ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЧЕРЕЗ СЕКЦИОННУЮ РАБОТУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Харина Маргарита Игоревна

Физическое воспитание школьников должно обеспечить каждому ученику, участвующему в образовательном процессе, достаточный и необходимый минимум теоретической, технической и физической подготовленности, которые направлены на обеспечение базы в освоении физической культуры для жизнедеятельности, для развития личности, для формирования здоровья и здорового образа жизни.

Цель работы - на основе выявления педагогических условий организация внеурочной деятельности повысить уровень физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста на занятиях тхэквондо.
Объект исследования – система физической подготовки учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия реализации средств и методов для  совершенствования физической подготовки учащихся  младшего школьного возраста.

Задачи работы:

1) Анализ содержания внеурочной деятельности в начальной школе;

2) Анализ содержания рабочей программы по Тхэквондо для этапа начальной подготовки первого года обучения.

3) Составление комплексов учебно-тренеровочных занятий по тхэквондо в рамках внеурочной деятельности для младшего школьного возраста.

4) Обосновать эффективность комплексов учебно-тренеровочных занятий по тхэквондо.

Гипотеза исследования – предполагается, что средства и методы тхэквондо позволят повысить уровень развития гибкости и двигательно-координационных способностей.

(потому что  мл.шк.возр. как наиболее благоприятный для развития данных физ.кач.)
Методы исследования:  анализ и обобщение научно-методической литературы; метод анкетного опроса,беседа, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_diplom.doc221 КБ
Файл diplom.pptx98.38 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...

4

Глава 1 Теоретическое обоснование совершенствования физической подготовки через секционную работу………………………………………..

8

1.1 Основы физического воспитания детей…………………………………

8

1.2 Содержание внеурочной деятельности в общеобразовательной школе..

21

Глава 2 Пути педагогических условий совершенствования физической подготовки через секционную работу…………………………………….....

37

2.1 Организация и методы исследования………………………………….…

37

2.2 Результаты исследования и их обсуждение……………...........................

44

2.3 Методические особенности совершенствования физической подготовки через секционную работу ……………………………………….

46

Заключение………………………………………………………………….......

49

Библиографический список………………………………………...................

50

           

           Введение

Актуальность исследования. Осознавая всю важность физического воспитания подрастающего поколения, в настоящее время одним из стратегических направлений образования в России является проблема сохранения и укрепления здоровья детей нации в целом. Исследования показывают, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней. Все это говорит о том, что необходимо найти пути и выходы наиболее результативных форм и методов укрепления здоровья подрастающего поколения. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации, воспитания.

Цель работы – на основе выявления педагогических условий организация внеурочной деятельности повысить уровень физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста на занятиях тхэквондо.

Объект исследования – система физической подготовки учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия реализации средств и методов для совершенствования физической подготовки учащихся младшего школьного возраста.

Задачи работы:

1.Изучение научной литературы;

2. Изучить содержание внеурочной деятельности в школе;

3. Проанализировать содержание рабочей программы по тхэквондо для этапа начальной подготовки первого года обучения.

4. Составление комплексов учебно-тренировочных занятий по тхэквондо в рамках внеурочной деятельности для младшего школьного возраста.

5. Обосновать эффективность комплексов учебно-тренировочных занятий по тхэквондо.
Гипотеза исследования – предполагается, что средства и методы тхэквондо позволят повысить уровень развития гибкости и двигательно-координационных способностей.

Методы исследования:  анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Научная новизна результатов исследования состоит в следующем: определены педагогические условия совершенствования физического воспитания школьников на основе секционной работы.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные данные существенно расширяют, дополняют и углубляют знания о педагогических условиях реализации личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании школьников, о роли и месте секционной работы в содержании физического воспитания школьников.

Практическая значимость результатов исследования обусловлена их ориентацией на разрешение противоречий, характерных для традиционной практики физического воспитания современных школьников. Результаты исследования могут быть использованы в физическом воспитании учащихся в образовательных учреждения всех типов и видов, в профессиональной подготовке и повышении квалификации учителей физической культуры.

Формирование физической культуры личности обеспечивается через решение системы взаимосвязанных задач, таких, как:

1. формирование осознанного и действенного интереса к занятиям в той или иной секции;

2. вооружение знаниями, необходимыми для творческого управления своей физкультурно-спортивной деятельностью;

3. вооружение на уровне умений способами физкультурно-спортивной деятельности, с учетом своих потребностей, способностей и конкретных условий;

4. сохранение и укрепление здоровья;

5. развитие физических качеств;

6. совершенствование функциональных возможностей организма.

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в общеобразовательных школах является урок физической культуры. Традиционная система образования и физического воспитания, хотя и декларирует принцип всесторонности процесса физического воспитания, вместе с тем не обладает адекватными возможностями целенаправленной его организации. В связи с этим существует противоречие между требованиями к развитию личности учащихся и современной системой образования и физического воспитания. Современный уровень физического воспитания требует длительной и упорной работы, направленной на развитие физических качеств, овладение техникой умений и навыков, воспитание психологической устойчивости. Содержание учебно-тренировочных занятий, формы, методы и организация их в процессе многолетней подготовки спортсменов существенно изменяются, неизменными пока остаются только общие положения, касающиеся средств и методов физического воспитания. Для развития физических качеств школьникам необходимо проводить большую по объёму и интенсивности тренировочную работу. Нагрузки на организм при такой работе очень велики, но её результаты не всегда бывают пропорциональны затраченным усилиям, тем более что введение в школьную программу по физической культуре трехразового недельного цикла.

Изучение и анализ научно-методической литературы позволил установить, что традиционные средства физического воспитания учащихся общеобразовательной средней школы недостаточно полно способствуют их физическому развитию, физической и функциональной подготовленности учащихся. Такое положение сложилось из-за крайне малого разработанного теоретического и методического обеспечения физического воспитания учащихся общеобразовательной средней школы, направленного на использование популярных нетрадиционных средств физической культуры.

В данной работе нам удалось определить педагогические условия совершенствования физического воспитания школьников на основе секционной работы и экспериментально обосновать эффективность ее реализации в образовательном процессе. Определить важность и эффективность секционной работы.

Как показали экспериментальные данные, созданные педагогические условия совершенствования физической подготовки через секционную работу,  позволяют более рационально использовать урочные и внеурочные формы обучения, оптимально дозировать физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей и реакции организма на различные тренировочные нагрузки, дает основание говорить о перспективности технологии акцентированной интенсификации применяемых средств в системе физического воспитания средней общеобразовательной школы.

В секционной работе соблюдаются принципы индивидуально – личностного подхода, обеспечивающие психологическую комфортность учащихся на занятиях, что способствует повышению мотивации деятельности.

 Глава 1 Теоретическое обоснование совершенствования  физической подготовки через секционную работу

  1. Основы физического воспитания детей

Школьный возраст является главным в становлении человека. В этом возрасте человек получает среднее образование. Именно в этот период происходит физиологическое «созревание» организма, закладываются основы крепкого здоровья, осуществляется подготовка человека к труду, к службе в армии. В период обучения в школе ребенок находится в среде многогранного воспитания, одной из частей которого является физическое воспитание. Безусловным является тот факт, что гармоничное развитие личности возможно при условии рационально организованной и систематически осуществляемой двигательной деятельности ребенка, а также при условии формирования у школьника основных представлений о физической культуре и здоровом образе жизни.

К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-18 лет. В соответствии с системой общего образования этот возрастной период подразделяется на три этапа: младший, средний и старший.

