ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: литературное чтение 8 класс Тема: «М.Ю. Лермонтов «Парус»

Берлянчик Оксана Сергеевна

Расширение познавательного интереса ученицы,  развитие восприятия через чтение стихотворения  М.Ю.Лермонтова,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_lit.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

учителя индивидуального обучения (на дому)

ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Берлянчик Оксаны Сергеевны

Предмет: литературное чтение 8 класс

Тема: «М.Ю. Лермонтов  «Парус»

Класс:  8 в  

Дата:  17 октября 2019 года

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

Тип урока 

Урок открытия нового знания.

Цель урока

Расширение познавательного интереса ученицы,  развитие восприятия через чтение стихотворения  М.Ю.Лермонтова, 

Задачи урока

Коррекционно-образовательные:

1.Формировать правильное, сознательное и выразительное чтение.

Коррекционно-развивающие:    

 1. Развивать мышление через анализ стихотворения;

 2 .Развивать память через многократное повторение нового материала;

 3. Обогащать словарный запас.

Коррекционно-воспитательные:

1.Способствовать эмоциональному восприятию поэтического произведения .

2.Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на прочитанное.

Ожидаемые результаты

(БУД – базовые учебные действия)

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

2.Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные:

1.Проявление инициативы и самостоятельности в обучении.

2.Формирование умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

1.Познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Парус».

2. Принимать и сохранять учебную задачу;

3.Научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  оценивать правильность выполнения действий;

4.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя;

5. Научиться основам смыслового восприятия стихотворного текста;

   осуществлять анализ произведения.

Коммуникативные:

1.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

2.Приобретение навыка эффективного поведения, преодоление коммуникативного барьера.

3.Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Педагогические технологии

1.Технология проблемного обучения.

2.Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Методы, методические приемы

Методы:

  • Развивающий;
  • частично-поисковый;
  • проблемный;
  • словесный;
  • наглядный.

Методические приемы:

  • обращение к личному опыту ученика;
  • приём  «До-После» ;
  • прием «Чтение с остановками»;
  • задания, предполагающие самостоятельную работу;
  • задания, помогающие обогатить опыт учащихся;
  • познавательные задания, вопросы;
  • творческие задания.

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

                                                         Содержание

1.Организационный этап.

Мотивация к учебной деятельности. Приветствие учителя. Самоконтроль готовности. Настрой на работу.

2.Стадия «Вызов»

Оформление доски: М.Ю.Лермонтов «Парус». Тема:…….

-Когда Россия узнала имя поэта Лермонтова?

-Какое  стихотворение   мы читали на прошлом уроке?

-Доволен ли поэт, глядя на картины родной природы и жизнь простого народа?

-Прочитай описание картины народного праздника.

Сегодня мы прочитаем стихотворение поэта «Парус». Как ты думаешь, о чем это стихотворение? Может, автор тоже любуется, гладя на парус в море?

Демонстрация акварели неизвестного художника «Парус».

Ответы записываем в тетрадь, в таблицу:

-о парусе;

-о море;

 -о природе;

- о любви к морю;

-о своих чувствах к природе;

- о счастливой прогулке по морю;

 И т.д.

Учащаяся строит предположения о содержании стихотворения, исходя из названия.

Информация выслушивается, записывается, обсуждается.

3.Стадия осмысления     

Чтение 1 строфы

-Как назван  парус?

-А море какое?

-Куда  стремится парус?

-Почему он покинул  край родной?

Итак, парус одинокий, его гонит одиночество

-Говорят ли такие слова, как «ищет, кинул », что парус – живое существо, человек?

-Может ли одинокий человек быть счастливым?

-Может, сам Лермонтов был одиноким человеком?  Ведь он рано лишился матери, отца, у него  не было брата, сестры…

Итак, парус мы воспринимаем как живое существо, одинокое, неспокойное…

-Прочитайте  1 строфу стихотворения так, чтобы передать беспокойство паруса.

Словарная работа.

Кинул – покинул

Коррекция внимания.

Ответы на вопросы.

Выразительное чтение1 строфы учащейся.

Работа над внятностью речи. Самоконтроль.

-Самооценка чтения.

Физкультминутка

Упражнение «Ленивчики», уметь применять правила охраны своего здоровья

Чтение 2 строфы.

-Как изменилось море?

-Каким становится парус?

 -Отступает ли  одиночество паруса, когда он борется со стихией?

Играют волны, ветер свищет, и герой забывает о своём одиночестве.

-Как надо прочитать 2 строфу?

Чтение 3 строфы.

-Каким мы видим море после бури?

-Каким видим парус в конце стихотворения?

-Почему парус просит бури?

-Почему поэт называет парус мятежным?

-Парус одинокий, «мятежный», неспокойный. Как относится Лермонтов к судьбе паруса, сочувствует или нет?

-Можно ли сказать, что и судьба Лермонтова такая же?

-Так чьи это переживания – паруса или автора?

Прочитайте эту часть стихотворения еще раз с выражением, обращая внимание на эти слова.

Итог урока

(обобщение)

Рефлексия

-Итак, о чём стихотворение «Парус»? Какова тема этого стихотворения? Это стихотворение об одиноком парусе в море и об одиночестве самого автора. Слово «одинокий»  характеризует не только парус, но и состояние души поэта. Записываем тему  урока: Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус».

-Прочитай стихотворение, стараясь передать настроение грусти, тревоги.

-А каким вы были сегодня на уроке читателем?

Соотносим новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.

С помощью учителя  вносим изменения в  таблицу.

Высказывание по модели:

Я сегодня узнал…

Оценка и рефлексия собственной  деятельности.

Мониторинг

Обобщение информации. Ответы на вопрос: «Какой момент (задание) вам больше всего запомнилось и чем понравилось?»

Заключение

Домашнее задание

(творческое)

Ритуал Прощания. Д/з : нарисовать иллюстрацию к стихотворению. Выучить стихотворение наизусть.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

1.Цель урока достигнута, основные дидактические задачи урока решены.

2.Разнообразие видов деятельности в ходе урока, максимальная наглядность способствуют комфортному            обучению.

3.Повысилось положительное отношение к занятиям.

4.В ходе урока  проводится работа над осанкой ученика.