Доклад на ШМО учителей начальных классов

Мищенко Вероника Александровна

Изучение эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов для успешного обучения детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mishchenko_v.a.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

__________________________________________________________

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                                                 8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02        

        

ДОКЛАД

на ШМО учителей начальных классов

на тему

 «Изучение эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов для успешного обучения детей с ОВЗ»

                                       Учитель начальных классов: Мищенко    

                                                                               Вероника Александровна

Клин, 2018


       В настоящее время педагоги часто используют термин «современная педагогическая технология».

         В условиях модернизации российского образования особое внимание отводится личностно-ориентированной парадигме, в основе которой - признание уникальности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории.

          Ориентация на потребности личности особенно оправдана в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с умственной отсталостью, у которых имеет место поражение коры головного мозга в сочетании со стойким нарушением познавательного процесса.

          Э. Сеген писал, что умственно отсталый ребёнок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет». Задачей учителя в современном обществе с рыночными отношениями, жёсткой конкуренцией является подготовка мобильного, гибкого человека, способного реагировать на изменяющиеся ситуации, не теряя при этом своей самобытности. Это условие успешной социализации в обществе, т.е. результатом обучения должна стать успешно социализированная в современном обществе личность, владеющая необходимыми компетенциями.

Трудности развития познавательной сферы у детей с ОВЗ.

У детей с умственной отсталостью развитие познавательной сферы затруднено по ряду объективных и субъективных причин. К ним относятся: слабость побуждений, отсутствие духовных интересов и потребностей, крайне низкое развитие любознательности, маловыраженные побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Запас жизненных представлений у умственно отсталых детей очень мал. Они не задают познавательные вопросы, не участвуют в диалоге. Неразвитость речи лежит в основе низкого уровня развития мышления. Л. С. Выготский писал «В слове мысль не только выражается, но и совершается». Кроме того он выделяет у таких детей глубокую связь между аффектом и мышлением. Их чувства зависят от удовлетворения их потребностей. Эмоции незрелы, костны, однообразны. Самооценка отличается некритичностью. На процесс запоминания влияет состояние торможения. Новые условные связи формируются с трудом. К особенностям волевых качеств относится недостаток инициативы, неумение целенаправленно действовать, согласно отдалённым целям.

Можно выделить факторы, тормозящие развитие и активизацию познавательной сферы:

  • дефект развития высших психических функций, речи;
  • дефект овладения собственным поведением;
  • слабость обозрения, объяснимая особенностями движения взора;
  • соматическая ослабленность, хронические заболевания;

а так же повышенный фон настроения, зачастую высокий уровень тревожности, неадекватность самооценки.

Многие из перечисленных трудностей обусловлены истощаемостью, тормозимостью  коры головного мозга, замедленным развитием анализаторов и частично компенсируются в процессе обучения

Современные образовательные технологии в обучении детей с ОВЗ.

      С целью оздоровления учащихся учебный процесс на моих уроках построен с учётом здоровьесберегающих технологий по системе В.Ф. Базарного. Основные приёмы физиологической коррекции:

  • динамизация рабочей позы (2- 3 раза за урок);
  • обучение в режиме «зрительных горизонтов», использование модулей «Подвесная леска», «Подвесная рейка», «Вертушка», «Сенсорный шар», организация поиска информации в окружающей действительности;
  • изучение по модулю «Экологический букварь» предметов и явлений окружающего мира и возможность на них «влиять»;
  • подача учебной информации по волновым траекториям, в движении;
  • использование тренажёров для профилактики близорукости и улучшения зрения; для снятия статического напряжения с разных отделов позвоночника; активизации биологически активных точек ступней ног, кончиков пальцев;
  • воздействие на активные точки крыльев носа, ушных раковин с целью профилактики простудных заболеваний.

Данные технологии, кроме очевидного оздоровительного эффекта удовлетворяют естественную потребность детей в движении, делают его целенаправленным; развивают иннервацию движений глазного яблока, расширяя поле зрения; положительно влияют на продолжительность рабочих циклов по отношению к релаксационным; предупреждают психофизические перегрузки на уроках, устраняют нерабочие моменты. Создаются условия для вербализации действий учеников в различных, актуализированных учебных ситуациях.

Основной путь развития высших психических функций происходит через овладение системой знаний, умений, навыков предусмотренной школьной программой. Эффективность этой работы усиливается через применение принципов коррекционно-развивающего обучения:

  • Динамичность восприятия (задания даются по степени нарастающей трудности, со сменой доминантного анализатора).
  • Продуктивная обработка информации (дозированная, поэтапная помощь, перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание).
  • Развитие и коррекция высших психических функций (специальные упражнения на развитие высших психических функций, задания с опорой на несколько анализаторов).
  • Мотивация к учению (постановка законченных инструкций; связь с жизнью, межпредметная связь; проблемные задания; развёрнутая словесная оценка; призы, поощрения).

Развитие личностных качеств и создание условий для самореализации учеников в ходе освоения изучаемых дисциплин возможно благодаря принципам личностно- ориентированного обучения: природосообразности, культуросообразности, индивидуального подхода.

