Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ в рамках ОП 01. Педагогика

Ядыкина Светлана Александровна

Методические указания соответствуют дисциплине ОП.01 Педагогика, специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Методические указания содержат рекомендации для обучающихся по организации внеаудиторной самостоятельной работы. В методических указаниях представлен подробный план и содержание по каждому виду внеаудиторной самостоятельной работы.

Методические указания предназначены для обучающихся колледжа специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srs_do_pedagogika.docx64.72 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж»

Предметно цикловая комиссия профессионального цикла укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика»

ПЕДАГОГИКА

С.А. Ядыкина

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

(очная форма обучения)

Рекомендовано

советом учебно - методического центра

в качестве методических указаний по организации внеаудиторной самостоятельной работы  по дисциплине «Педагогика» для обучающихся колледжа специальности

44.02.01 Дошкольное образование

Воронеж, 2019 г.

Педагогика: методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся очной формы обучения. / сост. С.А. Ядыкина – Воронеж: ГБПОУ ВО «ВГППК», 2019. - 36 с.

Методические указания соответствуют дисциплине ОП.01 Педагогика, специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Методические указания содержат рекомендации для обучающихся по организации внеаудиторной самостоятельной работы. В методических указаниях представлен подробный план и содержание по каждому виду внеаудиторной самостоятельной работы.

Методические указания предназначены для обучающихся колледжа специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Библиограф.: 10 назв. Табл. 6. Ил. -.

РАССМОТРЕНО на заседании цикловой методической комиссией профессионального цикла отделения «Технологий и педагогических наук».

Протокол № 2 от 8.10.2019 г.___________________/ Алейникова М.И.

Печатается по решению совета учебно-методического центра ГБПОУ ВО «ВГППК» (протокол №2 от 18.11.2019 г.)

© ГБПОУ ВО «ВГППК», 2019


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        4

1.Функции, цели и виды самостоятельной работы обучающихся        8

2.Распределение времени в процессе самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика        10

3. Задания для самостоятельной работы        13

4. Методические указания по выполнению самостоятельной работы         22

5. Критерии оценки выполненного задания        28

Библиографический список        32

Приложения        34


Введение

Реформирование системы среднего специального образования направлено на развитие личности специалиста. В современных учебных планах усилена практическая направленность содержания всех изучаемых дисциплин: изменены акценты в учебной деятельности, взято направление на интеллектуальное развитие личности, уменьшена доля репродуктивного труда. В учебной деятельности используется и увеличивается доля заданий, имеющих творческий, поисковый характер.

Американский педагог Филипп С.Шлехти в своей книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» пишет, что на вопрос, адресованный бизнесменам, о том, какого человека должна готовить школа, получил ответ: "Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно".

Это является естественным, ведь  образование – это ключ практически к любой деятельности. Если специалист знает, как учиться, как достичь цели, если он знает, как работать с книгой, как получать знания от преподавателей, как искать и находить необходимую информацию, как использовать самые разнообразные ее источники для решения проблем, связанных с профессиональной деятельностью, то ему легче будет повышать квалификацию, переквалифицироваться, получать необходимые дополнительные знания – это и нужно в жизни!

Демократическое государство заинтересовано в такой личности, которая наделена следующими качествами: умением думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);   творческим мышлением;  богатым словарным запасом;  способностью к выбору сфер своей деятельности, их перемене;  умением ставить проблемы и решать их;  сензитивностью к новому, творческому и т.д.;  компетентностью, инициативностью, самостоятельностью.

Эти качества характеризуют делового порядочного человека, имеющего нравственные основы.

И, конечно, основной чертой такого человека выступают умения самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике, самостоятельно работать над развитием нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Внедрения Федерального государственного образовательного стандарта ориентирует образовательный процесс на формирование компетентной личности, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Выполнение обучающимися заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» будет способствовать формированию общих и профессиональных компетенций.

Применительно к ФГОС по специальности 44.02.01 Дошкольное образование к таким компетенциям можно отнести:

OК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Предлагаемое пособие направлено на оказание действенной помощи обучающемуся в организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика».


1. Функции, цели и виды самостоятельной работы обучающихся

Необходимость организации с обучающимися разнообразной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики, что способствует реализации компетентностного подхода.

