Эссе_Диалоги

Шахматова Полина Викторовна

Эссе к конкурсу профессионального мастерства "Педагог года города Нижневартовска" в номинации "Лидеры в образовании". В работе представлены диалоги о будущем образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10._esse_dialogi_shahmatova.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шахматова П.В.

Диалоги

Добрый день, уважаемые коллеги, участники конкурса, члены жюри. Поставленная и конкретизированная национальными проектами амбициозная задача войти в десятку лучших стран по качеству образования уже к 2024 году, заставляет задуматься, каково будущее образования, каким должен быть учитель будущего, нужно разобраться, какие сегодняшние тенденции образования самые важные. Обсудим?

***

Восьмиклассник, активный, весьма сообразительный, непокорный, ему не хочется ходить в школу, он не находит для себя в этом смысла

- Зачем, ведь школа дает не нужные для жизни знания. Ну и что, что задолженность по двум предметам... Кому нужна эта школа? Я в интернете и так достаточно зарабатываю. Сейчас информационное общество и школа – не единственный источник знаний, такая школа, как сейчас, устарела и уходит в прошлое.

- В информационном обществе и уровень требований к компетентности работников соответствующий, чтобы получить востребованную профессию, нужно много знать и уметь, а значит, многому научиться. Школа меняется вместе с обществом, появляются новые тренды. С каждым годом растет тенденция перехода обучающихся на заочную форму обучения, в больших городах таких учеников становится с каждым годом все больше. В Москве, к примеру, в старших классах 21% заочников. Как ты считаешь, в такой школе тебе будет интересно учиться?

- В школе грузят ненужными заданиями, на которые уходит вся жизнь! Я могу все, что мне нужно, узнать сам! Я могу работать, а что захочу, узнаю сам! Заочное обучение? Это как?

- Учителя разрабатывают план самостоятельного освоения программы, по графику нужно будет приходить в школу на контрольные. Опыт, к сожалению, показывает, что школьники и их родители еще не в полной мере осознают, что большую часть учебного плана им придётся изучать самостоятельно, разбираться в сложных заданиях по всем предметам, готовиться к аттестации. А это значит, у тебя должна быть очень высокая самоорганизация, ты сам в ответе за результат образования. Надо решить, сможешь ли ты сам ежедневно планировать себе задания и выполнять их. - Что скажете, психолог, готов наш ученик к полной самостоятельности?

- Самостоятельно справиться с этой задачей школьнику непросто. Учитель в школе объясняет, отрабатывает трудные вопросы и каждому может помочь сформировать критерии поиска, научить отделять нужную информацию от ненужной и предложить эффективный для него метод освоения материала. Не стоит забывать, что школа для подростка – это прежде всего коммуникация и социализация. Кроме того, важно определить сферу будущей профессиональной деятельности, узнать, чему нужно научиться, чтобы быть успешным в выбранной специальности. Чтобы принять решение, нужно взвесить все «за» и «против», посоветоваться с родителями, а мы, конечно, всегда готовы проконсультировать, оказать помощь.

- Учиться интереснее в интернете, но там столько информации, нужно уметь искать. Я подумаю… С родителями посоветуюсь… и может, я сам буду создавать курсы, чтобы можно было научиться тому, что тебе на самом деле нужно…

***

- Коллеги, у нас еще один ученик планирует перейти на заочную форму, приглашаем родителей, разрабатываем ИУП.

- Кажется, заочное обучение становится все более популярным. Как вы думаете, приведет ли такая тенденция к распространению дистанционного обучения, изменениям функционала учителя или появлению новых должностей?

- Первые попытки ввести новые должности уже начались, реалии таковы, что разработка индивидуальных образовательных маршрутов становится всё более востребованной, надо бы запланировать курсы для педагогов. Уже сегодня практически у каждого учителя есть собственный сайт или блог, в котором и видеоуроки с разбором тем, и онлайн-консультации по решению сложных заданий,

- Необходимость обязательного присутствия ученика в классе все меньше. Возникает вопрос, не станет ли профессия учителя исчезающей, как почтальон, юрист, кондуктор?

- Уверена, что несмотря на глобальную цифровизацию, профессия учителя будет всегда. Конечно, педагогическая деятельность во многом изменится, появятся кураторы онлайн-платформ, междисциплинарные тьюторы, разработчики образовательных траекторий, уже сегодня надо  готовиться к пока фантастически звучащим новациям. Суть работы учителя не в форме, а в содержании останется прежней. Потому что ценность образования заключается не только в получении предметным содержанием, но и в овладении опытом общения, сотрудничества, взаимодействия с социумом. Учитель является тем звеном, через которое будущие граждане знакомятся с культурой и ценностями своей страны. Личность воспитывается и формируется только личностью, и никакие дистанционные технологии в полной мере учителя не заменят.

- Надо нашего героя на все внеклассные мероприятия приглашать и в график консультаций психолога внести.

***

- Уважаемые коллеги, я - Олег Дмитриевич Федоров, в рамках  всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2019» проведу для вас мастер-класс «Система учительского роста». Итак, что вы понимаете под понятием «современный урок»?

- Урок в соответствии с ФГОС…

- Интересный…

- Дистанционный…

- Урок – во все времена остается уроком – тема, цель, отработка, итог…

- «Высшая школа экономики», где я работаю, сейчас много времени уделяет обучению студентов овладением метапредметным знаниям в своей профессиональной области. Объясню почему. Все мы с вами знаем о том, что наши школьники участвуют в международных исследованиях PISA, которые направлены на исследования функциональной грамотности. В ее содержание включены математические и естественнонаучные знания, финансовая грамотность, читательский интерес школьника, креативное и критическое мышление, умение решать проблемы в сотрудничестве. Поэтому урок сейчас - в большей степени - учебная или проблемная ситуация, в содержании которого учителю важно задать больше вопросов, чем выдать готовых ответов.

- Какие вопросы и как нужно ставить? Чему и как должен учить современный учитель? Что ждет образование в будущем?

- Итак, образование будущего достаточно сможет победить ряд ограничений — например, расстояние. С онлайн-курсами и вебинарами учиться у преподавателей из разных частей страны или мира не составит труда. Симуляторы, тренажеры и видеоигры рано или поздно вытеснят привычные дидактические средства. Важно понимать, что технологии являются только инструментом учебного процесса, а не его заменой.  Современный учитель должен уметь научить ребенка использовать средства и в нужной ситуации применить. Повышение уровня познавательной самостоятельности, метапредметность, повышение интереса к математике и, естественно, научным предметам, работа с одаренными, создание позитивной образовательной среды – вот акцентуации современного урока.  А для этого нужны профессиональные учителя и высокое качество учебных знаний учеников.

***

- Здравствуйте, я почитал про заочное обучение, мы с родителями обсудили, у меня есть вопросы…

-  Вот и хорошо, заходи, обсудим.