Социально-педагогическое значение направленного использования средств физического воспитания заключается в следующем:

- закладывается фундамент гармоничного физического развития, крепкого здоровья, всестороннего физического образования и воспитания;

- поддерживается хорошая физическая и умственная работоспособность;

- рационально организуется досуг детей;

- повышается нравственная, интеллектуальная, эстетическая и трудовая культура.

Необходимо также исходить из того, что повседневная организованная двигательная активность удовлетворяет естественную потребность растущего организма в движениях и повышает сопротивляемость организма неблагоприятным внешним условиям, а также позволяет управлять интенсивным развитием форм и функций организма. К сожалению, печальные данные статистики свидетельствуют о том, что более 60 % школьников имеют отклонения в состоянии здоровья, причем за время обучения с 1 по 8 класс количество здоровых детей снижается в 3-4 раза и к моменту окончания школы практически здоровыми могут быть признаны лишь 20 % школьников. Существует ряд причин такого положения. Одна из них: недостаточная финансовая обеспеченность и, отсюда, слабая материально-техническая база школы (по санитарно-гигиеническим нормам потребность общеобразовательных школ в спортивных залах удовлетворена лишь на 30 % , а в бассейнах – лишь на 10 %). Соответственно, нельзя говорить о полноценной постановке физкультурно-оздоровительной работы в школе. Нельзя забывать о том, что в настоящее время общество переживает трудный период своего развития и это отражается на психическом состоянии его граждан, особенно юных граждан, не всегда способных объяснить себе социальные трудности жизни. Постоянная психическая напряженность не может не сказываться негативно на состоянии здоровья детей, которым, при этом, приходится испытывать значительные физические, интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в период обучения. В этой связи необходимо отметить не только условия жизни и обучения, в которых вынужденно находится учащийся современной школы, но и качество получаемого им образования, не всегда соответствующего требованиям сегодняшнего дня, особенно в части физической культуры, которая призвана вооружать обучающихся в школе знаниями и умениями физического самосовершенствования и предупреждения появления патологических сдвигов в организме. Последний тезис подтверждается вышеприведенными статистическими данными.

Физическое воспитание, благодаря своей потенциальной способности непосредственного воздействия на нервные процессы, определяющие физическое и психическое здоровье человека, может и должно снижать психическую напряженность детей и, таким образом, уменьшать ее негативное влияние на организм ребенка.

Многогранность и разнообразие самого физического воспитания должны рассматриваться через следующие основные категории, характеризующие его суть: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень развития двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры. Вышеуказанные категории определяют направленность и содержание задач, решаемых в школьном физическом воспитании, которые делятся на общие и частные.

В числе наиболее общих задач физического воспитания могут быть названы следующие: общая физическая подготовка (базовая), специальная профессиональная физическая подготовка, активный отдых и оздоровление, спортивная подготовка. Каждое направление раскрывается рядом частных задач, которые, имея общую структуру, меняют при этом свое содержание с учетом основного направления работы. Так, например, каждая общая задача будет дифференцироваться тремя основными группами частных: оздоровительные, образовательные и воспитательные.     Принципы, методы и средства школьного физического воспитания:

Процесс реализации указанных задач должен происходить на основе принципов системы физического воспитания, дидактических принципов, а также принципов методик развития физических качеств и обучения двигательным действиям. Вспомним основные из них.

Система физического воспитания может эффективно функционировать при условии соблюдения: принципа гармоничного и всестороннего развития личности; принципа прикладности (взаимосвязи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой); принципа оздоровительной направленности физического воспитания. Система школьного физического воспитания содержит в себе те же основополагающие принципы, а человек, имеющий отношение к данной системе, безусловно, должен руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности.

Принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и динамичности составляют методическую основу дидактики и потому имеют непосредственное отношение к методике проведения школьных уроков физической культуры, где процессы обучения и направленного развития занимают ведущее место. Каждый из названных принципов имеет свое место для реализации в ходе планирования учебно-воспитательного процесса и в процессе обучения, методика которого подбирается с учетом конкретно поставленных задач, возраста детей и их подготовленности.

Отдельно выделим современные принципы школьного физического воспитания: принцип развивающего обучения, принцип воспитывающего развития и воспитывающего обучения, которые объединяют в себе закономерности построения процессов обучения, развития и воспитания. Для дальнейшего эффективного восприятия методических основ построения школьного урока физической культуры следует повторить ранее пройденный материал.

Методика школьного физического воспитания, как и любая другая методика, содержит в себе комплекс методов, средств и методических приемов, находящихся в строго определенной взаимосвязи и последовательности и позволяющих решать поставленные задачи.

Методы физического воспитания делятся на две относительно самостоятельные, но взаимосвязанные группы: общепедагогические методы и методы упражнения.

Использование тех или иных методов физического воспитания на занятиях по физической культуре в школе будет определяться поставленной задачей, возрастом детей и их подготовленностью. Так, например, задача урока физической культуры может иметь направленность на обучение какому-либо элементу, но, учитывая разность технической и физической подготовленности детей данного класса, учитель может использовать для решения данной задачи в различных случаях целостный или расчлененный (аналитический) методы обучения.

Таким же образом обстоит дело с использованием методов преимущественного развития физических качеств (стандартно-непрерывного, повторно - переменного и др.): направленность урока на решение задачи развития общей выносливости будет определять использование стандартно-непрерывного метода, но в младшем школьном возрасте для решения такой задачи учитель отдаст предпочтение методам комбинированного упражнения, связанным с частой сменой заданий, темпа и времени выполнения заданий, поскольку детям этого возраста сложно выполнять длительную и монотонную нагрузку.

Основные требования к использованию методов упражнения в процессе обучения:

1. Простые упражнения являются эффективными до тех пор, пока есть необходимость преодоления координационных трудностей;

2. Не все двигательные действия должны быть доведены до навыка, так как некоторые из них не используются в быту, труде, спорте, а некоторые будут и дальше совершенствоваться с учетом изменившегося уровня физического развития. Из сказанного следует, что характер и конкретный порядок сочетания методов определяется:

3. Задачами учебно-воспитательного процесса;

4. Особенностями занимающихся;

5. Особенностями изучаемого материала;

6. Внешними условиями учебной работы.

Если методы физического воспитания – это способы решения поставленной задачи, то средства физического воспитания – это те необходимые «инструменты», при помощи которых мы достигаем поставленную цель. Вспомним основные группы средств физического воспитания:

1. Физические упражнения;

2. Оздоровительные силы природы;

3. Гигиенические факторы.

Физические упражнения, безусловно, являются основной группой средств физического воспитания в школе, поскольку, как следует из определения, физические упражнения – это двигательные действия, специально организованные для решения задач физического воспитания. При этом физические упражнения обладают всеми необходимыми свойствами для строгой организации и регуляции процесса школьного физического воспитания: они хорошо дозируемы, могут оказывать как локальное, так и общее воздействие, выполнение их всегда находится под контролем учащегося и учителя и т.д.

В образовательной школе дети, в основном, получают базовую физическую и техническую подготовку и поэтому ведущую роль в процессе обучения, например, играют основные упражнения, основу которых составляют естественные движения и аналитические движения, используемые для развития координационных способностей учеников; подводящие и подготовительные упражнения, являющиеся вспомогательными, составляют основу методики обучения технике двигательных действий (особенно из различных видов спорта) на первом этапе. Группы более узконаправленных упражнений, таких как соревновательные, имитационные, идеомоторные также имеют место в школьной методике при решении образовательных задач.

