Ранний возраст и лечебная педагогика

В материале описаны лечебно-педагогические мероприятия для детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Понятия «специальная педагогика» и «лечебная педагогика» близко совпадают, что определяется общностью целей, задач, ролью лечебных мероприятий для эффективной коррекционно-развивающейся работы. Лечебная педагогика понимается, как система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и коррекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации. Лечебная педагогика — это комплексное воздействие на организм и личность ребенка.

При проведении лечебно-педагогических мероприятий следует опираться на сохранные функции и возможности ребенка. Лечебная педагогика тесно связана с клинической медициной, в первую очередь с педиатрией, с детской неврологией и психиатрией,

а также психотерапией, возрастной физиологией. Основные задачи лечебной педагогики заключаются в разработке специальных индивидуальных и групповых методов и программ, направленных на коррекцию нарушенных функций и стимуляцию

психомоторики ребенка и эмоционально-личностное его Развитие. Важнейшей задачей лечебной педагогики является психотерапевтическое воздействие на ребенка и его семью с разработкой программ семейного воспитания, семейной психотерапии, адекватного, развивающего взаимодействия матери и ребенка.

В настоящее время роль лечебной педагогики в воспитании и подготовке к обучению детей с отклонениями в развитии резко возрастает. Увеличивается число детей которые без специальной подготовки с применением лечебно-педагогических мероприятий не могут успешно начать обучение в школе. Условно они объединяются в группу детей с особыми потребностями. Среди них есть дети с задержкой психического развития, речевыми, сенсорными и двигательными дефектами, неконтактные дети, больные с хроническими соматическими заболеваниями и, в том числе, с так называемым врожденным иммунодефицитом, когда ребенок при нормальном умственном развитии отличается резкой соматической ослабленностью и повышенной склонностью к раз-личным заболеваниям внутренних органов. Многие из этих детей являются лежачими больными, и их обучение проводится либо на дому, либо в стационарных детских больницах.

Среди детей с особыми нуждами большую группу составляют дети с нервно-психическими заболеваниями и отклонениями в развитии. Это дети с нарушениями поведения, больные психическими и неврологическими заболеваниями, такими как детская шизофрения, эпилепсия, миопатия и многими другими. Особую группу составляют дети со сложными нарушениями в развитии, у которых имеется несколько отклонений или заболеваний. Например, сочетание отставания в умственном развитии с нарушениями зрения, слуха, поведения, заболеваниями костно-мышечной системы или внутренних органов, эндокринными и другими расстройствами.

Становлению и развитию лечебной педагогики способствовали труды многих выдающихся отечественных и зарубежных психиатров, педагогов, психологов (В. П. Кащенко, Т.П. Симеон, Г.Е. Сухарева, В. В. Ковалев, М М.Певзнер, Я. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В А.Сухомлинский, Томас И. Вейс и др.).

Основным принципом лечебной педагогики является единство лечебного и педагогического процесса. При разработке программы педагогической и воспитательной работы педагог учитывает основные проявления ведущего нарушения, сохранные и компенсаторные возможности ребенка, специфику заболевания или отклонения в развитии, возраст.

Важным принципом лечебной педагогики является  необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом специфической структуры аномального развития, общего состояния здоровья, возраста и характерологических особенностей.

Другим важным принципом лечебной педагогики является «принцип соответствия». Это значит, что требования и нагрузки, предъявляемые больному ребенку, должны соответствовать состоянию его здоровья, его физическим и психическим возможностям. Только в этих условиях у ребенка может формироваться уверенность в собственных силах, эмоционально-положительное отношение к занятиям. В основе всей лечебно-педагогической работы лежит эмоционально-положительное развивающее взаимодействие педагога и поощрение, применяемое в процессе этого взаимодействия,

формирует у ребенка чувство уверенности и положительную эмоциональную установку.

Лечебно-коррекционное воздействие должно оказывать положительное влияние не только на ребенка, но и на его семью. Это жизненно важно, так как хорошо известно, что в семье, в которой воспитывается больной ребенок, обычно создается особый психологический конфликт, особенно в тех случаях, когда члены семьи начинают ощущать безрезультатность своих усилий, направленных на стимуляцию развития ребенка.

