Тренинг «Счастливое родительство» для замещающих семей.

Веселова Анна Анатольевна

Профилактика проблем во взаимоотношениях родителей и детей, углубить знания родителей по вопросам воспитания детей; дать родителям возможность поделиться своим опытом семейного воспитания и подвести их к анализу личного педагогического опыта, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тренинг «Счастливое родительство»

для замещающих семей.

Цель: профилактика проблем во взаимоотношениях родителей и детей, углубить знания родителей по вопросам воспитания детей; дать родителям возможность поделиться своим опытом семейного воспитания и подвести их к анализу личного педагогического опыта, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Ход тренинга

1. Вступительное слово психолога.

Все родители хотят, чтобы их дети жили в семье счастливо и в согласии, были послушными, ответственными, разумными. «Счастье дается только знающим», - эти слова И. Бунина можно применить и к родителям. Любить недостаточно, нужно знать их, а для этого необходимо учиться. Сегодня мы попробуем больше узнать о своих детях, учиться понимать их.

Знакомство с темой и целью групповой работы. 

2.  Упражнение «Доброе тепло» 

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.

Встаньте в круг и  возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседаназывая своё имя, вспоминая, как  ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

3. Упражнение-разминка «Группировки»

Участникам предлагается молча, с помощью невербального общения объединиться:

- в зависимости от количества детей в семье;

- в зависимости от пола детей;

- тем, кто каждый день играет с ребёнком;

-  тем, у кого хорошие взаимоотношения с детьми.

 

4. Мини-лекция «Стили семейного воспитания»

Чтобы приблизиться к идеальному родителю необходимо соблюдать правила трёх «П»: принятие, признание, понимание.

Сегодня мы с вами поговорим о стилях семейного воспитания.

СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ - это наиболее характерные способы общения родителей с ребёнком, использование ими определённых средств и методов педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного взаимодействия. В каждой семье свой стиль общения, воспитания

Учёные определили несколько моделей общения, а значит воспитания: авторитарный, демократический, попустительский, хаотический и опекающий. 

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ. Все решения принимают родители, считающие, что ребёнок во всём должен подчиняться их воле. Такие родители придерживаются карательно-насильственной дисциплины, чрезмерно контролируют все поступки детей, требуют покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Они ограничивают самостоятельность ребёнка. Не обосновывают свои требования, сопровождая их жёстким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Вследствие этого у ребёнка развивается неуверенность в себе , страх, мстительность, агрессивность, по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль вызывает у ребёнка отчуждение от родителей. Далее такой ребёнок будет конфликтным. Такие отношения исключают душевную близость с детьми. 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – (авторитетный, сотрудничество). Родители поощряют ответственность и самостоятельность своих детей с учётом их возрастных особенностей, уважают личность ребёнка, принимают его таким, какой он есть, дают понять, что его дела важны для них, доверяют, осуждают не самого ребёнка, а его поступок, прислушиваются к мнению ребёнка, проводят вместе  с ним свободное время. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо адаптируются в социуме. Родители требуют от детей осмысленного поведения, чутко относясь к их запросам. При этом проявляют твёрдость, что формирует правильное, ответственное социальное поведение. 

ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ – (либеральный, снисходительный, гипоопека). Ребёнок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей. Такие родители почти не контролируют поведение ребёнка. Проявлениями либерализма может быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребёнка, неоправданная идеализация его родителями. При таком воспитании у ребёнка формируется чрезмерное самолюбие, происходит задержка эмоционального развития, возникает недоверие к людям, озлобленность. Могут проявляться эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка. Становясь взрослыми такие дети, конфликтуют с теми, кто не потакает им. Они не способны учитывать интересы других людей. 

ХАОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определённых, конкретных требований к ребёнку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле закладывается важная потребность в стабильности, и упорядоченности окружающего мира, наличие чётких ориентиров в поведении и оценках. Такие дети тревожны, неуверенны, импульсивны, а в сложных ситуациях даже агрессивны и неуправляемы, социально дезадаптированы. У детей не формируется самоконтроль, чувство ответственности, заниженная самооценка. 

ОПЕКАЮЩИЙ СТИЛЬ – (гиперопека, концентрация внимания на ребёнке – стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. Родители ограничивают самостоятельность ребёнка.Такой стиль развивает у ребёнка чрезмерную значимость, формирует тревожность, беспомощность, социальную дезадаптацию. 

5. Диагностическое упражнение «Стили семейного воспитания»

6. Метафорическое упражнение с пластилином. 

Чтобы работать с пластилином, необходимо его разогреть. Если времени мало, а результат нужно получить быстро, то приходится применять физическую силу, тратя много энергии. А если спешить некуда, то можно пластилин размять теплом тела. И теперь из него можно лепить всё, что угодно.

