Открытое познавательно-игровое мероприятие "Полярная станция " к 200-летию Антарктиды

Фоменко Регина Николаевна

Мероприятие посвящено 200-летию со дня открытия Антарктиды. В нем рассказывается о работе полярной станции и ее профессиях, через игровые задания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-игровое мероприятие «Полярная станция».

Цель: Расширить представление детей о профессиях, которые необходимы для работы на полярных станциях, развитие познавательной и творческой активности учащихся.

Задачи:

  • Познакомить с понятием полярная станция и профессиями, которые там необходимы
  •  Формировать учебно-познавательные мотивы, интеллектуальные и творческие возможности учащихся
  •  Воспитывать уважение к труду, людям любой профессии.

Подготовка мероприятия

1. Группа делится на команды. Команды выбираютназвание.Из группы выбираются ребята, которые готовят краткие сообщения о профессиях

2. По теме мероприятия подбираются фото-, видео-, аудиоматериалы (по возможности).

3. Подготовить задания для команд

Оборудование: презентация, карточки с изображением продуктов, реквизит к заданиям по профессиям, задания с картой и шифровкой, жетоны  

Ход мероприятия

Воспитатель: (слайд 1) Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Прежде чем начать наше мероприятие хочу спросить у вас:

- Что находится под тканью на столе?

Даю вам подсказку:

С ним ты весь мир тот час облетишь

Хочешь в Москву, хочешь в Париж

Хоть не увидишь больших городов,

Но к географии будешь готов!

Он расскажет вам секрет

Как за час обойти весь свет.

Что же это за предмет?  

Дети: Глобус(слайд 2)

Воспитатель: Правильно глобус, а что находится сверху и снизу у глобуса?

Дети: Это полюса. Северный и южный

Воспитатель: Скажите, а как они еще называются, и кто там проживает?

(Арктика, и Антарктида)

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, в районе Арктике проживаем мы с вами. А вот в Антарктиде хоть ее и открыли 200 лет назад стоят только полярные станции. А почему спросите вы, а потому что Антарктида хоть и южный полюс самый суровый и холодный по климату континент. Температура в Антарктиде спускалась до -89 градусов. Это рекордный показатель для полюса холода Земли. Но и средний показатель не далеко ушел от рекордного. В течение года температура колеблется от -60 до -75 градусов в зимние месяцы и от -30 до -50 градусов в летние. Для климатических условий Антарктиды характерны постоянно дующие ветры, порывы которых иногда достигают скорости     320 км/ч. Большая часть суши находится под постоянным слоем льда толщиной местами до 4000 метров. На материке отсутствует постоянное население, города и поселки, а есть лишь только полярные станции. (слайд 3)

Это научно-наблюдательный пункт, созданный на побережье Арктики ив Антарктике, на близлежащих островах, а также на дрейфующих льдах. Полярные станции ведут геологические, метеорологические, биологические и наблюдения. Работники станций проводят работу по измерению глубины океана, наблюдают за погодой, меряют температуру воды и берут ее пробы на анализ. Станция, по сути, - небольшой поселок. Там есть дома для полярников, технические постройки, стоит аппаратура. Что касается дрейфующих станций, то они более мобильны, так как их приходится эвакуировать из-за угрозы разрушения льдины. В Антарктиде, на огромном (14 млн кв. км) материке, сегодня работают около 40 полярных станций. (слайд 4)

Среди них есть российские базы, австралийские, немецкие, английские, шведские, норвежские, и французские. При этом, чтобы устроиться на работу на иностранные станции, требуется разрешение на работу именно той страны, которой принадлежит станция. На станции в среднем работает 15 человек. Их работа проходит вахтовым методом. Все они проходят специальную подготовку.

Много профессий связано с полярными станциями и с некоторыми из них мы с вами познакомимся сегодня и выполним задания от представителей этих профессий, поделившись на две команды. За правильно выполненное задание вы будете получать жетоны.

1 команда «Полярная звезда»

2 команда «Айсберг»

Первый кто к нам прибыл из станции это связист. (слайд 5)

(выходит ребенок с наушниками и рассказывает)

 Связист- это человек, который обеспечивает бесперебойную передачу информации. Обычно в полевых условиях связисты использовали азбуку Морзе. А сейчас с появлением мобильной связи и беспроводных способов передачи сигналов данная профессия очень востребована. Ведь у человечества есть необходимость в обмене информации.  И я предлагаю расшифровать послание при помощи азбуки Морзе.(слайд 6)

(Зашифрована фраза «привет от полярников»)

G:\азбука морзе.gif

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и встречаем следующего человека профессия, которого связана с полярной станцией. Это капитан ледокола.(слайд 7)

(выходит ребенок в фуражке капитана и рассказывает)

Капитан определяет курс и скорость корабля, постоянно следит за позицией судна с помощью карт и навигационного оборудования.  Он руководит всей командой. Капитан отвечает за безопасность корабля, команды, пассажиров, доставки груза до полярной станции, и даже безопасность окружающей среды. Вот и вы должны доставить груз от корабля до полярной станции при помощи снаряжения.