Гигиенические основы физического воспитания в общеобразовательной школе

К числу гигиенических требований в физическом воспитании относятся требования:

1. К местам занятий;

2. К спортивной одежде;

3. К спортивной обуви;

4. К личной гигиене;

5. К нормированию нагрузок.                                                

Требования к местам проведения занятий:

1. Температура в зале 15-17 градусов;

2. Батареи должны быть закрыты;

3. Влажная уборка должна проводиться 2-3 раза в день;

4. Состояние спортивных снарядов и оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности;

5.Освещенность зала должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

Требования по нормированию физических нагрузок на уроках физической культуры:

1. Организовывать занятия нужно с учетом состояния здоровья учащихся;

2. Подбирать упражнения нужно с учетом возрастно-половых особенностей детей;

3. Дозировать нагрузку необходимо адекватно подготовленности занимающихся;

4. Обязательны для соблюдения дидактические принципы физического воспитания;

5. Регулярное проведение врачебного и педагогического контроля за состоянием организма занимающихся, их физическим развитием и физической подготовленностью.

Без знаний возрастных особенностей детей невозможно правильно осуществлять физическое воспитание. Наиболее типичными из них являются следующие:

1. Непрерывный, быстрый, неравномерный рост и развитие детского организма;

2. Незрелость и недостаточная устойчивость детского организма, легкая ранимость;

3. Высокий уровень возбудимости, реактивности на различные внешние воздействия;

Основные требования к учету возрастных особенностей:

1.  Содействовать прогрессивному их изменению;

2. Принимать во внимание возрастные проявления и строить педагогический процесс на основе реальных возможностей детей.

Период младшего школьного возраста характеризуется равномерными и достаточно интенсивными темпами развития ребенка.

Опорно-двигательный аппарат характеризуется несформированностью изгибов позвоночника, нижних ребер грудной клетки. В этом возрасте начинают срастаться кости таза, укрепляются суставы. Незавершенно окостенение кисти и стопы. Из этого следует, что не следует давать упражнений:

- с большими отягощениями, отрицательно влияющими на состояние позвоночника;

- с большим количеством прыжков на твердой опоре и особенно упражнений, связанных с прыжками с большой высоты;

- с большими нагрузками на суставы.

Мышечная система: растет мышечная масса за счет формирования крупных мышечных групп. Мышцы отличаются большой эластичностью и хорошей проводимостью нервных импульсов. Наиболее проблемными зонами мышечной системы являются несформированные мышцы вокруг позвоночного столба (мышечный корсет), мышцы свода стопы, мышцы, обеспечивающие мелкую моторику рук, мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, приводящие мышцы нижних конечностей, а у девочек и мышцы пояса верхних конечностей. Естественным является ограничение нагрузок с максимальными и длительными напряжениями мышц брюшного пресса и обязательное введение специальных упражнений на развитие силовых способностей, в том числе статической выносливости мышц спины. При условии отказа от использования дополнительных отягощений, необходимо укреплять дыхательную мускулатуру, а также использовать в занятиях упражнения в метании, ловле и бросках различных по масштабу и весу мячей и других спортивных снарядов.

Вегетативная нервная система: вегетативные функции отстают в развитии от моторных: во-первых, сердечная мышца не обладает достаточной сократительной способностью, а основные регуляторные механизмы сердечно-сосудистой системы находятся в стадии становления; во-вторых, несформированность мышц, обеспечивающих дыхательный акт, что приводит к быстрому образованию кислородного долга в организме ребенка. Как следствие из вышесказанного: ЧСС в покое у младшего школьника 90-100 уд/мин (у взрослого – ЧСС 60-70 уд/мин), при выполнении физической работы кровоток увеличивается в основном за счет той же частоты сердечных сокращений; а частота дыхания – 20 -24 цикла в мин (у взрослых – 14-16 циклов в минуту), во время выполнения физической нагрузки легочная вентиляция у детей этого возраста растет за счет частоты дыхания. Отсюда, достаточно быстрая утомляемость детей при выполнении длительных и монотонных нагрузок, но благодаря активности обменных процессов и процессов выведения из организма продуктов обмена дети обладают способностью к быстрому восстановлению. Все это необходимо учитывать при планировании моторной плотности урока и величины физической нагрузки, которую получат дети на занятиях по физической культуре.

Психологические особенности поведения: дети младшего школьного возраста эмоциональны, легко возбудимы; процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Они легко поддаются внушению и легко «привязываются» к старшим. На занятиях не могут длительное время концентрировать внимание, поскольку объем внимания мал; восприятие – целостное, так как не сформирована способность абстрактного мышления.

Основная направленность физического воспитания в младшем школьном возрасте заключается в попутном стимулировании процесса развития физических качеств, проявляющихся в процессе формирования двигательных умений и навыков.

К основным методам, обеспечивающим эффективность процессов обучения двигательным действиям и развития физических качеств, могут быть отнесены следующие:

1) наглядные – метод натуральной демонстрации (показ должен быть качественным, многократным, непосредственным перед выполнением);

2) словесные – метод образного слова, рассказ, оценка, команда;

3) методы упражнения – целостный и стандартно-повторный (для обучения); игровой, повторно-переменный и стандартно-повторный (для развития физических качеств).

Особенности методики обучения технике двигательных действий обусловлены интенсивным развитием функций двигательного анализатора, естественное возрастное формирование которого в основном заканчивается к 14-15 годам, и сводятся к следующему:

1. Основная задача обучения – сформировать «школу движений» и расширить двигательный опыт ребенка;

2. Изучение нового материала должно проходить не менее 3-4 уроков подряд с регулярными повторениями пройденного;

3. Обязательной является правильная демонстрация изучаемого элемента при своевременном, срочном исправлении ошибок в технике;

4. Младшие школьники быстро устают, но и быстро восстанавливают готовность к движениям (особенно их утомляют однообразные упражнения и удержание отдельных частей тела в различных положениях);

5. К основным методическим приемам обучения могут быть отнесены: варьирование упражнений, условий их выполнения, исходного положения, непосредственная помощь учителя, введение «ограничителей» параметров движения.

Методические особенности развития физических качеств сводятся к следующим правилам:

1. Игровой метод является в этом процессе основным (поскольку создает эмоциональные условия для выполнения относительно больших физических нагрузок);

2. Должно быть строго продуманное использование стандартно-повторного и повторно-переменного методов (так как они оказывают значительное влияние на организм детей);

3. При развитии координационных способностей следует особое внимание уделить развитию сенсомоторных способностей (точности восприятия и дифференцирования пространства, чувству равновесия и согласованности движений); упражнения на координацию следует подбирать в течение года из различных видов двигательной деятельности и давать в подготовительной и начале основной частей урока;

4. При развитии скоростных способностей особое внимание следует уделять развитию быстроты простой двигательной реакции и частоты движений (основной метод – игровой); при воспитании быстроты у детей предпочтение отдают естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения (средства: сюжетные подвижные игры или игры с элементами спортивных игр);

5. Наиболее предпочтительным является развитие относительной силы (так как мышцы больше растут в этом возрасте в длину, а не в поперечнике). Для ее развития лучшим является метод повторных усилий (работа должна строиться в основном на основе использования веса собственного тела ребенка или незначительных дополнительных отягощений);

6. Необходимо постепенно воспитывать у детей способность к мышечным усилиям (особенно крупных мышечных групп спины и живота), в том числе и статическим, но кратковременным, которые исключают длительную задержку дыхания;

7. Необходимым является внимание к развитию общей выносливости организма с целью совершенствования вегетативных функций организма (методическую основу развития должна составлять высокая моторная плотность занятия) и к развитию гибкости (акцент – на развитие пассивной гибкости).

