Проект - "Государственные символы РБ в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Дудина Татьяна Александровна

Проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект на тему:

«Государственные символы РБ  в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Разработчик

и руководитель проекта:

Дудина Т.А.

Уфа – 2019г.

Вид проекта: образовательный, творческо-информационный.

Цель проекта:
- Воспитание нравственно - патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста. 
- Формирование патриотических качеств личности ребёнка через приобщение детей к семейным традициям и ценности. 
- Развитие интереса к истории и культуре Башкортостана. 
- Развитие толерантности старших дошкольников. 
Задачи проекта:
- закрепить знание о государственно символике РБ;
- воспитывать чувство гордости за свою страну;
- воспитывать интерес к истории своей Родины;
- расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством;
- закреплять знания о праздниках РБ;
- расширять знания о малой родине;
- прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим;
- расширять предметно-развивающую среду;
- воспитывать интерес к чтению художественной литературы;
- воспитывать активную жизненную позицию;
- расширять словарный запас. 


Актуальность темы проекта:
Мы хотим воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состояние воспитать у него любовь к самому близкому - к семье и родному дому. 
Дошкольник – прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о своем посёлке, крае, стране, о культуре и традициях своего народа. 
Равнодушно относятся к близким людям, не знают своих корней. 
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания. 

Выявление проблемы:
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решалась в ДОУ, но в последнее время возникла необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием и как следствие этого – изменение формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей и самобытностью нашей Родины. Решение данной проблемы мы видим в реализации проекта. 
Предполагаемый результат:
1. Освоение доступных знаний о родной стране, её истории и традициях. 
2. Приобретение навыков социального общения с взрослыми и сверстниками. 
3. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. 
4. Проявлять чувство толерантности по отношению к окружающим. 
5. Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивных и музыкальных мероприятиях, других видах деятельности. 
Участники проекта:
- Дети старшей группы
- Работники ДОУ
- Родители
Период реализации проекта: с 6 октября по 14 октября  2020 года.
Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап: сентябрь

  • Работа с документацией.
  • Постановление целей и задач проекта

Определение  направлений образовательной деятельности,

  • Предварительная работа с педагогами, детьми и их  родителями,
  • Составление тематического  плана,
  • Создание информационно-методического материала,

Основной – практический этап: 6 - 14 октября

Практическая направленность работы по проблеме:

  • проведение тематических, комплексных занятий;
  • работа по самообразованию;
  • работа с родителями;
  • изготовление флага РБ на изодеятельности;
  • прослушивании музыки, сказок;
  • чтении произведений о родном крае и др.

Заключительный этап:

  • закрепление представлений детей о родном крае на развлечении «День Республики»
  • выставка детских работ
  • Обобщение результатов.

  Предполагаемый результат:

  •  Формирование более полных представлений о символике родной республики, культуре и традициях родного края;
  • формирование патриотических чувств, определение дошкольниками себя, как части башкирского народа, представителя Урала;
  • активная позиция родителей воспитанников в процессе ознакомления детей с родным краем;
  • развитие социальных навыков у дошкольников в ближайшем социальном окружении.

Описание содержания проекта:

Согласно цели и задачам проекта был разработан тематический план мероприятий по реализации проекта.

Проект реализуется по трем направлениям:

1.Работа с детьми;

2.Работа с родителями (законными представителями) воспитанников;

3.Работа с педагогами детского сада.

  1. Работа с детьми

Цель:

- содействовать сформированию у ребенка положительного и уважительного отношения к символам республики Башкортостан;

- сформировать у детей элементарные представления о   символиках республики.

         2.  Работа с родителями

Цель:  педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми.

         3.Работа с педагогами

Цель:  реализовать знания и навыки, полученные в рамках проекта в работе с детьми.

