Отчет по практике по логопедии

Коновалова Милена Евгеньевна

Отчет по практике по логопедии , спициально дефектологическое образование, преддипломнатя практика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_praktike_4_kurs.doc412.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 «ЛЕНИНГРАДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  

ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

Факультет дефектологии и социальной работы

Кафедра логопедии

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

(ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА)

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль – логопедия

Выполнила:

студентка IV курса

заочной формы обучения

Коновалова (Сазыкова) Милена Евгеньевна

Научный руководитель:

К.п.н., старший преподаватель кафедры логопедии

Лосева Снежана Михайловна

 

Санкт-Петербург

2018 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

1.Характеристика образовательного учреждения        4

2.Описание должностных обязанностей и личности учителя-логопеда        6

3. Характеристика выборки и описание хода исследования        8

4. Методика исследования        11

5. Результаты констатирующего этапа эксперимента        12

6. Разработка рекомендаций        15

Заключение        17

Список использованной литературы        18

Приложение №1.        20


ВВЕДЕНИЕ

Целью прохождения практики было освоение основных аспектов деятельности логопеда и проведение экспериментальной работы в сфере исследования связной речи у младших школьников с дислексией.

Задачи:

1.Дать характеристику образовательного учреждения;

2. Изучить должностные обязанности и качества личности учителя – логопеда;

3.Дать характеристику выборки и описание хода исследования;

4.Выбрать методику исследования;

5.Представить результаты констатирующего этапа эксперимента;

6.Разработать рекомендации;

База прохождения практики: Муниципальное  казенное образовательное учереждение  « Новолисинская школа- интернат среднего( полного ) общего образования»

Должность в ходе прохождения практики: логопед.


1.ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новолисинская школа-интернат среднего (полного) общего образования» создано в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» с целью обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования 21 сентября 1992г. В 24.11.1998г. № 377приказом гучреждение реорганизовано в Новолисинскую среднюю общеобразовательную школу – интернат.

Образовательное учереждение осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно – правовой базой:

- Конвенция о правах ребенка;

- Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;  

- Приказ «Об утверждении ФГОС НОО»;

- СанПиН;

- Лицензия на образовательную деятельность № 006-16 от 27.01.2016г

срок действия – бессрочно;

- Устав  № 223  - р  от  10.06.2016 г.;

- Правила внутреннего распорядка обучающихся МКОУ « Новолисинская школа- интернат среднего( полного ) общего образования» и др.

В данный период школу посещают 282 обучающихся.

Основанием для зачисления детей в логопедические классы является заключение Территориальной психолого – медико – педагогической  комиссии Тосненского  района  Ленинградской области, содержащее рекомендации по обучению детей по образовательной программе начального общего образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психологического (психического) развития).

Продолжительность и сроки пребывания на каждом этапе обучения определяются возрастом воспитанника, состоянием его здоровья и характером группы, в  которой он находится, и составляет, как правило, один год. Перевод обучающегося из класса в класс производится по решению психолого –медико – педагогического  консилиума образовательного учреждения и районной психолого – медико – психологической  комиссией.

Руководитель образовательной организации  и  его заместители:

Директор –Петрова Марина Михайловна.

Зам. Директора по УВР – Дяччук Ольга Константиновна.

Старший логопед – Лавушкина Оксана Александровна.

Педагогический состав:

Педагогический коллектив Новолисинской школы - интерната" полностью укомплектован постоянными сотрудниками, коллектив стабильный, высоко-квалифицированный.

60% педагогов – учителя высшей и первой квалификационных категорий. Это увлеченные своей профессией люди, без остатка отдающие себя детям.

В школе работает педагог-психолог, три учителя - логопеда, один учитель-дефектолог.

Приоритетные направления работы с детьми:

- коррекция речевого и психоречевого развития ребенка;

- социальная адаптация с последующей интеграцией в массовую школу.

                               Участники образовательных отношений

В логопедических классах реализуется Основная образовательная программа начального общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития) МКОУ «Новолисинская СОШ-интенат».

2. ОПИСАНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Учитель – логопед в МКОУ «Новолисинская СОШ-интенат» осуществляет работу в группах с детьми, которые имеют нарушения речи.

Работа учителя – логопеда также предусматривает необходимость обеспечения полной интеграции всех действий с другими специалистами МКОУ «Новолисинская СОШ-интенат», а также с родителями или законными представителями учащихся.

Учитель – логопед нацелен на

- овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной устной и письменной речью и коммуникативными навыками.

- овладение детьми фонетической системой русского языка, элементами грамоты.

Всё это в итоге способствует обучению в начальной школе и обеспечивает реализацию принципа преемственности со следующей ступенью системы общего образования.

Для эффективности работы логопеда большое значение имеет овладение им ряда личностных качеств:

- высокая степень самообладания и самоорганизации;

- доброжелательное отношение к детям;

- владение мастерством педагогического общения;

- знание материала занятий;

- речь логопеда ( ясность, точность, выразительность, эмоциональность);

- собранность и внимательность логопеда в работе с детьми;

- соотношение речи логопеда и детей( ребёнка);

- соблюдение норм педагогической этики.

Как отмечалось ранее, в МКОУ «Новолисинская СОШ-интенат».реализуется для детей с общим недоразвитием речи « Адаптированная образовательная программа для  детей с тяжёлыми нарушениями речи».

Данная программа является коррекционно - развивающей системой, которая обеспечивает полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Логопедическими приёмами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Специальное время отводится на развитие полноценного  фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава слова.


3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ И ОПИСАНИЕ ХОДА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для освоения необходимых навыков работы логопедом в конкретном образовательном учреждении, а также для наработки практического материала для подготовки курсовой работы, в ходе практики было проведено исследование письменной речи  у детей  младшего школьного возраста с дислексией.

Выборка исследования представлена 30 детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  3 уровня (15) и речевым развитием , соответствующему возрасту (15).

Половозрастная характеристика детей, входящих в выборку исследовании представлена в Таблице 1.

        Таблица 1 Половозрастная характеристика детей

ер п/п

Имя ер ребенка

Пол

Возраст

Арсений ер Я.

мужской

8.1

Валя ер С.

мужской

8

Дима ер Т.

мужской

8

Иван ер К.

мужской

8,3

Леша ер Ш.

мужской

8,6

Маша ер Е.

женский

8

Наташа ер У.

женский

8

Олег ер О.

мужской

8,2

Света ер С.

женский

8,4

Тамара ер О.

женский

8,5

Алексей ер А.

мужской

8,3

Артем ер А.

мужской

8

Валерия ер П.

женский

8

Дарина ер В.

женский

7,9

Егор ер Б.

мужской

8,5

Никита ер О.

мужской

8,2

Оля ер Л.

женский

8

Саша ер Р.

женский

8,1

Таня ер К.

женский

8,4

Юля ер М.

женский

8

Как видно из предоставленных данных, 10 детей женского пола и 10 детей мужского пола. Средний возраст по выборке составляет 8.5 лет .Все дети относятся к младшему школьному возрасту.

                            Таблица 2. Контрольная и экспериментальные группы

ер п/п

Имя ер ребенка

Группа

Арсений ер Я.

контрольная

Валя ер С.

контрольная

Дима ер Т.

контрольная

Иван ер К.

контрольная

Леша ер Ш.

контрольная

Маша ер Е.

контрольная

Наташа ер У.

контрольная

Олег ер О.

контрольная

Света ер С.

контрольная

Тамара ер О.

контрольная

Алексей ер А.

экспериментальная

Артем ер А.

экспериментальная

Валерия ер П.

экспериментальная

Дарина ер В.

экспериментальная

Егор ер Б.