Самостоятельная работа обучающихся рассматривается в ГБПОУ ВО «Воронежский государственный профессионально - педагогический колледж» как управляемая преподавателями система организационно-педагогических условий, направленная на освоение практического опыта, умений и знаний в рамках дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов по профильным специальностям в соответствии с ФГОС СПО без их прямой помощи.

Для обучающегося самостоятельная работа - способ активного, целенаправленного освоения, без непосредственного участия преподавателя, новых знаний, умений и опыта, закладывающих основания в становлении профессиональных и общих компетенций, требуемых ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся: Развивающая (повышение        культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей обучающихся); Информационно-обучающая (учебная деятельность обучающихся на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной); Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение); Воспитывающая  (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста); Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).

В основе самостоятельной работы обучающихся лежат принципы: самостоятельности, целевого планирования, личностно - деятельностного подхода.

Самостоятельная работа обучающихся проводиться с целью: систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развития исследовательских умений.

Для достижения указанной цели обучающиеся на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи: изучить рекомендуемые литературные источники; изучить основные понятия, представленные в глоссарии; ответить на контрольные вопросы; решить предложенные задачи, кейсы, ситуации; выполнить контрольные и курсовые работы.

Самостоятельная работа включает такие формы работы, как: индивидуальное занятие (домашние занятия) – важный элемент в работе обучающегося по расширению и закреплению знаний; конспектирование литературы; получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины; подготовка ответов на вопросы тестов; подготовка к экзамену; подготовка к занятия, проводимым с использованием активных форм обучения («Круглые столы», деловые игры, конференции); выполнение контрольных, курсовых работ; составление портфолио; подготовка научных докладов, рефератов, эссе; анализ деловых ситуаций (мини кейсов) и др.


2. Распределение времени в процессе самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика»

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программе учебной дисциплины. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня обучающегося не регламентируется расписанием.

Трудоемкость заданий представлена в таблице:

Трудоемкость заданий в процессе самостоятельной работы обучающихся очной формы обучения

№пп

Наименование темы согласно программы

Темы самостоятельной работы

Трудоёмкость (ч)

Вид деятельности

1

Педагогика как наука. Предмет и задачи ее исследования.

Функции пед. науки, ее задачи. Соотношение пед. теории и практики

2

Составление схемы и конспект по теме

2

Методология педагогики. Организация педагогического исследования

Характеристика и сравнительный анализ основных методов научно-исследовательской деятельности

4

Написание реферативного сообщение на тему: «Развитие методологии педагогики»

3

Взаимосвязь педагогической науки и практики, современные проблемы образования, тенденции их развития, реформирование

История становления и развития общего и профессионального образования в России и за рубежом

4

Подготовить реферативное сообщение по теме «История отечественной и зарубежной педагогики».

4

Развитие личности и образование

Факторы развития личности. Наследственность и развитие. Влияние среды на развитие личности.

2

Составить схему «Факторы развития личности»

Составить конспект по предложенным вопросам:

5

Методы обучения

Методы обучения, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность

4

Подготовить сообщение, видеоматериал по теме «Активные методы обучения»

Проанализировать педагогические ситуации

6

Средства обучения и активизации познавательной деятельности обучающихся

Выбор средств обучения с учетом их педагогических возможностей.

4

Подготовить сообщение, видеоматериал

«Мультимедийные средства обучения»

7

Формы организации учебного процесса

Понятие «форма обучения». Классификация форм обучения

4

Подготовка сообщения, видеоматериала «Дистанционное обучение».

8

Особенности содержания и организации профессиональной подготовки

Понятие «технологии обучения». Классификация и сущность современных технологий обучения и условия их реализации.

4

Подготовить сообщения, видеоматериал на тему  «Инновационная деятельность в образовании»

9

Воспитание как социокультурный   и педагогический процесс.

Движущие силы воспитания

2

Составить таблицу

 « Виды воспитания»

Составить конспект «Критерии воспитанности личности»

10

Содержание воспитательного процесса

Физическое, эстетическое, трудовое и профессиональное, умственное и нравственное воспитание.