План работы по реализации проекта

  • Беседа «В какой республике мы живем?»
  • Беседа «Моя республика - Башкортостан»
  • Рассматривание альбома «Я люблю тебя, мой Башкортостан»
  • Башкирские настольно-печатные игры:

               «Собери ковер с башкирским орнаментом»

               «Собери картинку с башкирскими предметами утвари и быта»

               «Кто скорее составит флаг республики Башкортостан?»

               «Башкирское лото»

  • ООД «ознакомлению с символикой РФ и РБ».
  • Изготовление флага республики своими руками.
  • Рисование «Укрась пиалу башкирским орнаментом».
  • Знакомство с куклой в башкирской национальной одежде.
  • Знакомство с юртой.
  • Чтение сказки «Старая мать».
  • Рисование «Раскрась матрешку башкирскими узорами».
  • Аппликация «Укрась ковер башкирским орнаментом».
  • Рассказ воспитателя о национальном герое Салавате Юлаеве.
  • Подвижные игры:

               «Юрта»

               «Займи свое место»

  • Внесение папки-передвижки для родителей «Республика моя Башкортостан».
  • Выставка детских работ  «Я башкортостанец!» по рисункам детей.
  • Развлечение «День республики».
  • Оформление презентации проекта.
  • Презентация проекта на педсовете.

Трансляция проекта:

Данный проект транслируется в несколько этапов:

1) для коллег – презентация на Педагогическом совете (2020г.),

2) для родителей – создание фотоальбома «Моя республика - Башкортостан»

Перспективы проекта:

Данный проект способствует обогащению профессионального опыта педагогов по направлению патриотического воспитания дошкольников

посредством художественной литературы. Может стать основой для проектирования ознакомления детей с малой Родиной.

Заключение

В настоящее время всё больше говорится о необходимости воспитания у детей патриотических чувств, гордости за свою Родину, уважения к Отчизне, воспитания чувств собственного достоинства, уверенности в себе, своей   причастности к судьбе Родины. 
         Приобщение детей к Государственной символике РБ – одна из приоритетных задач. Независимо от программы развития дошкольного учреждения, от его профиля, патриотическое воспитание детей является одной из главных задач. 
         Патриотические чувства формируются с рождения ребёнка, в процессе всей его жизни. Это чувства любви к семье, к детскому саду, родному городу, родной природе, соотечественникам, осознание себя как гражданина своей страны, уважительно относящегося к символике – флагу, гимну, гербу. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции.  

Список литературы

* Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы, Вераксы  Н.Е., Комарова Т.С.,Васильева М.А. Москва, Мозаика-Синтез,2012

*  Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф.   Башкиры: этническая история и традиционная культура. Уфа, 2004

* Агишева Р.Л. , «Я познаю башкортоостан», издательство БИРО, Уфа,2009

* Агишева Р.Л., Дидактические игры «Я познаю Башкортостан», издательство БИРО, Уфа, 2005

*  ГасановаР.Х., «Я Родину свою хочу познать», издательство БИРО, Уфа,2007

* ГасановаР.Х.,  Синтез искусств, издательство Биро, Уфа,2005

* ГасановаР.Х., «Земля отцов», издательство БИРО, Уфа,2004

* Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М. : Издательство «Ювента».-2003.

* Молчева А.В. «Народное прикладное искусство Башкортостана- дошкольникам», «Китап»,Уфа,1995

* Фазлыева Ф.Н., «Мой край Башкортостан», издательство «Китап»,Уфа,2003

Приложение

1.Государственные символы Республики Башкортостан

Государственный герб

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/dc/Coat_of_Arms_of_Bashkortostan.svg/661px-Coat_of_Arms_of_Bashkortostan.svg.png

Герб РБ является государственным символом РБ. Принят Парламентом Республики Башкортостан 6 июля 1999 года. Числится за № 164 в Государственном геральдическом регистре РФ.
Герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, символ мужества народов. Лента, окрашенная в цвета государственного флага РБ, с надписью по белому полю: «Башҡортостан». В цветовом изображении герба памятник Салавату Юлаеву и орнамент — золотистого, цветок курая — зелёного, восходящее солнце — светло-золотистого, лучи солнца — жёлтого, фон между памятником и орнаментом — белого, внутренняя и наружные окружности — темно-золотистого цветов. 
Салават Юлаев — башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских батыров, родную природу, его творчество проникнуто духом борьбы против всякого гнёта, передавалось из уст в уста. Однако на гербе изображена не конкретная личность. Памятник Салавату — обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он символизирует дружбу и единение народов Башкортостана. 
Автор герба - Фазлетдин Фаррахович Ислахов.