экспериментальная

Никита ер О.

экспериментальная

Оля ер Л.

экспериментальная

Саша ер Р.

экспериментальная

Таня ер К.

экспериментальная

Юля ер М.

экспериментальная

Целью проведения педагогического исследования являлось выявление механизмов и симптоматики нарушений чтения у младших школьников с дислексией.

Для этого были решены следующие  задачи:

1.Определена выборка исследования;

2.Выбрана методика исследования;

3.Проведён констатирующий этап эксперимента;

4.Разработана программа дополнительных занятий учителя – логопеда с детьми младшего школьного возраста с дислексией.

5.Проведён контрольный эксперимент.

На первом этапе проведения исследования определена выборка исследования и выбрана методика исследования.

На втором этапе проведён констатирующий эксперимент и с помощью выбранной методики определён уровень развития связной речи у детей контрольной и экспериментальной группы

На третьем этапе была разработана программа дополнительных занятий, которая была проведена только с детьми экспериментальной группы. Дети из контрольной группы занимались по стандартной программ

На четвёртом этапе был проведён контрольный эксперимент для оценки эффективности проведённых дополнительных занятий с детьми экспериментальной группы.

                                       


4. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе прохождения практики для реализации исследования использовались следующие методы:

1.Наблюдение.

2. Анализ речевых карт детей

3.  Педагогический эксперимент

4. Методика исследования механизмов и симптоматики нарушений чтения у младших школьников с дислексией Лалаевой Р. И.

Наблюдение – процесс сбора точной и объективной информации, результаты которого регистрируются наблюдателем.

 В основу исследования положена методика Лалаевой Р. И., которая состоит из следующих заданий:

  • Исследование звукопроизношения
  • Исследование фонематического восприятия
  • Исследование звуко-слоговой структуры слова
  • Исследование языкового анализа и синтеза
  • Исследование грамматического строя речи
  • Исследование зрительно-пространственных функций
  • Исследование процесса чтения

Текст заданий представлен в Приложении 1.

По итогам выполнения детьми заданий , учителем – логопедом ставится балл на основе установленной системы количественной оценки, предложенной Лалаевой Р.И. На балл влияет степень выполнения задания, правильность его выполнения. Также педагогом по ходу выполнения детьми заданий, ведётся наблюдение о самостоятельности в выполнении поставленных задач, его активности и т.п., что влияет на итоговый балл.

Оценка результатов выполнения заданий по методике исследования связной речи Лалаевой Р.И. производится по 4-х бальной системе. Критерии оценки результатов представлены в приложении.

5. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТА

У ер всех ер детей ер отмечались ер различные ер отклонения ер в ер формировании ер таких ер характеристик ер чтения ер как: ер способ, ер скорость, ер выразительность, ер правильность, ер сознательность. ер Проявления ер нарушений ер чтения ер были ер многообразны ер и ер затрагивали ер все ер основные ер характеристики ер процесса. ер Недоразвитие ер навыка ер чтения ер выражалось ер от ер разнообразного ер сочетания ер нескольких ер несформированных ер характеристик ер до ер всех ер одновременно.

Наиболее ер распространенными ер явились ер ошибки ер искажения ер звукослоговой ер структуры ер слова ер (пропуски ер согласных ер при ер стечении, ер вставки ер гласных ер в ер стечение ер согласных, ер пропуски ер и ер перестановки ер слогов), ер что ер связано ер с ер нарушением ер фонематического, ер слогового ер анализа ер и ер синтеза, ер и ер могут ер классифицироваться ер как ер проявления ер фонематической ер дислексии.

У ер  ер детей ер отмечались ер у ер учащихся ер трудности ер усвоения ер букв, ер обозначающих ер акустически ер близкие ер звуки, ер что ер проявлялось ер в ер заменах ер фонетически ер близких ер звуков ер при ер чтении. ер Механизмом ер данного ер вида ер ошибок ер является ер нарушение ер слуховой ер дифференциации ер фонем, ер что ер также ер является ер проявлением ер фонематической ер дислексии.

У ер некоторых ер школьников ер при ер чтении ер встречались ер замены ер графически ер сходных ер букв, ер что ер является ер следствием ер несформированности ер пространственных ер представлений ер и ер зрительного ер анализа ер и ер синтеза ер - ер проявления ер оптической ер дислексии.

Разного ер рода ер аграмматизмы ер при ер чтении, ер встречающиеся ер у ер 6 ер школьников ер экспериментальной ер группы ер объясняются ер недоразвитием ер грамматических ер обобщений ер у ер школьников, ер несформированностью ер морфологических ер и ер синтаксических ер обобщений ер ер проявления ер аграмматической ер дислексии.

Непонимание ер смысла ер прочитанного, ер которое ер было ер выявлено ер у ер  ер детей, ер возможно ер связано ер либо ер с ер нарушением ер звуко-слогового ер синтеза, ер либо ер несформированностью ер грамматических ер обобщений ер - ер проявления ер семантической ер дислексии.

Перечисленные ер нарушения ер являются ер специфическими ер и ер могут ер быть ер соотнесены ер с ер такими ер видами ер дислексий, ер как ер фонематическая, ер оптическая, ер аграмматическая ер и ер семантическая. ер К ер неспецифическим ер нарушениям ер чтения ер можно ер отнести ер нарушение ер скорости ер и ер способа ер чтения, ер а ер также ер выразительности ер чтения.

В ер целом ер дислексия ер у ер младших ер школьников ер обусловлена ер в ер большинстве ер случаев ер дефицаторностью ер одновременно ер нескольких ер психических ер функций, ер входящих ер в ер систему ер чтения, ер следовательно, ер коррекционная ер работа ер должна ер предполагать ер их ер комплексное ер развитие. ер В ер то ер же ер время, ер учитывая ер вариативность ер проявления ер симптоматики, ер видов ер и ер механизмов ер дислексии ер у ер учащихся ер экспериментальной ер группы ер для ер них ер необходимо ер применение ер личностно-ориентированного ер подхода ер в ер коррекции.

Полученные результаты были сгруппированы, оценены согласно баллам по методике.

ер п/п

Имя ер ребенка

Скорость ер

Правильность ер

Понимание ер смысла ер прочитанного

Ср. ер

балл

Уровень

Экспериментальная ер группа

1.

Арсений ер Я.

3

2

3

2,7

средний

2.

Валя ер С.

1

1

2

1,3

низкий

3.

Дима ер Т.

2

2

3

2,3

ниже ер среднего

4.

Иван ер К.

1

2

1

1,3

низкий

5.

Леша ер Ш.

3

2

3

2,7

средний

6.

Маша ер Е.

1

1

1

1,0

низкий

7.

Наташа ер У.

2

1

2

1,7

низкий

8.

Олег ер О.

3

3

2

2,7

средний

9.

Света ер С.

2

1

1

1,3

низкий

10.

Тамара ер О.

3

2

3

2,7

средний

Контрольная ер группа

1.

Алексей ер А.

4

4

4

4,0

высокий

2.

Артем ер А.

3

4

3

3,3

высокий

3.

Валерия ер П.

4

3

4

3,7

высокий

4.

Дарина ер В.

3

3

3

3,0

средний

5.

Егор ер Б.

4

4

4

4,0

высокий

6.

Никита ер О.

3

4

4

3,7

высокий

7.

Оля ер Л.

4

3

3

3,3

высокий

8.

Саша ер Р.

4

4

4

4,0

высокий

9.

Таня ер К.

3

4

4

3,7

высокий

10.

Юля ер М.

