Статья "Формирование этико- ценностей студентов на дисциплине "Основы философии"

Статья посвящена вопросам формирования этико-деонтологических ценностей у студентов медицинских образовательных учреждений средствами дисциплины "Основы философии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gordashevskaya_v.d._formirovanie_tsennostey.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ  НА ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

В современном обществе для человека  характерно увеличение степени неопределенности морального выбора, который постоянно приходится делать в процессе своей профессиональной деятельности. Особенно остро такой выбор встает перед будущими медицинскими работниками и  от правильного решения во многом зависит здоровье и жизнь его пациентов. Развитие новых медицинских технологий открывает необходимость поиска новых путей решения моральных дилемм, в основе которых лежит проблема соотношения добра и зла в многообразных ситуациях медицинской деятельности. Власть медицинского работника над жизнью и здоровьем человека — главная отличительная черта медицинской деятельности. Именно эта особенность медицинской деятельности определяет и особое положение медицинских работников  в обществе, и особые требования к ответственности медицинских работников за все, что они делают в контексте своей профессиональной деятельности. Поэтому нравственная готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности является важным аспектом при подготовке студентов в медицинских учебных заведениях.

В Минусинском медицинском техникуме большое внимание уделяется формированию у студентов этико-деонтологических ценностей. На каждом занятии, при анализе конкретных ситуаций, преподаватели делают особый акцент на этом аспекте. В рамках дисциплины «Основы философии» большие возможности для нравственного формирования личности будущих медицинских работников дают темы, посвященные религиозной философии, философской антропологии, именно поэтому изучению христианства уделяется особое внимание.

Анализ данных входящего контроля показывает, что начальные знания студентов о христианской этике находятся на низком уровне, несмотря на то, что около 70% из них идентифицируют себя православными. Изучение данного раздела дает студентам целостное представление о христианстве, позволяет взглянуть на проблемы биоэтики не только с точки зрения материалистического подхода, но и раскрывает их через призму православной духовности. Необходимость углубленного изучения христианской этики подтверждает и тот печальный факт, что 50% студентов изначально являются сторонниками эвтаназии, что говорит о неправильном понимании ими сущности деятельности медицинского работника. В процессе обсуждения данной проблемы у будущих специалистов формируется осознанное правильное отношение к целям деятельности медицинского работника и этическим проблемам современной медицины.

В основе изучения данного раздела лежит культурологический подход, согласно которому студенты получают знания об основах православной культуры, христианской морали и нравственности, моральных аспектах современной медицины, однако делать выбор о применении этих знаний в собственной жизни и профессиональной деятельности им предстоит самостоятельно. Многолетний опыт преподавания дисциплины позволяет ранжировать методы и технологии обучения и выбрать наиболее оптимальные для достижения поставленной цели.

Одним из наиболее эффективных методов обучения является интерактивный метод. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями. Освоение этико-деонтологических ценностей идет на конкретных жизненных примерах из деятельности православных врачей: ап.Луки, св.Пантелеимона, св.Луки Войно-Ясенецкого и др., а также из жизненного опыта самих студентов. Организуется парная и групповая работа, когда студентам предлагается обосновать решение в какой-либо проблемной ситуации, сравнить и раскрыть понятия. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием всех участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания.

«Круглый стол», как один из видов интерактивного обучения, позволяет закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у студентов профессиональных умений излагать мысли, аргументировать и отстаивать свои убеждения. При изучении курса у студентов вызывает большой интерес дискуссия по этическим проблемам современной медицины. Именно в процессе дискуссии у будущих специалистов формируется правильная нравственная позиция, поскольку они самостоятельно формулируют аргументы за или против конкретной позиции.

В ходе изучения дисциплины осуществляется работа с различными источниками информации, в том числе философскими произведениями Н.Бердяева, И.Ильина, Ф.Достоевского, св. Луки Войно-Ясенецкого, в которых раскрываются принципы христианской нравственности, ценностное отношение к человеку, здоровью, процессу лечения. Большой интерес у студентов вызывает анализ притч, который позволяет глубже понять нравственную сущность христианства.

Метод проблемного обучения также является одним из основных. Для лучшего раскрытия материала возможна постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации. Здесь открываются большие возможности формирования нравственной позиции студентов при обсуждении проблем взаимодействия медицинского работника и пациента, а также для понимания студентами значимости получаемой профессии.

        Кластерный метод обучения позволяет систематизировать изучаемый материал в виде графической организации информации. Для студентов это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. При дельнейшей работе, анализируя полученный кластер, возможно укрупнение или детализация существующих блоков. При изучении темы «Проблема личности в философии» студенты составляют кластер исходя из сущностных характеристик понятия «личность», взаимосвязи физической, социальной и духовной ее составляющих, проблем свободы и нравственного выбора, влияния на развитие личности наркомании, алкоголизма и др.

        Основой для теоретического обоснования нравственно-деонтологических ценностей при изучении дисциплины могут служить материалы д.ф.н. Силуяновой И.В., заведующей кафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, главного научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории «Биоэтика и правовые проблемы здравоохранения».

Формирование духовно-нравственной составляющей будущих медицинских работников во многом зависит от позиции преподавателя, его профессионализма и понимания значимости такой деятельности в подготовке специалистов.

Список литературы:

1. Жарова М. Н. Моральная ответственность в профессиональной деятельности медицинских работников//ГлавВрач №1, 2011

2. Силуянова И.В. Биомедицинская этика,- М.: Юрайт, 2016

3. Силуянова И.В. Современная медицина и Православие,- М.: ТСЛ, 2008

Черепова Т.И. Нравственная философия как феномен русской культуры// Философия, этика, религиоведение.-2016