Открытый урок

Эльмень Лариса Кирилловна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_pechati.docx727.18 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование базовых учебных действий обучающихся с ОВЗ на уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования

Эльмень Лариса Кирилловна,

учитель начальных классов

БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа

для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья №1»

Минобразования Чувашии

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Создается ситуация успеха и ребенок счастлив от того, что всегда виден результат, а это убирает барьеры « я не могу» на « я могу»

В основу моей работы положена идея обучения без принуждения, основанная на искреннем интересе ребенка в выполнении задания.

В своей работе я использую левополушарное и правополушарное рисование. При использовании левополушарного рисования используется пошаговая инструкция. Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы, оно спонтанное, построенное на копировании и повторении, непосредственном восприятии натуры в целом. Из практики своей работы я могу сделать заключение, что в процессе рисования необходимо использование двух подходов: какие- то вещи мы рисуем в состоянии левополушарного процесса, какие-то – при помощи правополушарного, а где-то соединяем оба метода. За основу своей техники нетрадиционного рисования я взяла методику Боба Росса (техника быстрого рисования) и правополушарное рисование, разработанное американской преподавательницей рисования Бетти Эдвардс (благодаря исследованиям психобиолога Роджера Сперри, получившего за свои достижения в области работы головного мозга 1981 году Нобелевскую премию). В целях улучшения психо-эмоционального состояния обучающегося (преодоление страха, снижение тревожности) в своей деятельности использую метод лечения психо-эмоциональных травм Френсин Шапиро - различное движение глаз во время рисования.

На уроках обучающихся учу простым техникам создания изображений. Я помогаю избавиться от страхов и включиться в рисование в надежде на то, что раскроется самостоятельное творческое начало, которое отражено в примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15).

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП обучающиеся данной категории должны иметь элементарные знания об изобразительном искусстве, овладеть первоначальными представлениями о видах и жанрах изобразительного искусства. Уметь

создавать простейшие художественные образы по образцу, по памяти.

Название предмета: Изобразительное искусство. Раздел «Подготовительный период обучения».

Тема урока: Рисование зайца с использованием точки и разнохарактерных линий.

Класс: 1 (дополнительный первый класс)

По форме проведения: нетрадиционный.

Урок - творчества: урок - выставка.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Цель: создание условий для закрепления умения рисования с использованием точки и разнохарактерных линий в различных изображениях.

Задачи урока:

1.Образовательные: выработка умения владению приемами кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы.

2.Воспитательные: воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

3.Развивающие: развитие зрительного восприятия формы, величины, цвета предмета, его положения в пространстве.

Планируемые результаты образования:

Личностные: развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к животным.

Предметные: сформировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные: Познавательные: получат возможность научиться под руководством учителя в сотрудничестве с одноклассниками осуществлять выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: научатся контролировать действия партнеров в совместной деятельности; получат возможность научиться ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Регулятивные: научатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Оборудование: альбом для рисования, гуашь, кисть-щетина№ 14 и № 4, салфетка.

Ход урока

I.Организационный момент. Начинается урок

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно, работаем старательно.

II.Сообщение темы, цели и задач.

Сегодня мы проведем необычный урок, урок-выставку. Мы часто ходим по выставкам и даже не замечаем, как там красиво. Сегодня мы организуем в классе свою выставку. А участниками будут наши гости, родители и вы - детки. Что такое выставка?

(Презентация)

Выставка – собрание каких-нибудь предметов, картин, животных, расположенных  где-нибудь для обозрения, а также место такого обозрения.

III.Ориентировка в задании. 

Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

Отгадайте загадку:

Его обижают и звери и птицы

Он каждого кустика в поле боится

Ты приходи, зима, поскорей

Бедного …….снегом согрей ( зайца )

Сегодня будем рисовать зайца

а) анализ образца рисунка

-Вот изображение настоящего зайца.

- Где живет заяц?

-Куда он прячется?

-Какие у зайца ушки?

-А хвост?

-Какая у него шубка?

