Портфолио педагога как средство оценки результатов деятельности

Портфолио учителя — это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности.

 

В материале "Портфолио педагога" представлено выступление на методическом объединении, в котором описывается значимость создания портфолио учителя, требования к оформлению портфолио и структура портфолио. В структуре работы раскрывается деятельность педагога по обобщению и распространению собственного

педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 86»

Портфолио педагога как средство оценки результатов деятельности

Выполнила: Соловьева Г.В.                                                                                                                                  

Нижний Новгород,

2019 год

Содержание

Название

Стр.

1

Актуальность создания портфолио педагога

3

2

Значимость создания портфолио педагога

5

3

Требования к оформлению портфолио и принцип работы

7

4

Структура портфолио

8

Список литературы

10

  1. Актуальность создания портфолио педагога

Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.

Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.

 Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.

С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога». Педагоги нашей школы ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы. Каждым педагогом в рамках общей методической темы ведется собственное исследование по индивидуальной теме. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях школьных и районных методических объединений, публикуются статьи в сборниках и педагогических изданиях. У каждого учителя имеется научно-методическая папка (портфолио), в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над исследовательской темой.

 Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио учителя» для педагогического коллектива, особенно для вновь аттестуемых учителей.

 Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.

Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».  (Словарь иностранных слов)

Портфолио учителя — это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

  1. Значимость создания портфолио педагога

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования. 

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

  Второе важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории. 

 Среди учителей портфолио завоёвывает всё большую популярность, и становится необходимым для педагогов, повышающих свой профессиональный уровень. 

Таким образом, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения учителя, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио – форма, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. В процессе подготовки к аттестации педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности, необходимо сделать самоанализ за последние пять лет. Еще одним «за» портфолио является возможность накопить удачные учительские работы, а затем доработав их, предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику

Практическая значимость портфолио:

- Аттестация

- Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ

-  Систематизация деятельности учителя

-  Стимулирующий фактор

Портфолио – это накопитель, в котором должны храниться все важные для учителя документы:

  • Набор теоретических документов:
  • фиксированные достижения учителя;
  • грамоты и сертификаты;
  • документы, подтверждающие повышение квалификации;
  • банк методических разработок, текстов выступлений, научных статей, публикаций;
  • классификаторы и другие материалы.
  • Набор рабочих материалов:
  • рабочие программы учителя и тематическое планирование учебных курсов
  • авторские или индивидуальные образовательные программы, рекомендованные (сертифицированные, утверждённые) различными органами управления образованием или структурами образовательного учреждения;
  • конспекты уроков;
  • конспекты открытых уроков и мастер – классов;
  • тексты тестовых заданий; контрольных, лабораторных или практических работ;
  • дифференцированные задания для учащихся, карточками с заданиями и другое.
  • В содержание портфолио учителя, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, могут войти:
  • динамика (анализ результатов диагностики) уровней психологического развития классного коллектива и отдельных личностей, обученности учащихся их достижений, эффективности использования современных информационно– коммуникационных и здоровьесберегающих технологий и т.д.;
  • результаты проверочных (контрольных, «срезовых») работ учащихся;
  • отзывы и рецензии коллег, сотрудников органов управления образованием
  • отзывы и рецензии на творческие работы (достижения) учащихся сотрудников учреждений дополнительного образования, культуры и спорта;
  • проекты и творческие работы учащихся;
  • аудио- и видеоматериалы, фотографии и т.д.

Прикладное значение портфолио очень велико. Согласно действующему Положению, аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится на основе экспертной оценки уровня из квалификации, профессиональной компетенции, качества и результативности педагогической или управленческой деятельности.

Диагностика профессиональной деятельности позволяет:

 Учителю:

-  реально представить результаты своего труда

-  увидеть свои резервы

-  иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию

 Администрации:

-  осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя

  1. Требования к оформлению портфолио и принцип работы
  1. Системность и регулярность самомониторинга
  2. Достоверность
  3. Объективность
  4. Нацеленность автора на самосовершенствование.
  5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений
  6. Аккуратность и эстетичность оформления
  7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов
  8. Наглядность результатов работы
  9. Технологичность

Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. «Портфель» обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. План обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки. Создание портфолио учителя позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность педагогов; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.

Портфолио позволяет

  • учителю:
  • реально представить результаты своего труда;
  • увидеть свои резервы;
  • иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.
  • администрации:
  • осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя.

  1. Структура портфолио

Структура портфолио

 ·   Портфолио документов

·   Портфолио работ

·   Портфолио отзывов

Портфолио документов

Портфель сертифицированных (документированных) достижений

- Предоставить информацию об авторе 

- Дать представление о результатах деятельности

- Отображение особенностей личности автора портфолио

Портфолио работ

Материалы, отражающие основные направления и виды деятельности 

- Описание основных форм и направлений творческой активности

- Разработки педагога

Портфолио отзывов

Характеристики отношения учителя к различным видам деятельности

- Заключения

- Рецензии

- Рекомендательные письма

- Резюме

- Отзыв о работе в творческом коллективе

- Рефлексия

Обязательные части портфолио:

1. Общие сведения об учителе (анкеты, документы об образовании, повышении квалификации, о предыдущей присвоенной квалификации, награды, грамоты и т. д.)

2. Результаты учебно-методической работы (результаты аттестации учащихся и мониторингов знаний, методические разработки, участие учителя на окружных и городских мероприятиях, печатные работы и выступления и т. д.)

В связи с изменениями в образовании, его открытостью и доступностью, с учетом желаний общества и родителей наблюдать за работой школы и учителей, оценивать ее с точки зрения видов и качества предоставления образовательных услуг, к учителю предъявляются новые требования. Это нашло свое отражение в официальных документах: в законе «Об образовании в Российской Федерации» -ФЗ, новых ФГОС, в проекте профессионального стандарта педагога и других.

Наличие у  педагога портфолио в электронном виде не вызывает сомнений в высоком уровне его профессионализма и ИКТ-компетентности, а это обязательное требование ФГОС второго поколения к учителю.

Примерная структура портфолио учителя

1.  Общие сведения

·  Дата рождения

·  Образование

·  Квалификация

·  Специальность

·  Стаж работы

·  Сведения о повышении квалификации

·  Награды

2.  Методическая деятельность

·  Модели уроков

·  Планы уроков

·  Методические разработки

·  Анализ уроков

·  Публикации

3.  Работа с учащимися

·  Описание творческих работ учащихся

·  Научно-исследовательские работы учащихся

·  Результаты участия в олимпиадах, конкурсах

·  Участие в школьных мероприятиях

·  Сценарии внеклассных мероприятий

4.  Творческая деятельность

·  Самообразование

·  Участие в семинарах, конкурсах

·  Участие в методическом объединении

·  Участие в экспериментальной работе

·  Внеклассные мероприятия

·  Творческие работы учителя

 

Список источников

http://chelpro.ru/category/make-portfolio – блог “Человек и профессионал” (10.02.2009)

http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=390/– педагогический альманах “Школа День за днем” (2.0.2009)

http://festival.1september.ru/articles/417596/– Бугаец В.И.- Портфолио учителя – Фестиваль педагогических идей 1 сентября “Открытый урок 2008”

http://festival.1september.ru/articles/572492/