Рабочая программа ОП 01. Педагогика

Ядыкина Светлана Александровна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена 44.02.01 Дошкольное образование, входящим в состав укрупненной группы 44.00.00 Образование и педагогические науки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_do.docx98.17 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Воронежский государственный профессионально - педагогический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 01 ПЕДАГОГИКА

Воронеж, 2019 год

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена 44.02.01 Дошкольное образование, входящим в состав укрупненной группы 44.00.00 Образование и педагогические науки

Организация–разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области  «Воронежский государственный профессионально - педагогический колледж»

Разработчик: Самусева Г.В.,к.п.н., Ядыкина С.А., преподаватель государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж».

РАССМОТРЕНО на заседании цикловой методической комиссией профессионального цикла отделения «Технологий и педагогических наук».

Протокол №   1   от  3.09.2019   /_______________/ Алейникова М.И.

Заместитель директора по учебной работе___________________ Демченко С.П.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ПЕДАГОГИКА

1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена 44.02.01 Дошкольное образование, входящим в состав укрупненной группы 44.00.00 Образование и педагогические науки.

1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.

Учебная дисциплина входит в профессиональный учебный цикл программы подготовки специалистов среднего звена.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающиеся

должен уметь:

  • определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
  • анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
  • находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
  • ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования

- ориентироваться в современных требованиях к профессиональной деятельности воспитателя детей дошкольного возраста (вариативная часть);

- планировать работу по развитию профессионально значимых личностных качеств (вариативная часть)

должен знать:

  • взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
  • значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;
  • принципы обучения и воспитания;
  • особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных организаций, на различных уровнях образования;
  • формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
  • психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
  • понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
  • особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
  • средства контроля и оценки качества образования;
  • психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.

- источники возникновения и развития педагогической теории и

педагогической профессии (вариативная часть);

- нормативно-правовые документы в сфере образования (вариативная часть);

- особенности профессиональной деятельности воспитателя детей дошкольного возраста (вариативная часть);

- общие и профессиональные компетенции воспитателя детей дошкольного возраста (вариативная часть).

Должен освоить общие и профессиональные компетенции (ОК и ПК):

OК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК-3.1.: Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузка - 135 часов, (в т.ч. 24 часа вариативная часть) в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка – 90 (пр.ч. 6) часов (в т.ч. 16 часов вариативная часть), в том числе:

- курсовое проектирование – 14 часов

- самостоятельная работа - 45 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

135

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

в том числе:

лабораторные работы

-

практические занятия

6

контрольные работы

-

курсовой проект

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

45

в том числе:

  1. Составление схем, конспектирование на предложенные темы
  2. подготовка сообщений и видео материалов, подбор литературы;
  3. решение ситуаций, задач, подбор методов исследования
  4. -  разработка внеклассного мероприятия;

12

16

11

6

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета,экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Педагогика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Теоретические основы педагогики - 12ч + СРС – 12 ч

Тема 1.1.

Педагогика как наука. Предмет и задачи ее исследования.

Содержание учебного материала

2

1

Возникновение педагогического опыта и педагогики как науки

2

2

Педагогика как наука о воспитании, образовании, как область гуманитарного знания. Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук, ее связь с философией, социологией, психологией, физиологией и др. Выделение педагогики в отдельную отрасль знания, ее виднейшие деятели.

2

3

Объект и предмет педагогики, важнейшие проблемы ее исследования. Структура пед. науки, система пед. наук.

2

4

Функции пед. науки, ее задачи. Соотношение пед. теории и практики.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

2

1.Составить схему по вопросу: «Функции педагогической науки, ее задачи».

2. Составить конспект на тему «Соотношение педагогической теории и практики».

Тема 1.2.

Методология педагогики. Организация педагогического исследования

Содержание учебного материала

2

1

Понятие о методологии педагогики

2

2

Организация педагогического исследования

2

3

Понятие о методе научно- педагогического исследования. Принципы отбора методов исследования.  Традиционные и заимствованные методы.

2

4

Характеристика и сравнительный анализ основных методов научно-исследовательской деятельности.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

3

1

Подготовить реферативное сообщение по теме «Развитие методологии педагогики»

Тема 1.3.

Основные педагогические категории

Содержание учебного материала

2

1

 Педагогика- наука о специфической деятельности человека в системе «человек-человек»

2

2

Основные педагогические категории и факторы развития воспитания, образования обучения

2

3

Типы воспитательных отношений

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-

Тема 1.4.