6

Разработка внеклассных мероприятий по физическому, эстетическому, трудовому, профессиональному, умственному или нравственному воспитанию

11

Воспитание личности в коллективе

Деятельность педагога по формированию коллектива

2

Составить конспект на тему: «Деятельность педагога по формированию коллектива»

12

Технология воспитания

Отбор форм, методов и средств воспитания с учетом их педагогических возможностей.

2

Составить конспект: «Основные требования к отбору форм, методов и средств воспитания»

13

Особенности работы с одаренными обучающимися,  с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением

Особенности педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, девиантным поведением, одаренными детей

3

Отобрать методы диагностики одаренных детей дошкольного возраста

14

Средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

Современные требования к организации контроля. Педагогический анализ как основа эффективного контроля.

2

Подбор и решение задач на определение успеваемости

ИТОГО

45


3. Задания для самостоятельной работы

Тема 1. Функции педагогической науки, ее задачи. Соотношение педагогической теории и практики

Задание:

1. Заполнить схему по вопросу: «Функции педагогической науки».

2. Записать задачи педагогической науки в рабочую тетрадь.

Источник: Функции педагогической науки. -https://studfile.net/preview/5826840/page:2/

3. Составить конспект в рабочей тетраде на тему «Соотношение педагогической теории и практики».

Источник: Подласый И.П. Педагогика.Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. (составить конспект с. 32–36)

Тема 2. Характеристика и сравнительный анализ основных методов научно-исследовательской деятельности.

Задание:

Написать реферативное сообщение на одну из предложенных тем. Варианты тем реферативного сообщения:

1) Методологические проблемы развития педагогической науки.

2) Взаимоотношения метода и предмета исследования.

3) Методологическое обеспечение преобразований в педагогике.

4) Логика педагогического исследования.

5) Эмпирические методы педагогического исследования.

6) Теоретические методы педагогического исследования.

7) Сравнительно-исторические методы педагогического исследования.

8) Методологические характеристики педагогического исследования: актуальность, проблема, тема, объект и предмет исследования, гипотеза и защищаемые положения, цель и задачи исследования, новизна, значение для науки и практики.

9) Научная проблема в развитии процесса познания.

10) Уровни, типы, виды эксперимента как метода исследовательской деятельности.

11) Особенности констатирующего, поискового, формирующего, сравнительного экспериментов.

12) Требования к результатам и выборке экспериментальных данных: достоверность, воспроизводимость, валидность, репрезентативность.

13) Методологические требования к организации исследований в педагогике и оформление результатов научно-исследовательской работы.

14) Методологические вопросы использования методов математической статистики в педагогике.

(Требования к написанию сообщения и видео материала смотри в методических указаниях по выполнению самостоятельной работы)

Тема 3. История становления и развития общего и профессионального образования в России и за рубежом

 Задание:

1. Написать реферативное сообщение на одну из предложенных тем.

Варианты тем реферативного сообщения:

1.Воспитание и обучение у древних славян (VI–IX вв.).

2.Воспитание и обучение в Киевской Руси в Х-ХIII вв.

3. Просвещение и обучение на Руси в XIII—XV веках.

4.Просвещение, школа и педагогическая мысль в Русском государстве в XV—XVI веках.

5. Просвещение и школа в Русском централизованном государстве в XVII веке.

6.Просвещение, школа и педагогическая мысль в России в XVIII веке.

7.Просветительские реформы Петра I в начале XVIII века и создание первых светских государственных учебных заведений.

8.Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.

9.Цель и содержание воспитания в условиях первобытно-общинного строя.

10.Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока. Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия), в Древнем Египте, в Израильско - Иудейском царстве, в Древнем Иране, Индии, Китае.

11.Воспитание и педагогическая мысль в античном мире. Системы воспитания в Древней Греции.

12.Педагогическая деятельность И.И. Бецкого.

13. Реформы, контрреформы и модернизации системы отечественного образования. Смена парадигм в области образования.

14.Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о развитии высших психических функций и ее значение в педагогике высшего образования.

15.Просвещение и школа в России в первой половине XIX в. (Требования к написанию сообщения и видео материала смотри в методических указаниях по выполнению самостоятельной работы)

Тема 4. Факторы развития личности. Наследственность и развитие. Влияние среды на развитие личности.

Задание:

1. Составить схему в рабочей тетради на тему: «Факторы развития личности»

Источник:

 1. Подласый И.П. Педагогика.Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил.

