Дополнительная программа "Лоскутные фантазии" (Модифицированная, адаптированная) направленность:художественная

Фоменко Регина Николаевна

программа по декоративно-прикладному творчеству для детей 11-14 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_loskutnye_fantazii.docx48.96 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  

«Мыскаменская школа-интернат»

_____________________________________________________________________________

 

РАССМОТРЕНО и         СОГЛАСОВАНО                    УТВЕРЖДАЮ

РЕКОМЕНДОВАНО Заместитель директора Директор школы-интерна педагогическим  школы-интерната по ВР  

советом                  _________Т.Р.Исманов

Протокол №1 ________ Сафонова Н.В. Приказ  №_216_ 31.08. 2019 г. от 31.08.2019г.  от 02.09.2019г.

 

 

 

 

Рабочая программа  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(МОДИФИЦИРОВАННАЯ/АДАПТИРОВАННАЯ)

 

 

«Лоскутные фантазии»

Направленность: художественная Возраст детей: 11-14 лет

Срок реализации: 2 года

 

 

Программа составлена на основе: В. Д. Симоненко, Ю.П. Хотунцева «Технология», Просняковой Т. Н. «Художественный труд», «Творческая мастерская»

 

 

 

Составитель: воспитатель, педагог

дополнительного образования                        Фоменко Регина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Мыс Каменный  

2019-2020 учебный год

 

 

Пояснительная записка

В наше время интерес к рукодельному творчеству находиться на подъеме. Многое, почти забытое, из народного рукоделия находит применение в сегодняшней жизни. Современная жизнь и технический прогресс также внесли вклад в копилку рукоделия, создав для него новые возможности. Вещи, созданные своими руками, хранят тепло, создают уют в доме, помогают сохранить старые традиции и ввести новые, способствуют самовыражению в процессе работы, приносят не только материальное, но и духовное удовлетворение, что порой главнее.

В связи с этим актуальность и целесообразность программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративноприкладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Шитьё из лоскутков способствует  формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – меж лекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды. Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.

        Новизна         программы         заключается         в         интеграции         следующих         дисциплин:

декоративно-прикладное искусство (основы народного и современного декоративноприкладного искусства), рисунок, композиция, устройство бытовой швейной машины, основы дизайна, вязание спицами и крючком.  

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в выборе способов приготовления поделок.

Программа разработана в соответствии с:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением

Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

Уставом МКОУ МШИ;

Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы организаций дополнительного образования (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14).

Примерных требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844);

В. Д. Симоненко, Ю.П. Хотунцева «Технология», Просняковой Т. Н. «Художественный труд», «Творческая мастерская»

 

Цель программы:

  • создание условий для развития творческих способностей и склонностей детей средствами рукодельного искусства

             Задачи программы: Обучающие: 

  • знакомить с основами знаний в области декоративно-прикладного искусства, композиции, формообразования, цветоведения;
  • совершенствовать умения и формировать навыки безопасной работы с инструментами и приспособлениями при обработке ткани и других материалов;
  • получать общетехнологические знания в области технологии обработки текстильных и изделий, изготовлении и оформлении швейных изделий. Воспитательные: 
  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям; Развивающие: 
  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
  • развивать техническое и художественное мышление, творческие способности детей, пространственного воображения;

Программа «Лоскутные фантазии» предназначена для детей 11-14 лет, рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). Основная  форма организации деятельности – учебное занятие. Программа «Лоскутные фантазии» опирается на принцип систематичности, последовательности, доступности, на принципе от простого к сложному. Работа с инструментами и материалами в различных видах рукоделия в течении курса совершенствуется и усложняется. Первые несложные работы ориентированы на выработку практических умений и  навыков, получение базовых знаний для дальнейшей деятельности. Заинтересованные на первом году обучающиеся поверив в свои силы, готовы совершенствовать свои навыки. Затем практическая деятельность усложняется и обогащается за счет заданий творческого характера. Широко используется принцип наглядности, что повышает внимание обучающихся, углубляет их интерес к новому материалу.  