Взаимосвязь педагогической науки и практики, современные проблемы образования, тенденции их развития, реформирование

Содержание учебного материала

2

1

Система специфических понятий профессиональной педагогики.

2

2

История становления и развития общего и профессионального образования в России и за рубежом

2

3

Проблемы современного образования, тенденции его развития и направления реформирования

2

4

Инновационные образовательные процессы.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

3

1

Подготовить реферативное сообщение по теме «История отечественной и зарубежной педагогики».

Тема 1.5.

Развитие личности и образование

Содержание учебного материала

2

1

Ребенок – субъект образовательного пространства. Особенности процесса формирования человеческой личности.

2

2

Факторы развития личности. Наследственность и развитие. Влияние среды на развитие личности.

2

3

Воспитание и формирование личности

2

4

Роль обучения в развитии личности. Деятельность как фактор развития. Целостность личности, ее активность. Черты личности.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

2

2

1

2

Составить схему «Факторы развития личности»

Составить конспект по предложенным вопросам: Роль обучения в развитии личности. Деятельность как фактор развития. Целостность личности, ее активность. Черты личности.

Тема 1.6.

Целостный педагогический процесс. Особенности педагогического процесса в образовательных учреждениях СПО

Содержание учебного материала

2

1

Понятие и сущность педагогического процесса.

2

2

Структура и логика педагогического процесса.

2

3

Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

Раздел 2. Дидактика-30ч +СРС -15ч

Тема 2.1

Общее понятие о дидактике, ее предмете и задачах

Содержание учебного материала

2

1

Общее понятие о дидактике. Развитие представления о дидактике как науке.

2

2

Предмет, объект, категории и понятия дидактики.

2

3

Общее понятие об основных дидактических теориях, концепциях и системах.

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.2

Процесс обучения как целостная система, его сущность, характеристика, функции

Содержание учебного материала

2

1

Процесс обучения как единство преподавания и учения

2

2

Характеристика процесса обучения как целостной системы.

2

3

Целостность, системность и комплексность учебного процесса. Циклы учебного процесса.

2

4

Функции обучения: образовательная, развивающая, воспитательная

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.3

Принципы, законы, закономерности процесса обучения

Содержание учебного материала

4

1

Законы обучения.

2

2

Закономерности обучения.

2

3

Принципы обучения.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.4.

Содержание образования, его сущность, принципы.

Содержание учебного материала

2

1

Общее понятие о содержании образования. Сущность содержания профессионального образования. Концепции содержания образования.

2

2

Образовательные стандарты и базисный учебный план.

2

3

Образовательные программы и учебники.

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия 

Принципы организации процесса обучения

2-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.5

Методы обучения

Содержание учебного материала

6

1

Понятие и сущность методов, приемов обучения.  История развития методов обучения

1

2

Классификация методов по источнику получения знаний.

2

3

Классификация методов по характеру познавательной деятельности (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер)

2

4

Характеристика основных групп методов обучения.

1

5

Специфика применения методов обучения в зависимости от характера познания, направленности ведущей деятельности, уровня развития познавательных процессов обучающихся

2

6

Методы обучения, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность студентов

2

7

Педагогические и организационно-методические основания условий выбора педагогом методов обучения

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

1

Анализ и применение методов обучения в процессе повышения эффективности педагогической деятельности

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

3

3

1

2

Подготовить сообщение, видеоматериал по теме «Активные методы обучения»

Проанализировать педагогические ситуации

Тема 2.6

Средства обучения и активизации познавательной деятельности обучающихся

Содержание учебного материала

2

1

Сущность педагогическихсредств.

1

2

Классификация и характеристика средств обучения.

2

3

Выбор средств обучения с учетом их педагогических возможностей.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Подготовить сообщение, видеоматериал

 «Мультимедийные средства обучения»

Тема 2.7

Формы организации учебного процесса

Содержание учебного материала

2

1

Понятие «форма обучения». Классификация форм обучения

2

2

Формы теоретической подготовки. Формы практической подготовки, формы контроля

2

3

Проектирование организационных форм профессионального обучения и воспитания.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Подготовка сообщения, видеоматериала «Дистанционное обучение».

Тема 2.8

Урок – основная форма организации обучения.

Содержание учебного материала

4

1

Понятие урока. Сущность и назначение урока. Функции урока.

2

2

Типология уроков (Махмутов М.И.):

уроки изучения нового материала;

уроки совершенствования ЗУН;

уроки обобщения и систематизации;

комбинированные уроки;

уроки контроля и коррекции ЗУН.

2

3

Структура урока и формы организации учебной деятельности на нем.

