Методические указания по выполнению практических работ в рамках ОП 01. Педагогика

Ядыкина Светлана Александровна

Методические указания соответствуют дисциплине ОП.01 «Педагогика», специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Методические указания содержат рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ по дисциплине «Педагогика», согласно учебному плану. В методических указаниях представлен подробный план работы по каждому практическому занятию, что дает возможность использовать это пособие для организации самостоятельной работы обучающихся.

Методические указания предназначены для обучающихся колледжа специальности 44.02.01 Дошкольное образование».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_do_pedagogika.docx47.19 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж»

Предметно цикловая комиссия профессионального цикла укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика»

Г.В. Самусева, С.А. Ядыкина

ПЕДАГОГИКА

Методические указания для

выполнения практических работ

(очная форма обучения)

Рекомендовано

советом учебно - методического центра

в качестве методических указаний для выполнения практических работ по дисциплине «Педагогика» для обучающихся колледжа специальности

 44.02.01 Дошкольное образование

Воронеж, 2019 г.

Самусева, Г.В. Ядыкина С.А. Педагогика: методические указания для выполнения практических работ. – Г.В. Самусева, Ядыкина С.А. – Воронеж: ГБПОУ ВО «ВГППК», 2019. - 28 с.

Методические указания соответствуют дисциплине ОП.01 «Педагогика», специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Методические указания содержат рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ по дисциплине «Педагогика», согласно учебному плану. В методических указаниях представлен подробный план работы по каждому практическому занятию, что дает возможность использовать это пособие для организации самостоятельной работы обучающихся.

Методические указания предназначены для обучающихся колледжа специальности 44.02.01 Дошкольное образование».

Библиограф.: 20 назв. Табл. 4. Ил. -.

РАССМОТРЕНО на заседании цикловой методической комиссией профессионального цикла отделения «Технологий и педагогических наук».

Протокол № 2 от 8.10.2019 г.___________________/ Алейникова М.И.

Печатается по решению совета учебно-методического центра ГБПОУ ВО «ВГППК» (протокол №2 от 18.11.2019 г.)

© ГБПОУ ВО «ВГППК», 2019


Содержание

1. Введение        4

2. Практическая работа №1 Принципы организации процесса обучения        10

3. Практическая работа №2 Анализ урока        12

4. Практическая работа №3 Анализ уровня развития коллектива группы        14

10. Библиографический список        25


Введение

Проведение практических занятий по общей и профессиональной педагогике обусловлено необходимостью формирования у обучающихся целостного профессионального мышления, овладения эффективными способами организации педагогического процесса.

Цель предлагаемого пособия помочь преподавателям и обучающимся в организации систематической тренировочной деятельности.

Содержание задании и ситуаций направлено на преобразующее воспроизведение связей между теоретическими положениями, вариативное воспроизведение знаний с постановкой различных целей, выполнение способов применения знаний в сходных и творческих ситуациях, систематизацию и самостоятельный поиск доказательств и ответов на поставленные вопросы.

В результате выполнения практических работ обучающиеся должны уметь:

  • определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
  • анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
  • находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
  • ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.

Работа с данными методическими указаниями способствует формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций определенных федеральным государственным образовательным стандартом для дисциплины «Педагогика»:

ОК-1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК-2: Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК-3: Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК-7: Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК-8: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК-9: Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК-10: Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни  и здоровья обучающихся.

ОК-11: Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК-3.1.: Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.


Памятка по организации практического занятия

Практическое занятие — это одна из форм учебной работа, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания    в    практических,    прикладных    целях.    Особое    внимание    на

практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий — упражнений, задач и т. п. — под руководством и контролем преподавателя. Готовясь к практическому занятию, тема которого всегда заранее известна, обучающийся должен освежить в памяти теоретические сведения, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, подобрать необходимую учебную и справочную литературу.  Только  это  обеспечит  высокую эффективность практических учебных занятий.