Ожидаемые результаты: 

В результате прохождения программного материала обучающиеся знают:

  • историю происхождения и основные направления изучаемых рукоделий
  • виды и свойства тканей, ниток, текстильных материалов
  • название и назначение инструментов и приспособлений для шитья, вязания
  • названия используемых ручных швов и машинных швов
  • начальные основы композиции и цветоведения
  • понятия и термины, связанные с рукоделием
  • приемы разметки и операции обработки материалов • способы соединения деталей умеют:
  • организовать рабочее место в соответствии с практическим заданием
  • соблюдать правила техники безопасности при ручных работах и работе на швейной машине
  • выполнять несложные изделия в изучаемых видах рукоделия (лоскутная аппликации, вязание спицами и крючком)
  • самостоятельно работать со схемами по вязанию выполнять изделия в изучаемых видах рукоделия (лоскутная пластика, вязание)
  • оформлять изделия вы соответствии с назначением

Результативность программы «Лоскутные фантазии» определяется участием обучающихся в выставках, конкурсах; формирование интереса к определенному виду или видам  рукоделия: переход учащихся на более высокую ступень обучения рукодельному искусству.

 

 

Учебно-тематический план 

 

Название раздела 

Количество часов 

Теория  

Практика  

всего 

1.  

Вводное занятие

 

2 

 

2 

2. 

Инструменты и материалы

 

6

20

26

3.  

Декоративно-прикладное творчество

 

9

33

42

 

Календарно – тематическое планирование  

 

 

 

 

Дата

 

Тема занятия

Количество часов

Теори

я

Практ

ика

По програ мме

Примечание

1 раздел Вводное занятие 

 

 

 

 

1-2

 

Содержание программы кружка. Правила безопасной работы и личной гигиены.

Организация рабочего места. 

2

 

2

 

2 раздел Инструменты и материалы 

 

 

 

 

3-6

 

Основы материаловедения. Виды волокон. Понятие о ткани и ткачестве.

1

3

4

 

7-8

 

Свойства ткани.

1

1

2

 

9-12

 

Инструменты для ручных работ. Правила ТБ при ручных работах.

1

3

4

 

13-18

 

Виды простейших швов.

Выполнение ручных швов.

1

5

6

 

19-21

 

Инструменты для вязания.

Правила т/б при вязании. Нитки и пряжа для вязания, правильный подбор инструментов.

1

2

3

 

22-23

 

Виды швейных машин. Бытовая швейная машина ее устройство. Организация рабочего места для машинных работ. ТБ при работе на швейной машине.

1

1

2

 

24-28

 

Подготовка швейной машины к работе. Выполнение машинных строчек по линиям.

 

5

5

 

2 раздел Декоративно-прикладное творчество 

29-30

 

Виды декоративноприкладного творчества.  

1

1

2

 

31-36

 

История вязания крючком. Основные элементы вязания крючком. Вязаные цветы из остатков пряжи.  Изготовление букета с вазой.

1

5

6

 

37-38

 

Лоскутное шитьё. Виды лоскутного шитья. История лоскутного шитья.  

1

1

2

 

39-43

 

Использование вторичного сырья в лоскутном шитье.

Лоскутная аппликация. Изготовление панно, лоскутной картины. Подбор материала.

1

4

5

 

44-48

 

Эскиз лоскутной аппликации. Подготовка выкроек деталей аппликации

1

4

5

 

49-57

 

Пришивание деталей аппликации к основе.

Правила ТБ.

2

7

9

 

58-70

 

Изготовление кукол для театра из лоскутов и мягких игрушек.

2

11

13

 

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

 

Для занятий требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарногигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение лучше всего обеспечивает люминесцентными лампами, создающими бестеневое освещение, близкое к естественному. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.

     Кабинет должен быть оборудован необходимыми инструментами и приспособлениями. В работе огромное значение имеет наглядность, поэтому каждое занятие сопровождается показом образцов готового изделия, а также раздачей индивидуальных комплектов дидактического материала, трафаретов. При знакомстве с теоретическим материалом используются иллюстрации, пособия.

Материалы: бумага,картон,  нитки катушечные, мулине,  шерстяная пряжа, веревки, шнуры, тесьма, сутаж, цветные ленты, поролон, вата, ветошь для набивки, ткани,  различные по цвету, фактуре и видам

Инструменты, приспособления: карандаши, фломастеры, ластик, линейки; иголки, крючки, спицы, пяльцы, ножницы, канцелярский нож, сантиметровая лента, прозрачная калька для перевода рисунков на ткань, схемы.    