4

4

4

4,0

высокий

Как видно из полученных ер , ер высокий ер уровень ер сформированности ер процесса ер чтения ер выявлен ер у ер 90 ер % ер детей ер контрольной ер группы, ер средний ер уровень ер обнаружен ер у ер 40 ер % ер детей ер экспериментальной ер группы ер и ер у ер 10 ер % ер детей ер контрольной ер группы. ер Уровень ер ниже ер среднего ер (10 ер %) ер и ер низкий ер уровень ер (50 ер %) ер продемонстрирововали ер только ер дети ер экспериментальной ер группы.


6. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ

На следующем этапе прохождения практики, были разработаны рекомендации и подобраны игры и занятия.

В отчёте представим краткую информацию о них. Более подробная их характеристика будет представлена в курсовой работе, практическая часть которой будет написана по итогам прохождения практики и полученного практического материала.

Наиболее популярными являются следующие методы коррекционной работы:

  • Meтoд Poнaльдa Дeйвиca

Диcлeкcиeй у дeтeй и мeтoдoм ee уcтpaнeния зaнимaлcя Poнaльд Дeйвиc. B дeтcтвe oн имeл этo нapушeниe. Eгo этaпныe упpaжнeния пoпуляpны из-зa выcoкoй эффeктивнocти.

Для нaчaлa, нужнo пoмнить, чтo peбeнoк дoлжeн нaxoдитьcя в блaгoпpиятнoй oбcтaнoвкe. Этo oтнocитcя нe тoлькo к кoмфopту и cпoкoйcтвию вo вpeмя выпoлнeния уpoкa. Poдитeли дoлжны вceгдa oтнocитьcя к cвoeму чaду c пoнимaниeм, тepпeниeм и любoвью. Toгдa oн будeт pacти увepeнным, cпocoбным oдoлeть тpуднocти, включaя диcлeкcию.

 Дaльшe paбoтaeм нaд кoopдинaциeй движeний: пoнaдoбитcя кpacивый мячик, кoтopый издaeт звук пpи cжимaнии (нe oбязaтeльнo, нo жeлaтeльнo для пoддepжки интepeca). Пoдкидывaeм, ввepx-вниз, впpaвo-влeвo. Taк изучaютcя cтopoны, aктивиpуютcя тaктильныe oщущeния.

 Дaeм плacтилин ocoби c нapушeниeм. Oнa дoлжнa cлeпить букву, нaзвaть ee, пpoизнecти cooтвeтcтвующий звук.

 Ha пocлeднeм этaпe paбoтaeм нeпocpeдcтвeннo c чтeниeм. Cнaчaлa учим пepeвoдить взгляд cлeвa-нaпpaвo, узнaвaть буквы. Зaкpeпляeм нaвыки и пepexoдим к ocмыcлeнию. Пocтeпeннo paзбиpaeм cмыcл cлoвa-фpaзы-пpeдлoжeния-coчинeния.

  • Meтoдикa Kopнeвa А.Н

Meтoдикa Kopнeвa нaпpaвлeннaя нa paннee выявлeниe диcлeкcии. Ho тecты мoжнo иcпoльзoвaть для тpeниpoвки:

  1. Hужнo пepeчиcлить пo пopядку вpeмeнa гoдa, a пoтoм – дни нeдeли.
  2. Bзpocлый пoкaзывaeт «кулaк-peбpo-лaдoнь» нaд cтoлoм. Peбeнoк дoлжeн пoвтopить.
  3. Toт, ктo зaнимaeтcя c ocoбью c нapушeниeм, дoлжнa xлoпaть пo cтoлу c paзными paccтoяниями и кoличecтвoм удapoв. Haпpимep: «!!-!-!!!!-!». Peбeнoк пoвтopяeт.
  4. Haзывaeтcя pяд цифp из З-4 штук. Maлыш дoлжeн пoвтopить.
  5. Зa укaзaниями для изучeния cтopoн, дитe пoкaзывaeт, гдe у нeгo пpaвaя pукa, лeвый глaз, пpaвaя нoгa.
  • Игpoвыe cпocoбы кoppeкции диcлeкcии

Пpи кoppeкции диcлeкcии и диcгpaфии нeт ничeгo лучшe пoдaчи упpaжнeний в игpoвoй фopмe. Дeти нeпpинуждeннo учacтвуют в paзличныx игpax c poдитeлями и пeдaгoгaми, paзвивaя выcшую пcиxику. Пpимepы:

  1. Hужнo нaчepтить пoлe, кaк для «Mopcкoгo бoя». Bнутpи кopaблeй нaпиcaть oтдeльныe cлoги. Bзpocлый дoлжeн «aтaкoвaть»: пoпaдaть в кaкую-тo чacть блoкoв. Peбeнoк выпиcывaeт cлoг, кoтopый был «убит». C ниx пoтoм нужнo пocтpoить cлoвa.
  2. Peбeнку дaeтcя нecлoжнaя кapтинкa. Oн дoлжeн oпиcaть ee, кaждый paз дoбaвляя нoвoe cлoвo. Haпpимep: «Maльчик. Maльчик кaтaeтcя. Maльчик кaтaeтcя нa caнкax. Maльчик кaтaeтcя нa caнкax зимoй. Maльчик кaтaeтcя нa caнкax зимoй в куpткe.»
  3. Пoдгoтoвьтe cпeциaльный мaтepиaл: нaпишитe нecкoлькo нecлoжныx cлoв, paздeляя иx нa cлoги. Oдин cлoг – oднa бумaжкa. Дaйтe вpaзбpoc peбeнку: oн дoлжeн oбpaтнo coeдинить в cлoвa.
  4. Дaйтe дeтям бoльшиe нaпeчaтaнныe буквы. Пpeдлoжитe им oбвecти кoнтуp, зaкpacить cepeдину.

                                                        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нарушение ер чтения ер является ер самой ер распространенной ер формой ер речевой ер патологии ер у ер младших ер школьников. ер Причины ер дислексии ер могут ер быть ер органические ер и ер функциональные ер биологические ер и ер социальные. ер Дислексия ер может ер быть ер связана ер с ер длительными ер соматическими ер заболеваниями ер детей ер в ер ранний ер период ер их ер развития, ер а ер так ер же ер с ер неблагоприятными ер внешними ер факторами ер (неправильная ер речь ер окружающих, ер двуязычие ер и ер т. ер д.).

Коррекционная работа должна вестись не только учителем – логопедом и иными педагогами МКОУ «Новолисинская СОШ- интернат» , но следует также обеспечить поддержку родителей в вопросах развития речи детей с дислексией помощью игрового метода.

В ходе прохождения практики была достигнута поставленная цель.

Собранная информация в процессе практики ляжет в основу практической части курсовой работы.

                       


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глухов, В.П., Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2005. - № 3. - С. 13-24.

2. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000. — 128 с. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 240 с.

3. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. - 320 с.

 4. Зикеева, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

5. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого- педагогической диагностики лиц с нарушением речи. - СПб., 2004. -С.432

6. Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана // Логопедия. - 2004. - № 2.57

7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

8. Мельникова, И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет. - Ярославль: "Академия развития", 2002. - 144 с.  

9. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс, 2006. -96с.

 10. Микляева Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ. – М.; Айрис – Пресс, 2005. – 96с.

11. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 200 с.


Приложение 1

Содержание методики исследования механизмов и симптоматики нарушений чтения у младших школьников с дислексией

Блок 1.Исследование звукопроизношения

Процедура: ер Исследование ер звукопроизношения ер проводилось ер по ер общепринятой ер в ер логопедической ер практике ер методике: ер детям ер предъявлялась ер картинка ер и ер предлагалось ер назвать ер изображенный ер на ер ней ер предмет.

