Открытый урок
Предварительный просмотр:
Формирование базовых учебных действий обучающихся с ОВЗ на уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования
Эльмень Лариса Кирилловна,
учитель начальных классов
БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья №1»
Минобразования Чувашии
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Создается ситуация успеха и ребенок счастлив от того, что всегда виден результат, а это убирает барьеры « я не могу» на « я могу»
В основу моей работы положена идея обучения без принуждения, основанная на искреннем интересе ребенка в выполнении задания.
В своей работе я использую левополушарное и правополушарное рисование. При использовании левополушарного рисования используется пошаговая инструкция. Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы, оно спонтанное, построенное на копировании и повторении, непосредственном восприятии натуры в целом. Из практики своей работы я могу сделать заключение, что в процессе рисования необходимо использование двух подходов: какие- то вещи мы рисуем в состоянии левополушарного процесса, какие-то – при помощи правополушарного, а где-то соединяем оба метода. За основу своей техники нетрадиционного рисования я взяла методику Боба Росса (техника быстрого рисования) и правополушарное рисование, разработанное американской преподавательницей рисования Бетти Эдвардс (благодаря исследованиям психобиолога Роджера Сперри, получившего за свои достижения в области работы головного мозга 1981 году Нобелевскую премию). В целях улучшения психо-эмоционального состояния обучающегося (преодоление страха, снижение тревожности) в своей деятельности использую метод лечения психо-эмоциональных травм Френсин Шапиро - различное движение глаз во время рисования.
На уроках обучающихся учу простым техникам создания изображений. Я помогаю избавиться от страхов и включиться в рисование в надежде на то, что раскроется самостоятельное творческое начало, которое отражено в примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15).
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП обучающиеся данной категории должны иметь элементарные знания об изобразительном искусстве, овладеть первоначальными представлениями о видах и жанрах изобразительного искусства. Уметь
создавать простейшие художественные образы по образцу, по памяти.
Название предмета: Изобразительное искусство. Раздел «Подготовительный период обучения».
Тема урока: Рисование зайца с использованием точки и разнохарактерных линий.
Класс: 1 (дополнительный первый класс)
По форме проведения: нетрадиционный.
Урок - творчества: урок - выставка.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Цель: создание условий для закрепления умения рисования с использованием точки и разнохарактерных линий в различных изображениях.
Задачи урока:
1.Образовательные: выработка умения владению приемами кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы.
2.Воспитательные: воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
3.Развивающие: развитие зрительного восприятия формы, величины, цвета предмета, его положения в пространстве.
Планируемые результаты образования:
Личностные: развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к животным.
Предметные: сформировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные: Познавательные: получат возможность научиться под руководством учителя в сотрудничестве с одноклассниками осуществлять выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные: научатся контролировать действия партнеров в совместной деятельности; получат возможность научиться ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Регулятивные: научатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Оборудование: альбом для рисования, гуашь, кисть-щетина№ 14 и № 4, салфетка.
Ход урока
I.Организационный момент. Начинается урок
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно, работаем старательно.
II.Сообщение темы, цели и задач.
Сегодня мы проведем необычный урок, урок-выставку. Мы часто ходим по выставкам и даже не замечаем, как там красиво. Сегодня мы организуем в классе свою выставку. А участниками будут наши гости, родители и вы - детки. Что такое выставка?
(Презентация)
Выставка – собрание каких-нибудь предметов, картин, животных, расположенных где-нибудь для обозрения, а также место такого обозрения.
III.Ориентировка в задании.
Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
Отгадайте загадку:
Его обижают и звери и птицы
Он каждого кустика в поле боится
Ты приходи, зима, поскорей
Бедного …….снегом согрей ( зайца )
Сегодня будем рисовать зайца
а) анализ образца рисунка
-Вот изображение настоящего зайца.
- Где живет заяц?
-Куда он прячется?
-Какие у зайца ушки?
-А хвост?
-Какая у него шубка?
- Вот наш зайчик нарисованный.
- Как мы нарисуем такого зайчика? Будем рисовать с использованием точек, линий и геометрических фигур, с использованием приема примакивание кистью и наращивание массы.
б) Анализ условий работы
-Какую форму имеет нужный нам лист бумаги?
-Используем гуашь ( 6 цветов), сухую кисть-щетину №14 и № 4, салфетки. Работать будем по карточкам предметно - операционного плана (смотри в Приложении)
IV.Физкультминутка «Зайка»
(Руки перед грудью, прыжки на двух ногах)
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
(Указательным и средним разведенными пальцами дети изображают «ушки»)
V. Повторение правил техники безопасности.
VI. Выполнение рисунка.
Практическое направление.
-Приступаем к работе по этому плану (1,2,3,4,5,6.) Каждый этап работы выполняем согласно предметно – операционного плана:
1.Готовим фон.
а) Рисуем белой гуашью горизонтальные линии, начиная с середины листа вверх и с середины листа вниз.
б) Рисуем точки: берем 2 любимых цвета и 1 нелюбимый цвет.
Раз, два, три, четыре, пять-
Вышли точки погулять.
2.Кисточкой размазываем точки по всей поверхности листа.
Вдруг кисточка выбегает
И всех вместе их стирает:
С середины – вверх
с середины – вниз.
Фон готов.
3.Рисуем солнце: круглое, красное.
4.Рисуем облака: кучевые.
(Пока краска немного подсохнет, отдохнем.)
VII.Физкультминутка:
-Что любит есть заяц?
-Морковку.
Есть у нас огород там морковка растет.
Вот такой вышины, вот такой низины,
Вот такой ширины, вот такой ужины.
Ты, морковка, поспеши с нами вместе попляши.
5. Рисуем зайца: 2 овала (туловище и голову)
6. (а) 2 ушка, 2 лапки и хвост приемом примакивания.
VIII. Рефлексия деятельности.
Осенью плохо стало жить лесным жителям. Плачет заяц: «Холодно и страшно мне! Все кусты облетели- негде спрятаться. Шубка моя беленькая, а земля черным-черна- видно меня издалека»
Заяц просит: «Принеси нам, Снеговик, зиму снежную.»
-Поможем, детки, зайцу?
-Да.
6. (б) С помощью кисти брызгаем на картину белой гуашью, имитируя снегопад.
-Снеговик пришел- мешок снега на лес высыпал. Стало кругом белым-бело.
Заяц сказал: « Спасибо, Снеговик. Теперь все хорошо. Бегу , следов моих не видать»
IХ.Организация выставки.
-Понравился рисунок? (ответ детей: «Да или нет»).
Х. Подведениен итогов.
ХI.Уборка рабочих мест.
-Урок закончен. Всем спасибо.
Приложение.
Предметно-операционный план
№1 Готовим фон (а.) Берем чистый лист бумаги А4.
№1 Готовим фон (.б)
№2
№3
№4
№ 5
№6 (а. б)