видами театров;
  • целевые прогулки, экскурсии в ДК «Орджиникидзе» на просмотр представлений;
  • беседа с детьми с опорой на их собственный опыт;
  • ситуационные задачи «Вспомни и расскажи», с помощью моделей расскажи сказку, викторины, КВН по сказкам

Интеграция с образовательной областью «Физическая культура»

Задачи:

  • обучение играм разной подвижности;
  • развитие самоконтролю и самооценки;
  • развитие гибкости, координации движений

Форма работы:

  • словесные игры с движением («Веселые зайчата», «Мы погреемся немножко»).; дыхательные упражнения «Все ребята молодцы»;
  • игры на имитацию движений «Летает не летает», «Если весело живется». «Пингвины на льду», «Бояре, а мы к вам пришли», «Живой оркестр»;
  • танец-игра;
  • пальчиковая гимнастика

Интеграция с образовательной областью «Здоровье»

Задачи:

  • сохранение и укрепление физического здоровья детей;
  • формирование и закрепление полезных навыков, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению

Формы работы:

  • физкультурные минутки;
  • гимнастика для глаз, язычк;
  • пальчиковая гимнастика

Интеграция с образовательной областью «Трудовая деятельность»

Задачи:

  • воспитание положительного отношения к труду взрослых;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду

Формы работы:

  • беседы о профессиях взрослых;
  • рассматривание картин, иллюстраций, предметов, костюмов как компонентов трудового процесса

Интеграция с образовательной областью «Музыка»

Задачи:

развитие музыкальных способности: мелодичного слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости

Формы работы:

  • слушание музыки;
  • разучивание хороводов;
  • исполнение песен;
  • разучивание танцев

Интеграция с образовательной областью «Художественное творчество»

Задачи:

  • развитие художественно-творческие способности;
  • создание композиций

Формы работы:

  • изготовление декораций (вырезание цветов, листьев, грибов);
  • конструирование из бумаги (грибов, кокошников, масок, венков);
  • рисование пригласительных билетов для родителей и детей;
  • оформление афиш
  • рисование на тему «Мой любимый герой из сказки»;
  • выставка рисунков «Моя любимая сказка»;
  • фотовыставка

Интеграция с образовательной областью « Коммуникация»

Задачи: 

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие активной речи в различных видах деятельности

Формы работы:

коллективное обсуждение;

драматизация, инсценировки сказок;

чтение художественной литературы;

прослушивание сказок на диске, просмотр диафильмов, слайдов;

просмотр мультфильмов в кинотеатре «Буревестник» и «Смена»;

коллективное сочинение сказок;

Работа с родителями:

1.Родительские собрания:

  • «Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми и родителями» Показ сказки «Сказка о волшебнике ОХ и Дуни ленивице»;
  • «В гости к осени». Драматизация сказки «Почему помидор стал красным». 2.Консультации для родителей: «Особенности чтения сказки;

Важно, что положительные результаты  достигаются длительной работой и  в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.