Программа педагогической и воспитательной работы строится с учетом общепедагогических и общевоспитательных задач с использованием специфических педагогических приемов и методов, дифференцированных в зависимости от характера заболевания ребенка, специфики нарушенного развития, структуры ведущего нарушения, выраженности вторичных отклонений в развитии, общего уровня физического и умственного развития, возраста, степени социальной и педагогической запущенности и дезадаптации.

Несмотря на специфические трудности развития и обучения у каждого из детей этих групп, у них выявляются и некоторые общие трудности и закономерности нарушенного нервно-психического развития. Это прежде всего низкая умственная работоспособность,

недостаточность концентрации внимания, памяти, незрелость эмоционально волевой сферы, эмоциональная неустойчивость, отставание в развитии речи, ограниченность запасов знаний и представлений об окружающем, недостаточность моторных функций, отставание в развитии пространственных представлений.

Для некоторых из них характерна аффективная возбудимость, двигательная расторможенность, для других, напротив, вялость, пассивность, недостаточная двигательная и психическая активность, безразличие к окружающему.

Для большинства этих детей характерна недостаточная выраженность познавательных интересов, нарушение и замедление и переработки сенсорной и речевой информации. К началу школьного обучения у многих этих детей рука «не готова» к

письму.

Большие индивидуальные различия в специфике и степени выраженности указанных нарушений развития в значительной степени зависят от характера и времени поражения ЦНС, специфики психического, неврологического или соматического заболевания, а

также от генетически обусловленных особенностей организма

ребенка.

Большое значение для дальнейшего развития ребенка с отклонениями в развитии имеет не только характер или вариант аномального развития, но и, прежде всего, время начала лечебно-коррекционных и развивающих мероприятий.  Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Кроме того, на ранних этапах развития дети легче усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы.

Лечебно-педагогическое воздействие предполагает как преодоление имеющихся отклонений в развитии, так и предупреждение возможных нарушений, связанных с перенапряжением нервной системы, а также с различными психическими травмами,

приводящими к возникновению особых болезненных состояний нервной системы, которые легко возникают у детей раннего и дошкольного возраста — неврозов.

Успех лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий зависит от правильной совместной работы педагога-дефектолога, логопеда, врача, психолога и родителей.

Важной составной частью лечебно-педагогических мероприятии является раннее восстановительное лечение, стимулирующее развитие. Раннее применение специального лечения стимулирует развитие и способствует предупреждению необратимых изменений  в нервной, мышечной и костной системе. Многие дети с отклонениями

в развитии нуждаются в раннем комплексном лечении, в котором участвуют специалисты разного профиля: педиатр, детский невропатолог, детский психиатр, ортопед, врач или методист лечебной гимнастики. Часто необходима также консультация и лечение окулиста, сурдолога, эндокринолога, врача-генетика. Особенно важное значение имеет специализированный уход и лечение в первые годы жизни, когда происходит наиболее интенсивное развитие мозга ребенка.

Условно организацию лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии можно разделить на три этапа.

П е р в ы й э т а п — это специализированная помощь детям раннего возраста с поражением ЦНС и детям группы риска. Эта помощь начинает оказываться в родильном доме и продолжается в специализированных психоневрологических стационарах и отде-

лениях многопрофильных больниц для новорожденных и грудных детей, затем в амбулаторных условиях под наблюдением детского невропатолога или психиатра, а также в специализированных детских яслях и домах ребенка.

На первом этапе особо важное значение придается медицинской помощи и комплексным лечебно-коррекционным мероприятиям, направленным на исправление имеющихся нарушений и предупреждение дальнейших возможных отклонений в психомоторном развитии. Первый этап, наряду с лечебными задачами, имеет общее профилактическое направление, поскольку от своевременной и рациональной помощи новорожденным, детям грудного и раннего возраста часто зависит тяжесть последующих отклонений в развитии.