Существуют некоторые различия в методике физического воспитания для мальчиков и девочек:

1. В младшем школьном возрасте при выборе упражнений и дозировании физических нагрузок мальчикам в большем объеме, чем девочкам, рекомендуется давать упражнения в поднимании и переноске груза, в преодолении сопротивления, более продолжительные беговые дистанции, а также увеличивать расстояния до мишеней для метания;

2. Силовые упражнения для девочек по числу повторений могут быть такими же, как и для мальчиков, но по напряжению меньшими;

3. Девочкам больше, чем мальчикам, следует выполнять плавные, ритмичные, танцевальные движения;

4. В упражнениях, направленных на развитие силы и выносливости, физическая нагрузка для девочек несколько меньше, но в упражнениях на быстроту и координацию им можно дать более трудные упражнения, чем мальчикам.

Безусловно, основной формой физического воспитания в младшем школьном возрасте является урок физической культуры. Типы и виды уроков: в младшем классе следует разнообразить дидактические задачи и виды учебного материала на всех уроках физической культуры, так как детям этого возраста свойственна частая смена видов деятельности. Наиболее распространенными в использовании являются смешанные и комбинированные уроки, комплексный урок. На уроке временное соотношение подготовительной, основной и заключительной частей зависит от возраста и типа урока. В младших классах распределение частей более равномерное: если урок имеет длительность 45 минут, то подготовительная часть – 13 мин., основная – 20 мин., заключительная – 12 мин. Объясняется это тем, что в младших классах требуется большее время для организации внимания и разворачивания процесса врабатывания; объяснение и показ подготовительных упражнений также требуют времени. В среднем на каждый основной вид двигательной деятельности у младших школьников отводится по 8-10 мин. Рекомендуемая максимальная моторная плотность урока для младших школьников – 60-70 %, причем пик ее должен приходиться на конец подготовительной части урока.

Дополнительными формами занятий (неурочными) для младших школьников должны являться ежедневные физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, кружки общей физической подготовки, спортивные секции, самостоятельные занятия дома (выполнение домашних заданий), общешкольные соревнования, физкультурные праздники («Веселые старты»), дни здоровья. Только в этих условиях ребенок будет получать необходимый объем двигательной активности, который обеспечит ему здоровье.

Основным способом организации общего порядка учебной деятельности является фронтальный способ в различных его вариантах, поскольку младшие школьники не умеют самостоятельно выполнять отдельные задания учителя и требуют к себе постоянного внимания и оценки со стороны педагога их деятельности.

Оценка успеваемости в этом возрасте складывается из качественных критериев (оценивается индивидуальный прирост показателей каждого ученика), а также систематичности посещений занятий по физической культуре.

  1. Содержание внеурочной деятельности в общеобразовательной школе

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. 

Внеурочная деятельность призвана:

- обеспечить благоприятную адаптацию школьников в общеобразовательном учреждении;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития учащихся в школе;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Внеурочная деятельность отличается от учебной тем, что:

- осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы;

- она строится на основе широкой общественной активности школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов;

- педагогическое руководство внеурочной работой приобретает в большей мере инструктивно-педагогический характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся.

Основными задачами внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности школьников являются:

1.Совершенствование нормативно-правовых условий развития и сохранения здоровья учащихся.

2.Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.

3.Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта и туризма.

В современной сельской малокомплектной школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации спортивных кружков и секций, прогулок, экскурсий, походов, спортивных праздников, дней «Здоровья».

Внеурочная деятельность помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в свободное от учёбы время, а также формирование негативного отношения к вредным привычкам через различные формы здорового образа жизни. Успех внеурочной деятельности зависит не только от активности детей заниматься спортом и вести здоровый образ жизни, но и от педагогического влияния, умения учителей придать интересам воспитанников общественно-полезную направленность.

Успеху внеурочной воспитательной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности, содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организацией форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе, не только выдвигает на первый план традиционную задачу повышения качества образования, соответствия его требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО, но и требует в первую очередь педагогических усилий для решения проблем адаптации и сохранения здоровья учащихся. Качество здоровья подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства.

Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья через многообразие форм внеурочной деятельности - это, прежде всего процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Двигательная активность школьников является естественным фактором стимуляции роста и развития. Очень большое значение имеет проблема оценки влияния разных уровней двигательной активности на организм школьников. Лишь оптимальная двигательная активность оказывает благоприятное влияние на развитие детей.

Ориентирами в организации внеурочной деятельности служат:

- запросы родителей, законных представителей учащихся;

- приоритетные направления деятельности школы;

- интересы и склонности педагогов;

-рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Одна из перспективных направлений развития образования является разработка модели организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников в процессе обучения, способствующих не только решению образовательных задач, воспитанию личностных качеств и гармоничному физическому развитию, но и развитию индивидуальности учащихся через внеурочные виды деятельности.

Разработка модели формирования здоровьесберегающей среды в МОУ СОШ № 51 с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам основывается на имеющихся документах, законодательных правовых актах Российской Федерации, гарантирующих право на охрану здоровья, образование, оздоровление и отдых всем детям, а также основных нормативных документах, обеспечивающих функционирование системы отдыха детей и молодежи, регламентирующих различные отношения в рамках системы организаций и физических лиц:

1. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. (от 17.11.2008 № 1663-р) Формирование здорового образа жизни и экологических стандартов жизни.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013- 2020 годы (от 11.10.2012 г.)

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.08.1998 (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г.)

4.  Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

5.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 111-ФЗ от 10.07.2012г. (редакция № 68 от 10.07.2012, последняя редакция, действующая редакция)

6.  Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106)9

7.  Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

8.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Пр-271 от 04 февраля 2010 г.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями от 22.09.2011 г.)

10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни).- М.- «Просвещение» 2011

11. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 29.06.2011 г.).

12.  Приказ Министерства здравоохранения № 621 от 30.12.2003 г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей»

13. Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», 2007 г., № 50, гл.3,ст.28,31.

14.  Приказ Министерства образования РФ № 2715, Министерства здравоохранения РФ № 227, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту № 166, Российской академия образования № 19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 16.07.2002 г., решение Коллегии от 23.05.2002 г., № 11/9/6/5.

15.  Письмо Министерства образования РФ 31.10.2003 г., № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

16.  Методические рекомендации Министерства здравоохранения и социального развития РФ 15.01.2008 г., № 206-ВС «О проведение профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях».

17.  Проект закона «Об образовании» в редакции 14 октября 2011 г.ст.41, 42

Для успешной реализации внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности в условиях сельской малокомплектной школы, мы разработали системную модель здоровьеформирующего образовательного пространства среднего общеобразовательного учреждения. Самыми простыми и массовыми формами внеурочной работы с учащимися являются игры и развлечения.

Игры организуются как с небольшой группой учащихся одного класса, так и с большими группами учащихся двух-трех классов. Чем многочисленнее группа играющих, тем лучше должны быть подготовлены организаторы и затейники из учащихся. Игры следует проводить в виде так называемого «часа игр», общее руководство которым осуществляется учителями.

Предлагая детям игры и развлечения, следует насыщать их элементами, которые предусматривают расслабление мышц в сочетании с общими развивающими упражнениями на точность и скорость движений. Такие игры способствуют нормализации координации работы мышц-антагонистов. Наибольшую оздоровительную ценность имеют перемены, во время которых дети бывают на свежем воздухе.

Известно, что прогулки и игры после уроков на свежем воздухе являются активным отдыхом. Кроме того, они позволяют удовлетворить потребность в движениях, содействуют закаливанию, формированию двигательных качеств учащихся.

«Часы игр» проводятся во внеурочное время, а также и каникулярный период, причём сбор детей для участия в играх назначается в определенный день и час в школе или на площадке. В хорошую погоду осенью и зимой, а также в летнее время игры проводятся на открытом воздухе; лишь в ненастную, ветреную и холодную погоду они проводятся в закрытом помещении где температурные условия для игр на воздухе те же, что и для занятий другими упражнениями. Проводимые игры всегда должны соответствовать возрасту и подготовленности играющих, быть доступными для мальчиков и девочек, простыми по содержанию, легко объяснимыми, интересными и увлекательными. Комплекс игр составляется так, чтобы в нем были игры с различным содержанием, и нагрузкой и чтобы эти игры правильно чередовались.

Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеурочной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.

Соревнования, как и другие виды внеурочной работы, включаются в общий годовой план работы школы. В начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям.

Лучшими сроками для проведения соревнований являются каникулы — зимние, весенние и летние. Спортивные соревнования организуются и проводятся непосредственно учителями ОБЖ и физкультуры, а также педагогами дополнительного образования под общим руководством директора школы. Самое активное участие в них должен принимать коллектив физкультуры. Лучшие учащиеся-спортсмены старших классов оказывают помощь в подготовке учащихся начальных классов к соревнованиям и в проведении их. Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачет, порядок награждения лучших участников команд, форма заявки и сроки ее представления.

С учащимися начальных классов школы могут проводиться соревнования по играм «Весёлые старты», легкой атлетике, футболу.

С учащимися среднего и старшего звена, в программу соревнований по играм включаются волейбол, баскетбол, футбол, а также лёгкая атлетика. Соревнования по подвижным играм могут проводиться среди всех учащихся.

В программу соревнований по легкой атлетике, можно включать такие виды: бег, прыжки в длину и в высоту с разбега, метание мяча. Но дистанцию бега следует ограничить, а метание мяча можно проводить на дальность или в цель. Программа любых соревнований разрабатывается с учетом физической подготовленности учащихся.

Соревнования по подвижным играм при наличии соответствующих условий можно проводить в любое время года. Гимнастические соревнования лучше всего проводить в весенние каникулы, а легкоатлетические — по окончании учебного года.

Внутри класса соревнование организуется и проводится учителем и активом класса. Им помогает учитель физкультуры и родители.

Для подготовки и проведения общешкольных соревнований создается организационный спортивный комитет из числа лучших спортсменов школы, возглавляемый обычно учителем физической культуры.

Оргкомитет решает вопросы о сроках и месте проведения соревнований, наградном материале, об условиях зачета соревнований, состава судейской бригады, утверждает распорядок проведения данных мероприятий.

Успех в проведении соревнований в значительной мере зависит от качества работы судейской и счётной комиссии, которую возглавляет главный судья, назначаемый учителем физкультуры. В обязанности главного судьи входит: подбор судей, распределение между ними обязанностей, контроль за подготовкой мест соревнований, составление плана (расписания) проведения соревнований и обеспечение бесперебойного проведения соревнований в соответствии с положением и программой.

Для подготовки и проведения соревнований привлекается как можно больше учащихся. Они обычно готовят места для соревнований, инвентарь, оформляют спортивную площадку или спортивный зал, судейские протоколы. Дети, не участвующие в соревнованиях, работают судьями (будучи хорошо проинструктированными, они смогут производить измерения и запись результатов, подсчет очков).

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Кружки и секции по сохранению и укреплению здоровья школьников в МОУ СОШ № 51 организуются в зависимости от условий и количества учащихся, желающих посещать внеурочную деятельность.

Посещая спортивные кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, формируется сила воли, стремление к победе, сплочению коллектива, как единой команды.

Задача внеурочной деятельности спортивного направления — активизировать двигательный режим детей, расширить их знания о ЗОЖ, а также негативного отношения к вредным привычкам. Развивать двигательные умения и навыки, формировать у них потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями. Направленность занятий должна обеспечивать разностороннее физическое развитие учеников, овладение ими школой движений, формирование у них правильной осанки, улучшение качества усвоения материала учебной программы. В занятия включаются главным образом упражнения школьной программы, выполняемые в усложненных условиях и преимущественно в игровой форме.

Методическое руководство занятиями в кружках осуществляют учителя физической культуры.

Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта. Основные задачи секций:

1. Приобщить школьников к систематическим занятиям спортом;

2. Содействовать их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта;

3. Готовить их к участию во внешкольных соревнованиях;

4. Содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований.

В секции приглашаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям. Проведение конкурсного отбора нежелательно, так как это противоречит основным задачам внеурочной работы. В секции учащиеся распределяются по группам с учетом возраста (7—8, 9—10, 11—12, 13—14, 15—17 лет), пола, уровня спортивной подготовленности. Согласно существующему положению дети допускаются к спортивным занятиям. Занятия в кружках и секциях проходят как в спортивном зале, так и на улице.

Занятия на свежем воздухе ценны тем, что они способствуют поддержанию закаленности растущего организма на протяжении всего учебного года, повышают сопротивляемость детей к простудам и инфекционным заболеваниям. Занятия, увеличивающие пребывание детей вне помещения, оказывают оздоровительное воздействие, что способствует улучшению развития координации движений, умственной работоспособности.

Тхэквондо или Таеквон-До («тхэ» — нога, «квон» — кулак (рука), «до»  - искусство) - олимпийский вид спорта, корейское боевое искусство, особенностью которого является возможность использования в бою ног для ударов и бросков. В отличие от других корейских единоборств, в тхэквондо не используют оружия, считается, что человеческое тело само по себе очень грозное оружие. Тхэквондо занимаются как мужчины, так и женщины.
Тхэквондо - это боевое искусство без использования оружия. Его родиной является Корея. Дословный перевод с корейского означает "путь, проделанный голыми ногами и руками". Причем ногам отводится особая роль, они более активно задействованы в блоках и ударах, чем руки. Когда Чхве Хон Хи, того, кто возродил это древнее мастерство, спросили: "Тхэквондо - что такое?", он ответил, что это не просто мощная техника боя без оружия для поражения одного или более противников, это культ, образ жизни. Главными принципами корейского боевого искусства являются высокая духовность, совесть, выдержка, целеустремленность.

Первое упоминание рукопашного боя, элементы которого очень напоминают тхэквондо, относится к I веку нашей эры. Изображения воинов найдены на императорских гробницах династии Когуре. Этот период исторически относится к эпохе Трех государств. Именно в этом периоде произошло зарождение корейского боевого искусства.

В начале XX века Корея находилась под властью Японии, и мастерам корейских боевых искусств приходилось уходить в подполье. После освобождения Кореи от японской оккупации в 1945 году, боевые искусства начали выходить из подполья. Но этот период не прошел бесследно, некоторые техники сохранились, но духовно-философская традиция была утрачена. Залов было много, и число инструкторов, преподающих разные виды боевых искусств, тоже множилось, но мало кто из них серьезно знал историю своей школы и мог объяснить содержательную сторону ее традиции. По окончании войны 1950-1953 годов в Корее существовало очень много школ, в которых практиковались боевые искусства с самыми разными названиями: тхэсудо, субак, субак-до, квонбоп, тэгён, тансудо, тэквонбоп и так далее. До начала 60-х годов государство никак не вмешивалось в их деятельность. Перелом в государственной политике по этому вопросу наступил с приходом к власти президента Пак Чон Хи. В этот период впервые возникает стремление поставить боевые искусства на службу режиму, создав единую систему единоборства, которая находилась бы под контролем государства, в отличие от разрозненных направлений. Официального признания тхэквондо добилось лишь в 1955 году, после чего и начался его путь по спортивным аренам всего мира. За столь короткий срок тхэквондо приобрело невероятную популярность во всем мире

Сегодня корейское боевое искусство - самый распространенный вид единоборств, в том числе широко распространено детское тхэквондо. Образовались 3 международные организации, штаб в Вене (Австрия), GTF, офис в Торонто (Канада), WTF, штаб в Сеуле (Корея) - эта ассоциация является главной, она имеет 206 филиалов по всему миру, насчитывает почти 40 миллионов спортсменов. Примечателен тот факт, что мастера основную ставку делают на развитие приемов боевого искусства с научной точки зрения. Может, именно научный подход определил тот факт, что на сегодняшний день спорт тхэквондо - самый мощный вид единоборства, в его арсенале - много зрелищных приемов: разбивание рукой двух кирпичей; разбивание ногой в полете досок, закрепленных на высоте 3 метра; удар ногой в полете через 11 стоящих в линию человек; выбивание последовательно двух целей ногой в прыжке (это один из самых сложных приемов); выбивание на скаку всадника из седла лошади (еще одна сверхзадача для мастеров спорта).