(команды перевозят к станциям на ледянках мягкие модули)

Воспитатель: Груз перевезен на станции.  И к нам прибыл врач с полярной станции. (слайд 8)

Врач - человек, использующий свои навыки, знания и опыт в предупреждении и лечении заболеваний, поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека. Основная работа врача заключается в предотвращениираспознании и лечении заболеваний и травм. В Антарктиде очень холодно поэтому вы должны знать, как оказать помощь при обморожении. Нужно расставить правильно действия при обморожении и найти неправильный вариант оказания помощи.

(дать неправильные варианты оказания помощи при обморожении дети должны расставить в правильном порядке)

Проверьте правильно ли вы справились с заданием(слайд 9)

Первая помощь при обморожении

1. Перенести пострадавшего в тепло
2. Снять промерзшие вещи
3. Наложить повязки и зафиксировать их

4. Напоить теплым чаем
5. Вызвать врача
Нельзя:
Растирать обмороженные участки снегом
Принимать горячую ванну

Воспитатель: Да врач очень нужная профессия и не только на полярной станции. Я хочу вам показать одного известного врача полярной станции Леонида Рогозова. (слайд 10)

В ночь на 1 мая 1961 года он провел необычную операцию: на советской антарктической станции «Новолазаревская», вдали от цивилизации, он сам себе вырезал аппендикс. И про него известный бард, поэт Владимир Высоцкий написал песню. Вот строки из этой песни:

 «Пока вы здесь в ванночке с кафелем

Моетесь, нежитесь, греетесь,-

В холоде сам себе скальпелем

Он вырезает аппендикс» ...

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете можно добраться до полярной станции помимо ледокола? (ответы детей)

Да нам поможет в этом пилот. (слайд 11)

(выходит ребенок в костюме пилота и рассказывает)

Пилот – это человек, управляющий летательным аппаратом любого назначения: самолет, вертолет. Профессия эта очень ответственна ведь пилот не имеет права на ошибку. Он отвечает за жизнь пассажиров, сохранность и доставку груза. Держит под контролем большое количество приборов и принимает решения в различных ситуациях. вот и сейчас мы сбились с курса из-за пурги. Поэтому вы должны на карте проложить маршрут при помощи линеек и транспортиров.  (раздает задания командам)

Воспитатель: Молодцы, карты вы составили, груз доставили, помощь оказали и на все это вы потратили очень много сил и энергии. Как мы их восстановим? (ответы детей)

Правильно, при помощи еды, а кто приготовит нам ее? (ответы детей)

Да это повар и на полярной станции он тоже необходим.  (слайд 12)

Повар -  человек, профессией которого является приготовление пищи. Повар готовит разные блюда по рецептам и умеет оформлять приготовленное. 

Полярники — не космонавты. Еда предстает перед ними в привычном для нас виде. А доставляют провизию на самолете каждую неделю, заявки составляют сами работники станции. Нередко полярников кормят свежими овощами и фруктами. Их привозят из Кейптауна (ЮАР).Воду получают изо льда и окружающего снега. Его топят, после чего образуется дистиллированная вода. В нее добавляют витамины, потому что в чистом виде дистиллят пить вредно. Предлагаю одной команде «приготовить» борщ, а другой рассольник собрав картинки с необходимыми продуктами в чашку. А также выбрать те продукты, которые необходимы для здоровья в условиях полярных станций.(команды «готовят» блюда)

Воспитатель: Одна из самых необычных профессий — отпугиватель белых медведей. (слайд 13)

Такого человека в свой штат не так давно искала экспедиция, отправляющаяся на Северный полюс. В обязанности работника входило отвечать за то, чтобы белые медведи не бросались под ледокол. Для этих целей работодатель обязывался обеспечить сотрудника ультрасовременным специальным оборудованием. Помимо экзотической профессии, вроде отпугивателя медведей есть еще одна – это подниматель пингвинов. Если пингвин падает на землю, он не может встать. Вот человек ему и помогает в этом. Давайте с вами послушаем песню про пингвинов, а потом я дам вам задание, связанное с этой профессией. (слайд 14)

(просмотр видеоролика на песню про пингвинов)

А теперь вы должны поднимать и опускать пингвинов, побеждает тот, кто быстрее справиться с заданием.(слайд 15)

Подводится итог. Определяется победитель.

Рефлексия. Понравилось ли вам мероприятие? Если да, то положите жетон смайлик в коробочку.

Вопросы на закрепление:

- Что такое полярная станция?

- Какие профессии есть на полярной станции?

- Назовите необычные профессии и для чего они нужны?

Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за ваше участие и внимание.  (слайд 16)

До новых встреч.

Первая помощь при обморожении:

. Растереть обмороженные участки снегом

. Напоить теплым чаем

. Перенести пострадавшего в тепло

. Вызвать врача

. Снять промерзшие вещи

.Принять горячую ванну

. Наложить повязки и зафиксировать их


Нельзя:  

Задание

Расставьте правильный алгоритм действий цифрами от 1 и т.д.

Выберете и запишите чего нельзя делать при обморожении