Повышению эффективности практических работ способствует технология группового и коллективного взаимодействия (работа в малых группах), ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающей вклад каждого участника.

Совместная учебная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия студентов друг с другом в малых группах (или парах), играет решающую роль в достижении цели – повышения эффективности обучения посредством решения учебных задач на основе взаимодополнения, суммирования, кооперации результатов работы каждого участника. Организуемая деятельность по реализации этой цели дает возможность развить мышление обучающихся в процессе совместного поиска решения учебных задач.

Работа в творческой группе состоит из 4 этапов:

1.        Организационный.

Создаются творческие группы по принципу добровольности. Они получают задания, оговариваются критерии эффективности деятельности (полнота, глубина проработки вопроса, использование разнообразных источников информации, оригинальность решения вопроса, участие каждого в подготовке и предоставлении результатов работы и др.).

2.        Подготовительный.

Совместное обсуждение вопроса, проблемы. В группе выбираются «координатор», организующий работу, «секретарь», фиксирующий ее результаты, «спикер» и др. Распределяются задания каждому участнику группы. Определяются временные рамки выполнения работы. Разрабатывается общий проект, его оформление, определяется способ его представления.

3.        Представление результатов работы групп.

Каждая группа по очереди представляет подготовительный материал. В зависимости от объема, сложности или желания обучающегося представлять его может один, несколько человек или группа в целом. Предпочтительным является последний вариант, обеспечивающий включенность каждого обучающегося в деятельность не только в процессе разработки проблемы, но и на этапе ее представления, но это случается не часто, чаще представление осуществляет один или несколько человек, обычно самый смелый, эрудированный или хорошо владеющий речью.

Творческой группе задаются вопросы по содержанию рассматриваемой проблемы, по уточнению подходов к ее решению данной группой, исправляются ошибки, вносятся коррективы.

4.        Групповая рефлексия.

Проводится в каждой творческой группе, Группа анализирует свою работу, оценивает эффективность совместной деятельности на основе заданных ранее критериев, определяет вклад каждого участника.

Затем представитель каждой группы выступает с результатами анализа совместной деятельности или пишется отзыв-рецензия в тетради для практических работ.

Преподаватель подводит итоги и оценивает работу.

Данная методика работы в творческой группе позволяет координировать творческие усилия обучающихся, осваивать профессионально значимые способы взаимодействия, интенсифицировать креативную деятельность обучающихся. В результате этого повышается качество знаний и умение применять их в практической деятельности.


Практическая работа №1

Тема. Принципы организации процесса обучения.

Вариант 1

Цель:

  • научиться        определять        по характерным        признакам        отдельные дидактические принципы, реализованные в практической деятельности;
  • убедиться  в  необходимости  комплексной  реализации  дидактических принципов в собственной практической деятельности.

Выполнение работы:

1.        Проанализируйте задачи (сборник Кондрашовой Л.В.) № 47, 48, 49, 50,51, 52, 53, 54, 55, 56 с точки зрения реализации дидактических принципов.

2.        Ответьте на вопросы: О каких принципах обучения идет речь в данных пед. ситуациях? Как реализуемые принципы взаимосвязаны между собой?

3.        Сформулируйте вывод об особенностях реализации дидактических принципов в процессе обучения.

Вариант 2

Цель:

  • выявить различные подходы к определению дидактических принципов и их классификации;
  • определить иерархию использования дидактических принципов в процессе организации учебных занятий.

Выполнение работы:

1.        Изучение публицистической статьи;

2.        Ответы на вопросы;

3.        Дискуссия.