Средства активизации познавательной деятельности учащихся в личностно-ориентированном обучении:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт, учитывая психологические, физические потребности учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса через личностно-значимое и общественное мотивирование;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, выполнению заданий без боязни ошибиться;
  • использование в ходе урока дидактического материала, учебных ситуаций ставящих ученика в условия выбора и его обоснования;
  • оценка деятельности не только по конечному результату, но и с учётом процесса его достижения;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющим проявить самостоятельность, самовыражение;
  • создание возможностей для соавторства при изготовлении наглядных пособий;
  • вариативность и эффективность форм контроля;
  • создание условий для личностного развития (задания оргдеятельностного, когнитивного, креативного характера).

Учебная деятельность представляет собой мотивацию, планирование, организацию и самоконтроль. Всё это не доступно для умственно отсталого ученика без развития соответствующих навыков.

Успех любой деятельности зависит от мотивирования к ней. Ученики начальных классов имеют потребность в игре, в движении. В этот период преобладает внешняя мотивация, не связанная с познавательным интересом или чувством долга (это чувство может развиваться в течение всей жизни).

 

Практическая часть

 Дидактические игры и упражнения с использованием здоровье сберегающих, коррекционно-развивающих технологий.

Внешняя мотивация учащихся выражается в ситуативном интересе к занимательному содержанию, к ярким образам. К ним можно отнести: всевозможные наглядные пособия, дидактические игры, особенно в стихотворной форме, практическая деятельность с необычными для урока предметами, использование крупотерапии, выполнение упражнений для коррекции мелкой моторики, нестандартные формы проведения урока, активные формы организации учебной деятельности, использование ТСО, компьютерных технологий (мультимедийных презентаций). На протяжении всех уроков поддерживается обратная связь с помочью досок обратной связи (магнитные или металлические), сигнальных карточек, наборов цветных полос, наборов букв, цифр, системы условных сигналов.

Например, урок математики: на «Экологическом букваре» находятся иллюстрации снежинок с примерами (разного цвета) на сложение и один на вычитание, у учащихся картинки «рукавички» с ответами к этим примерам. Даётся задание: «Найдите лишний пример. Покажите цветных полосу такого же цвета. Поймаешь «снежинку», если ответ на «рукавичке», подойдёт к примеру на «снежинке»». Учащиеся поочерёдно выбегают к «Экологическому букварю», выполняют задание. В это время остальные ученики проверяют их, реагируют на ошибку условным сигналом, все учебные действия вербализуются.

На уроке письма с целью формирования образа звука и буквы в коре головного мозга учащиеся получают задания:

«Найди в классе предметы, в названии, которых есть звук …»;

«Найди в контейнере с крупой букву …»;

« Обведи пальчиком букву по трафарету из наждачной бумаги.  Сделай это с закрытыми глазами»;

 «Выложи букву из фасоли с помощью пинцета. Из шнурка».

Переход от внешней к внутренней мотивации (после определения уровня актуального развития мотивации) происходит через формирование у учащихся понимания личностной значимости учения, возможно упоминание об общественном значении учения, но такая работа систематически проводится в  старших классах. Отдалённые цели не вызывают у умственно отсталых учащихся эмоциональный отклик или он кратковременен. Перевод целей в разряд личностно значимых и актуальных провожу посредством бесед (на основе ярких жизненных примеров), с помощью обсуждения различных алгоритмов. «Учусь читать - сам читаю - сам узнаю - сам делаю -  получаю радость - помогаю другим» или «Хорошо учусь - знаю - умею - делаю - хорошо тружусь - хорошо живу - всем польза». Осознание таких отдалённых целей происходит при условии активной опоры на жизненный опыт учащихся, обогащение его и систематическом проведении такой работы.

На каждом уроке необходимо проводить целеполагание. Для этого нужно научить учащихся  ставить личностно значимую цель по теме урока. Достижение целей должно отслеживаться на этапе рефлексии, как показатель успеха или сигнал о возникшей трудности. Систематически проводимая работа по целеполаганию и рефлексии позволяет целенаправленно планировать свою деятельность и своевременно устранять пробелы в знаниях, умениях, навыках.

Далее приводится пример проведения этапов целеполагания и рефлексии на уроке письма в 4 классе  по теме «Гласные после шипящих. Сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши».

В начале урока поставлена проблема: крокодил из произведения К. Чуковского проглотил солнце.

Целеполагание.

- Сегодня вы будете оценивать себя сами. Для этого вам нужно поставить свои цели на урок. Выберите с помощью карточек и назовите свою цель.

  • правильно писать гласные с шипящими
  • объяснять орфограммы
  • новое задание писать с красной строки
  • писать аккуратно и красиво

(В личном наборе карточек отмечают нужную «цель» простым карандашом).

Рефлексия.

-Чтобы вернуть солнце на небо оцените свою работу по каждой орфограмме. Раскрасьте свой «осколок», пользуясь оценочной карточкой.

Выложите из своих «осколков» солнышко.

Ответьте на вопросы на лучиках солнца.

- Что тебе понравилось на уроке?

- Что было трудно на уроке?

- Над чем нужно еще поработать?

Проведение целеполагания и рефлексии в игровой форме вызывает положительный эмоциональный отклик у учащихся, является профилактикой переутомления на уроке

            Итак, описанные методы, принципы, приёмы хорошо известны в педагогической среде и широко применяются. Но новизна описанного опыта видна  в их совокупном использовании, в комплексном подходе к обучению, развитию, воспитанию умственно отсталыми учащимися  и  адаптировании в условиях   школы.

Несмотря на то, что в России нет теперь так называемых коррекционных школ, я считаю, что обучение детей с ОВЗ, в частности с умственной отсталостью должно осуществляться педагогами-дефектолагами в условиях специальной школы.