Инструкция: ер »Посмотри ер внимательно ер на ер картинку. ер Скажи, ер что/кто ер это?».

Речевой ер материал: ер включал ер слова ер различной ер звуковой ер и ер слоговой ер структуры. ер Исследуемые ер звуки ер (свистящие ер ер [с], ер [с']; ер [з], ер [з']; ер [ц]; ер шипящие ер ер [ш]; ер [ж]; ер [ч]; ер [щ]; ер сонорные ер ер [л], ер [л']; ер [р], ер [р']) ер находились ер в ер начале, ер конце ер или ер середине ер слова:

Количественная оценка результатов: ер предполагает ер подсчет ер количества ер правильных ер и ер неправильных ер ответов.

Качественная оценка результатов: ер

4 ер балла ер (высокий ер уровень) ер ер правильное ер произношение ер всех ер звуков;

3 ер балла ер (средний ер уровень) ер ер нарушение ер произношения ер одной ер фонетической ер группы ер звуков;

2 ер балла ер (уровень ер ниже ер среднего) ер ер нарушение ер произношения ер двух ер групп ер звуков;

1 ер балл ер (низкий ер уровень) ер ер нарушение ер произношения ер свыше ер двух ер фонетических ер групп ер звуков.

Блок  ер 2. Исследование фонематического восприятия

Задание ер 1. ер Исследование ер слуховой ер дифференциации.

Процедура: ер На ер столе ер перед ер учеником ер раскладывались ер пары ер картинок ер и ер предлагалось ер показать ер ту ер картинку, ер которая ер будет ер названа.

Речевой ер материал: ер почка ер ер бочка, ер катушка ер ер кадушка, ер кора ер ер гора, ер софа ер ер сова, ер зуб ер ер суп, ер сайка ер ер зайка, ер лук ер ер люк, ер круг ер ер крюк, ер банка ер ер банька, ер мишка ер ер мышка, ер сом ер ер том, ер зверь ер ер дверь, ер лиса ер ер лица, ер кочка ер ер кошка, ер рак ер ер лак, ер крыша ер ер крыса, ер мишка ер ер миска, ер роза ер ер рожа.

Инструкция: ер »Покажи ер картинку, ер которую ер я ер назову».

Задание ер 2. ер Исследование ер слухопроизносительной ер дифференциации.

Процедура: ер Ученику ер четко ер произносятся ер слоги ер (ребенок ер сидит ер рядом ер с ер экспериментатором, ер чтобы ер устранить ер возможность ер чтения ер с ер губ) ер и ер предлагается ер их ер повторить.

Инструкция: ер дается ер инструкция: ер «Сейчас ер я ер буду ер читать ер тебе ер слоги, ер ты ер внимательно ер их ер слушай ер и ер повторяй ер за ер мной, ер как ер эхо». ер При ер произнесении ер слогов ер лицо ер экспериментатора ер экранируется ер в ер целях ер устранения ер возможности ер чтения ер с ер губ.

Речевой ер материал: ер серии ер из ер трех ер слогов ер со ер слогообразующими ер гласным ер /а/. ер Порядок ер предъявления ер слогов ер случайный: ер ма-на-ма, ер ся-зя-ся, ер ча-тя-ча, ер ба-па-ба, ер ля-ра-ля, ер ва-ба-ва, ер ва-фа-ва, ер на-ня-на, ер ща-ча-ща, ер га-ка-га, ер за-зя-за, ер ла-мя-ла, ер ша-ща-ша, ер да-та-да, ер ра-ря-ра, ер ца-ча-ца, ер за-са-за, ер са-ша-са, ер ря-ля-ря, ер ша-жа-ша, ер за-жа-за, ер ся-са-ся, ер ла-ра-ла, ер ца-са-ца, ер ва-ра-ва, ер ла-ля-ла, ер ха-ка-ха, ер ба-да-ба, ер фа-ша-фа, ер да-за-да, ер са-та-са, ер пя-тя-пя, ер да-га-да.

Количественная оценка результатов: ер предполагает ер подсчет ер количества ер правильных ер и ер неправильных ер ответов.

Качественная оценка результатов: ер

4 ер балла ер ер правильное, ер безошибочное ер выполнение;

3 ер балла ер ер нарушение ер слуховой ер дифференциации ер по ер одному ер признаку;

2 ер балла ер ер замена, ер смешение ер звуков ер по ер каким-либо ер двум ер различным ер признакам ер дифференциации;

1 ер балл ер ер нарушение ер слуховой ер дифференциации ер более, ер чем ер по ер двум ер дифференциальным ер признакам.

Уровень ер сформированности ер фонематического ер восприятия:

3,3-4 ер балла ер ер высокий ер уровень

2,6-3,2 ер балла ер ер средний ер уровень.

1,8-2,5 ер баллов ер ер уровень ер ниже ер среднего.

1-1,7 ер балла ер ер низкий ер уровень.

Блок 3. Исследование звуко-слоговой структуры слова.

Процедура: ер Ребенку ер предъявлялась ер по ер очереди ер картинка ер и ер предлагалось ер назвать ер ее. ер Если ер ребенок ер не ер знал ер какое-либо ер слово, ер ему ер разъяснялось ер его ер значение. ер Если ер ребенок ер называл ер правильно ер или ер же ер допускал ер ошибку, ер переходили ер к ер следующей ер картинке ер (ошибки ер не ер исправлялись).

Инструкция: ер »Посмотри ер внимательно ер на ер картинку. ер Скажи ер мне, ер что ер это ер такое?».

Речевой ер материал: ер

  • односложные ер слова ер с ер простой ер структурой: ер кот, ер дом, ер мяч, ер шар, ер нож, ер рак.
  • односложные ер слова ер со ер стечением ер согласных: ер хлеб, ер ключ, ер танк, ер слон, ер торт, ер мост.
  • двусложные ер слова ер из ер двух ер открытых ер слогов: ер ноты, ер муха, ер вата, ер рыба, ер весы, ер пила.
  • двусложные ер слова ер с ер одним ер закрытым ер слогом: ер петух, ер веник, ер мешок, ер замок, ер банан, ер лошадь.
  • двусложные ер слова ер со ер стечением ер согласных ер в ер середине ер слова: ер банка, ер кепка, ер туфли, ер лампа, ер сумка, ер ведро.
  • двусложные ер слова ер с ер закрытым ер слогом ер и ер стечением ер согласных: ер стакан, ер кровать, ер клубок, ер фартук, ер рюкзак, ер медведь.
  • двусложные ер слова ер с ер двумя ер стечениями ер согласных: ер кружка, ер свечка, ер кнопки, ер кресло, ер звезда, ер свекла.
  • трехсложные ер слова ер из ер открытых ер слогов: ер машина, ер корова, ер лопата, ер лимон, ер собака, ер малина.
  • трехсложные ер слова ер с ер закрытым ер слогом: ер телефон, ер самолет, ер самовар, ер молоток, ер барабан, ер помидор.
  • трехсложные ер слова ер со ер стечением ер согласных: ер бабочка, ер подушка, ер ромашка, ер улитка, ер ботинки, ер рубашка.
  • трехсложные ер слова ер со ер стечением ер согласных ер и ер закрытым ер слогом: ер светофор, ер автобус, ер пистолет, ер карандаш, ер вертолет, ер цыпленок.
  • трехсложные ер слова ер с ер двумя ер стечениями ер согласных: ер скакалка, ер перчатки, ер игрушки, ер кисточка, ер ласточка, ер расческа.

Количественная ер оценка ер результатов: ер предполагает ер подсчет ер количества ер правильных ер и ер неправильных ер ответов.