 Принципы тхэквондо:

 Честность — каждый должен уметь отличить правду от лжи.

 Настойчивость — счастливый человек всегда настойчив и много трудится. Самообладание — нельзя терять самоконтроль, иначе могут быть плохие последствия. Неукротимый дух — должны быть честны и решительный в стрессовых ситуациях. Почтительность (учтивость) — быть вежливым, избавится от дурных привычек и относится к людям с уважением.

         Всемирная федерация тхэквондо (ВТФ, англ. World Taekwondo Federation, WTF) была создана 28 мая 1973 года, штаб квартира федерации находится в Сеуле (Корея). Тхэквондо входит в состав Олимпийских игр с 2000 года.

Как и в других боевых искусствах, уровень мастерства спортсмена определяется системой поясов. Школа тхэквондо имеет 10 уровней (гыпов) цветных поясов. В тхэквондо пояса условно разделяются на «цветные» (в том числе и белый) и «черные». Принято придерживаться следующей классификации:

10 гып - белый пояс

9 гып - белый пояс с жёлтой полоской

8 гып - жёлтый пояс

7 гып - жёлтый пояс с зелёной полоской

6 гып - зелёный пояс

5 гып - зелёный пояс с синей полоской

4 гып - синий пояс

3 гып - синий пояс с красной полоской

2 гып - красный пояс

1 гып - красный пояс черной полоской черный пояс система поясов в тхэквондо.
        У чёрных поясов есть свои уровни — даны. Всего в тхэквондо 9 данов. Владелец красного пояса с черной полоской (1 гып) должен тренироваться как минимум полгода, прежде чем он сможет сдавать на 1-й дан. Каждый может получить черный пояс (1-й дан) через 2,5 — 4 года, в зависимости от способностей, частоты тренировок и частоты проведения аттестаций.
       Спортсмены, не достигшие 15 лет, не имеют права носить черный пояс. Новый дан присваивается в том числе за наработанное количество тренировочных часов. Форма одежды. Во время тренировок и соревнований как вид спортивной одежды используется кимоно. Для тхэквондо существует 3 его вида, в зависимости от принадлежности к мировой школе:

 ITF - ученики носят куртку с запахом на липучке. Кимоно снизу обшито черной окантовкой. Материал - хлопок или смешанная ткань. На спине, груди и брюках вышито ITF. Пояс завязывают в 1 оборот.

 GTF - спортсмены надевают такое же кимоно для тхэквондо, как и участники ITF, только окантовка цветная, и эмблема на куртке со своей аббревиатурой.

WTF - в комплект спортивной формы входит куртка цельного покроя в виде распашонки, которая может быть белой, черной или черно-красной. Снизу на спине и спереди куртки вышито WTF. Пояс завязывается на 2 оборота.

Правила тхэквондо (WTF) Поединок состоит из трех раундов по три минуты с перерывом по одной минуте, для детей до 14 лет — три раунда по две минуты с перерывом тридцать секунд (возможно сокращение до двух раундов). К соревнованиям допускаются спортсмены, прошедшие подготовку по спарринговой технике в течение не менее трех месяцев. Спортсмены делятся по возрасту, весовым категориям, а также по полу. Возраст участников соревнований определяется годом рождения (в редких случаях датой рождения). Взвешивание участников проходит за день до начала соревнования. Участнику, взвесившемуся один раз и не прошедшему взвешивание первый раз, предоставляется право на еще одно взвешивание в пределах времени официального взвешивания. Технические приемы кулаком выполняются с использованием передней наружной части указательного и среднего пальцев крепко сжатого кулака. Технические приемы ногами выполняются с использованием части ноги ниже таранной кости-лодыжки. За каждое результативное действие в корпус спортсмену дается одно очко, в голову — 3 очка. Разрешается наносить удары кулаком и ногами в области, закрытые защитным жилетом. Однако запрещается нанесение ударов в позвоночник. Разрешается наносить удары в переднюю часть лица, исключая затылок (удары должны наноситься только ногами). Спортсменам могут присваиваться штрафные очки, при получении четырех штрафных очков — дисквалификация.
Решения:

-Победа нокаутом.

-Победа вследствие прекращения поединка Рефери или Доктором.

-Победа по счету или предпочтительности.

-Победа вследствие неявки.

-Победа вследствие дисквалификации.

-Победа вследствие объявленных Рефери мер взыскания.

 Площадка для соревнований Площадка для соревнования должна иметь размеры 10 на 10 метров, при этом она должна иметь плоскую поверхность и быть покрыта эластичными матами. Площадка для соревнования может быть установлена на платформе высотой 0,5— 0,6 метра от основания, внешняя часть границы (за ограничительной линией) должна иметь уклон менее чем 30 градусов, для обеспечения безопасности соперников.
        Экипировка (форма) для тхэквондо: защитный жилет, шлем, паховая раковина, накладки на предплечья и на голень, степки — специальная обувь для тхэквондо, добок — форма одежды для тхэквондо, перчатки для тхэквондо и капа перед выходом в область соревнования.
Паховая раковина, накладки на предплечья и голени (футы) должны быть одеты под костюм Тхэквондо. Разрешено использовать только одобренное ВТФ защитное оборудование, так же как перчатки и капа, для его (ее) личного использования. Все иные виды защитных шлемов для головы запрещаются (кроме разрешенных ВТФ шлемов).  Технический ассистент контролирует показания на табло в течение поединка, правильность баллов, наказаний и времени, и немедленно уведомляют рефери о любой проблеме связанной с проходимым поединком.

          Глава 2 Пути педагогических условий совершенствования  физической подготовки через секционную работу

             2.1 Организация и методы исследования

Исследования проводились в три этапа. На первом этапе изучалась научно-методическая литература, выбор методов исследования и постановка задач. На втором этапе проводился педагогический эксперимент. Третий этап включал в себя обработку полученных данных в педагогическом эксперименте.

Целью нашего исследования явилось изучение педагогических условий организации внеурочной деятельности

В связи с этим, нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучение научной литературы;

2. Изучить содержание внеурочной деятельности в школе;

3. Проанализировать содержание рабочей программы по тхэквондо для этапа начальной подготовки первого года обучения.

4. Составление комплексов учебно-тренировочных занятий по тхэквондо в рамках внеурочной деятельности для младшего школьного возраста.

5. Обосновать эффективность комплексов учебно-тренировочных занятий по тхэквондо.
      Для систематической оценки физической подготовленности учащихся проводились контрольно-педагогические испытания в начале и конце учебного года. Они давали возможность выявить уровень показателей физической подготовленности, проследить динамику и определить сдвиг за экспериментальный период.

В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики физического воспитания, наибольшее распространение получили следующие методы:

1.         Анализ научно-методической литературы.

2.        Педагогическое наблюдение.

3.        Тестирование физических качеств.

4.        Педагогический эксперимент.

5.        Методы математической статистики.

