Методическая разработка: Тренинг "Критическое мышление"

Чебаев Константин Викторович

 

СПБ ГБУ ДО ЦППМСП

 Приморского района г. Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

Занятие-тренинг `«Критическое мышление»

Авторы-составители:  педагог-психолог Чебаев К.В., педагог-психолог Ивановская Е.К.

 

Адресат программы: Учащиеся 9-11-х классов образовательных  организаций.

 

Продолжительность: 1урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2019г.

 

Цель занятия-тренинга:

-формирование представлений о том, что такое критическое мышление и применение этих представлений на практике.

 

Задачи занятия-тренинга:

- расширить представление подростков о критическом мышлении;

- создать условия для рефлексии собственных личностных качеств, значимых для критического мышления.

 

Необходимое кадровое обеспечение: Программа может быть реализована силами педагога-психолога с высшим образованием по соответствующей специальности/направлению.

 

Материально-техническое обеспечение программы:

1. Проектор или доска с мелом/фломастерами

2. Бумажки-стикеры.                                         60 шт.

3. Фломастеры/карандаши/ручки                      по количеству участников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriticheskoe_myshlenie_trening.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

СПБ ГБУ ДО ЦППМСП

 Приморского района г. Санкт-Петербург

Занятие-тренинг `«Критическое мышление»

Авторы-составители:  педагог-психолог Чебаев К.В., педагог-психолог Ивановская Е.К.

Адресат программы: Учащиеся 9-11-х классов образовательных  организаций.

Продолжительность: 1урок.

Санкт-Петербург 2019г.

Цель занятия-тренинга: 

-формирование представлений о том, что такое критическое мышление и применение этих представлений на практике.

Задачи занятия-тренинга:

- расширить представление подростков о критическом мышлении;

- создать условия для рефлексии собственных личностных качеств, значимых для критического мышления.

Необходимое кадровое обеспечение: Программа может быть реализована силами педагога-психолога с высшим образованием по соответствующей специальности/направлению.

Материально-техническое обеспечение программы:

1. Проектор или доска с мелом/фломастерами

2. Бумажки-стикеры.                                    60 шт.

3. Фломастеры/карандаши/ручки                    по количеству участников

Ход занятия.

1. Приветствие (2 минуты). Введение.

Ведущий: Критическое мышление как одна из ключевых компетенций, наряду с креативностью, способностями к кооперации и коммуникации, рассматривается как основа для эффективного существования человека в современном информационном пространстве. Проще говоря – это и умение определять, когда, где и какая нам требуется информация, и способность выбрать оптимальный тип и уровень сложности данных для каждого конкретного случая. Но такими навыками обладает далеко не каждый человек, да и обучают технологии критического мышления далеко не везде. Однако важность умения мыслить критически неоспоримо (об этом мы еще скажем). Научиться делать это может каждый, в том числе и вы. И специально для этого мы разработали это занятие.

2 Упражнение «Ассоциации» (10 минут)

Каждому выдается по стикеру (при желании участника можно получить два). Задача каждого участника написать на бумажке ассоциацию на словосочетание  «критическое мышление» и передать ее ведущему . Все ассоциации вешаются на доске и делятся ведущим на два столбика: критическое мышление как позитивное явление и критическое мышление как негативное явление.

Ведущий предлагает участникам догадаться, по какому принципу ассоциации разделены на две группы.  Обсуждение положительных и отрицательных сторон.

По результатам делается вывод о том, что критическое мышление – это использование таких познавательных (когнитивных) навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Оценочное, рефлексивное, открытое, не принимающее догм, развивающееся путем построения новой на личный жизненный опыт.

К 14-16 годам у человека наступает этап, когда критическое мышление получает свое наибольшее развитие, стоит отметить, что этот навык развит по-разному.

3. Упражнение «Верю - не верю» (5 мин)

Группа в произвольном порядке делится на четыре части. Ведущий всем участникам зачитывает первое утверждение из списка и предлагает в группах обсудив, принять решение о его истинности или ложности. После того как каждая подгруппа высказывается, ведущий говорит правильный ответ, после чего переходит к следующему утверждению. Таким образом, участники обсуждают каждое указанное ниже утверждение.

Утверждения:

- Расстояние между Россией и США - менее 4 километров. (правда)

- С 2003 года официально существует вид спорта, объединяющий бокс и шахматы - шахбокс. (правда)

- Мёд никогда не портится. (ложь)

- У женщин в среднем IQ выше, чем у мужчин. (правда)

- Генномодифицированные продукты питания меняют днк людей. (ложь)

-У однояйцевых близнецов разные отпечатки пальцев. (правда)

- Самая посещаемая в мире страна – Франция. Она принимает более 81 млн. туристов в год. (правда)

- Люди с голубыми глазами лучше видят в темноте. (правда)

- Кошки не мяукают друг другу, а делают это специально для людей. (ложь)

- Одним из ингредиентов кока-колы раньше был кокаин. (правда)

4. Упражнение «Качества человека, мыслящего критически» (23 мин)

- Участники по кругу называют по одному качеству, необходимому критически мыслящему человеку. Ведущий фиксирует их на доске. После этого группе предлагается выбрать шесть самых важных в этом плане. Потом рисуется диаграмма. Далее ведущий демонстрирует ранее заготовленную диаграмму (рис. 1), но в рамках упражнения участники вольны самостоятельно выбирать необходимые качества.

рис.1

Пример диаграммы, которая должна выйти у участников в процессе работы (рис.2)

рис.2

Ведущий: Посмотрите на свою диаграмму и подумайте над тем, какие качества у вас развиты достаточно хорошо, а какие бы вы хотели развить? Есть ли кто-нибудь, кто бы хотел поделиться результатами? Что у вас получилось?

5. Подведение итогов занятия (5 мин)

Круг обратной связи. Ведущий: «Вспомните, пожалуйста все что происходило на сегодняшнем занятии. Что вам понравилось больше всего? Что вы можете использовать в своей повседневной жизни?».

Список литературы:

  1. Бутенко А.В., Ходос Е.А Критическое мышление:метод,теория,практика:Учебно-методическое пособие.-М.:МИРОС,2002.
  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2011.
  3. Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: Генезис, 2004