Проект "Подружимся с математикой" для младшей группы ДОУ: проблемы и решения.

Кашинова Нонна Эдуардовна
  • Проект "Подружимся с математикой" для младшей группы ДОУ предполагает изучение и устранение проблем, связанных с формированием элементарных математических представлений у младших дошкольников, а так же помогает заинтересовать детей в изучении начал математики.
  • Проект рассматривает интеграцию деятельности воспитателя ДОУ, детей, а так же их родителей. Предполагается осуществление совместной деятельности всех сторон проекта с целью достижения наилучшего результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность

        Дошкольное образовательное учреждение выполняет важную функцию в развитии личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Деятельность ДОУ направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

        Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Математическое развитие дошкольников - это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.

        Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

        В ходе проводимых с дошкольниками бесед и в процессе воспитательно-образовательного процесса была выявлена определённая проблема усвоения знаний по математике. Именно это и определило актуальность данного проекта.  

        Проблема заключается, прежде всего в том, что многие воспитанники испытывают затруднения при усвоении математических знаний и при проведении непосредственно-образовательной деятельности часто отвлекаются, не запоминают или быстро забывают учебный материал. Необходимость создания данного проекта направлена так же  на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в данной ситуации, в повседневной жизни. Важно привить детям любовь к математике и показать ее значимость вокруг нас. Совершенно необходимо так же привлекать родителей к совместной работе по данному вопросу.

        Так же, во время проведения занятий по другим видам деятельности, необходимо доказать детям, что и здесь необходимы знания по математике.

            Таким образом, совершенно необходимо развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению.

Цель:  развитие математических способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

- создать условия для реализации данного проекта;

- обеспечить группу необходимым оборудованием;

- научить детей хорошо знать цифры от 0 до 9;

- развивать у детей конструктивные способности;

- научить детей соотносить числа и количество предметов;

- научить детей уметь сравнивать больше или меньше;

- научить детей названиям и виду геометрических фигур, а так же умению различать и находить их в окружающей обстановке;

- научить детей измерять и сравнивать предметы по величине, длине, ширине, высоте;

- развивать у детей зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, умение классифицировать;

- развивать у детей коммуникативные навыки;

- закреплять у детей полученные знания о математике в повседневной жизни.

Особенности проекта:

По виду:    познавательный

По продолжительности реализации проекта:    долгосрочный

Возраст воспитанников, на которых рассчитан проект:  дети 2-й младшей группы

Участники проекта: дети, воспитатель, родители

По количеству участников:    коллективный

Ожидаемый результат:

- совершенствование уровня профессионального мастерства педагога по теме проекта;

- становление готовности детей самостоятельно применять полученные математические знания в  жизни;

- дети имеют представление о форме, цвете, величине;

- применение полученных знаний в играх;

- участие родителей группы в организации работы по проекту, желание поделиться с педагогами и детьми своими знаниями;

- накопление методической литературы и дидактического материала;

- появление у детей интереса к занимательной математике.

Форма работы: беседы, презентации, игровая деятельность, консультации, непосредственно-образовательная деятельность (занятия).

Этапы проекта

1. Подготовительный этап.

    - Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме;

    - Составить конспекты образовательной деятельности;

    - Составить перспективный план деятельности по проекту «Подружимся с математикой»;

    - Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями;

    - Систематизировать и оформить дидактические материалов в соответствии с планом проекта;

     - Включить игровые задания и дидактические игры в НОД по формированию элементарных математических представлений;

      - Провести консультацию для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы;  

       - Провести предварительную диагностику наличия у детей элементарных математических знаний.

2. Основной этап.

     - Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах;

     - Проводить НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в течение учебного года;

     - Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями;

     -  Осуществить контроль реализации проекта.

3. Заключительный этап.