Сегодня многие ученые приходят к выводу о том, что знание, полученное в процессе обучения, может быть полноценным только при включении механизмов развития личности. При этом они критикуют традиционный логико-рационалистический подход к проблемам образования, при котором «... на обучаемого наваливается зачастую насильно навязываемый ему груз малопонятных знаний, которые не присваиваются личностью, а отторгаются ею или остаются мертвым знанием, эпизодически всплывающим в памяти в виде обрывков, механически заученных формулировок и т. п. Совершенно прав драматург Виктор Розов, который во время своего выступления в телепередаче «Тема» 1 июня 1993 г сравнил знания с «камнями, стукающими человека по голове и убивающими в нем личность, вместо того, чтобы ложиться ему подноги, формируя гору, на которую он должен взобраться». Это прекрасный образ, удачно отображающий описываемую типичную ситуацию и хорошо согласующийся с предлагаемым ниже противопоставлением мертвого знания живому знанию, ставшему достоянием личности, базой для ее дальнейшего профессионального и духовного роста. Одним из приоритетных направлений научных исследований в стране должно стать изучение путей и возможностей радикальной переориентации системы образования (на всех ее уровнях) на формирование живого знания как обязательного условия и средства выхода общества на новые рубежи за счет подготовки активных деятелей, способных к плодотворному эвристическому поиску, быстрому самостоятельному принятию оригинальных решений в нестандартных ситуациях, а также испытывающих эмоциональный комфорт от успешности применения своих знаний и от возможности генерировать новое знание, пользуясь освоенными способами и приемами оперирования внутренними ресурсами личности.

Дискуссия:

1.        Принципы обучения как категории дидактики.

2.        Исторический обзор характеристики принципов обучения        в работах отечественных и зарубежных дидактов.

3.        Факторы,        влияющие        на        реализацию        дидактических принципов в образовательной работе колледжа:

A)        содержание обучения, как фактор, обеспечивающий единство познания и развития,

Б) личность преподавателя как объективный системообразующий фактор, обеспечивающий функционирование принципов,

B)        учебно-воспитательный процесс как фактор социализации личности обучающегося в направлении развития ее активности и самостоятельности.

Задания:

1.        Проанализируйте главы «Принципы обучения» в учебных пособиях, предложенных в списке литературы, в следующих аспектах:

•        какова структура главы?

•        каковы подходы к определению дидактических принципов и их классификации?

•        каков  количественный  состав  дидактических  принципов  в каждом из учебных пособий?

•        каковы  проблемы  принципов  обучения  как  дидактической категории?

2.        Проанализируйте иерархию использования дидактических принципов на учебных занятиях в колледже.

3.        Выведите из каждого принципа систему правил, которые помогут вам его реализовать. Обоснуйте свой выбор.

Практическая работа №2

Тема. Анализ урока

Цель: применить знания на практике проектирования урока.

Выполнение работы:

I.        Работа в малой группе по плану.

1.        Выбрать предмет, тему урока.

2.        Определить цель урока, тип урока и количество часов, отведенных на изучение данной темы.

3.        Выбрать форму проектирования урока.

4.        Назвать структурные компоненты (этапы) урока.

5.        Какие        методы        и        средства        обученияцелесообразно применить на данном уроке?

2.        Отчет и дискуссия.

3.        Вывод, написание отзыва-рецензии.

II.        Анкетирование «Урок глазами обучающегося».

1.        Ответы на вопросы анкеты.

1.        Вспомните  и  назовите  самый  удачный  и  неудачныйурок в Вашей ученической жизни.

2.        Какие уроки в колледже вы посещаете с интересом?

3.        Какие уроки вы не любите посещать?

4.        Сколько времени вы тратите на подготовку домашнего задания?

5.        Какие предметы вы чаще всего учите?

6.        Какие предметы вы реже всего учите?

7.        Кого        из        преподавателей        вы        считаете        самым технологичным?

8.        Какие  предметы  вы  предлагаете  ввести  в  учебный план?

9.        Какие  предметы  вы  предлагаете  изъять  из  учебногоплана?

10.        Какие пары для вас самые трудные?

2 . Подведение итогов анкетирования.

Практическая работа №3

Тема. Анализ уровня развития коллектива группы

Вариант I.

Цель: анализ состояния коллектива группы, рефлексия.

Выполнение работы:

I.        Работа в паре по анализу уровня сформированности коллектива группы.

 План анализа.