Качественная ер оценка ер результатов:

4 ер балла ер (высокий ер уровень) ер ер правильное ер воспроизведение ер всех ер слов;

3 ер балла ер (средний ер уровень) ер ер замедленное, ер напряженное ер или ер послоговое ер воспроизведение, ер ошибки ер в ер трехсложных ер словах;

2 ер балла ер (уровень ер ниже ер среднего) ер ер замедленное, ер напряженное ер или ер послоговое ер воспроизведение, ер ошибки ер в ер трех- ер и ер двухсложных ер словах ер или ер в ер словах ер со ер стечениями ер согласных;

1 ер балл ер (низкий ер уровень) ер ер нарушение ер слоговой ер структуры ер и ер звукового ер оформления ер слов ер даже ер в ер односложных ер словах ер или ер словах ер с ер открытыми ер слогами.

Блок 4. Исследование языкового анализа и синтеза.

Задание ер 1. ер Выделение ер первого ер гласного ер ударного ер звука.

Процедура: ер Экспериментатор ер показывает ер школьнику ер картинку, ер называет ер слово ер и ер предлагает ер назвать ер первый ер звук ер в ер данном ер слове.

Инструкция: ер »Посмотри ер на ер картинку. ер Это ер утка. ер Скажи, ер какой ер первый ер звук ер в ер этом ер слове».

Речевой ер материал: ер астра, ер окна, ер иглы, ер утка, ер эхо.

Задание ер 2. ер Выделение ер первого ер согласного ер звука.

Процедура: ер Экспериментатор ер показывает ер школьнику ер картинку, ер называет ер слово ер и ер предлагает ер назвать ер первый ер звук ер в ер данном ер слове.

Инструкция: ер »Посмотри ер на ер картинку. ер Это ер санки. ер Скажи, ер какой ер первый ер звук ер в ер этом ер слове».

Речевой ер материал: ер ландыш, ер танк, ер кот, ер санки, ер дерево.

Задание ер 3. ер Выделение ер последнего ер гласного ер звука.

Процедура: ер Экспериментатор ер показывает ер школьнику ер картинку, ер называет ер слово ер и ер предлагает ер назвать ер последний ер звук ер в ер данном ер слове.

Инструкция: ер »Посмотри ер на ер картинку. ер Это ер пила. ер Скажи, ер какой ер последний ер звук ер в ер этом ер слове».

Речевой ер материал: ер пила, ер грибы, ер кольцо, ер кенгуру, ер очки.

Задание ер 4.Выделение ер последнего ер согласного ер звука.

Процедура: ер Экспериментатор ер показывает ер школьнику ер картинку, ер называет ер слово ер и ер предлагает ер назвать ер последний ер звук ер в ер данном ер слове.

Инструкция: ер »Посмотри ер на ер картинку. ер Это ер кот. ер Скажи, ер какой ер последний ер звук ер в ер этом ер слове».

Речевой ер материал: ер кот, ер автобус, ер дом, ер шар, ер стул.

Задание ер 5. ер Определение ер местоположения ер звука.

Процедура: ер Экспериментатор ер называет ер слово, ер ребенок ер должен ер определить ер место ер звука ер «ш» ер в ер слове.

Инструкция: ер »Посмотри ер на ер картинки. ер Покажи ер ту ер картинку, ер где ер звук ер «ш» ер слышится ер в ер начале ер (середине, ер конце) ер слова».

Материал: ер шапка, ер кошка, ер карандаш, ер шуба, ер малыш, ер машина, ер каштан.

Задание ер 6. ер Определение ер последовательности ер и ер количества ер звуков ер в ер слове.

Процедура: ер Экспериментатор ер показывает ер школьнику ер картинку, ер называет ер слово ер и ер предлагает ер назвать ер все ер звуки ер в ер данном ер слове ер по ер порядку ер и ер сосчитать ер их.

Инструкция: ер »Посмотри ер на ер картинку. ер Это ер стул. ер Назови ер все ер звуки ер в ер этом ер слове ер по ер порядку ер и ер посчитай, ер сколько ер всего ер звуков ер в ер слове ер стул».

Речевой ер материал: ер дом, ер муха, ер стул, ер кошка, ер диван, ер стакан, ер сапоги, ер машина, ер катушка.

Количественная ер оценка ер результатов: ер предполагает ер подсчет ер количества ер правильных ер и ер неправильных ер ответов.

Качественная ер оценка ер результатов:

4 ер балла ер ер правильное ер выполнение ер всех ер инструкций, ер ошибок ер не ер допущено;

3 ер балла ер ер ошибки ер в ер заданиях ер на ер исследование ер сложных ер форм ер фонематического ер анализа ер многосложных ер слов ер и ер слов ер со ер стечениями ер согласных;

2 ер балла ер ер ошибки ер в ер сложных ер формах ер анализа ер слов ер простой ер слоговой ер и ер звуковой ер структуры;

1 ер балл ер ер ошибки ер во ер всех ер предложенных ер заданиях, ер нарушение ер простых ер и ер сложных ер форм ер звукового ер анализа.

Задание ер 7. ер Исследование ер фонематического ер синтеза

Процедура: ер Экспериментатор ер называет ер звуки ер и ер предлагает ер составить ер из ер них ер слово.

Инструкция: ер »Я ер назову ер тебе ер отдельные ер звуки, ер а ер ты ер скажи, ер какое ер слово ер можно ер составить ер из ер этих ер звуков?».

Речевой ер материал: ер звуки, ер данные ер в ер правильной ер последовательности, ер из ер которых ер можно ер составить ер слова: ер н-о-с; ер ш-а-р; ер д-о-м; ер к-о-т, ер к-о-ш-к-а; ер л-а-п-а; ер л-и-с-т; ер п-о-л-к-а, ер с-л-о-в-о.

Количественная ер оценка ер результатов: ер предполагает ер подсчет ер количества ер правильных ер и ер неправильных ер ответов.

Качественная ер оценка ер результатов:

4 ер балла ер ер правильное ер выполнение ер инструкции, ер ошибок ер не ер допущено;

3 ер балла ер ер требуется ер повторное ер воспроизведение ер звуков, ер после ер которого ер ребенок ер правильно ер синтезирует ер звуки ер в ер слово;

2 ер балла ер ер требуется ер повторное ер воспроизведение ер звуков, ер ошибки ер в ер синтезе ер слов ер со ер стечением ер согласных;

1 ер балл ер ер требуется ер повторное ер воспроизведение ер звуков, ер ошибки ер в ер синтезе ер односложных ер слов ер или ер перечисление ер звуков ер без ер слияния.

Задание ер 8. ер Слоговой ер анализ

Материалом ер исследования ер служат ер следующие ер слова:

Дом, ер рама, ер каша, ер диван, ер сахар, ер лампа, ер кошка, ер клумба, ер танкист, ер машина, ер канава, ер барабан, ер самолет, ер капуста, ер гречиха, ер подсолнечник, ер скворечница.

Процедура ер и ер инструкция.

1. ер  ер  ер  ер  ер  ер  ер  ер В ер начале ер эксперимента ер дается ер следующая ер инструкция: ер « ер Я ер буду ер говорить ер тебе ер слова ер слитно, ер а ер ты ер постарайся ер повторить ер слово ер по ер слогам».

2. ер  ер  ер  ер  ер  ер  ер  ер В ер начале ер эксперимента ер дается ер следующая ер инструкция: ер « ер Я ер буду ер говорить ер тебе ер слова, ер а ер ты ер постарайся ер определить, ер сколько ер слогов ер в ер слове». ер Далее ер экспериментатор ер произносит ер слово ер и ер задает ер вопрос: ер «Сколько ер слогов ер в ер этом ер слове?».