Применение основных педагогических методов в исследованиях в области физического воспитания и спорта позволяет использовать в каждом конкретном случае самые разнообразные приемы, способы и методики регистрации и сбора информации (физиологические, психологические, биомеханические, медицинские и др.). От обычного визуального анализа и оценки, до применения современных технических устройств и приборов с использованием современных компьютеров и информационных технологий.

Анализ научно-методической литературы.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
         Анализ литературных источников был направлен на изучение наиболее общих вопросов, касающихся физического воспитания детей в школе, содержание внеурочной деятельности.

Основное место в системе методов на всех этапах работы занимал метод педагогического наблюдения.

Значительное место в системе использованных нами методов занимал метод анкетирования учащихся. Для этого нами была разработана анкета. При разработке анкеты мы использовали методику прямого анкетирования. Отдельные вопросы были заимствованы из анкет, составленных кафедрой ТОФВ ТГУ под руководством В. В. Шевцова. Вопросы анкеты были направлены на выявление оценки собственного здоровья ребенка, использования средств физической культуры для поддержания и созидания, а также определение структуры предпочтений видов деятельности в сфере досуга респондентов.

Оценку физической подготовленности детей (их силы, выносливости, быстроты, прыгучести, функции равновесия и др.) можно проводить, пользуясь описанными ниже простыми тестами.

Мышечную силу определяют методом кистевой и становой динамометрии (приборы можно приобрести в магазинах). О степени развития силы различных мышечных групп можно также судить по результатам отжимания в упоре не руках, подтягивания на перекладине, приседания с отягощением, поднимания и опускания ног в висе на перекладине, гимнастической стенке.

Педагогическое наблюдение.

Педагогическое наблюдение проходило на базе МОУ СОШ №51 г.Комсомольск-на-Амуре. В эксперименте приняли участие школьники 1 – 4 классов муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №51г. Комсомольска-на-Амуре. Исследование проводилось в 2017-2018 учебном году с привлечением к нему  учащихся первого класса — 20 человек, в том числе: 9 мальчиков и 11 девочек.

Тестирование физических качеств.

Для систематической оценки физической подготовленности учащихся проводились контрольно-педагогические испытания в начале и конце учебного года. Они давали возможность выявить уровень показателей физической подготовленности, проследить динамику и определить сдвиг за экспериментальный период. За основу были взяты общеразвивающие упражнения из различных видов спорта:

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития гибкости

Подвижность в плечевом суставе.

1. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при «выкруте»: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот

2. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольше расстояние от пола до кончиков пальцев.

Подвижность позвоночного столба:

1. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки.

2. «Мост из положения лёжа». Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

Подвижность в тазобедренном суставе:

Испытуемый стремится как можно шире развести ноги в стороны или вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

Подвижность в коленных суставах:

Испытуемый выполняет полные приседания с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: одинаковые исходные положения звеньев тела; одинаковая (стандартная) разминка; повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия, так или иначе, влияют на подвижность в суставах.

Двигательно-координационные способности:

Челночный бег выполняется как в обычном варианте, так и с различными стартовыми позициями (из упора присев, из упора лежа, спиной вперед, лежа на спине ногами/головой вперед и т.д.). варианты челночного бега Зх10 м или 4х10 м из и.п. лицом и спиной вперед; учитывают время, а также разницу во времени выполнения этих вариантов; в первом случае оценивают абсолютный показатель КС (координационных-способностей) применительно к бегу, во втором - относительный.

Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент проводился в МОУ  СОШ №51 г.Комсомольск-на-Амуре в ходе проведения уроков по физической культуре у учащихся младших классов. Целью педагогического являлось на основе выявления педагогических условий организация внеурочной деятельности повысить уровень физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста на занятиях тхэквондо.

Эксперимент проходил в течение учебного года (9 месяцев) с 5 сентября 2017 года по 25 мая 2018 года.

В исследовании приняло участие 20 учащихся 7-8 лет первых классов, которые в соответствии с принадлежностью к учебному классу были разделены на 2 группы экспериментальную и контрольную (далее – ЭГ и КГ) по 6 человек в каждой.

Уровень физической подготовленности у обучающихся обеих групп был одинаковый, что подтвердилось входной диагностикой в сентябре 2017 года. Количество  мальчиков и девочек в контрольной и экспериментальной группе было 9 мальчиков и 11 девочек.

Занятия в обеих группах проходили в малом спортивном зале, учебно-тренеровочное занятие проходили 2 раза в неделю, одинаковое количество часов по единой учебной программе для общеобразовательного учреждения, автор В. И. Лях.[24]

 Различием в учебных программах для экспериментальной группы и контрольной группы являлось включение упражнений из тхэквондо на развитие силовой динамической и статической гибкости и двигательно-координационных способностей в экспериментальной группе. Проводились комплексы упражнений, использовалась вариативность упражнений для того что бы учащимся было интересно.[3]

Методы математической статистики.

Полученные в ходе исследования данные обработаны с помощью математической статистики с использованием программного обеспечения Microsoft Excel. В ходе обработки проводились следующие расчеты [16]:

  1. Вычисление статистических характеристик: средней арифметической величины (М), средней ошибки среднего арифметического (m), среднего квадратического отклонения (σ).

Сравнение достоверности различных средних арифметических значений (по критерию Стьюдента - t). Статистическая значимость различий применялась при p<0,05.

Организация исследования.

Исследования проводились в три этапа. На первом этапе изучалась научно-методическая литература, выбор методов исследования и постановка задач. На втором этапе проводился педагогический эксперимент. Третий этап включал в себя обработку полученных данных в педагогическом эксперименте.

Первый этап (сентябрь 2017 учебного года) включал в себя анализ и обобщение научно-методической литературы по вопросам, раскрывающим теоретико-методических основы развития силовой динамической и статической выносливости. Изучались возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста. Анализировались особенности учащихся младшего школьного возраста. На основе изученного теоретического материала обобщались исследования по вопросам использования средств и методов физической подготовки у детей  младшего школьного возраста.

Также на первом этапе подбирались контрольные тесты, которые позволили бы всестороннее оценить уровень развития силовой динамической и статической гибкости и КС у детей младшего школьного возраста  с учетом специфики проявления данного физического качества.

На втором этапе (октябрь-апрель 2017-2018 учебный год) совершенствования физической подготовки через секционную работу в общеобразовательной школе  проводился педагогический эксперимент. В течение второго этапа исследования у младших школьников экспериментальной группы использовалась методика, включающая в себя общие и частные задачи, средства, методы, приемы  использования упражнений из тхэкводо. Предложенная методика была адаптирована к особенностям учащихся первого класса. Специально-подводящие упражнения тхэквондо были систематизированы для каждого предлагаемого комплекса, дифференцированы и направлены на формирование способности к статической и динамической выносливости [46].

На третьем этапе (май 2018 г.) проводилось повторное тестирование контрольной группы и экспериментальной группы по предложенным контрольным упражнениям, определялся уровень развития силовой динамической и статической выносливости. На данном этапе осуществлялась математическая обработка результатов, определялась достоверность полученных показателей, и проходило оформление работы в соответствии с требованиями.

2.2 Результаты исследования и их обсуждение

Анализируя итоги педагогического эксперимента выявлен ряд показателей полученных до и после эксперимента. Также упражнения предложенных комплексов использовались и в других разделах программы, как развивающие упражнения в течение всего учебного года. Занятия проводились два  раза в неделю.

В начале педагогического эксперимента было проведено вводное тестирование КГ и ЭГ для определения уровня развития динамической и статической гибкости и координационных-способностей (таблица 1).

Таблица 1

Показатели уровня развития динамической и статической гибкости и КС у учащихся начальных классов первого года обучения в начале эксперимента

Тесты

КГ

ЭГ

Разница

P

Ед.