1.        Общие  сведения  о  группе.  Наименование,  отделение,  курс,  группа, численность обучающихся, возраст.

2.        Структура коллектива.

Официальная структура; распределение обязанностей. Неофициальная структура, лидеры, микрогруппировки. Соотношение официальной и неофициальной структур.

3.        Развитие коллектива группы.

а)        на какой стадии находится коллектив вашей группы? б)        какие традиции существуют в коллективе?

в)        какие перспективы ставит коллектив (близкие, средние, далёкие)?

г)        реализуются        ли        и        как        идея        параллельного        действия?        (А.С. Макаренко)

д)        каков стиль внутри коллективных отношений в группе?

е)        каковы ваши отношения с коллективом группы? К какой модели

они относятся?

ж)        какой        стиль        руководства        коллективом        у        Вашего        классного руководителя?

з)        какие условия и правила педагогического руководства коллективом соблюдаются в колледже, а какие нет?

и)        Какие        воспитательные        мероприятия        в        вашей        группе        легче организовать, а какие нет и почему?

4.        Вывод: что необходимо предпринять, чтобы вывести коллектив группы на более высокую стадию развития?

II.        Написание отчета (по приведенному выше алгоритму).

Вариант II. Воспитание личности в коллективе.

Цель:  убедиться  в  том,  что  коллектив  является  главным  условием  и средством развития человека; определить характерные признаки коллектива и основные направления в деятельности учителя по его формированию.

Выполнение работы:

I.        Работа в парах или малых группах по следующему алгоритму:

1.        Проанализировать задачи № 125, 124, 114, 115, 120, 117 с точки зрения качества организации коллективного воспитания (сборник Кондрашовой Л.В.).

2.        Определите стадии развития коллективов, описанных в задании №2 (Педагогический практикум под ред. Васильевой З.И., с. 26). Свой ответ аргументируйте.

3.        Оцените степень развития собственного коллектива и качество созданного в нем микроклимата при помощи методик:

•        Методика        диагностики        социально-психологического климата коллектива,

•        Тест «Восприятие индивидом группы».

4.        Сформулируйте выводы. Результаты исследований обсудите в группе и используйте в качестве фактического материала на классном часе.

II.        Дискуссия. Вопросы дискуссии.

1.        Как  поднять  вашу группу  на  более  высокую  стадию развития?

2.        Какова роль лидера в становлении коллектива?

3.        Как        вы        оцениваете        эффективность        системы соуправления в ВГППК?

Приложение к практическому занятию №12

1. Методика диагностики социально-психологического климата коллектива.

Предлагаемая методика позволит определить уровень развития и дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции. Опросник может  использоваться  в  учебных  группах,  в  педагогических  и  трудовыхколлективах.

Из  предлагаемого  перечня  ответов  по  каждому  вопросу  выберите  те, которые соответствуют вашему мнению и поставьте у такого ответа знак «+».

1.        Нравится ли вам ваша работа (колледж, вуз)?

а)        очень нравится,

б)        пожалуй, нравится, в)        мне безразлично,

г)        пожалуй, не нравится, д)        очень не нравится

2.        Хотели  бы  вы  перейти  на  другую  работу (в  другой  колледж,  в другую группу, вуз)?

а)        да,

б)        нет,

в)        не знаю

3.        Оцените по пятибалльной шкале степень развития перечисленных ниже качеств у вашего классного руководителя (воспитателя, директора) (5 баллов, если качество развито очень сильно, 1 - совсем не проявляется)

а)        трудолюбие,

б)      общественная активность, в)     профессиональные знания, г)       забота о людях,

д)        требовательность, е)        отзывчивость,

ж)        общительность,

з)        способность разбираться в людях, и) справедливость,

к) доброжелательность

4.        Кто из  членов  вашей  группы/коллектива пользуется  наибольшим уважением. Назовите одну или две фамилии.

