Статья "Роль и значение уроков «ОРКСЭ» в формировании духовно-нравственной культуры учащихся".

Голубева Светлана Владимировна

Цель: Формирование представления родителей о значении уроков по "ОРКСЭ".

Задачи: Показать родителям основную идею курса "ОРКСЭ" - формирование у младших школьников основ российской гражданской идентичности; мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_i_znachenie_urokov_orkse_.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль и значение уроков «ОРКСЭ» в формировании

духовно-нравственной культуры учащихся

Мы живем на грани антропологической катастрофы, когда остро ощущается значимость слов античного философа Диогена Синопского: «Человека ищу». Когда целенаправленно и методично ведётся подготовка человечества к принятию нового мирового порядка, к принятию новой системы ценностей, системы нравственных координат, абсолютно нетрадиционной, неприемлемой для русского сознания. В эту систему нравственных координат будет включено всё: и гендерное равенство, и «родитель 1» - «родитель 2», и отрицание таких незыблемых для российского сознания нравственных основ как МАТЕРИНСТВО, ДЕТСТВО, СЕМЬЯ, РОДИНА и т.д. Новая система нравственных координат призвана актуализировать перевернутую систему ценностей, исказить, истребить тысячелетние устои и традиции, историю человечества, размыть религиозные и национальные границы.

Актуальность концепции духовно-нравственного развития и воспитания, являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, диктуется современными вызовами к проблемам нравственных перспектив личности и моральных ценностей общества XXI века.

В этой связи следует сказать, что Федеральный государственный стандарт общего образования духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся определяет как задачу первостепенной важности, отмечая, что школа сегодня призвана к воспитанию свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности. Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель курса – формирование у младших школьников основ российской гражданской идентичности; мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Культура как регулятор социальных отношений есть дух народа, его ценностные образцы и ориентиры, его цели и идеалы. Кризис и утрата культуры есть кризис и утрата идентичности. Традиция – это проявление универсалий бытия, иммунная система общества, фундамент и субстанция культуры. Человек, оторванный от своих культурных и духовных традиций, как дерево без корней.

Важность воспитательной функции педагогики подчеркивал К.Д.Ушинский и Н.И.Пирогов. Ушинский настаивал на том, чтобы учитель одновременно был и истинным воспитателем и истинным педагогом по призванию, по цели, по занятиям, и искусству. В его понимании, воспитание есть искусство. Константин Дмитриевич требовал, чтобы учителя «не только вбивали в голову своим ученикам факты своих наук, но и развивали их умственно и нравственно». « Лучше иметь одного хорошего воспитателя, чем целый десяток отличных учителей». В этой связи вспоминаются слова другого знаменитого русского педагога – Н.И.Пирогова, сказанные в разговоре с коллегами о социальной роли человека и человеческом достоинстве.

– К чему Вы готовите вашего сына? – спросили Пирогова.

– Быть человеком, – ответил он.

– Разве вы не знаете, – сказал спросивший, – что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди… 

Но Пирогов считал иначе, потому его имя и вписано золотыми буквами на скрижалях русской педагогики.

Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Хороший урок по курсу ОРКСЭ – это открытое пространство для сотрудничества и творчества, благоприятная атмосфера для самореализации как учителя, так и учеников. Хороший урок содействует самопознанию и развитию гуманитарной культуры учащихся. Содействует внутреннему диалогу, диалогу с самим собой, который служит механизмом выработки собственного мнения у учащихся, способствует развитию навыков понимания, рефлексии, сопоставлению ценностей и смыслов. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения помогут сформировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России.