3. ер  ер  ер  ер  ер  ер  ер  ер Предлагается ер назвать ер ударный ер слог ер слова.

4. ер  ер  ер  ер  ер  ер  ер  ер Предлагается ер назвать ер после ер произнесения ер слова, ер какой ер по ер счету ер ударный ер слог ер в ер слове.

4 ер балла ер ер правильный ер слоговой ер анализ ер всех ер предложенных ер слов.

3 ер балла ер ер правильный ер слоговой ер анализ, ер но ер с ер использованием ер помощи ер экспериментатора ер и ер материализации ер действия..

2 ер балла ер ер неправильный ер слоговой ер анализ ер четырехсложных ер слов.

1 ер балл ер ер правильный ер слоговой ер анализ ер только ер односложных ер и ер двусложных ер слов ер различной ер звукослоговой ер структуры..

Задание ер 9. ер Слоговой ер синтез

Материал ер для ер исследования ер ер слова: ер лапа, ер мышка, ер лопата, ер лягушка, ер ленивый, ер выливает, ер постучали, ер простокваша, ер безоблачное, ер пирожковая.

Процедура ер и ер инструкция. ер Экпериментатор ер дает ер следующую ер инструкцию: ер «Я ер буду ер произносить ер слова ер по ер слогам. ер А ер ты ер внимательно ер слушай ер , ер а ер потом ер скажи ер это ер слово ер слитно». ер Слово ер произносится ер по ер слогам, ер после ер чего ер экспериментатор ер задает ер вопрос: ер «Какое ер же ер слово ер я ер сказала?»

Критерием ер оценки ер является ер количество ер правильно ер выполненных ер заданий.

4 ер балла ер ер правильное ер воспроизведение ер всех ер предложенных ер слов.

3 ер балла ер ер неправильное ер воспроизведение ер пятисложных ер и ер четырехсложных ер слов ер со ер стечением ер согласных.

2 ер балла ер ер неправильное ер воспроизведение ер пятисложных, ер четырехсложных ер и ер трехсложных ер слов ер различной ер звукослоговой ер структуры.

1 ер балл ер ер правильное ер воспроизведение ер только ер двусложных ер слов ер различной ер звукослоговой ер структуры.

Задание ер 10. ер Анализ ер предложений ер на ер слова

Речевой ер материал ер - ер предложения: ер Дети ер сажают ер дерево. ер По ер дороге ер едет ер машина. ер Ребята ер собирают ер в ер лесу ер грибы. ер (Второй ер класс). ер На ер улице ер идет ер дождь. ер В ер класс ер пришел ер новый ер ученик. ер В ер саду ер созрел ер новый ер урожай. ер На ер уроках ер школьники ер узнают ер много ер интересного. ер (Третий ер класс).

Процедура ер и ер инструкция. ер Логопед ер читает ер вслух ер предложения ер и ер просит ер ученика ер внимательно ер их ер прослушать ер и ер определить, ер сколько ер в ер них ер слов.

Оценка ер результатов: ер

4 ер балла ер ер правильное ер определение ер количества ер слов ер во ер всех ер предложениях.

3 ер балла ер ер определение ер слов ер в ер предложениях ер требует ер неоднократного ер их ер повторения, ер допущенные ер ошибки ер обнаруживаются ер и ер исправляются ер самостоятельно.

2 ер балла ер ер допускаются ер ошибки ер в ер половине ер предложений, ер смешиваются ер такие ер понятия, ер как ер приставка ер и ер предлог. ер

1 ер балл ер ер задания ер выполняются ер только ер с ер помощью ер логопеда ер при ер неоднократном ер исправлении ер им ер ошибок, ер с ер привлечением ер либо ер моторного ер компонента ер в ер виде ер загибания ер пальцев ер рук, ер либо ер наглядного ер материала ер в ер виде ер полосок.

Задание ер 11. ер Составление ер предложения ер из ер слов, ер данных ер в ер беспорядке.

Данное ер задание ер позволяет ер уточнить, ер насколько ер правильно ер ученик ер устанавливает ер смысловую ер и ер синтаксическую ер связь ер между ер словами.

Речевой ер материал ер - ер слова: ер в, ер грибы, ер собирать, ер лес, ер дети; ер на, ер ловить, ер мальчики, ер пруд, ер рыба.

Процедура ер и ер инструкция: ер внимательно ер прослушай ер слова, ер постарайся ер изменить ер некоторые ер из ер них, ер порядок ер их ер расположения ер и ер составить ер предложение.

Оценка ер результатов:

 ер 4 ер балла ер ер правильное ер и ер самостоятельное ер выполнение ер задания.

 ер 3 ер балла ер ер для ер правильного ер выполнения ер задания ер ученик ер неоднократно ер повторяет ер слова, ер отдельные ер ошибки ер замечаются ер им ер и ер исправляются ер самостоятельно.

 ер 2 ер балла ер ер безошибочное ер составление ер половины ер предложений ер с ер помощью ер логопеда.

1 ер балл ер ер стойкие ер ошибки ер в ер установлении ер смысловой ер и ер синтаксической ер связи ер слов ер в ер предложении, ер предложение ер составляется ер при ер предъявлении ер заданных ер словоформ ер в ер письменном ер виде, ер с ер помощью ер логопеда.

Уровень ер сформированности ер языкового ер анализа ер и ер синтеза:

3,3-4 ер балла ер ер высокий ер уровень

2,6-3,2 ер балла ер ер средний ер уровень.

1,8-2,5 ер баллов ер ер уровень ер ниже ер среднего.

1-1,7 ер балла ер ер низкий ер уровень.

Блок 5. Исследование грамматического строя речи.

Исследование ер словоизменения.

Задание ер 1. ер Умение ер употреблять ер имена ер существительные ер в ер единственном ер и ер множественном ер числе.

Материал ер исследования: ер картинки, ер изображающие ер один ер и ер несколько ер предметов ер (шар ер ер шары, ер дом ер ер дома, ер стул ер ер стулья, ер яблоко ер ер яблоки, ер маска ер ер маски, ер шишка ер ер шишки, ер дупло ер ер дупла, ер стог ер ер стога, ер крыша ер ер крыши, ер пень ер ер пни, ер дерево ер ер деревья, ер ухо ер ер уши, ер лев ер ер львы).

Процедура ер и ер инструкция: ер Ребенку ер предлагается ер внимательно ер рассмотреть ер картинки ер и ер назвать ер то, ер что ер изображено ер на ер одной ер из ер них, ер а ер затем ер на ер другой. ер

Качественная ер оценка ер результатов:

4 ер балла ер ер правильное ер и ер самостоятельное ер выполнение ер задания.

3 ер балла ер ер самостоятельное ер (или ер после ер указания ер логопеда) ер исправление ер отдельных ер ошибок.

2 ер балла ер ер многочисленные ер ошибки ер в ер словоизменении, ер в ер усвоении ер сочетаемости ер грамматически ер сложных ер словоформ, ер то ер есть ер в ер оперировании ер морфологическими ер нормами ер языка.

1 ер балл ер ер в ер большинстве ер случаев ер нарушение ер усвоения ер морфологических ер норм ер языка, ер помощь ер логопеда ер ведет ер к ер выполнению ер задания.

Задание ер 2. ер Умение ер согласовывать ер существительное ер и ер прилагательное ер в ер роде ер и ер числе. ер

Материал ер исследования: ер картинки ер с ер изображением ер голубой ер тетради, ер голубого ер шара, ер голубого ер ведра, ер голубых ер карандашей, ер голубой ер тарелки, ер голубого ер платка, ер голубого ер блюдца, ер голубых ер флажков. ер

Процедура ер исследования. ер Ребенку ер предлагается ер внимательно ер рассмотреть ер картинки ер и ер назвать ер изображенные ер предметы, ер указав ер их ер цвет.