5.        Предположим,        что        по        каким-либо        причинам        вывременно        неучитесь/не работаете, вернулись бы вы в свой коллектив?

а)        да,

б)        нет,

в)        не знаю

6.        Отметьте, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?

а)        большинство        членов        нашего        коллектива/группы—        хорошие, симпатичные люди,

б)        в нашем коллективе есть всякие люди,

в) большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные

7.        Считаете  ли  вы,  что  было  бы  хорошо,        если  бы  члены  вашего коллектива жили близко друг от друга?

а)        нет, конечно,

б)        скорее нет, чем да,

в)        не знаю, не задумывался над этим,

г)        скорее да, чем нет,

д)        да, конечно

8.        Выберите вариант для оценки своего коллектива/группы, если цифра «1» характеризует коллектив, который вам очень нравится, а «9» — не нравится совсем.

а) 1

6)2;

в)3;

г) 4;

д)5;

е) 6;

ж) 7;

з) 8;

и) 9.

 9.        а)  Как  вам  кажется,  могли  бы  выдать  полную  характеристику деловых качеств большинства членов вашего коллектива?

-        да

-        пожалуй, да

-        не знаю

-        пожалуй, нет

-        - нет.

б) Как вам кажется, могли бы вы дать полную характеристику личных качеств большинства членов вашего коллектива?

-        да

-        пожалуй, да

-        не знаю

-        пожалуй, нет

-        нет.

10.        Если  бы  у  вас  возникла  возможность  провести  отдых  вместе  с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?

а)        это бы меня вполне устроило; б)        не знаю;

в)        это бы меня совсем не устроило.

11.        Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым/учебным вопросам?

а)        нет;

б)        не могу сказать; в)        да.

12.        Оцените атмосферу вашего коллектива, выбрав одно значение, если цифра « 1 » соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а «9» - атмосфере взаимопонимания и взаимного уважения.

а)1; 6)2; в)3; г) 4; д)5; е)6, ж) 7, з)8, и) 9

13.        Если бы вы по какой-либо причине ушли из коллектива, стремилисьбы вы к встречам?

а)        да, конечно,

б)        скорее да, чем нет,

в)        затрудняюсь ответить, г)        скорее нет, чем да,

д)        нет, конечно

14.        Укажите, в какой степени вы удовлетворены:

а)        состоянием материально-технической базы работы/учебы:

-        полностью удовлетворен;

-        пожалуй, удовлетворен;

-        трудно сказать,

-        пожалуй, не удовлетворен,

-        полностью не удовлетворен,

б)        загруженностью работой/учебной нагрузкой:

-        полностью удовлетворен,

-        пожалуй, удовлетворен,

-        трудно сказать,

-        пожалуй, не удовлетворен,

-        полностью не удовлетворен,

в)        размером зарплаты/стипендии:

-        полностью удовлетворен,

-        пожалуй, удовлетворен;

-        трудно сказать,

-        пожалуй, не удовлетворен,

-        полностью не удовлетворен,

г)        отношениями с преподавателями и руководителем:

-        полностью удовлетворен,

-        пожалуй, удовлетворен;

-        трудно сказать,

-        пожалуй, не удовлетворен,

-        полностью не удовлетворен,

д)        возможностью        заниматься        научной        работой        и        получать дополнительные специализации:

-        полностью удовлетворен,

-        пожалуй, удовлетворен;

-трудно сказать,

-пожалуй, не удовлетворен,

-полностью не удовлетворен,

е) разнообразием и сложностью учебной работы:

-        полностью удовлетворен;

-        пожалуй, удовлетворен;

-        трудно сказать;

-        пожалуй, не удовлетворен;

-        полностью не удовлетворен;

ж) подготовкой в получении специальности:

-        полностью удовлетворен;

-        пожалуй, удовлетворен;

-        трудно сказать;

-        пожалуй, не удовлетворен;

-        полностью не удовлетворен.

15.        Насколько хорошо, по вашему мнению, организована работа/учеба?