Представьте себе, что душа ребёнка – как пластилин: каждый негативный поступок, сгоряча сказанные родителем слова также оставляют след на его душе. Задумайтесь, что с ней будет, когда ребёнок вырастет.

 

 Сейчас нам необходимо посчитаться на 1 и 2. 1- родитель, 2 ребенок. Образуют пары.

7. Упражнение «Мне нравится что ты…!»

Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности

1. Безусловно принимать его

 - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

2. Активно слушать его переживания и потребности

 - то есть, «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом, обозначив его чувство

3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.  При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам

6. Поддерживать успехи

7. Делиться своими чувствами

8. Конструктивно разрешать конфликты, когда выигрывают обе стороны:

и родитель, и ребенок

  1. Прояснение конфликтной ситуации
  2. Сбор предложений;
  3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого;
  4. Детализация принятого решения;
  5. Выполнение решения, проверка;

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.

Например:

  •  Мне хорошо с тобой.
  •  Я рада тебя видеть.
  •  Хорошо, что ты пришёл.
  •  Мне нравится, как ты…
  •  Я по тебе соскучилась.
  •  Давай (посидим, поделаем…) вместе.
  •  Ты, конечно справишься.
  •  Как хорошо, что ты у нас есть.
  •  Ты мой хороший.

10.Обнимать не менее 4-х, а лучше 8 раз в день.

10. Тест «Модель семьи»

- Семья – это родители и дети. Родительское отношение к ребенку – это система самых различных чувств, привычных моделей общения с ним, особенностей восприятия его поступков.

Изобразим отношения родителей и детей при помощи двух кругов: большой круг – это родители, маленький – ребенок. Предлагаю вам рассмотреть несколько моделей отношений родителей с ребенком. При помощи кружков наглядно продемонстрирован уровень психологической совместимости и потребности родителей и детей друг в друге.

Модель № 1                        Модель № 2

hello_html_a5bdd16.gif

Модель № 3                                      Модель № 4

hello_html_2ad22fd9.png

hello_html_68279990.png

- Рассмотрите данные модели и выберите ту, которая, как вы считаете, соответствует вашим реальным отношениям с ребенком. Зарисуйте ее.

Интерпретация.

Модель № 1. Если вашим отношениям с ребенком соответствует модель № 1, вы с ребенком независимы друг от друга и не близки. Это настораживает, стоит задуматься над поиском путей сближения.

Модель № 2. Вы с ребенком независимы друг от друга, не очень близки, но контактируете, имеете что-то общее. Это уже лучше.

Модель № 3. Вы с ребенком как личности очень близки. Это хорошие отношения.

Модель № 4. Означает, что одна личность полностью поглощена другой. Для проявления собственного «Я» ребенку не остается места. Это ситуация давления.

Независимо от того, какую модель вы выбрали, вам и в дальнейшем будет необходимо продолжать строить взаимоотношения со своим ребенком. Какими они будут, зависит от вас. Я вам желаю, чтобы вы видели, чувствовали своего ребенка, жили его интересами и чтобы в ваших отношениях с детьми всегда царило полное взаимопонимание.

9. Упражнение «Коридор добрых слов»

Цель упражнения: Взаимопонимание в группе, оказание поддержки, актуализация и канализирование добрых чувств.

Участники стоят в пары «родитель-ребенок»образуя коридор. Родитель медленно проводит ребенка с завязанными глазами через коридор.  Участники коридора шепотом, на ушко, говорят каждому что-то хорошее.

Обсуждение:

– Что чувствовали, когда шли через коридор?

– Что чувствовали, когда говорил что–то приятное?

– Легко ли было найти для каждого свое доброе слово?

10. Упр. «Пожелания».

«У меня в руках мяч. Сейчас каждому из вас, к кому попадает мяч в руки, нужно будет кинуть этот мяч другому участнику с пожеланием. Например, «Ольга, я желаю Вам счастья! »

Спасибо всем за участие в нашем тренинги. В завершение встречи я хочу дать вам несколько советов по вопросам воспитания детей:

Обращайтесь к ребенку ласково, по имени. Пусть в ваших словах будет звучать любовь к нему. Интересуйтесь желаниями ребенка. Стремитесь разумно и полезно их удовлетворить. Сделайте детство ваших детей спокойным, защищенным, радостным, наполненным приятными впечатлениями.

Помогите деткам преодолеть страхи, неприятности, тревоги, подскажите, как исправить ошибки. Пусть ребенок живет в радости!

И не забывайте: у счастливых родителей – счастливые дети!

ТЕСТ

«ВАШ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы теста, выбрав один из вариантов ответа.

 

1. Как Вы считаете, из-за чего дети скорее станут непослушными?

А. Из-за излишней мягкости и вседозволенности со стороны родителей.

Б. Из-за чрезмерной требовательности родителей.

В. Из-за своих эгоизма, лени и упрямства.

 

2. С каким из приведенных утверждений вы согласны?

