Профессиональная адаптация молодых педагогов в условиях современной школы

Предъявление серьёзных требований к уровню профессиональной компетентности, мобильности учителя в условиях современной школы и недостаточно полное соответствие этих требований уровню вузовской подготовки (психолого-педагогической и методической), удовлетворённости педагогической деятельностью молодых специалистов обусловили необходимость новых исследований процесса их профессиональной адаптации. Были уточнены сущность и содержание понятия «профессиональная адаптация», выявлены факторы дезадаптации учителей в инновационной образовательной среде, раскрыта сущность педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодого учителя в современной школе, а также разработана экспериментальная программа педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей, результаты внедрения которой апробированы и проанализированы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная адаптация молодых педагогов в условиях современной школы

Предъявление серьёзных требований к уровню профессиональной компетентности, мобильности учителя в условиях современной школы и недостаточно полное соответствие этих требований уровню вузовской подготовки (психолого-педагогической и методической), удовлетворённости педагогической деятельностью молодых специалистов обусловили необходимость новых исследований процесса их профессиональной адаптации. Были уточнены сущность и содержание понятия «профессиональная адаптация», выявлены факторы дезадаптации учителей в инновационной образовательной среде, раскрыта сущность педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодого учителя в современной школе, а также разработана экспериментальная программа педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей, результаты внедрения которой апробированы и проанализированы. Нами была выделена совокупность педагогических факторов, определяющих успешность профессиональной адаптации молодых учителей в условиях современной школы: педагогический коллектив, организация и содержание труда учителя, уровень подготовки в вузе к профессиональной деятельности, мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, деятельность методических служб.

Можно сделать вывод о том, что профессиональная адаптация молодых учителей − процесс, способствующий достижению оптимального соотношения между комплексом требований, предъявляемых к профессии учителя в целом, их реализацией в собственной педагогической деятельности молодого специалиста в условиях конкретного образовательного учреждения.

Был проведен мониторинг процесса профессиональной адаптации, в ходе которого выявлены уровень профессиональной дезадаптации молодых учителей, основные трудности начального этапа профессиональной деятельности, мотивации молодого учителя к работе в школе, влияющие на успешность профессиональной адаптации.

В частности, были выявлены причины профессиональной дезадаптации молодых учителей в условиях современной школы:

- отсутствие навыков осуществления урочной и внеурочной деятельности в контексте требований ФГОС;

- снижение уровня профессиональной мотивации на фоне повышенных требований, предъявляемых к молодому учителю и большого объёма отчётной документации;

- снижение самооценки на фоне стрессовой ситуации начального этапа профессиональной деятельности в условиях модернизации образования, низкого материального уровня начинающего учителя.

На основе анализа литературы, изучения факторов успешной адаптации и результатов диагностических методик мы разработали программу психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей в условиях современной школы «Школа молодого педагога».

В рамках каждого этапа реализации экспериментальной программы проводилась совместная многоступенчатая и разноплановая работа с молодыми учителями администрации, социально-психологической службы, представителей окружного методического центра, опытных учителей-коллег. Содержание программы предполагает повышение квалификации молодого учителя до уровня, на котором педагог способен моделировать собственную профессиональную деятельность.

По итогам повторной диагностики, у 90% молодых учителей экспериментальной группы снизился уровень профессиональной дезадаптации, выявлены позитивные тенденции в организации работы начинающих педагогов, а также в организации своей педагогической и научно-методической деятельности. Благодаря организации системы взаимопосещения уроков осуществляется целенаправленный обмен профессиональным опытом и идеями, комплексный анализ и рефлексия педагогической деятельности. В процессе реализации программы было отмечено повышение результативности урока в контексте требований ФГОС, снижение уровня профессиональной дезадаптации, повышение уровня мотивации профессиональной деятельности. Снизился объём педагогических и психологических затруднений в работе молодых учителей.

Таким образом, была подтверждена эффективность создания выявленных нами условий для успешного протекания профессиональной адаптации молодых учителей.  

Из вышесказанного следует, что цель, поставленная в научной работе, заключавшаяся в определении условий успешного руководства процессом профессиональной адаптации молодых учителей в условиях современной школы, достигнута, а гипотеза доказана.

Данные исследования могут быть использованы в разработке комплекса мероприятий для создания системы психолого-социального и методического сопровождения молодых учителей в период их адаптации к профессиональной деятельности.

Проблема профессиональной адаптации требует постоянного целенаправленного планомерного изучения. Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует её последующего развития и уточнения.

Перспективным направлением нашего исследования может быть внедрение технологий изучения и самопознания личностных профессионально важных качеств молодого учителя; изучение специфики педагогических коллективов школ разного типа (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением ряда предметов), региональных и этнокультурных особенностей и их влияния на протекание процесса адаптации молодых учителей.

Литература

  1. Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб.: «Речь», 2007
  2. Бабаева И.А. Социально-психологическая адаптация молодых рабочих: дис. … канд. психол. наук.– Л.: 1985.– 148 с.
  3. Духова Л.И. Социально-педагогические факторы становления субкультуры учителя : автореф. дис. ... док. пед. наук. – Курск: Кур. гос. ун-т, 2006. – 43 с.
  4. Кузнецова А.А. Развитие профессиональной рефлексии специалистов системы образования // У истоков развития. Сборник тезисов участников Четвертой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. – С.146-147.