2.Факторы развития личности. – https://studfile.net/preview/4533573/page:3/

2. Составить конспект по вопросам: 

- Влияние среды на развитие личности (с. 83-86)

- Деятельность как фактор развития (с.90-93)

- Целостность личности, ее активность.

- Черты личности.

Источники:

1. Подласый И.П. Педагогика.Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил

2. Н.И.Козлов Целостность личности https://www.psychologos.ru/articles/view/celostnost-lichnosti

Тема 5. Методы обучения, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность.

Задание:

  1. Подготовить сообщение, видеоматериал по теме «Активные методы обучения»

Источники:

1. Е.А.Бачаева. Активные формы и методы обучения

https://infourok.ru/aktivnie-formi-i-metodi-obucheniya-1289676.html

2.И.П. Сергеева. Активные методы обучения. https://studopedia.ru/7_24607_aktivnie-metodi-obucheniya-studentov.html

(Требования к написанию сообщения и видео материала смотри в методических указаниях)

  1. Проанализировать педагогические ситуации, найти свое решение, записать в рабочей тетради и объяснить, почему вы поступили бы именно так:

Педагогическая ситуация-задание №1.

Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу начинает бегать. Трудно переключить его на спокойное занятие. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он садится за настольную игру, то сразу же вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему? В беседе с отцом выясняется, что семья переехала в новую квартиру и родители пока вынуждены возить сына в прежний детский сад. «Вероятно, ребенок в пути устает»,— делает предположение воспитатель. «Этого не может быть,— возражает отец.— Ведь он всю дорогу сидит».  Действительно ли ребенок устал? Чем объяснить такую особенность детского организма — быструю утомляемость от ограничения движений или однообразной деятельности?

Педагогическая ситуация-задание №2.

Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.

- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:

- Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.

Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?

Педагогическая ситуация-задание №3.

За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама: Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима: Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама: Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!

Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать

Мама: Вот теперь пойдёшь в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?

Педагогическая ситуация-задание №4.

Лена (4 года) Бабушка, я помогу помыть посуду, можно? Бабушка, увидев это: Ой-ой. Что ты! Посуда сейчас очень дорогая, а ты можешь разбить. Ты ещё успеешь перемыть горы посуды в своей жизни.

Как вы оцениваете высказывание бабушки, и каковы могут быть его последствия? Что можно предложить бабушке при подобном случае еще?

Педагогическая ситуация-задание №5.

В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты.

Как должен поступить воспитатель в данной ситуации?

Тема 6. Выбор средств обучения с учетом их педагогических возможностей.

Задание:

1.Подготовить сообщение, видеоматериал на тему: «Мультимедийные средства обучения»

Источники:

  1.  Мультимедийные средства обучения.

https://infourok.ru/primenenie-multimediynih-sredstv-v-sisteme-obucheniya-1981747.html

Тема 7. Понятие «форма обучения». Классификация форм обучения

Задание:

Подготовить сообщение, видеоматериал на тему: «Дистанционное обучение».

Источники:

  1.  Дистанционное обучение

https://studopedia.ru/19_283741_distantsionnoe-obuchenie.html

Тема 8. Понятие «технологии обучения». Классификация и сущность современных технологий обучения и условия их реализации

Задание:

  1. Подготовить сообщения, видеоматериал на тему  «Инновационная деятельность в образовании»
  2. Ответить на вопросы письменно в рабочей тетради:

-Понятие «Технологии обучения»

-Перечислить основные тенологии обучения

Источники:

  1. Инновационная деятельность в образовании

https://infourok.ru/innovacionnaya-deyatelnost-v-obrazovanii-3171023.html

Тема 9. Движущие силы воспитания

Задание:

  1. Заполнить таблицу « Виды воспитания»

По содержанию

По доминирующему принципу и стилюотношений

По институционным признакам

По аспектам воспитательного процесса

  1. Составить конспект «Критерии воспитанности личности»

Источник:

  1. Савенко Т.Н.Теория воспитания и методика воспитательной работы»

https://infourok.ru/suschnost-dvizhuschie-sili-processa-vospitaniya-zakonomernosti-i-principi-processa-vospitaniya-2920487.html

Тема 10. Физическое, эстетическое, трудовое и профессиональное, умственное и нравственное воспитание.