Элементы урока, дидактическая структура и методическая подструктура урока. Проектирование урока: постановка цели, выбор методов и средств, определение способа деятельности. Достоинства и недостатки уроков.

2

4

Виды уроков теоретического обучения.

Виды уроков профессионального обучения:

2

5

Формы проектирования урока.

3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

1

Анализ урока

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.9.

Особенности содержания и организации профессиональной подготовки

Содержание учебного материала

2

1

Сущность компетентностного подхода и принципы его реализации в профессиональном образовании.

2

2

Понятие «технологии обучения». Классификация и сущность современных технологий обучения и условия их реализации.

2

3

Выбор технологий обучения.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа по разделу «Дидактика»

-

Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Подготовить сообщения, видеоматериал на тему  «Инновационная деятельность в образовании»

Раздел 3.Теория воспитания – 24ч + СРС – 12ч

Тема 3.1

Воспитание как социокультурный   и педагогический процесс.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие о воспитании. Виды воспитания.

2

2

Социальная сущность воспитания, ее социальные функции.

1

3

Движущие силы воспитания

1

4

Цели и задачи воспитания в современных условиях

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

2

Составить таблицу « Виды воспитания»

Составить конспект «Движущие силы воспитания»

Тема 3.2

Общие закономерности и принципы воспитания

Содержание учебного материала

4

1

Понятие о закономерностях воспитания

1

2

Характеристика закономерностей воспитательного процесса.

2

3

Понятие о принципах воспитания.

2

4

Характеристика принципов воспитания.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.3

Содержание воспитательного процесса

Содержание учебного материала

2

1

Содержание воспитательного процесса.

2

2

Характеристика содержания воспитания с точки зрения ценностного отношения.

2

3

Физическое, эстетическое, трудовое и профессиональное, умственное и нравственное воспитание.

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Разработка внеклассных мероприятий по физическому, эстетическому, трудовому, профессиональному, умственному или нравственному воспитанию студентов колледжа

Тема 3.4.

Воспитание личности в коллективе

Содержание учебного материала

4

1

Формирование личности в коллективе – ведущая идея гуманистической педагогики. Взаимосвязь индивидуального и коллективного в развитии личности

2

2

Виды групп. Психологический климат в группе

2

3.

Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива. Учение А.С.Макаренко о коллективе.

2

4

Деятельность педагога по формированию коллектива: предъявление единых требований, развитие традиций, постановка перспектив, создание актива, формирование здорового общественного мнения.

Условия развития коллектива, его специфика в разные периоды онтогенеза. Самоуправление, соуправление в коллективе.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

 Анализ уровня развития коллектива группы

2-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

3

1

2

Подобрать методы изучения коллектива

Составить конспект на тему: «Деятельность педагога по формированию коллектива»

Тема 3.5

Общие методы воспитания

Содержание учебного материала

6

1

Понятие метода  и приема воспитания

1

2

Классификация методов воспитания

2

3

Методы формирования сознания

2

4

Методы организации деятельности

2

5

Методы стимулирования

2

6

Приемы педагогического воздействия, педагогические условия предупреждения и коррекции социальной дезадаптации

2

7

Педагогические условия выбора и эффективного использования методов и приемов воспитания

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

1

Анализ и применение методов воспитательной деятельности.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.6

Технология воспитания

Содержание учебного материала

2

1

Средства воспитания. Выбор средств воспитания.  Функции средств воспитания. Требования к средствам воспитания. Классификация средств воспитания.

2

2

Формы воспитания.

Условия поиска формы.

Классификация форм воспитательной работы:

2

3

Отбор форм, методов и средств воспитания с учетом их педагогических возможностей.

2

4

Сочетание средств и форм  воспитания.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Составить конспект: «Основные требования к отбору форм, методов и средств воспитания»

Тема 3.7

Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания

Содержание учебного материала

2

1

Сущность педагогического сопровождения, его цели, задачи, формы и методы

2

2

Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации  и индивидуализации обучения и воспитания.

2

3

Приемы привлечения обучающихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

     Тема 3.8

Особенности работы с одаренными обучающимися,  с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением

Содержание учебного материала

2

1

Основные категории детей с особыми образовательными потребностями.

2

2

Особенности педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, девиантным поведением, одаренными детей.