А. Если ребёнка с детства держать в строгих рамках, то из него вырастет хороший человек.

Б. Родители не вправе требовать от ребёнка уважения к себе, они должны заслужить его.

В. Важно, чтобы родители не мешали жить детям и не навязывали им свое общество.

 

3. Как вы считаете, в какой степени родители должны участвовать в отношениях ребёнка со сверстниками?

А. Ребёнок обязан близко общаться только с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Б. Родителям нужно знать друзей своего ребёнка, приглашать их в гости, но вмешиваться в отношения детей можно только в исключительных случаях.

В. Ребёнок может общаться с кем захочет, родителей это не касается.

 

4. Родитель должен понимать, что его родители…

А. Знают всё, о чём он думает.

Б. Интересуются его мыслями и чувствами.

В. Не претендую на то, чтобы знать его помыслы.

5. Взрослый должен просить прощения у ребёнка?

А. Никогда.

Б. В тех случаях, когда взрослый не прав, обязательно.

В. По настроению.

 

6. Может ли ребёнок самостоятельно решать, чем ему заниматься в свободное время?

А. Пока не станет достаточно взрослым – нет.

Б. Конечно. Может. Но задача родителей – направить его энергию в «мирное русло», предложить интересные и полезные занятия.

В. Может. А родители должны помочь материально.

 

7. Как должны реагировать родители ребёнка, услышав от него нецензурные выражения?

А. Возмутиться и строго наказать.

Б. Договориться, что эти слова он больше не будет произносить.

В. Не делать из мухи слона, первый раз можно вообще пропустить мимо ушей.

 

8. Зачем давать ребёнку деньги на карманные расходы?

А. Чтобы он сам делал покупки и отчитывался за них перед родителями.

Б. Чтобы он мог их потратить по своему усмотрении.

В. Чтобы он не воровал деньги у родителей.

 

9. У ребёнка могут быть секреты от родителей?

А. Только в том случае, если родители плохо следят за ребёнком.

Б. Да. Это обязательное условие нормального взросления, дети должны иметь собственную личную жизнь.

В. Конечно, ведь у ребёнка должен быть свой мир, закрытый для взрослых.

 

10.  Как вы считаете, до какого момента взрослые должны сами выбирать одежду и другие вещи для ребёнка?

А. До той поры, пока ребёнок не начнёт покупать всё это сам на самостоятельно заработанные деньги.

Б. До того, как ребёнок не научится высказывать свои пожелания на этот счёт.

В. До того, пока ребёнок не потребует самостоятельности в выборе себе вещей.

 

11.  Нужно ли родителям демонстрировать ребёнку свою любовь?

А. Нет. Можно только хвалить за успехи, но телячьи нежности ни к чему.

Б. Конечно. Однако любая ласка должна быть уместна ( например, не целовать мальчика при его друзьях).

В. Да и как можно чаще.

 

12. Считаете ли вы соблюдение режима дня обязательным для ребёнка?

А. Безусловно. Родители должны следить за этим.

Б. В жизни ребёнка должен быть каждодневный распорядок, от которого возможны отступления.

В. Ни к чему мучить ребёнка и себя.

 

Обработка результатов.

Подсчитайте, каких ответов – «А», «Б» или «В» у вас больше всего, и вы сможете определить черты своего стиля воспитания.

«А» - АВТОРИТАРНЫЙ стиль

«Б» - ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ стиль

«В» - ЛИБЕРАЛЬНЫЙ стиль

Авторитарный стиль. Вы относитесь к деспотичным родителям, которые требуют от ребенка беспрекословного подчинения, не считают нужным объяснять причины своих запретов и приказов, не дают возможности высказаться, стремятся контролировать своих детей. Такое воспитание приводит к негативным последствиям. Ребенок может стать безынициативным, неуверенным в себе, несамостоятельным. Дети из авторитарных семей не хотят и не умеют делиться своими переживаниями, потому что их никто не принимает в расчет, и часто попадают под дурное влияние сверстников.

Демократический стиль. Вы заботливые и внимательные родители. Ребенок всегда чувствует вашу эмоциональную поддержку. При этом вы проявляете достаточную твердость и последовательность в своих требованиях. Вы обсуждаете с детьми их жизнь, а не командуете ими. Воздействуя на ребенка, вы приводите разумные доводы, стремитесь объяснить ему причины ограничений и запретов. Преимущества данного стиля воспитания родители поощряют в своих детях самостоятельность позволяют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. Родители заботливы и терпеливы, отношения с детьми, как правило, бывают теплыми.

Либеральный стиль. Главный принцип воспитания: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». Не требовательное отношение к ребенку и непоследовательность в воспитании приводят дети не видят (не чувствуют) границ допустимого поведения, вырастают инфантильными. Либеральные родители не могут научить ребенка контролировать себя, поэтому у него меньше шансов развить чувство