Оценка ер результатов ер производится ер так ер же, ер как ер и ер в ер предыдущем ер задании.

Задание ер 3. ер Дифференциация ер глаголов ер в ер единственном ер и ер множественном ер числе ер настоящего ер времени.

Материал ер исследования: ер картинки ер с ер изображением ер мальчика ер и ер детей, ер наливающих ер воду ер в ер лейку; ер поющей ер девочки ер и ер поющих ер детей; ер кошки, ер лакающей ер молоко ер и ер кошек, ер лакающих ер молоко. ер

Качественная ер оценка ер результатов:

4 ер балла ер ер дифференциация ер не ер вызывает ер затруднений.

3 ер балла ер ер выполнение ер задания ер согласно ер заданному ер алгоритму ер действия, ер отдельные ер ошибки ер обнаруживаются ер и ер исправляются ер самостоятельно ер или ер после ер замечаний ер экспериментатора. ер

2 ер балла ер ер систематические ер ошибки ер на ер уровне ер понимания ер внутри ер указанных ер дифференцируемых ер категорий.

1 ер балл ер ер в ер большинстве ер случаев ер не ер соблюдается ер заданная ер программа ер действий, ер систематические ер ошибки, ер интенсивная ер помощь ер позволяет ер выполнить ер работу ер до ер конца.

Исследование ер словообразования.

Задание ер 4. ер Умение ер образовывать ер притяжательные ер прилагательные.

Материал ер исследования: ер картинки ер с ер изображением ер хвоста ер рыбы, ер головы ер лисицы, ер крыла ер птицы, ер лапы ер медведя, ер дупла ер белки, ер гнезда ер вороны, ер логова ер волка, ер хвоста ер зайца.

Процедура ер и ер инструкция: ер «Внимательно ер рассмотри ер картинки ер и ер назови, ер что ер на ер них ер изображено, ер отвечая ер на ер вопросы ер чей? ер (чья? ер чье?)». ер

Качественная ер оценка ер результатов:

4 ер балла ер ер правильное ер и ер быстрое ер выполнение ер задания.

3 ер балла ер ер правильное ер выполнение ер задания ер с ер определенной ер помощью ер в ер виде ер отдельных ер уточнений. ер

2 ер балла ер ер систематические ер ошибки ер в ер образовании ер слов, ер большинство ер которых ер исправляется ер после ер замечаний ер экспериментатора.

1 ер балл ер ер выполнение ер задания ер только ер по ер образцу ер позволяет ер правильно ер образовывать ер лишь ер отдельные ер словоформы.

Задание ер 5. ер Умение ер образовывать ер названия ер детенышей ер животных.

Материал ер исследования: ер парные ер картинки ер с ер изображением ер домашних ер животных ер и ер диких ер зверей, ер домашних ер птиц, ер и ер их ер детенышей ер (корова ер ер теленок, ер лошадь ер ер жеребенок, ер коза ер ер козленок, ер овца ер ер ягненок, ер верблюд ер ер верблюжонок, ер свинья ер ер поросенок, ер медведь ер ер медвежонок, ер волк ер ер волчонок, ер утка ер ер утенок, ер гусь ер ер гусенок). ер

Процедура ер и ер инструкция: ер Ученику ер предлагается ер внимательно ер рассмотреть ер картинки ер и ер назвать ер взрослое ер животное, ер а ер затем ер его ер детеныша, ер взрослую ер птицу ер и ер птенца. ер

Оценка ер результатов ер производится ер так ер же, ер как ер и ер в ер предыдущем ер задании.

Задание ер 6. ер Умение ер дифференцировать ер глаголы ер совершенного ер и ер несовершенного ер вида.

Материал ер исследования: ер парные ер картинки ер (девочка ер пьет ер чай ер ер девочка ер выпила ер чай, ер мальчик ер чинит ер тачку ер ер мальчик ер починил ер тачку, ер девочка ер собирает ер цветы, ер девочка ер собрала ер цветы).

Процедура ер исследования. ер Ребенку ер предлагается ер внимательно ер рассмотреть ер картинки ер и ер назвать ер то, ер что ер изображено ер на ер одной ер из ер них, ер а ер затем ер на ер другой. ер

Качественная ер оценка ер результатов:

4 ер балла ер ер дифференциация ер не ер вызывает ер затруднений; ер

3 ер балла ер  ер ер выполнение ер задания ер согласно ер заданному ер алгоритму ер действия, ер отдельные ер ошибки ер обнаруживаются ер и ер исправляются ер самостоятельно ер или ер после ер замечаний ер экспериментатора; ер

2 ер балла ер ер систематические ер ошибки ер на ер уровне ер понимания ер внутри ер указанных ер дифференцируемых ер категорий; ер

1 ер балл ер ер в ер большинстве ер случаев ер не ер соблюдается ер заданная ер программа ер действий, ер систематические ер ошибки, ер интенсивная ер помощь ер позволяет ер выполнить ер работу ер до ер конца.

Уровень ер сформированности ер грамматического ер строя ер речи:

3,3-4 ер балла ер ер высокий ер уровень

2,6-3,2 ер балла ер ер средний ер уровень.

1,8-2,5 ер баллов ер ер уровень ер ниже ер среднего.

1-1,7 ер балла ер ер низкий ер уровень.

Блок 6. Исследование зрительно-пространственных функций

Задание ер 1. ер Исследование ер оптико-пространственного ер гнозиса ер и ер праксиса.

Процедура: ер Исследуется ер умение ер ребенка ер ориентироваться ер в ер частях ер собственного ер тела. ер С ер этой ер целью ер экспериментатор ер предлагает ер ему ер выполнить ер различные ер инструкции. ер В ер ходе ер выполнения ер инструкций ер логопеда ер выясняется, ер владеет ер ли ер ученик ер такими ер пространственными ер понятиями, ер как ер «выше», ер «ниже», ер «дальше», ер «ближе», ер «справа», ер «слева», ер «впереди», ер «позади».

Инструкция: ер »Подними ер правую ер руку, ер левой ер рукой ер дотронься ер до ер правого ер уха ер и ер правой ер рукой ер закрой ер левый ер глаз. ер Покажи, ер где ер у ер меня ер правая ер рука, ер а ер где ер у ер меня ер левая ер рука. ер Покажи, ер где ер верх ер стола, ер а ер где ер низ ер стола. ер Назови, ер какие ер предметы ер находятся ер справа ер от ер тебя, ер а ер что ер слева ер от ер тебя. ер Перечисли ер предметы, ер стоящие ер позади ер тебя. ер Что ер находится ер впереди ер тебя».

Количественная ер оценка ер результатов: ер предполагает ер подсчет ер количества ер правильных ер и ер неправильных ер ответов.

Качественная ер оценка ер результатов:

4 ер балла ер ер правильное ер и ер точное ер выполнение ер задания;

3 ер балла ер ер допущены ер единичные ер ошибки ер в ер пространственной ер ориентировке, ер большинство ер которых ер исправляется ер после ер замечаний ер экспериментатора; ер требуется ер медленное ер дробное ер повторение ер инструкции; ер длительный ер поиск ер нужного ер направления ер или ер стороны;

2 ер балла ер ер замедленное, ер неуверенное ер выполнение, ер смешение ер пространственных ер понятий, ер зеркальное ер выполнение ер инструкции;

1 ер балл ер ер многочисленные ер ошибки ер или ер хаотичное ер выполнение.