Задание:

1.Разработать внеклассное мероприятие по любому из предложенных направлений: физическому, эстетическому, трудовому, профессиональному, умственному или нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста.

2.Оформить в виде конспекта в напечатанном виде, в сообветствии с требованиями оформления. Обязательно указать возраст детей, для которых разработанно данное мероприятие.

Источники:

1.Игры, викторины и конкурсы; Просвещение - Москва, 2013. - 128 c.

2. Лукоморье. Пушкинский праздник в детском саду; Композитор - Санкт-Петербург - Москва, 2012. - 366 c.

4. Бердникова Н. В. Праздники, развлечения и развивающие занятия для детей. Лучшие сценарии; Академия Развития - Москва, 2008. - 256 c.

5. Гардян А. Праздники круглый год; Оникс - Москва, 2008. - 144 c.

6. Захарова С. Н. Праздники в детском саду; Владос - Москва, 2007. - 256

7. Картушина М. Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением; Сфера - Москва, 2013. - 160 c.

8. Киркос Р. Ю., Постоева И. А. Новогодний сюрприз. Сценарий праздника для детей среднего и старшего дошкольного возраста; Композитор - Санкт-Петербург - Москва, 2006. - 296 c.

9. Киркос Р. Ю., Постоева И. А. Р. Ю. Киркос. И. А. Постоева. Осенняя сказка. Театрализованный праздник для младшей и средней группы детского сада; Композитор - Санкт-Петербург - Москва, 2007. - 195 c.

Тема 11. Деятельность педагога по формированию коллектива

Задание:

1.Составить конспект  в рабочей тетради на тему: «Деятельность педагога по формированию коллектива»

План конспекта:

- Сущность понятия «детский коллектив»

- Сравнительная характеристика подходов по формированию

коллектива

- Способы формирования сплоченности детского коллектива

Источники:

1.Педагогика развития детского коллектива.

https://studbooks.net/1839424/pedagogika/rol_pedagoga_razvitii_detskogo_kollektiva

Тема 12. Отбор форм, методов и средств воспитания с учетом их педагогических возможностей.

Задание:

1. В рабочей тетради составить конспект: «Основные требования к отбору форм, методов и средств воспитания»

План:

-Основные требования к выбору методов и средств воспитания;

-Основные требования к выбору форм воспитания

Источник:

1. Подласый И.П. Педагогика.Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – кн. 2: Общие основы. Процесс обучения. – 256с.: ил (законспектировать с 96-103)

Тема 13. Особенности педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, девиантным поведением, одаренными детей.

Задание:

1. Отобрать методы диагностики одаренных детей дошкольного возраста (3-4 метода).

2. Оформить в печатном виде с указанием возрата детей

Источники:

  1. Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»; Составители Л.Ф.Васильченко, Я.П. Атласова. – СПб.: ДДТ «На реке Сестре», 2014. - 2-е изд. - 39с. –

http://shkola-kosjuvom.ucoz.ru/Odaren_deti/odarennye_deti-sbornik_metodik_po_vyjavleniju_spos.pdf

Тема 14. Современные требования к организации контроля. Педагогический анализ как основа эффективного контроля.

Задание:

  1. Подбрать и решить в рабочей тетради задачи на определение успеваемости детей

Источники:

1.Система оценки индивидуального развития ребенка дошкольного возраста

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/05/21/sistema-otsenki-individualnogo-razvitiya-detey-v

4. Методические указания по выполнению самостоятельной работы

Основные требования к написанию реферативного сообщения (могут незначительно варьироваться)

Термины «реферат», «реферативное сообщение» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования: доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников».

Реферативное сообщение должен содержать достаточное количество сносок. Текст реферативного сообщения должен быть набран шрифтом TimesNewRoman, 14, с одинарным или полуторным межстрочным интервалом. Параметры страницы А4 должны быть стандартными. Общий объем реферативного сообщения не должен быть менее 5 или более 10 страниц. Несоблюдение этих требований может повлечь отказ преподавателя от проверки реферативного сообщения и выставление за него отрицательной оценки.

Структура реферативного сообщения:

1. Тема реферативного сообщения и ее выбор

Основные требования к этой части реферативного сообщения:

Тема должна быть сформулирована грамотно с юридической точки зрения: в названии реферативного сообщения следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими. Следует, по возможности, воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения, равно как и усложнения формулировок.