     - Проанализировать и обработать результаты проведенной работы посредством наблюдения за развитием математических способностей детей и спланировать ее усовершенствование и продолжение в дальнейшем;

      - Провести итоговую диагностику воспитанников на предмет формирования элементарных математических знаний в результате реализации проекта

     - Оформить  выставку с творческими работами детей на тему "Мы любим математику, мы дружим с математикой!";

     - Провести презентацию проекта в ДОУ

     

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

 «ПОДРУЖИМСЯ С МАТЕМАТИКОЙ»

 Сентябрь

1. Осуществление анализа ситуации  и корректировка основных целей проекта в соответствии с уровнем элементарных математических знаний у воспитанников.

2. Проведение консультации для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы. Тема консультации "Игра как инструмент обучения основам математики".

3.Проведение предварительной диагностики с целью выявления наличия элементарных математических знаний у воспитанников

4. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта

5. Проведение вводной математической игры "В лес за грибами"

6. Проведение подвижной игры "Ворона и воробьи"

Октябрь

1. НОД: Проведение групповой беседы: "Что мы знаем о математике?"

Цель: уточнить знания детей о математике вокруг нас, их умении считать и различать фигуры и цвета.

2. Наблюдения за окружающим миром на прогулке. Поиск различных фигур, определение их цвета и числа.  

3.  Чтение стихотворения С.Я. Маршака "Весёлый счёт"

4. Дидактические игры: "Собери картинку из разноцветных кружков", "Нарисую я картинку". Цель: Учить детей различать и называть цвета, Воспитывать память внимание и логическое мышление.

5. Пальчиковые игры "Сорока-ворона"

6. Подвижные игры "Найди где спрятано»

7.Выставка работ-аппликаций "Разноцветные фигуры".

Цель: совместная деятельность детей и родителей.

Ноябрь

1. НОД : "Изучение счёта на примере сказки "Три медведя".

Цель: Закрепить первоначальные количественные представления: умение считать в пределах трёх; умение относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам. Формировать умение:  сравнивать предметы по величине (ширине, высоте); устанавливать размерные отношения между ними; располагать их в определённой последовательности. Воспитывать интерес к художественной литературе.

2. Консультация для родителей: "Математика вокруг нас".

3. Дидактические игры: "Малина для медвежат", "Угости зайчат"

Цель игр: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

4. Продуктивные виды деятельности: рисование "Нарисуем солнышко", аппликация "Строим домик". Цель: развитие творческих способностей.

5. Конструирование из подручного материала  "Наш дом".

6. Пальчиковые игры "Где мы живём", "Сорока-ворона".

7. Подвижные игры "Кот и мышки"

8. Чтение пословиц, поговорок и загадок: "Угадай какая цифра?".

Декабрь

1. НОД: Занятие "Один-много, поровну, столько-сколько".

Цель: упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке, совершенствовать умение сравнивать различные предметы,  продолжать активизировать познавательные способности детей.

2. Просмотр мультфильмов про математику  

Цель: формировать визуальное и аудиопредставление о математике, превратить изучение математики в весёлое и увлекательное развлечение

3. Дидактические игры: "Угостим белочек грибочками", "Жучки на листиках".

Цель: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: "столько – сколько, поровну", "одинаково», поровну", формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

4. Продуктивная деятельность: Раскрашивание готовой формы геометрической фигуры (трафарет)"

5. Отгадывание загадок про цифры.

6. Наблюдение на прогулках "Форма, размер, величина, цвет в природе"

Цель: воспитывать наблюдательность и умение отыскивать в живой природе всё, что связано с математикой.

7. Подвижные игры: "Заяц в домике", "Догони мяч"

Цель: учить детей действовать по сигналу быстро; развивать ловкость; учить ориентироваться в пространстве.

Январь

1. НОД: Занятие "Широкий-узкий, шире-уже", "Простые геометрические фигуры"

Цель: учить сравнивать различные предметы в окружающей обстановке между собой, учить различать и называть фигуры, формировать у детей обобщенное представление о геометрических фигурах в окружающей обстановке.