Государственный флаг

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3d/Flag_of_Bashkortostan.svg/450px-Flag_of_Bashkortostan.svg.png

Синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов Республики Башкортостан; белый — миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов РБ; зелёный — свободу, вечность жизни. 
Цветок курая — символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.

Государственный гимн

Слова (на башкирском) — Равиль Бикбаев, Рашит Шакур
Слова (перевод на русский) — Фарит Идрисов, Светлана Чураева
Музыка — Фарит Идрисов

Аудиофайл государственного гимна Республики Башкортостан

Текст на башкирском языке

Перевод на русский язык

Башҡортостан, hин hөйөклө ғәзиз ер,
Халҡыбыҙҙың изге Ватаны.
Сал Уралдан ҡалҡа бар тарафҡа
Тыуған илдең тыныс ал таңы

Дан hиңә, Башҡортостан!
Илен hөйгән азат халҡыңа дан!
Рәсәй менән бөйөк берҙәмлектә
Сәскә ат, Башҡортостан!

Башҡортостан, hин хөрмәтле данлы ил,
Еңеү яулап алға бараһың.
Киләсәккә яҡты нур-моң сәсә
Һинең ғорур рухлы байрағың.

Республикам, йондоҙ булып балҡы hин,
Күҡрәп йәшә, гүзәл илебеҙ.
Тыуған ерҙә hүнмәҫ усағыбыҙ,
Туған телдә тынмаҫ йырыбыҙ

Башкортостан, Отчизна дорогая,
Ты для нас священная земля.
С Урала солнце всходит, озаряя
Наши горы, реки и поля.

Славься, наш Башкортостан!
Судьбой народу ты для счастья дан!
С Россией мы едины — и всегда
Процветай, Башкортостан!

Башкортостан — ты наша честь и слава,
Доброй волей, дружбой ты силен.
И стяг твой реет гордо, величаво -
Он свободой, братством окрылен.

Республика, сияй звездой прекрасной,
Ты ликуй в свершеньях и трудах!
Родной очаг пусть никогда не гаснет,
Пусть ведут нас песни сквозь года.

2.Кукла в башкирском национальном костюме

Традиционный башкирский национальный костюм не повторяет одежду ни одного другого народа и он очень богат декоративными элементами.

Башкирский национальный костюм

Куклы в башкирских национальных костюмах

Это более осовремененный женский костюм, в каких танцуют знаменитые «Семь девушек».

Куклы в башкирском костюме

Главный элемент башкирского костюма, представленного на кукле, это камзол. Прежде всего следует отметить оригинальность формы камзола – спереди безрукавка прямого силуэта, сзади – полуприлегающего, со значительным расширением по низу.

Расшитый елян — разновидность длиннополого пальто из сукна, кожи, войлока, меха, овчины. Чем больше одежды, тем богаче выглядел человек в глазах своих соседей.

https://rukodelielux.ru/wp-content/uploads/2018/04/kukly-v-bashkirskom-kostyume-4.jpg

Мужской елян для лета кроили из тёмных хлопчатых тканей, праздничный — из бархата, белого атласа, шёлка.

Национальный костюм башкир, даже будничный, всегда наряден. Его украшали не только вышивками и аппликациями, но и монетками, кораллами. Женский национальный костюм башкир требовал от швеи большого умения, терпения и усидчивости.

Для головного убора использовался мех куницы, выдры, бобра и других животных.