%

1

Челночный бег 3х10 (из упора присев лицом вперёд, с)

10,8

10,9

0,1

0,93

>0.05

2

Поперечный шпагат (до искажения техники, см)

10

13

3

30

>0.05

3

Выкрут гимнастической палки (измеряется расстояние между рук ,см)

30

38

8

26,7

>0.05

Полученные в начале педагогического исследования результаты проведенного тестирования не выявили каких-либо различий в показателях уровня  развития динамической и статической гибкости и КС учащихся обеих групп. При выполнении тестов не было внушительных искажений в технике выполнения, однако, в контрольном упражнении № 2 «Поперечный шпагат» учащиеся допускали такие ошибки, как: нарушали прямую линию ног, не выполняли  фиксацию в крайней точке, не выпрямляли спину. Такие типичные ошибки совершали дети обеих групп. В целом, следует отметить, что результаты вводного тестирования показали недостаточный уровень развития динамической и статической гибкости и КС в обеих группах, что подтверждалось нормативными показателями.

Для определения эффективности предложенных комплексов упражнений, после проведения педагогического эксперимента, было организовано и проведено повторное тестирование у учащихся начальных классов (таблица 2).

Таблица 2

Показатели уровня развития динамической и статической гибкости и КС у учащихся начальных классов первогогода обучения в конце эксперимента

Тесты

КГ

ЭГ

Разница

P

Ед.

%

1

Челночный бег 3х10 (из упора присев лицом вперёд, с)

9,6

9,3

0,3

3.125

>0.05

2

Поперечный шпагат (до искажения техники, см)

7

9

2

28.57

>0.05

3

Выкрут гимнастической палки (измеряется расстояние между рук ,см)

28

29

1

3.57

>0.05

При проведении педагогического исследования во время выполнения предложенных комплексов упражнений делался акцент на технику выполнения двигательного действия. В связи с этим, при прохождении повторного тестирования учащиеся, входящие в экспериментальную группу, продемонстрировали улучшение сформированности двигательных умений и навыков (амплитудность, темп, исходное положение, оперативная поза).

    Экспериментальное обоснование на основе выявления педагогических условий организация внеурочной деятельности повысить уровень физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста на занятиях тхэквондо, а так же таких физических качеств, как динамическая и статическая гибкость и КС основывалось на математической статистике по показателю критерия t-Стьюдента. Данный критерий основывается на разнице показателей двух групп тестирования в начале эксперимента и в конце эксперимента. В конце эксперимента показатели экспериментальной группы улучшились на более высокий показатель, чем у контрольной группы. В частности, упражнения задействовали как глобальные, таки и региональные и локальные мышечные группы, варьировалось исходное положение при выполнении движений,  Так же был представлен комплекс упражнений на растяжение мышц, который позволил улучшить показатели силового развития. Экспериментальные комплексы упражнений включали в себя ряд специально-подготовительных средств, которые были направлены на подготовку к контрольным тестам.

  2.3 Методические особенности совершенствования физической подготовки через секционную работу

Учебно-спортивная работа по тхэквондо может вестись в секциях спортивных обществ, в секциях высших и средних специальных учебных заведений, ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ, секциях сельских и городских производственных объединений на правах самостоятельной инициативы со всеми атрибутами лицензионной процедуры с регистрацией в местной государственной физкультурно-спортивной организации.

Характер работы различается по формам организации, которые зависят от задач, поставленных руководством, оплачивающим данную физкультурно-спортивную деятельность, от личных притязаний тренера, набранного контингента, материальных условий и возможностей его подготовки.

 Поэтому правления спортивных клубов, советы коллективов физической культуры независимо от их принадлежности должны уделять внимание:

1. Созданию благоприятных условий для проведения регулярных занятий, привитию занимающимся  к спорту, повышению интереса к занятиям и росту спортивного мастерства;

2.  Обеспечению всесторонней физической подготовки членов секции;

3. Постоянному совершенствованию уровня технической и тактической подготовленности занимающихся на основе высокой общей и специальной физической подготовленности;

4. Привитию занимающимся навыков спортивной этики, дисциплины, сплочение коллектива;

5. Укреплению здоровья занимающихся, соблюдению гигиены, а также четкой организации врачебного контроля;

6. Систематическому проведению спортивных школьных соревнований и активному участию в них членов секции;

7. Активному участию членов секции в пропаганде спорта.

Прием новичков в секцию должен проводиться в сентябре – октябре каждого года, в начале подготовительного периода. Это, однако, не исключает возможности приема в секцию и в другое время года.

Нормативы количества занимающихся в учебных группах определены официальными программами.

Секции проводятся в форме уроков по общепринятой схеме согласно расписанию, составленному с учетом занятости спортсменов в учебе.

Заключение

Таким образом, физическое воспитание школьников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в школьнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные школьники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе. Изучены педагогические условия организации внеурочной деятельности для повышения  уровеня физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста на занятиях тхэквондо , которая представлена взаимосвязанной структурой, имеющей характер многолетний, круглогодичный, непрерывный и преемственный как в аспекте развития физических качеств, так и в процессе формирования двигательных умений и навыков. Этапный (ступенчатый) подход в системе подготовки спортсмена подразумевает постепенный подъем показателей спортивных результатов и возможность преподавателю производить спортивный отбор. На каждом этапе подготовки распределяется объем и интенсивность нагрузки, требования к уровню физической, технической, тактической, психологической, теоретической подготовки.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Педагогические условия совершенствования физической подготовки через секционную работу в общеобразовательной школе» Выполнила: Алексеева М.И. Научный руководитель: Попова И.А., канд.биол.наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический Государственный университет»

Слайд 2

Цель работы: на основе выявления педагогических условий организация внеурочной деятельности повысить уровень физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста на занятиях тхэквондо . Объект исследования: система физической подготовки учащихся младшего школьного возраста . Предмет исследования: педагогические условия реализации средств и методов для совершенствования физической подготовки учащихся младшего школьного возраста.

Слайд 3

Задачи работы: Анализ содержания внеурочной деятельности в начальной школе. Анализ содержания рабочей программы по тхэквондо для этапа начальной подготовки первого года обучения. Составление комплексов учебно-тренеровочных занятий по тхэквондо в рамках внеурочной деятельности для младшего школьного возраста. Обосновать эффективность комплексов учебно-тренеровочных занятий по тхэквондо .

Слайд 4

Гипотеза исследования: предполагается, что средства и методы тхэквондо позволят повысить уровень развития гибкости и двигательно-координационных способностей. Методы исследования : анализ и обобщение научно-методической литературы, метод анкетного опроса , беседа , тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Слайд 5

Педагогический эксперимент проводился на базе МОУ СОШ №51 г.Комсомольск-на-Амуре в ходе проведения уроков по физической культуре у учащихся младших классов. Целью педагогического эксперимента являлось на основе выявления педагогических условий организации внеурочной деятельности повысить уровень физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста на занятиях секции тхэквондо . Педагогический эксперимент

Слайд 6

Подвижность в плечевом суставе: Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки, выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при « выкруте »: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава . Тестирование физических качеств

Слайд 7

Подвижность в тазобедренном суставе : Испытуемый стремится как можно шире развести ноги в стороны или вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости .

Слайд 8

Двигательно-координационные способности: Челночный бег выполняется как в обычном варианте, так и с различными стартовыми позициями (из упора присев, из упора лежа, спиной вперед, лежа на спине ногами/головой вперед и т.д .). Варианты челночного бега Зх10 м или 4х10 м из и.п. лицом и спиной вперед; учитывают время, а также разницу во времени выполнения этих вариантов; в первом случае оценивают абсолютный показатель КС ( координационных-способностей ) применительно к бегу, во втором - относительный.