2. Оглавление

Сразу после титульного листа должно идти оглавление. Реферативное сообщение должно состоять из четырех основных частей:

- введение,

- основная часть (она может состоять из нескольких глав),

- заключение,

- список использованной литературы.

3. Основные требования к введению

Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферативного сообщения, которая может быть связана с неразработанностью вопроса в науке, а также с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг него возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферативного сообщения должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений. Очень важно выделить цель (или несколько целей) и задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную правовую проблему, а задачами могут выступать описание ее характеристик с позиции ряда авторов, освещение ее практических последствий и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф реферативного сообщения.

Введение должно содержать также краткий обзор использованной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем введения обычно составляет 1 страницутекста.

4. Требования к основной части реферативного сообщения.

Основная часть реферативного сообщения содержит материал, который отобран для рассмотрения проблемы. Необходимо обратить внимание на обоснованность распределения материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. Основная часть реферативного сообщения, кроме содержания, выбранного из разных научных источников, также должна включать в себя собственное мнение автора и самостоятельно сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

5. Требования к заключению.

Заключение – часть реферативного сообщения, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Объем заключения –1 страница.

6. Основные требования к списку использованной литературы

Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания.

7. Итоговая оценка за реферативное сообщение выставляется по результатам устной защитной процедуры.

Требования к написанию конспекта.

Конспект (лат. conspectus - обзор, изложение, краткая запись содержания произведения или лекции).

В качестве обязательного составного элемента в него включается план изучаемого произведения.

Конспектирование начинается с составления точного, тщательно продуманного плана. Хорошим можно назвать лишь тот конспект, который построен в полном соответствии с планом произведения. Конспект включает тезисы, которые составляют основу его содержания. Тезисы не содержат фактического материала, приводимого в книге или произведении. Кроме того, в них внимание сосредоточивается на выводах автора, что придает записи некоторую отрывочность. Тезисы характеризуются также большей краткостью, сжатостью и категоричностью. Можно сказать, что конспект – это тезисы в несколько расширенном виде, а главное – дополненные рассуждениями и доказательствами автора. Следовательно, чтобы хорошо конспектировать, нужно научиться правильно составлять план и тезисы. Наконец, в конспект входят и выписки: отдельные выдержки, факты, примеры, цифры, таблицы и схемы, взятые из читаемой книги.

Следует различать запись лекции и конспектирование книги. Отличие состоит в том, что при конспектировании мы работаем с печатным текстом, темп чтения зависит от читающего; можно остановиться, прочитать еще раз и подумать, чего нельзя делать при записи лекции. Следует стремиться, по возможности, все записывать своими словами, так как записанная своими словами мысль уже переработана в сознании читающего и сформулирована им.

Различают два вида конспекта – простой и сложный.

Простой конспект представляет собой сплошную запись без особого анализа и оценки текста. Составление сложного конспекта требует более высокого уровня умения работы с книгой. Здесь необходимы навыки расчленения текста, критического рассмотрения и обобщения прочитанного. Сложный конспект  включает в себя, как уже говорилось выше, план, тезисы, цитаты. Рекомендуется выделять заголовки, подчеркивать наиболее важные положения.

 Приступая к составлению конспекта, надо, прежде всего, указать выходные данные книги (статьи): фамилию автора произведения, полное название работы, год издания, наименование издательства. При конспектировании статей необходимо записать название журнала, газеты или сборника, где статья напечатана. В тексте конспекта следует обязательно отмечать страницы конспектируемой книги, чтобы в случае надобности можно было, руководствуясь конспектом, быстро отыскать в ней нужное место. После окончания работы обучающийся должен самостоятельно сформулировать выводы.

План внеклассного мероприятия имеет следующую структуру:

  1. Цель
  2. Форма мероприятия
  3. Метод проведения
  4. Участники
  5. Оснащение
  6. Ход мероприятия:
  • подготовительный этап;
  • сценарий внеклассного мероприятия.

5. Критерии оценки выполненного задания

  1. Реферативное сообщение оценивается по пятибалльной системе. Реферативное сообщение оценивается следующим образом.