2

3

Педагогические условия предупреждения и коррекции  социальной дезадаптацииобучающихся.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Отобрать методы диагностики одаренных детей дошкольного возраста

Раздел 4.Управление профессиональным образованием - 10ч + СРС – 6ч

Тема 4.1

Основы управления профессиональным учебным заведением

Содержание учебного материала

2

1

Сущность, функции, принципы, методы, стили и формы управления учреждением профессионального образования.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Составить творческое эссе «Индивидуально-личностные качества руководителя образовательного учреждения»

Тема 4.2

Управление качеством образования

Содержание учебного материала

2

1

Состояние, основные принципы и подходы к повышению качества подготовки специалистов. Параметры качества образования.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Решение задач

2

Тема 4.3

Средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

Содержание учебного материала

2

1

Сущность контроля как функции управления. Цели, задачи и методы контроля. Сущность и классификация средств контроля и оценки качества образования.

2

2

Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

2

3

Современные требования к организации контроля. Педагогический анализ как основа эффективного контроля.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Подбор и решение задач на определение успеваемости

Обязательная аудиторная нагрузка

Максимальная нагрузка

90

135


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация  программы  дисциплины  требует  наличия  учебного  кабинета «Общей и профессиональной педагогики».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебных пособий «Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах»;
  • подборка видеофрагментов уроков и внеурочных мероприятий;
  • комплект мультимедийных презентаций к урокам.

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением;
  • мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах ответах: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /В.И. Загвязинский. – М.: Издательский цент «Академия», 2006. – 160 с.

2. Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2007. – 320 с.

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Процесс воспитания. – 256 с.: ил.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательсктй центр «Академия», 2000. – 512 с.

Электронные ресурсы:

1. Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2 книгах. Книга 1 : учебник для академического бакалавриата / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 404 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01919-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434417

2. Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Том 2. Практическая педагогика в 2 книгах. Книга 1 : учебник для среднего профессионального образования / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 491 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10251-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442464

3. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 2. XX - XXI века : учебник для среднего профессионального образования / А. Н. Джуринский. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 282 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10247-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442460 (дата обращения: 16.01.2020). Педагогика [ Электронный ресурс]: электронный учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: КНОРУС, 2009.

4. Электронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты» [Электронный ресурс] // Форма доступа: http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/index.htm

5. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] // Форма доступа:http://pedlib.ru/

6. Педагогика.ру [Электронный ресурс]: сайт для студентов // Форма доступа: http://pedagogy.ru

7. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии [Электронный ресурс]: курс дистанционного обучения для учителей // Форма доступа:http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html

Дополнительная литература:

1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // Под ред. А.С. Роботовой. – М.: Академия, 2002. – 208 с.

2. Дробинская, А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей / А.О. Дробинская . - 2-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2001. - 142 с.

3.3. Использование активных и (или) интерактивных форм занятий.

В процессе преподавания предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения занятий (удельный вес занятий составляет не менее 20% аудиторных занятий): сюжетно-ролевые игры, работа в малых группах, учебные дискуссии, анализ конкретных ситуаций и др.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина изучается в течение двух семестров. Согласно учебному плану, промежуточной формой аттестации студентов в первом семестре является дифференцированный зачет, который выставляется по результатам оценки КОС по дисциплине. Основными контрольно-оценочными средствами результатов обучения по дисциплине являются: практическая работа, тест, реферативное сообщение, эмпирическое исследование. Во втором семестре формой промежуточной аттестации является экзамен.

Результаты усвоения общих и профессиональных компетенций, знаний и умений учебной дисциплины

Общие и профессиональные компетенции

Предметы оценивания

Контрольно-оценочные средства обучения

Умения:

ОК-3: Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК-7: Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

Определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания

Практическая работа

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

Анализировать  педагогическую  деятельность, педагогические факты и явления

Практическая работа

ОК-2: Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

Находить        и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических        проблем, повышения эффективности педагогической деятельности

Практическая работа

ОК-8: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования

Практическая работа

Знания:

ОК-9: Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития

Реферативное сообщение

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

Значение и логика целеполагания в обучении и педагогической деятельности

Принципы обучения и воспитания

Разработка конспекта мероприятий

Самостоятельная работа

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных организаций, на различных уровнях образования;

Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения

Практическая работа

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания

Самостоятельная работа

ПК-3.1.: Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения

Средства контроля и оценки качества образования;

Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

Составление конспектов мероприятий классной и внеклассной работы

ПК-2.4.: Осуществлять педагогическую поддержку формирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ.

Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания

Подбор методов

Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации

Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику

Решение педагогических задач, анализ уроков

Особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением

Подбор методов диагностики одаренных детей

ОК-1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК-10: Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни  и здоровья обучающихся.

ОК-11: Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

Педагогическое наблюдение в ходе занятий теоретического и практического обучения