Статья "Цель, задачи и методы организации игровой деятельности детей с нарушением зрения на занятиях адаптивным физическим воспитанием"

Обоснование эффективности применения подвижных игр на занятиях адаптивным физическим воспитанием у детей  младшего школьного возраста с нарушением зрения, для коррекции осанки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glava_ii.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНЫМ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ

ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Цель и задачи исследования

Цель исследования: обосновать эффективность применения подвижных игр на занятиях адаптивным физическим воспитанием у детей  младшего школьного возраста с нарушением зрения, для коррекции осанки.

Задачи:

  1. Изучить специальную методическую литературу для выявления психолого – педагогической характеристики  детей с нарушением зрения и для подбора тестов и подвижных игр на коррекцию осанки
  2. Подобрать методы, определяющие уровень нарушения осанки у детей с нарушением зрения.
  3. Предположить влияние подвижных игр для коррекции осанки у детей с нарушением зрения

2.2 Методы исследования

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

  1. Анализ научно – методической литературы;
  2. Тестирование;
  3. Педагогическое наблюдение;
  4. Анализ выписок из медицинских карт;
  5. Педагогический эксперимент;
  6. Метод математической статистики.

1. В процессе анализа литературных источников были выявлены причины и классификация нарушений зрения, особенности психофизического развития детей с нарушением зрения, а так же роль подвижных игр и потребность занятий лечебной физкультурой с детьми с нарушениями зрения. Анализ литературных источников позволил сформулировать гипотезу, объект и методы исследования.

2.        Метод тестирования

Тест №1. Осмотр осанки в наклоне (Лана Палей, 2013)

Инструкция: просим ребенка наклониться вперед и постараться достать пола руками. В норме гармонично сложенный человек должен, наклонившись, без особого труда коснуться пола кончиками пальцев, не сгибая при этом ноги в коленях.

Определив расстояние между полом и кончиками пальцев, осматриваем спину ребенка, продолжающего стоять в наклоне. При наклоне вперед мы можем обнаружить искривление того или иного отдела позвоночника вправо или влево. Также без труда можно заметить, если одна лопатка выпирает сильнее, чем вторая. Все это – признаки сколиоза. Также при наклоне вперед можно легко обнаружить перекос таза – когда крыло подвздошной кости с одной стороны расположено выше, чем с другой. Такой перекос говорит либо о значительном укорочении одной ноги, либо, опять – таки, о сколиозе.

Анализ  результатов:

  1. «Отлично» – ребенок не сгибая ноги в коленях, не только касается пола пальцами, но легко кладет на пол ладони целиком, это обычно говорит о гипермобильности суставов и позвоночника;
  2. «Хорошо» – ребенок, наклонившись вперед и не сгибая ноги в коленях, не достает до пола кончиками пальцев более 10 – 15 сантиметров, это говорит о другой крайности – плохой физической форме, хроническом спазме мышц ног и поясницы;
  3. «Удовлетворительно» – расстояние больше 30 – 40 сантиметров, требует особого внимания.

Тест №2. Выявление нарушений осанки у стены (Лана Палей, 2013)

Инструкция: Встать спиной к стене, слегка расставив ноги и опустив руки. Затылок, лопатки, ягодицы, икры, пятки должны касаться стены. Немного вытянув шею, подобрав живот и слегка приподняв плечи, нужно постараться приблизить все 5 точек тела к стене на максимально близкое расстояние и задержаться в этом положении насколько возможно.

Анализ  результатов:

  1. «Отлично» – соприкосновение всех 5 точек тела;
  2. «Хорошо» – соприкосновение 4 точек тела;
  3. «Удовлетворительно» – соприкосновение 3 и менее точек тела.

Тест №3. Тест на силу мышц спины (Краус – Вебер, 1970)

Инструкция: поднимание туловища из положения лежа на животе. Ребенок ложится на живот на специальную подушку, руки за голову. Партнер фиксирует его ноги, после чего он приподнимает туловище и удерживает его в этом положении в течение 10с.

Анализ  результатов:

За каждую секунду присуждается одно очко. Максимальное число присужденных очков — 10.

3. Наблюдение будет осуществляться за организацией учебно-воспитательного процесса с детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения и за использованием средств и методов коррекции осанки.

4. Анализ выписок из медицинских карт

В процессе анализа медицинских карт мы установим, какие отклонения в состоянии здоровья имеют место у детей с нарушением зрения.

5. Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент будет заключаться в исследовании нарушений осанки и эффективности учебного процесса детей с нарушением зрения.

6. Метод математической статистики

Для обработки данных, полученных при обследовании нарушений осанки у детей, применялась компьютерная программа статистической обработки STATGRAPHICS PLUS for WINDOWS.

Первичная обработка данных заключалась в выполнении группировки и расчете числовых характеристик выборки: среднего арифметического и ошибки среднего арифметического. Проверка распределения выборочных данных нормальному закону не проводилась. Для проверки статистических гипотез применялся критерий знаковых рангов Вилкоксона для связанных выборок.

2.3 Организация исследования

Предполагается, что организация подвижных игр на занятиях адаптивным физическим воспитанием для детей с нарушением зрения будет проводиться в школах для лиц с ограниченными возможностями, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (I, II вида), в спортивных клубах для лиц с ограниченными возможностями.

Подвижные игры будут включены в уроки физической культуры. Занятия будут проходить 2 – 3 раза в неделю, 2 академических часа. В группе будут заниматься одновременно дети мужского и женского пола. Группы будут состоять из 10 – 15 человек, чтобы как можно больше уделить внимания каждому ребенку