Задание ер 2. ер  ер Исследование ер умения ер конструировать ер и ер реконструировать ер буквы.

Процедура: ер Экспериментатор ер демонстрирует ер школьникам ер элементы ер печатных ер букв, ер просит ер их ер внимательно ер рассмотреть. ер Затем ер предлагает ер составить ер из ер них ер буквы.

Инструкция: ер «Посмотри ер внимательно, ер это ер буквы. ер Только ер некоторые ер части ер у ер них ер отломались. ер Построй ер букву ер правильно».

Количественная ер оценка ер результатов: ер предполагает ер подсчет ер количества ер правильных ер и ер неправильных ер ответов.

Качественная ер оценка ер результатов:

4 ер балла ер ер правильное ер и ер точное ер выполнение ер задания;

3 ер балла ер ер замедленное, ер неуверенное ер выполнение, ер длительный ер поиск ер направления ер и ер места ер элементов;

2 ер балла ер ер ошибки ер в ер виде ер лишних ер элементов ер или ер пропуск ер элементов ер букв; ер длительный ер поиск ер нужного ер направления;

1 ер балл ер ер многочисленные ер ошибки, ер неправильное ер расположение ер элементов ер букв ер или ер зеркальное ер отображение.

Уровень ер сформированности ер зрительно-пространственных ер функций:

3,3-4 ер балла ер ер высокий ер уровень

2,6-3,2 ер балла ер ер средний ер уровень.

1,8-2,5 ер баллов ер ер уровень ер ниже ер среднего.

1-1,7 ер балла ер ер низкий ер уровень.

Блок 7. Исследование процесса чтения

Процедура: ер Учащимся ер был ер предложен ер для ер чтения ер текст ер «Как ер я ер ловил ер раков». ер В ер конце ер каждой ер строки ер указанно ер количество ер прочитанных ер на ер данный ер момент ер слов. ер Для ер выяснения ер степени ер понимания ер смысла ер прочитанного ер были ер заданы ер вопросы: ер Сколько ер ручейков ер текут ер в ер деревне? ер Где ер мальчики ер ловят ер раков? ер Что ер мальчики ер с ер ними ер делают? ер Что ер боялся ер сделать ер мальчик? ер Почему? ер Что ер посоветовал ер ему ер друг? ер Эти ер вопросы ер задавались ер по ер той ер части ер текста, ер которая ер была ер прочитана ер учеником ер за ер 1 ер минуту. ер

Инструкция: ер »Постарайся ер читать ер правильно ер и ер быстро».

Речевой ер материал:

В ер нашей ер деревне ер текут ер два ер ручейка. ер В ер них ер живёт ер (9) ер много ер раков. ер Мальчики ер ловят ер их ер руками ер под ер камнями, ер (17) ер дырах ер между ер корнями ер или ер под ер берегом. ер Потом ер они ер (26) ер варят ер их ер и ер лакомятся ер ими. ер Одного ер рака ер я ер получал ер от ер (36) ер моего ер друга, ер и ер он ер мне ер очень ер понравился, ер был ер очень ер вкусный. ер 46)

Мне ер тоже ер захотелось ер ловить ер раков. ер Но ер легко ер сказать, ер (54) ер а ер трудно ер сделать. ер У ер раков ер своё ер оружие ер ер клешни, ер (63) ер которыми ер они ер щиплются ер как ер следует. ер Кроме ер того, ер я ер (71) ер боялся ер сунуть ер руку ер в ер дыру ер между ер корнями. ер Ведь ер можно ер (80) ер прикоснуться ер к ер лягушке ер или ер даже ер змее! ер Мой ер друг ер (88) ер посоветовал ер мне, ер как ер можно ер ловить ер раков ер совсем ер по-другому. ер (96)

Нужно ер привязать ер на ер длинную ер палку ер тухлое ер мясо. ер (103)

Рак ер крепко ер схватит ер мясо, ер и ер затем ер его ер легко ер вытащить ер (112) ер из ер воды, ер как ер рыбу ер на ер удочке. ер Этот ер способ ер мне ер очень ер (122) ер понравился, ер и ер поэтому ер я ер подготовил ер все ер нужные ер вещи. ер (130)

В ер пруду ер я ер нашёл ер глубокое ер место ер и ер сунул ер палку ер в ер воду. ер (141)

Сижу ер спокойно. ер Вода ер чистая, ер но ер раков ер я ер не ер видел ер (150)

Нигде. ер Вдруг ер я ер заметил ер усы, ер потом ер глаза ер и ер клешни, ер и, ер (160)

Наконец, ер весь ер рак ер медленно ер вылез ер к ер мясу. ер Потом ер схватил ер (169)

Мясо ер клешнями ер и ер разорвал ер его ер челюстями. ер Я ер очень ер (177)

Осторожно ер вытянул ер свою ер удочку ер из ер воды ер ер и ер рак ер лежит ер на ер траве. ер (188)

Я ер наловил ер много ер раков. ер Мама ер их ер сварила. ер Какими ер они ер (197) ер были ер красными! ер И ер очень ер вкусными! ер (202)

Количественная ер оценка ер результатов: ер предполагает ер подсчет ер количества ер правильных ер и ер неправильных ер ответов.

Качественная ер оценка ер результатов ер (производилась ер по ер трём ер критериям):

Критерий ер скорости ер чтения:

4 ер балла ер ер высокая ер скорость ер чтения, ер от ер 60 ер слов ер в ер минуту ер и ер выше;

3 ер балла ер ер средняя ер скорость ер чтения, ер от ер 45 ер до ер 59 ер слов ер в ер минуту;

2 ер балла ер ер низкая ер скорость ер чтения, ер от ер 30 ер до ер 44 ер слов;

1 ер балл ер ер очень ер низкая ер скорость ер чтения, ер 29 ер и ер менее ер слов ер в ер минуту.

Критерий ер правильности ер чтения:

4 ер балла ер ер не ер более ер 3 ер ошибок ер с ер самокоррекцией;

3 ер балла ер ер не ер более ер 6 ер ошибок ер на ер уровне ер слова, ер большая ер часть ер исправлена ер самостоятельно;

2 ер балла ер ер до ер 6 ер ошибок ер на ер уровне ер слова ер и ер слога, ер без ер самокоррекции;

1 ер балл ер ер множественные ер ошибки ер на ер разных ер уровнях.

Критерий ер понимания ер смысла ер прочитанного:

4 ер балла ер ер полное ер понимание ер смысла ер прочитанного, ер ребёнок ер отвечает ер на ер все ер вопросы.

3 ер балла ер ер включает ер все ер смысловые ер фрагменты ер при ер полном ер отсутствии ер второстепенных ер подробностей.

2 ер балла ер ер фрагментарность ер или ер незначительное ер изменение ер смысла;

1 ер балл ер ер отсутствие ер понимания ер или ер грубое ер искажение ер смысла.

Уровень ер сформированности ер процесса ер чтения:

3,3-4 ер балла ер ер высокий ер уровень

2,6-3,2 ер балла ер ер средний ер уровень.

1,8-2,5 ер баллов ер ер уровень ер ниже ер среднего.

1-1,7 ер балла ер ер низкий ер уровень.

В ер результате ер выполнения ер заданий, ер подсчитав ер среднее ер количество ер баллов ер баллов ер можно ер судить ер об ер общем ер уровне ер сформированности ер навыков ер чтения ер у ер младших ер школьников:

3,3-4 ер балла ер ер высокий ер уровень

2,6-3,2 ер балла ер ер средний ер уровень.

1,8-2,5 ер баллов ер ер уровень ер ниже ер среднего.

1-1,7 ер балла ер ер низкий ер уровень.