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы Для педагога: 

  1. Баранов, С. П. Педагогика : учебное пособие для пед. уч-щ по спец. № 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразов. шк.» / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластенин. – 2-е изд., перераб. – М. Изд-во Просвещение, 1987. – 368 с.
  2. Деревянко, Н. С. Мягкая игрушка: Волшебный сад [Текст] Н. С. Деревянко. – М. : Изд-во Рипол классик; СПб. : Изд-во Валерии СПД, 2001. – 112 с.
  3. Заготова, С. Н. Валеология : учеб.пособие / С. Н. Заготова. – Ростов-на-Дону : Издательство Баро-пресс, 2002. – 448 с.
  4. Катханова, Ю. Ф. Дизайн : учебное пособие для учащихся младших классов / Ю. Ф. Катханова. – М. : Изд. центр Владос,совместно с изд-вом Аким, 1994. – 48 с.
  5. Кононова, Г. Кукольный дом [Текст] / Г. Кононова. – СПб. : Изд-во Кристалл, 1998. – 192 с.
  6. Литвинец, Э. Н. Низание бисером и ручное вышивание [Текст] / Э. Н. Литвинец. – Минск :Хэлтон, Харвест, ООО Изд-во АСТ, 2001. – 144 с.
  7. Максимова, М. Лоскутная мозаика [Текст] / М. Максимова, М. Кузьмина, Н. Кузьмина. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.
  8. Марьина, Ю. Школа флористики. Коллажи и панно [Текст] / Ю. Марьина. – Изд. дом Ниола 21 век, 2006. – 96 с.
  9. Митителло, К. Чудо-аппликация [Текст] / К. Митителло. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.
  10. Нагибина, М. И. Чудеса из ткани своими руками : популярное пособие для родителей и педагогов / М. И. Нагибина. – Ярославль : Академия развития, 1998. 208 с.
  11. Пономарев, С. Я познаю мир. История ремесел  :энцикл. / Е. Пономарев, Т. Пономарева. – М. : ООО Изд-во АТС : ООО Изд-во Астрель, 2004. – 413 с.
  12. Сандерсон. Д. Вышивка крестом. Цветочные узоры. Большая коллекция для рукодельниц [Текст] / Д. Сандерсон. Пер. с англ. Н. В. Микелишвили. – М. : ООО ТД Изд-во Мир книги, 2005. – 128 с.
  13. Смирнов, В. И. Общая педагогика  : учебное пособие. / В. И. Смирнов. – Изд. 2-е, перераб., испр. и доп. - М. : Изд-во Логос, 2002. – 304 с.

 

Для обучающихся: 

1. Митителло, К. Чудо-аппликация [Текст] / К. Митителло. – М. : Изд-во Эксмо, 2006.  

 – 64 с. 2. Кононова, Г. Кукольный дом [Текст] / Г. Кононова. – СПб. : Изд-во Кристалл, 1998. – 192 с.

  1. Левина, М. 365 веселых уроков труда [Текст] / М. Левина. – М. : Изд-во Рольф, 1990. – 256 с.
  2. Леонова, О. В. Рисуем нитью. Ажурные картинки [Текст] / О. В. Леонова. – СПб. : Изд. дом Литера, 2005. – 128 с.
  3. Максимова, М. Лоскутная мозаика [Текст] / М. Максимова, М. Кузьмина, Н. Кузьмина. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.
  4. Нагибина, М. И. Чудеса из ткани своими руками : популярное пособие для родителей и педагогов / М. И. Нагибина. – Ярославль : Академия развития, 1998. 208 с.
  5. Сандерсон. Д. Вышивка крестом. Цветочные узоры. Большая коллекция для рукодельниц [Текст] / Д. Сандерсон. Пер. с англ. Н. В. Микелишвили. – М. : ООО ТД Изд-во Мир книги, 2005. – 128 с.
  6. Черныш, И. В. Поделки из природных материалов. Основы художественного ремесла [Текст] / И. В. Черныш. – М. : Изд-во АСТ-пресс, 2000. – 160 с.