Становление дошкольной педагогики в трудах русских и зарубежных ученых в XVII-XVIII веках

Становление дошкольной педагогики в трудах русских и зарубежных ученых в XVII-XVIII веках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл таблица18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Становление дошкольной педагогики в трудах русских и зарубежных ученых в XVII-XVIII веках

Ученый, педагог

Педагогическая система, концепции, идеи, внесенные этим человеком в дошкольную педагогику

Джон Локк (1632-1704)

Педагогический труд — «Мысли о воспитании».

Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.

Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме.

Локк указывал на недостатки современной ему педагогической системы: например, он восставал против латинских речей и стихов, которые должны были сочинять ученики. Обучение должно быть наглядным, вещным, ясным, без школьной терминологии. Но Локк — не враг классических языков; он только противник системы их преподавания, практиковавшейся в его время. Вследствие некоторой сухости, свойственной Локку вообще, он не уделяет поэзии большого места в рекомендуемой им системе воспитания.

Ян Амос Коменский (1592-1670)

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

Клод Адриан Гельвеций

(1715-1771)

Утверждал, что все способности и дарования человека, его нравственные качества образуются под влиянием социальной среды; что воспитание может все. Одна из глав его сочинения «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» так и называется «Воспитание всемогуще».

Жан-Жак Руссо

(1712 -1778)

В соответствии со своим учением о «естественном праве» выдвинул теорию естественного, свободного воспитания. Исходя из того, что главным естественным правом человека является свобода, Руссо провозгласил воспитание, не стесняющее ребенка, не мешающее его естественному формированию, сообразное с законами физического, умственного и нравственного его развития. Вслед за Коменским Руссо придерживался принципа природосообразности в воспитании. Свои педагогические идеи он изложил в романе «Эмиль, или О воспитании», в котором дал возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду педагогические задачи. Период от рождения ребенка до двух лет должен быть посвящен физическому воспитанию. Основной задачей второго периода (от 2 до 12 лет) является развитие органов внешних чувств ребенка, которое Руссо рассматривал как необходимую предпосылку умственного развития. Умственное воспитание осуществляется главным образом в период от 12 до 15 лет и опирается на изучение окружающего мира. В четвертый период (от 15 лет до совершеннолетия) формируются нравственные качества человека. Воспитание нравственных качеств происходит в процессе ознакомления с историей и в ходе трудовой деятельности. Труду Руссо придавал огромное значение, он писал о необходимости систематической трудовой подготовки. Ребенок должен овладеть какой-либо полезной профессией, чтобы зарабатывать себе на жизнь и быть независимым.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

Высшую цель воспитания он видел в том, чтобы способствовать подъему внутренних сил человеческой природы и сознанию «творческой близости к природе и человеку» для деятельного труда в обществе, которому сопутствуют внутренний покой и внешний порядок. Песталоцци был убежден, что воспитание должно быть приспособлено к развитию природы. Причем природосообразное воспитание первоначально осуществляется в семье матерью, а затем только продолжается в школе.

Иммануил Кант

(1724-1804)

Его идея априорности некоторых форм познавательной деятельности использовалась для обоснования дидактики, а идея категорического императива легла в основу теории нравственного воспитания.

Иоганн Фридрих Гербарт  (1776-1841)

Будучи философом и психологом, он утверждал, что педагогика теснее всего связана с философией и психологией. Философия предписывает ей цели воспитания, а психология указывает пути их достижения. Цель воспитания Гербарт определял как гармонию воли с эстетическими идеями и выработку многостороннего интереса. Основные пути достижения этой цели он видел в управлении, воспитывающем обучении и нравственном воспитании.

Гербарт считал, что обучение без нравственного воспитания является только средством без цели, а нравственное воспитание без обучения есть цель, лишенная средств. Содержание нравственного воспитания он выводил из кантианской этики, вечных норм долга, которые в качестве категорического императива требуют умения терпеть и воздерживаться. Нравственное воспитание должно обеспечить внедрение в сознание ребенка путем обучения соответствующих представлений, переходящих потом автоматически в поведение.

Гербарт ввел понятие воспитывающее обучение. Задача такого обучения состоит в том, что оно не только дает ребенку знания, умения, навыки, но и формирует мировоззрение, мораль, характер, волю, познавательные способности личности ребенка, развивает у него многосторонний интерес. Гербарт внес значительный вклад в разработку проблем воспитывающего обучения.