Особенности системы образования детей раннего возраста с нарушениями зрения

Адасенко Татьяна Александровна

В Российской Федерации дети с нарушениями зрения могут получать определенные образовательные услуги в специальных (коррекционных) образовательных школьных и дошкольных учреждениях, специальных группах (классах) при образовательных учреждениях общего назначения, а также в  психолого-медикопедагогических консультациях, реабилитационных центрах.

Подготовку специалистов для работы в дошкольных, школьных специальных (коррекционных) учреждениях III и IV вида, классах «Охраны и развития зрения», а также специалистов для работы со слепыми зрелого возраста в Российской Федерации осуществляет факультет коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) по линии функционирующей на нем с 1929 г. кафедры тифлопедагогики. Будучи единственной кафедрой такого профиля в России, она ведет подготовку тифлопедагогов не только для соответствующих учреждений Российской Федерации, но и для стран ближнего зарубежья, проводит курсы усовершенствования специалистов-тифлопедагогов, принимает участие в международных проектах, посвященных актуальным вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

В Российской Федерации дети с нарушениями зрения могут получать определенные образовательные услуги в специальных (коррекционных) образовательных школьных и дошкольных учреждениях, специальных группах (классах) при образовательных учреждениях общего назначения, а также в  психолого-медикопедагогических консультациях, реабилитационных центрах.

Подготовку специалистов для работы в дошкольных, школьных специальных (коррекционных) учреждениях III и IV вида, классах «Охраны и развития зрения», а также специалистов для работы со слепыми зрелого возраста в Российской Федерации осуществляет факультет коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) по линии функционирующей на нем с 1929 г. кафедры тифлопедагогики. Будучи единственной кафедрой такого профиля в России, она ведет подготовку тифлопедагогов не только для соответствующих учреждений Российской Федерации, но и для стран ближнего зарубежья, проводит курсы усовершенствования специалистов-тифлопедагогов, принимает участие в международных проектах, посвященных актуальным вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

В Российской Федерации дети с нарушениями зрения могут получать определенные образовательные услуги в специальных (коррекционных) образовательных школьных и дошкольных учреждениях, специальных группах (классах) при образовательных учреждениях общего назначения, а также в  психолого-медикопедагогических консультациях, реабилитационных центрах.

Подготовку специалистов для работы в дошкольных, школьных специальных (коррекционных) учреждениях III и IV вида, классах «Охраны и развития зрения», а также специалистов для работы со слепыми зрелого возраста в Российской Федерации осуществляет факультет коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) по линии функционирующей на нем с 1929 г. кафедры тифлопедагогики. Будучи единственной кафедрой такого профиля в России, она ведет подготовку тифлопедагогов не только для соответствующих учреждений Российской Федерации, но и для стран ближнего зарубежья, проводит курсы усовершенствования специалистов-тифлопедагогов, принимает участие в международных проектах, посвященных актуальным вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности системы образования детей раннего возраста с нарушениями зрения

В Российской Федерации дети с нарушениями зрения могут получать определенные образовательные услуги в специальных (коррекционных) образовательных школьных и дошкольных учреждениях, специальных группах (классах) при образовательных учреждениях общего назначения, а также в  психолого-медикопедагогических консультациях, реабилитационных центрах.

Подготовку специалистов для работы в дошкольных, школьных специальных (коррекционных) учреждениях III и IV вида, классах «Охраны и развития зрения», а также специалистов для работы со слепыми зрелого возраста в Российской Федерации осуществляет факультет коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) по линии функционирующей на нем с 1929 г. кафедры тифлопедагогики. Будучи единственной кафедрой такого профиля в России, она ведет подготовку тифлопедагогов не только для соответствующих учреждений Российской Федерации, но и для стран ближнего зарубежья, проводит курсы усовершенствования специалистов-тифлопедагогов, принимает участие в международных проектах, посвященных актуальным вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

 В Российской Федерации воспитание и обучение ребенка с нарушениями зрения дошкольного возраста решает три основные задачи:

  • ранняя социализация ребенка через развитие его личности;
  •   коррекция и компенсация нарушений;
  • медико-социальная реабилитация и психолого-педагогическая поддержка семьи в вопросах воспитания, коррекции и компенсации нарушений развития ребенка с тяжелыми нарушениями зрения.

Одним из новых типов учреждений, деятельность которых направлена на оказание помощи детям младенческого и раннего возраста, имеющим глубокие нарушения зрения, и их родителям, является консультативно-практический Центр по реабилитации слепых и слабовидящих детей. В Центре формируются стационарные и консультативные группы.