Требования к реферативному сообщению

Баллы

5

4

3

2

Соответствие содержания реферативного сообщения заявленной тематике

+

+

+

+

Соответствие общим требованиям написания реферативного сообщения

+

+

+

+/–

Соблюдение технических требований оформления реферативного сообщения

+

+/–

+/–

+/–

Чёткая композиция и структура, наличие содержания

+

+

+

+

Логичность представления материала

+

+

+/-

+/-

Представленный в полном объёме список использованной литературы

+

+

+

+

Корректно оформленный список использованной литературы

+

+/-

+/-

+/-

Наличие ссылок на использованную литературу в тексте

+

+

+

+

Отсутствие ошибок в оформлении ссылок на использованную литературу

+

+

+/–

+/–

Отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических и иных ошибок

+

+

+/–

+/–

Самостоятельность изучения материала и анализа

+

+

+

+/–

Отсутствие фактов плагиата

+

+

+

+/–

Представленная сводная таблица оценивания реферативного сообщения требует некоторых пояснений:

5 баллов – содержание реферативное сообщение соответствует заявленной в названии тематике; оформлено в соответствии с общими требованиями написания и техническими требованиями оформления реферативного сообщения; имеет чёткую композицию и структуру; в тексте отсутствуют логические нарушения в представлении материала; корректно оформлены и в полном объёме представлены список использованной литературы и ссылки на использованную литературу в тексте; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; реферативное сообщение представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата;

4 балла – содержание реферативного сообщения соответствует заявленной в названии тематике; оформлено в соответствии с общими требованиями написания реферативного сообщения, но есть погрешности в техническом оформлении;  имеет чёткую композицию и структуру; в тексте отсутствуют логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлены список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении;  корректно оформлены и в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические  и иные ошибки в авторском тексте; реферативное сообщение представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата;

3 балла – содержание реферативного сообщения соответствует заявленной в названии тематике; в целом реферативное сообщение оформлено в соответствии с общими требованиями написания реферативного сообщения, но есть погрешности в техническом оформлении; в целом реферативное сообщение имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте; есть единичные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; в целом реферативное сообщение представляет собой самостоятельное исследование, представлен анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата;

2 балла – содержание реферативного сообщения соответствует заявленной в названии тематике; отмечены нарушения общих требований написания реферативного сообщения; есть погрешности в техническом оформлении; в целом реферативное сообщение имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте; есть частые орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; в целом реферативное сообщение представляет собой достаточно самостоятельное исследование, представлен анализ найденного материала, присутствуют единичные случаи фактов плагиата;

Не получив максимальный балл, обучающийся имеет право с разрешения преподавателя доработать реферативное сообщение, исправить замечания и вновь сдать работу на проверку.

  1. Конспектирование и обзор публикаций оценивается в форме недефференцированного зачета.

Критерии оценивания конспектирования и обзора публикаций:

1. Краткость (конспект не должен превышать 1/8 от авторского текста);

2. Ясная и четкая структуризация материала;

3. Содержательная точность;

4. Наличие образных и символичных элементов;

5.Оригинальность обработки авторского текста.

  1. План внеклассное мероприятие оценивается в форме недефференцированного зачета.

Этапы работы над проектной задачей

Критерии оценивания

Ожидаемые результаты

Да

Нет

Проблематизация

Обоснование проблемы проекта    

Исходная проблема имеет личностную значимость для ученика

Целеполагание

Постановка цели

Цель определена, ясно сформулирована, четко обоснована

Планирование

Планирование путей достижения цели

Развернутый план действий с промежуточными шагами

Реализация плана

Самостоятельное        создание способов решения проблем       творческого и поискового характера

Инициативное сотрудничество, творческий подход, оригинальное отношение к идее проектной задачи

Рефлексия

Навыки самоанализа и самооценки

Глубина раскрытия темы, анализ работы, выводы и перспективы

Проектный продукт

Воплощение найденного автором оптимального способа решения проблемы проекта

Качество проектного продукта: продукт эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям

Коммуникативная компетентность

Сотрудничество внутри группы

Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль

Организация педагогического взаимодействия, возможность учащихся максимально раскрыть себя

Контактность, культура речи, диалог, доступность и лаконичность вопросов, рациональное использование учебного времени, возможность учащихся максимально раскрыть себя

Оформление мероприятия

Наглядность, музыкальное сопровождение, использование ИКТ и проч.