2. Просмотр мультфильмов о математике.

3. Пальчиковые игры: "Ягоды", "Грибы".

4.Продуктивная деятельность: аппликация "Домик из геометрических фигур"

5.Дидактическая игра: "Бабочки и цветы".

Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», развивать  логическое мышление.

6.Подвижные игры: "У медведя во бору", "Цветные флажки".

Цель: учить в соответствии с цветом флажка выполнять определённые действия, закреплять умение ориентироваться в пространстве.

8. Консультация для родителей: "Как сделать так, чтобы ребёнок полюбил математику"

Февраль

1. НОД: Занятие: "Определение пространственных направлений".

Цель: упражнять в определении пространственных направлений от себя и учить обозначать их словами.

2.Беседа: " Беседа "Как мы умеем ориентироваться в пространстве"

Цель: учить и закреплять понятия "впереди", "сзади", "сбоку", "сверху", "снизу" и т.д..

3.Дидактическая игра: "Украсим коврик".

Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький», воспитывать познавательный интерес.

4. Конструирование из счётных палочек различных геометрических фигур.

Цель: развивать у детей конструктивные навыки, координацию движений, мелкую моторику пальцев, творческое воображение, фантазию; научить детей выкладывать из счетных палочек различные изображения; закрепить названия геометрических фигур и их отличительные признаки.

5. Продуктивная деятельность: аппликация с использованием геометрических фигур "Украсим тарелочку"

6. Подвижная игра: "Кто скорее добежит по дорожке"

Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве

7. Чтение стихов, пословиц и поговорок  про цифры.

Март

1. НОД: Занятие: "Части суток".

Цель: учить детей понимать основные части суток, различать их и обозначать необходимыми словами.

2. Консультация для родителей: "Как наши дети умеют ориентироваться в пространстве"

3. Дидактическая игра: "Посчитаем рыбок".

Цель: учить подбирать по цвету и форме, развивать мелкую моторику пальцев рук. Закреплять понятия "один и много", воспитывать умение размышлять, делать выводы, рассуждать.

4. Пальчиковые игры "Овощи-фрукты", "Одежда", "Обувь".

5. Подвижные игры "Найди свой домик"

6.Продуктивная деятельность: лепка "Бусы для куклы Маши".

7. Повторение стихов, пословиц и поговорок про цифры.

Апрель

1. НОД: Занятие:"Посчитаем предметы"

Цель: учить детей воспроизводить заданное количество предметов по образцу, называть простые числа.

2. Просмотр мультфильмов про математику.  

3. Дидактические игры: "Распутай путаницу", "Подбери пару".

Цель: развивать умение детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять пару для предмета.

4. Пальчиковые игры : "Посуда" , "Продукты питания".

5. Конструирование из счётных палочек сюжетных картин.

Цель: закреплять у детей конструктивные навыки, координацию движений, мелкую моторику пальцев, творческое воображение, фантазию; закреплять умение детей выкладывать из счетных палочек различные изображения; закрепить названия геометрических фигур и их отличительные признаки.

6. Продуктивная деятельность: раскрашиваем и запоминаем цифры (трафарет)"

7. Продуктивная деятельность: аппликация детей совместно с родителями для выставки : "Мы любим математику, мы дружим с математикой!"

8. Проведение выставки "Мы любим математику, мы дружим с математикой"

Май

     1.  Обработка результатов реализации проекта;

     2. Презентация проекта в ДОУ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

- беседы и анкетирование родителей по теме проекта;

- подборка книг, журналов о математике и её пользе для детского развития;

- консультации  с родителями по теме проекта

ИТОГ ПРОЕКТА

- создание презентации "Подружимся с математикой",

- повышение уровня знаний у родителей и детей о математике,

- совершенствование уровня профессионального мастерства педагога по теме проекта,

-становление готовности детей самостоятельно применять полученные математические знания в  жизни,

- накопление методической литературы и дидактического материала,

- появление у детей интереса к занимательной математике.