а)        очень хорошо;

б)        в общем неплохо, хотя есть возможность улучшения; в)        трудно сказать;

г)        работа/подготовка организована неудовлетворительно; д)        очень плохо.

16.        Можете ли вы сказать, от кого в большей мере зависит успешность вашей подготовки к специальности?

а)        да (в этом случае назовите эти лица);

б)        трудно сказать;

в)        пожалуй, нет;

г)        нет.

17.        Ваш пол:

а) м;

б) ж.

18.Возраст.

19.Сроки обучения/стаж работы.

20.Ваша специализация.

21.Ваше семейное положение.

Обработка результатов. На основании ответов можно дать краткую характеристику коллектива или группы, в которой указывается численность, половой и возрастной состав, специализация, семейное положение, зарплата или стипендия.

Вопросы 6-13 направлены на выявление особенностей отражения сложившихся межличностных отношений с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента. Каждый такой компонент тестируется тремя вопросами: эмоциональный—6, 8, 12; когнитивный—9а, 96, 11; поведенческий—7, 10, 13. Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как +1,0 или -1. Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов на вопросы обобщаются — положительная оценка получается при сочетаниях + + +, + + 0, + + -; отрицательная оценка при сочетаниях ---, --+, --0; неопределенная (противоречивая) оценка при сочетаниях 0 0 0, 0 0 -, 0 0 +. Для каждого компонента в группе подсчитывается средняя оценкаЭ=, где (+) количество положительных ответов, (-) количество отрицательных ответов, п - количество участников опроса. Средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1: от -1 до -0,33 – отрицательныеоценки; от -0,33 до +0, 33 - противоречивые оценки, от +0,33 до +1 - положительные оценки.

2. Тест «Восприятие индивидом группы»

Восприятие индивидом группы представляет собой фон, на котором протекает межличностное восприятие. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы, где в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в деятельности воспринимающего.

Первый «тип» восприятия индивидом группы называют «индивидуалистическим» (И): когда индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении.

Второй тип восприятия индивидом группы называют«прагматическим» (П): когда индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь.

Третий тип восприятия индивидом группы называют «коллективистическим» (К): индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление -внести свой вклад в жизнедеятельность группы.

По каждому пункту надо выбрать только одну альтернативу, наиболее точно выражающую вашу точку зрения.

1 Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

а)        знает больше, чем я;

б)        все вопросы стремится решать сообща;

в)        не        отвлекает        внимание        преподавателя        во        время        занятий.

2.        Лучшими преподавателями являются те, которые:

а)        имеют индивидуальный подход к обучающимся,

б)        создают условия для помощи со стороны других,

в)        создают атмосферу поиска и коллективного обсуждения проблем.

 3.        Я рад, когда мои друзья:

а)        знают больше, чем я, и могут мне помочь;

б)        умеют самостоятельно, не мешая друг другу, добиваться успехов;

в)        помогают другим, когда в них нуждаются.

4.        Больше всего мне нравится, когда в группе:

а)        не надо никому помогать и есть у кого поучиться;

б)        каждый сам по себе уникален и не вмешивается в дела других,

в)        остальные слабее подготовлены, чем я.

5        Мне кажется, что я способен на многое, когда:

а)        я уверен, что получу помощь и поддержку со стороны других,

б)        уверен, что мои усилия будут как-то вознаграждены и отмечены,

в)        предоставляется возможность проявить себя в полезном и важном дел

6        Мне нравится группа, в которой:

а)        каждый заинтересован в улучшении результатов всех,

б)        каждый занят своим делом и не мешает другим,

в)        каждый откликается на помощь и совет, если оказывается в этом

необходимость

7        Я не удовлетворен преподавателями, которые:

а)        создают дух соперничества,

б)        не занимаются увлеченно своей наукой,

в)        создают условия напряжения и жесткого контроля.

8        Я больше удовлетворен жизнью, если:

а)        занимаюсь научной работой или узнаю что-то новое,

б)        общаюсь и отдыхаю;

в)        нужен кому-то и полезен.