В родильных домах имеются специальные палаты для лечения и выхаживания детей, родившихся в асфиксии, перенесших родовую травму, недоношенных, а также детей с врожденными пороками развития или имеющих признаки повреждения ЦНС. В лабораториях крупных родильных домов с помощью биохимических, иммунологических и цитогенетических методов обследования, а также использования ультразвуковой аппаратуры возможна ранняя диагностика многих заболеваний ЦНС.

В родильных домах имеются также палаты интенсивного лечения. Детей с наиболее тяжелыми поражениями ЦНС переводят в специальные центры новорожденных, где проводят интенсивное лечение, в отдельных случаях с ранними нейрохирургическими

вмешательствами, направленными на предупреждение необратимых изменений головного мозга. В дальнейшем таких детей направляют в специализированные стационары для новорожденных и грудных детей. В стационарах уточняется диагностика патологии

нервной системы и проводится восстановительное лечение, которое, кроме медикаментозного, включает специальные комплексы лечебной физкультуры и массажа, физиотерапии, ортопедические мероприятия, а также раннюю логопедическую и педаго-гическую работу.

После выписки из стационара дети с поражением ЦНС, а также из групп риска проходят лечение в амбулаторных условиях под наблюдением детского невропатолога или психиатра. В районных поликлиниках организуются отделения восстановительного лече-

ния, в которых работают врачи и методисты лечебной физкультуры, логопеды, имеются также кабинеты физиотерапии. Районный невропатолог определяет необходимость повторного лечения в стационаре или направляет в специализированные ясли и санатории

(детей с церебральными параличами, олигофренией и другими

заболеваниями нервной и психической сферы).

В специализированных санаториях проводятся комплексные лечебно-педагогические мероприятия. Весь комплекс мероприятий этих учреждениях направлен на стимуляцию возрастного развития-двигательных, речевых и психических функций.

На втором этапе специализированная помощь детям с отклонениями в развитии дошкольного возраста проводится в специализированных стационарах, санаториях, детских садах, детских домах, районных поликлиниках и психоневрологических диспан-

серах.

Все больше внимания уделяется педагогической и воспитательной работе. В этих учреждениях работают педагоги-дефектологи, логопеды. Специальные детские сады диф-

ференцируются в зависимости от характера отклонений в развитии и

степени тяжести дефекта. Основными задачами специальных детских садов являются:

— уточнение диагноза в процессе коррекционного обучения;

— дифференцированная комплексная коррекция основного

дефекта и вторично связанных с ним отклонений в развитии;

— создание наиболее благоприятных условий для всесторон-

него личностного развития ребенка с учетом характера и структуры

дефекта;

— подготовка ребенка к последующему школьному обучению.

Детские сады для детей с отклонениями в развитии работают по специальным программам, которые разрабатываются с учетом прежде всего ведущего дефекта, а также возрастных психофизических возможностей детей дошкольного возраста и сензитивных

периодов развития различных психических и моторных функций.

При работе с ребенком с отклонениями в развитии важно учить его взаимодействовать со здоровыми детьми, приобщать ко всем видам деятельности, доступной для нормально развивающегося ребенка.

В процессе коррекционной педагогической работы осуществляется динамическое изучение и динамическая оценка психического развития ребенка с особым акцентом на выявление психических новообразований, появляющихся в результате комплексного

целенаправленного лечебно-педагогического воздействия.

Основные разделы программы включают физическое воспитание, игру, изобразительную деятельность и конструирование, труд, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, музыкальное воспитание также и индивидуальную коррекционную работу по развитию

нарушенных функций. Все разделы программы в своей взаимосвязи обеспечивают умственное, физическое, нравственное, эстетическое и речевое развитие детей и коррекцию нарушенных функций.

На третьем этапе специализированная помощь детям с отклонениями в развитии осуществляется районными поликлиниками и психоневрологическими диспансерами, специализированными стационарами, санаторными школами, специальными школами и школами-интернатами, детскими домами и домами инвалидов.

В настоящее время важнейшей проблемой является расширение контактов между детьми с отклонениями в развитии, в том числе и инвалидов, с их здоровыми сверстниками, а также создание специальных ассоциаций педагогов, врачей, психологов и родителей

этих детей.

Используемая литература

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.