Стационарные группы предполагают каждодневное пребывание детей в Центре. С детьми работают учителя-тифлопедагоги, психологи, логопеды и воспитатели. С незрячими и слабовидящими малышами проводятся занятия по лечебной физкультуре в специально оборудованном зале, они получают физиотерапевтические процедуры, массаж, плеоптическое лечение. В Центре работают также педиатр, окулист, психоневролог, невропатолог, врач ЛФК.

Консультативные группы предусматривают пребывание ребенка с родителями в Центре несколько раз в неделю (по расписанию). В этих группах работают специалисты, которые в ходе индивидуальных занятий обучают детей игре, учат пространственной и социально-бытовой ориентировке, изобразительной деятельности. В консультативных группах дети занимаются в присутствии родителей, которые во время занятий обучаются различным специальным технологиям. С детьми, кроме тифлопедагогов, работают такие специалисты, как логопед, психоневролог, невропатолог. Специалисты проводят различные медицинские мероприятия, назначают медикаментозное и другие виды лечения, оказывают психологическую помощь детям и родителям.                  Новорожденные дети и дети младенческого возраста с особо тяжелой патологией обслуживаются тифлопедагогами Центра на дому, в форме патронажа. Большое внимание сотрудники Центра уделяют работе с родителями. Родителей обучают общению со слепыми детьми, приемам развивающей и коррекционной работы. В занятиях с родителями используются такие формы, как лектории, консультации, открытые занятия и др. В Центре функционирует специальная библиотека игр (лекотека), где родителям с целью обеспечения более эффективного их общения с детьми на дом выдают специальную литературу, игрушки, развивающие игры и пособия.

Дошкольные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения посещают дети в возрасте от 2 до 7 лет с разной степенью нарушения зрения: слепые, дети с разной степенью слабовидения, дети с монокулярным характером зрения на фоне амблиопии и косоглазия, не относящиеся к категории слабовидящих. В детском саду для детей с нарушением зрения задачами воспитания выступают: охрана и укрепление здоровья ребенка, обеспечение всестороннего развития ребенка, подготовка к школе, ранняя социализация ребенка с нарушением зрения и его интеграции в  общество.

Коррекционно-развивающая работа, осуществляемая воспитателями, тифлопедагогом, логопедом, психологом, инструктором по физическому воспитанию и др., направлена на формирование у воспитанников с нарушениями зрения навыков пространственной и социально-бытовой ориентации. На овладение ими способами познания предметов и явлений окружающего мира на суженной сенсорной основе, на развитие психических процессов (ощущений, восприятия, представлений, внимания, памяти) и высших форм психической деятельности (речи, мышления), на воспитание самостоятельности и активности детей. Лечебно-восстановительная работа обеспечивается системой лечебновосстановительных и офтальмогигиенических мероприятий, реализуемых медицинским персоналом. Детские сады компенсирующего вида для детей с нарушением зрения поддерживают связь со специальными (коррекционными) и общеобразовательными школами, где в дальнейшем будут обучаться дети, и готовят воспитанников к школьному обучению.

В детские сады (группы при школах) для слабовидящих детей принимаются дети с остротой зрения 0,05-0,6 с коррекцией очками. Дети обучаются основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользования очками. У детей развиваются все элементы зрительного восприятия: способность видеть вблизи и вдали, наблюдать за движущимися предметами, различать форму предметов, цвета, рассматривать картинки, ориентироваться в пространстве. Развитие зрительных функций дополняется также развитием слуха и осязания. Дети подготавливаются здесь к систематическим занятиям в школе.

В России дети, имеющие нарушения зрения, и их семьи могут получить диагностическую и консультативную помощь не только в государственных, но и в различных негосударственных структурах, где оказывается диагностическая и консультативная помощь детям в возрасте до трех лет, а также и консультативная помощь родителям детей, имеющих глубокие и сочетанные нарушения развития.

Таким образом, успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и коррекционно - реабилитационной работы с ним.

 Важное значение имеет раннее начало работы по развитию остаточных функций, в первые годы жизни ребенка так как, они протекают в более сензитивный период, что обеспечивает значительный эффект ранней педагогической помощи детям с ОВЗ.

 Педагогическая помощь направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет делать уровень нарушений в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка.

 Задача специальной педагогики в данном случае состоит в систематической работе по коррекции отклонений в развитии познавательной, личностной, двигательной сферы детей, по охране и развитию зрения, слуха, осязания, т. е. всей компенсирующей системы.

Государство поддерживает организацию структур, обеспечивающих своевременной и комплексной помощью детей раннего возраста с ОВЗ и их семьи. Создаются вариативные формы дошкольного образования для детей,

воспитывающихся в условиях семьи и родителей, что обеспечивает единство и преемственность семейного и общественного воспитания, оказание психолого – педагогической помощи родителям в поддержке всестороннего развития личности ребёнка.