9.        Основная роль учебного заведения должна заключаться.

а)        в воспитании гражданина и гармонично развитой личности,

б)        в подготовке человека к самостоятельной жизни и деятельности; в)        в подготовке к общению и совместной деятельности человека

10.        Если в группе возникает проблема, то я:

а)        предпочитаю не вмешиваться,

б)        предпочитаю сам во всем разобраться, не полагаясь на других,

в)        стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы

11.        Я бы лучше учился, если бы преподаватели:

а)        подходили ко мне индивидуально,

б)        создавали условия для оказания помощи;

в)        создавали условия для успеха, условия свободы выбора

12.        Я испытываю плохое состояние, когда:

а)        не добиваюсь успеха в намеченном деле,

б)        чувствую, что не нужен человеку, для меня очень уважаемому или любимому;

в)        тебе в трудную минуту не помогают те, на кого надеялся большевсего

13.        Больше всего я ценю:

а)        успех, в котором есть доля участия моих друзей или родных,

б)        общий успех общих близких и дорогих мне людей, в котором есть и моя заслуга,

в)        свой собственный личный успех.

14.        Я предпочитаю работать:

а)        вместе с товарищами;

б)        самостоятельно,

в)        с ведущими в данной области преподавателями и специалистами.

Обработка результатов. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем пунктам опросника, суммируются для каждого типа восприятия отдельно с учетом предложенного ключа. Результат записывается в виде формулы пИ+лП+мК, где п, л, м - количество набранных баллов соответственно «индивидуалистическому» типу восприятия,«прагматическому» и « коллективистскому».

Ключ для обработки результатов представлен в таблицах.

И

П

К

И

П

К

16

la

8a

26

96

36

10б

10в

10а

46

На

11в

11б

12а

12б

12в

13в

136

13а

14б

14а

14в

Библиографический список

Основная литература:

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб.пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
  2. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики : учеб.пособие для  студ. пед. вузов / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева // Под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 2004. - 272 с.
  3. Основы специальной педагогики и психологии: учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы спец. пед. и психологии) / Трофимова Н.М. [и др.]. - М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2006. - 304 с.
  4. Педагогика [ Электронный ресурс]: электронный учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: КНОРУС, 2009.
  5. Педагогика. Учеб.пособие для студ.пед.вузов и пед.колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.
  6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб. для студентов высших и средних педагогических заведений // Под ред. С.А. Смирнова – М.: Академия, 2001.
  7. Подласый, И.П. Педагогика: в 3-х книгах. Кн.1 Общие основы. Кн.2 Теория и технология обучения. Кн.3 Теория и технология воспитания. Учеб.пособие для студ. вузов. – М.: Владос,2007.
  8. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Академия, 2004. – 368 с.
  9. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2007.- 576 с.
  10. Специальная педагогика: Учеб.пособие / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Ред. Н.М. Назарова. - 3-е изд., испр. - М.: Academia, 2004. - 396 с.

Дополнительная литература:

  1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // Под ред. А.С. Роботовой. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
  2. Дробинская,  А.О.  Школьные  трудности  «нестандартных» детей / А.О. Дробинская . - 2-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2001. - 142 с.
  3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века.: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений // Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512 с.
  4. Профессия – учитель: Учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников // Под ред. А.С. Роботовой. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
  5. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Спец. психология», «Cпец. дошкольная педагогика и психология» // Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - М.: Академия, 2005. - 519 с.
  6. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос-Пресс, 2003.- 352 с.
  7. Электронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты» [Электронный ресурс] // Форма доступа:    http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/index.htm
  8. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] // Форма доступа:http://pedlib.ru/
  9. Педагогика.ру [Электронный ресурс]: сайт для студентов // Форма доступа: http://pedagogy.ru
  10. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии [Электронный ресурс]: курс дистанционного обучения для учителей // Форма доступа:http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html