Библиографический список

  1. Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах  ответах: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /В.И. Загвязинский. – М.: Издательский цент «Академия», 2006. – 160 с.
  2. Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2007. – 320 с.
  3. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 2. XX - XXI века : учебник для среднего профессионального образования / А. Н. Джуринский. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 282 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10247-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442460
  4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.
  5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Процесс воспитания. – 256 с.
  6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательсктй центр «Академия», 2000. – 512 с.

Дополнительная литература:

  1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века.: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений // Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512 с.
  2. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Спец. психология», «Cпец. дошкольная педагогика и психология» // Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - М.: Академия, 2005. - 519 с.
  3. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос-Пресс, 2003.- 352 с.
  4. Электронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты» [Электронный ресурс] // Форма доступа:    http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/index.htm

Приложения

Приложение 1

Памятка по оформлению  конспекта одного источника

Автор        

Название произведения (главы, раздела, статьи)        

Выходные данные первоисточника        

Эпиграф (если есть)        

Год издания, год опубликования произведения        

Формулировка вопроса

Название частей:

-

-

-

-

номер главы, страница, с которой взята цитата.

Примечания, собственная оценка.

Цитаты

Выводы:

               

Приложение 2

Памятка по оформлению  конспекта нескольких источников

1.Автор, годы жизни

2. Автор, годы жизни

3. Автор, годы жизни

Формулировка вопроса

Цитата (с указанием номера источника и страниц) или позиция автора

Цитата (с указанием номера источника и страниц) или позиция автора

Цитата (с указанием номера источника и страниц) или позиция автора

Выводы: 1.________________________________________________

               2._______________________________________________

               3._______________________________________________

Приложение 3

Решение педагогических задач самостоятельной работы 5

Решение к задаче 1. Когда малыш долго находится в статичном положении (стоит, сидит и т. п.), нагрузка падает на одни и те же группы мышц и соответствующие центры нервной системы, при этом наступает быстрое утомление. Если деятельность ребенка разнообразна, то, следовательно, меняется и нагрузка; не работающие в данный момент мышцы и нервные центры как бы отдыхают, набираясь сил.

Решение к задаче 2. У большинства детей из пьющих семей выявляются психические заболевания - невротическое развитие, неврозы, психопатии, задержка психического развития и умственная отсталость, органические заболевания центральной нервной системы и многие другие. Оказание социально-педагогической помощи семье, через решение следующих задач: оказание семье консультативных, социально-педагогических и юридических услуг; содействие семье в повышении ее воспитательного потенциала, общей культуры, формировании здорового образа жизни; осуществление групповой и индивидуальной работы по профилактике негативных явлений среди детей (беседы, тренинги, решение проблемных задач, ситуаций, чтение и др.); прогнозирование социальной помощи детям и их семьям; обучение и развитие детей в соответствии с их индивидуальными психофизическими особенностями.

Решение к задаче 3. У ребенка пропадает интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело; словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над , объяснитесь с ним на равных

Решение к задаче 4. Бабушка Лены не права. При таком подходе желание трудиться у Лены может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя ее действия. Чтобы сформировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Лену конкретным трудовым навыкам, оценивать результаты ее работы. Совместная трудовая деятельность родителей и детей оказывает большое влияние на психическое развитие последних. Дети видят, как взрослые работают, как относятся к труду, каковы их взаимоотношения в совместной трудовой деятельности. В доброжелательной атмосфере, созданной взрослыми, дети начинают понимать значимость труда, находят эффективные способы его выполнения. Можно налить в тазик воды и дать девочке посуду из небьющегося материала! Родителям недостаточно показывать детям свое трудолюбие, необходимо обучать их трудовым операциям. Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому.

Решение к задаче 5. В этой ситуации воспитатель должна учесть, что мальчик – новичок, он пока еще не знает правил детского сада. Необходимо учесть и его тревожное состояние. Ей нужно спокойно, доходчиво рассказать о правилах поведения в детском саду, затем с доброжелательной интонацией предложить: «Давай мы с тобой отвезем машинку туда, где она должна быть, то есть в гараж». Мальчик охотно выполнит это требование.