Развитие нравственных компетенций личности в условиях интерната

Фоменко Регина Николаевна

содержание воспитания прежде всего должно быть ориентировано на формирование  нравственных чувств ребенка, его нравственных  компетенций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_2017-2018.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие нравственных компетенций личности в условиях интерната

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции Конфуций подчеркивал, что у человека нет лучшего призвания, чем осознать себя человеком. Сократ оценивал человека, как носителя доброго начала от природы внутренне свободную личность, всё поведение которой определяется решением разума. Платон сформулировал требование о воспитании личности через положительный пример: прекрасное воспитывается на прекрасном. Песталоцци считал, что основа нравственного развития детей - привитие им сочувствия и сострадательности к людям. К.Д. Ушинский считал, что нравственное воспитание должно развивать в ребенке гуманность, честность, трудолюбие, любовь и уважение к родине, к людям и родителям, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства наряду со скромностью, искренностью и доброжелательностью

         Современные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Отводят деятельности особую роль в работе по формированию нравственных компетенций. Именно она является одной из важных составляющих развития личности в целом, т.к. через деятельность осуществляется все отношения человека с окружающим миром, под компетенцией мы понимаем совокупность определенных знаний, умений и навыков, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать в определенной ситуации. Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Также происходит преобразование самой личности.

         По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, что компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки.

 Над предметные   умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.

Компетентный человек, а в нашем случае воспитанник, должен не только понимать существо проблемы, но и уметь решать её практически, т.е. обладать способами и методами решения.

По моему мнению, для освоения ребенком нравственных представлений, норм и формирования на их основе ценностных ориентации большим потенциалом обладает повышенная восприимчивость ребенка к внешним влияниям.  Вера в истинность всего, чему учат; способность к освоению образца; способность к эмоциональной идентификации со значимыми другими; становление интеллектуальных, эмоциональных, деловых коммуникативных качеств личности, обуславливающих возможность активно - деятельностного взаимодействия с окружающим миром.          

          В воспитательном плане запланированы и проводятся часы общения, беседы, игры и т.д. на темы доброты, чуткого отношения друг к другу, дружбы, гуманного отношения к животным, трудолюбия, привитие таких качеств как честность, уважение к старшим, чувства ответственности за свои поступки.

         Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если воспитатель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются.

Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в интернате.

К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения нам известны. Искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человек, сталкивает ребенка с такой нравственной ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться, в учебном процессе не создать, а в формировании нравственных качеств является важным. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности. Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей. В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет вещно-предметное пространство, в котором он находиться. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

Идеи и принципы в формировании нравственной компетентности.

 Принцип педагогического стимулирования социальных проб:

- ребенок должен сам решать возникшие проблемы, в случае необходимости ему только надо помогать в этом;

- поощрение преодоления трудностей – важная задача педагога;

- принятие решений ребенком никогда не должно осуждаться педагогами, даже если это решение, по их мнению, неправильное;

- необходимо помочь ребенку понять его удачи и ошибки, последние – удачным предупреждением более серьезных затруднений;

- надо учить ребенка страдать, не озлобляясь на окружающих;

- стимулировать формирование собственной позиции ребенка, даже не совпадающей с позицией педагога.

Принцип вариативности организации работы с детьми

- выбор дела – это право ребенка;

- дети должны сами организовать свою жизнь и сами искать способ лучшей организации;

- необходимо постоянно расширять диапазон деятельности и ролей детей;

- важно научить ребенка различать понятия «хочу» и «надо», отмечая при этом важность реализации того и другого.

Принцип организации личного пространства ребенка.

- обеспечение гарантии неприкосновенности права каждого ребенка на выбор сферы деятельности и своего окружения (то есть мы не должны навязывать ребенку с кем ему играть или общаться);

- создание условий для обустройства им своей среды (расстановка мебели, украшение стен)

Принцип сочетания взаимной заботы и требовательности.

- радость всех – радость каждого; горе одного – горе всех;

- помогая другому, каждый помогает себе;

- взрослые должны переживать за успехи и неудачи детей, а дети – за успехи и неудачи взрослых;

- правила, которые приняты в коллективе, должны выполняться всеми, взрослыми и детьми:

Принцип развития самодеятельности и инициативы детей.

- если детям отданы полномочия, то нельзя без серьезных оснований отбирать их;

-необходимо создавать условия для самореализации каждого и самореализации всех.

Принцип нравственного обогащения социальной среды.

- любое отклонение от нравственной нормы должно восприниматься как социальная болезнь;

- в коллективе единая мораль для взрослых и детей;

- к информации о событиях и поступках у детей должно формироваться избирательное отношение, конечно не без нашего участия;

- нужно каждый день делать добро, осуждая зло, нельзя быть злым;

Анализируя результаты работы, можно сделать вывод о том, что содержание воспитания прежде всего должно быть ориентировано на формирование  нравственных чувств ребенка, его нравственных  компетенций, на создание условий для нравственного самовыражения, духовно-нравственного совершенствования и самовоспитания.