- Вот наш зайчик нарисованный.

- Как мы нарисуем  такого зайчика? Будем рисовать с использованием  точек, линий и геометрических фигур, с использованием приема примакивание кистью и наращивание массы.

б) Анализ условий работы

-Какую форму имеет нужный нам лист бумаги?

-Используем гуашь ( 6 цветов), сухую  кисть-щетину №14 и № 4, салфетки. Работать будем по карточкам предметно - операционного плана (смотри в Приложении)

IV.Физкультминутка «Зайка»

(Руки перед грудью, прыжки на двух ногах)

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

(Указательным и средним разведенными пальцами дети изображают «ушки»)

V. Повторение правил техники безопасности.

VI. Выполнение рисунка.

Практическое направление.

-Приступаем к работе по этому плану (1,2,3,4,5,6.)  Каждый этап работы выполняем согласно предметно – операционного плана:

1.Готовим фон.

а) Рисуем белой гуашью горизонтальные линии, начиная с середины листа вверх и с середины листа вниз.

б) Рисуем точки: берем 2 любимых цвета и 1 нелюбимый цвет.

  Раз, два, три, четыре, пять-

  Вышли точки погулять.

2.Кисточкой размазываем точки по всей поверхности листа.

Вдруг кисточка выбегает

И всех вместе их стирает:

С середины – вверх
с середины – вниз.  

Фон готов.

3.Рисуем солнце: круглое, красное.

4.Рисуем облака: кучевые.

(Пока краска немного подсохнет, отдохнем.)

VII.Физкультминутка:

-Что любит есть заяц?

-Морковку.

        Есть у нас огород  там морковка растет.

        Вот такой вышины, вот такой низины,
       Вот такой ширины, вот такой ужины.

       Ты, морковка, поспеши  с нами вместе попляши.

5. Рисуем зайца: 2 овала (туловище и голову)

 6. (а) 2 ушка, 2 лапки и хвост приемом примакивания.

VIII. Рефлексия деятельности.

Осенью плохо  стало жить лесным  жителям. Плачет заяц: «Холодно и страшно мне! Все кусты облетели- негде спрятаться. Шубка моя беленькая, а земля черным-черна- видно меня издалека»

Заяц просит: «Принеси нам, Снеговик, зиму снежную.»

-Поможем, детки, зайцу?

-Да.

6. (б) С помощью кисти брызгаем на картину белой гуашью, имитируя снегопад.

-Снеговик пришел- мешок снега на лес высыпал. Стало кругом белым-бело.

Заяц сказал: « Спасибо, Снеговик. Теперь все хорошо. Бегу , следов моих не видать»

IХ.Организация выставки.

-Понравился рисунок? (ответ детей: «Да или нет»).

Х. Подведениен итогов.

ХI.Уборка рабочих мест.

-Урок закончен. Всем спасибо.

Приложение.

Предметно-операционный план

№1 Готовим фон (а.)  Берем чистый лист бумаги А4.

№1 Готовим фон (.б)

C:\Users\Антон и Эльвира\Downloads\Attachments_salato4ka@yandex.ru_2016-11-19_18-18-49\_20161119_181147.JPG

№2

C:\Users\Антон и Эльвира\Downloads\Attachments_salato4ka@yandex.ru_2016-11-19_18-18-49\_20161119_181242.JPG

№3

C:\Users\Антон и Эльвира\Downloads\Attachments_salato4ka@yandex.ru_2016-11-19_18-18-49\_20161119_181212.JPG

№4
C:\Users\Антон и Эльвира\Downloads\Attachments_salato4ka@yandex.ru_2016-11-19_18-18-49\_20161119_181128.JPG

№ 5

C:\Users\Антон и Эльвира\Downloads\Attachments_salato4ka@yandex.ru_2016-11-19_18-18-49\_20161119_181032.JPG

№6 (а. б)

C:\Users\Антон и Эльвира\Downloads\Attachments_salato4ka@yandex.ru_2016-11-19_18-18-49\_20161119_181101.JPG