Формы взаимодействия учителя и учащихся на уроках английского языка

Для изучения иностранного языка все формы организации работы учащихся очень важны. Ведь одни готовят к общению, а другие – создают условия для общения. Если каждый является активным участником учебного процесса, если он вовлечен в речевую деятельность на протяжении всего курса обучения этому предмету и она выполняется им с желанием и интересом, а для этого сама деятельность должна быть мотивирована во всех точках учебного процесса и иметь для выполняющего ее личностный смысл.

Для повышения активности необходима интенсификация учебной деятельности каждого учащегося, что достигается использованием разных режимов работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_vzaimodeystviya_uchitelya_i_uchashchihsya.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Карпинская Вера Вячеславовна

Учитель английского языка ГБОУ школа №53 Приморского района Санкт-Петербурга

2019

Формы взаимодействия учителя и учащихся

на уроках английского языка

Для изучения иностранного языка все формы организации работы учащихся очень важны. Ведь одни готовят к общению, а другие – создают условия для общения. Если каждый является активным участником учебного процесса, если он вовлечен в речевую деятельность на протяжении всего курса обучения этому предмету и она выполняется им с желанием и интересом, а для этого сама деятельность должна быть мотивирована во всех точках учебного процесса и иметь для выполняющего ее личностный смысл.

Для повышения активности необходима интенсификация учебной деятельности каждого учащегося, что достигается использованием разных режимов работы.

1. Хоровая работа

Хоровая работа необходима не только на начальном этапе, но на всех этапах при обучении и отработке произношения, при чтении вслух слов, словосочетаний, предложений за учителем или диктором, при использовании звукозаписи.

Хоровая работа уместна в трех случаях:

  • при отработке нового звука
  • при усвоении интонации
  • при показе логического ударения в речевом образце (перед автоматизацией какой-либо структуры)

Важно заметить, что хором надо уметь руководить. Во-первых, следить за тем, чтобы в работе участвовали все. Во-вторых, дирижировать, указывая, например, логическое ударение. Делать это надо настойчиво и энергично, добиваясь стройности звучания. И, в-третьих, не допускать, чтобы фразу «рубили» на отдельные слова. Это сводит на нет все усилия в развитии плавности речи, ее осмысленности (Пассов, 1988: 156).

2. Групповая работа

Групповая работа развивает способность к общению, укрепляет межличностные отношения, учит лучше понимать друг друга, учит объективно оценивать не только других, но и самого себя. Так же групповая работа способствует росту мотивации к учению, обеспечивает обмен знаниями, лучшие условия для развития речевых умений и более быструю помощь, чем при коллективной работе. Она повышает статус популярности и деловой статус ученика в коллективе.

Но групповая работа (как и всякая другая форма) не должна быть единственной. Она целесообразна главным образом там, где требуется коллективный разум, взаимопомощь, творчество (Пассов, 1988: 155).

3. Работа в малых группах

В малых группах возникают межличностные отношения, благоприятные для усвоения языка в общении между ее членами.

Может быть диада (группа, состоящая из 2 человек), триада (из 3-х), кольцо (из 4-х) и звездочка (из 5).

Наиболее распространенная из малых групп в школе – диада (парная работа). Она используется при выполнении вопросно-ответных упражнений, «разыгрывания» диалога, обращенного чтения, краткой беседы по выяснению какого-либо вопроса и т.д. Малые группы с большим количеством учащихся создаются для проведения ролевой игры.

4. Работа в парах сменного состава

Работа в парах сменного состава обозначает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член образовательного коллектива работает по очереди с каждым.

В этих условиях каждый школьник попеременно является то учеником, то учителем очень часто по одной и той же теме, т.е. регулярно, систематически по каждой теме изучаемого курса он является учителем, а чтобы хорошо исполнить функцию учителя, он должен быть внимательным и прилежным.

В работе над учебным материалом выделяют три этапа:

  • Структурирование материала по блокам.
  • Подготовка карточек для самостоятельной работы.
  • Самостоятельное выполнение заданий по карточкам. Работа в паре.

 За определенное время каждый член группы должен проработать свое задание, обучить партнера и сделать выводы согласно цели урока.

5. Коллективная работа

Коллективная форма организации учебной работы по языку предполагает общую цель, взаимодействие и взаимоответственность участников в решении коммуникативной задачи, обсуждение учащимися прочитанного. Коллективной называется такая деятельность, когда цель этой деятельности осознается как единая для всех и каждого, когда организация деятельности предполагает распределение «ролей», когда между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности и зависимости и когда контроль за деятельностью частично осуществляется самими членами коллектива, например при проведении урока-пресс-конференции (Рогова, 1991: 49)

Список используемой литературы

  1. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 223 с.
  2. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранному языку в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.